Конспект урока по окружающему миру "Будь природе другом!
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Прокопова Ольга Викторовна

Конспект урока по окружающему миру "Будь природе другом! Программа Школа России 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_bud_prirode_drugom.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Прокопова О.В. МКОУ Брединская СОШ №1, учитель начальных классов

Предмет:  

Окружающий мир

Класс 

2

Урок

№23

Тема урока

Будь природе другом!

Тип урока

урок усвоения нового материала

Цели

Определить влияние деятельности человека на природу. Сформулировать правила поведения в природе. Сформировать желание беречь и защищать природу.

Основное содержание темы

Термины и понятия

Природа, экология, экологические правила, Красная книга.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

-испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, за сохранение взаимосвязей в природе;

-понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-извлекать и перерабатывать информацию из текста, составлять рассказ при работе в группе;

-моделировать правила с помощью условных знаков;

- соотносить свои представления с новой информацией;

-делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

-называть причины исчезновения животных и растений, рассказывать о мерах по их охране;

-приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу;

-называть факторы, угрожающие живой природе;

-знать правила поведения в природе.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Технология

Изо

Информационный материал:

учебник «Окружающий мир» для 2 – го класса, ч.1, рабочая тетрадь № 1, методическое пособие для учителя.

Демонстрационный материал:

 презентация, разноцветный мешочек, рюкзак, мультфильмы «Фиксики. Фиксики- советы. Береги природу», «Про Эколят- молодых защитников природы»,

Интерактивный материал:

Фотографии растений и животных нашего района, карточки с текстом «Поездка в лес».

Фронтальная;

индивидуальная -

парная -

групповая -

Структура  урока

Этапы урока

Задачи

Методы обучения

ФОПД

Формы контроля

1.Организационный этап.

подготовка учащихся к предстоящей работе на уроке.

Метод мотивации

фронтальная

2.Этап проверки домашнего задания.

выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся по теме

Интерактивные методы

Эвристический метод

Приём «Нестандартный вход в урок»

Приём «Шаг за шагом»

групповая

фронтальная

устный опрос

3.Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

создание ситуации противоречия и формулировка проблемы

создание условий для формулирования детьми цели урока

Активные методы

Индуктивный  метод- проблемные задания

Приём «Необъявленная тема»

фронтальная

самоконтроль

устный опрос

4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

Интерактивные методы

Представление основного материала в словесной, знаково – символической форме.

Приём по самопознанию «Минута тишины»

групповая

устный опрос

взаимопроверка

полилог- коллективное обсуждение

5.Этап первичной проверки понимания изученного.

осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Эвристический метод

Приём «Игровая цель»

фронтальная

устный опрос

6.Этап закрепления изученного.

закрепление новых знаний и умений

Интерактивные методы

Наглядные методы

парная

фронтальный опрос

7.Этап применения изученного.

применение новых знаний и умений

Практические методы- самостоятельная работа

индивидуальная

самоконтроль

письменный опрос

8.Этап обобщения и систематизации.

обобщение и закрепление полученных знаний.

Интерактивные методы

Приём «Зигзаг»

групповая

фронтальный опрос

9.Этап контроля и самоконтроля.

выявление пробелов в знаниях.

Методы контроля и самоконтроля

Приём «Лови ошибку»

парная

взаимопроверка

полилог- коллективное обсуждение

10.Этап коррекции.

коррекция пробелов в знаниях.

Приём «Хочу спросить»

фронтальная

фронтальный опрос

11.Этап информации о домашнем задании.

обеспечение понимания и осмысления учащимися  содержания и способа выполнения домашнего задания

Метод создания ситуации успеха

фронтальная

фронтальный опрос

12.Этап подведения итогов занятия.

проверка достижений собственных целей, обобщение и выводы

Словесные методы- беседа

Приём «Рюкзак»

фронтальная

фронтальный опрос

13.Этап рефлексии.

оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

фронтальная

фронтальный опрос

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.

-Возьмитесь за руки и повторяйте за мной:  

Мы - дружные!

Мы - умные!

Мы - смелые!

Мы отлично учимся

Всё у нас получится!

Ученики здороваются и занимают свои места.

Настраиваются на урок.

Коммуникативные УУД: 

-учатся слушать и понимать учителя.
Личностные: формирование умения организовать свою деятельность.

Регулятивные: способность к самоорганизации.

2.Этап проверки домашнего задания.

До начала урока учитель на отдельный стол ставить разноцветный мешочек.

-Вы, наверное, обратили внимание на необычный предмет.

Подойдите к столу. Как вы думаете, что там находится. Вы можете поднять  мешочек, потрогать руками.

-Кто догадался?

А как вы думаете, какая?

-Давайте проверим.

Приём «Шаг за шагом»

Кто из вас назовёт термины, явления, понятия, высказывания про Красную книгу.

-Молодцы. Займите свои места.

Подходят.

Там находится книга.

Красная книга.

Ученики, шагая к своим партам, на каждый шаг называют слова.

Личностные УУД: формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности.

Познавательные УУД:  установление причинно- следственных связей. Анализ и классификация объектов.

3.Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

-Как мы можем назвать одним словом: солнце, воздух, вода, растения, животные, человек- всё это …

Сейчас послушайте песню Клары Румяновой и скажите, о ком эта песня?

Мы выделили два слова природа и друг. Давайте сформулируем тему нашего урока?

-Кому из вас известно, какая наука изучает взаимодействие человека с природой?

-Да, эта наука – экология. Её название образовалось из двух греческих слов: «эко»- дом и «логос» - наука. Поэтому  модно сказать, что экология- это наука о нашем общем доме, имя которому – планета Земля.

Давайте поставим цель урока.

-Продолжите фразу

- что мы должны узнать в ходе урока?

- чему научимся?

Проверим  себя. Откройте учебник на с.92 и прочитайте.

Чему ещё мы научимся? 

Природа

О друге

Будь природе другом.

Экология.

Мы узнаем (какие поступки людей разрушают природу?)

Мы научимся (защищать природу)

Читать и рисовать экологические знаки.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения, того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Личностные УУД: понимать свою роль в деле охраны окружающей среды.

Коммуникативные УУД:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

4.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

-Ребята, вы любите путешествовать?

Я приглашаю вас совершить самое необыкновенное путешествие. А для этого сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте себе, что вы в самом красивейшем уголке природы. Вокруг обворожительно зелёный лес, гуляют лесные звери. Они с удовольствием принимают нас у себя в гостях (пауза). Подышите свежим воздухом Матушки- Природы (пауза). Сделайте глубокий вдох и выдох (пауза). Зарядитесь доброй энергией (пауза). Медленно откроем глаза.

Какие чувства пробудила в вас прогулка на природе?

-Мы были в гостях у природы. А как нужно вести себя в гостях?

-Да, есть правила поведения.

Но иногда человек не всегда выполняет правила друзей природы.

Послушайте одно выражение и назовите правило друзей.

«Один человек  оставляет за собой след, 100 человек – тропу, а 1000 человек – пустыню».

-Молодцы.

-Мы с вами назвали первое экологическое правило.

У каждого правила есть свой знак. Внимательно рассмотрите схему.

Какой формы эти знаки?

Физкультминутка

Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

- Сейчас поработаем в группах.

Давайте вспомним о правилах работы в парах или группе.

Первая группа смотрит мультфильм про Эколят- молодых защитников природы.

Вторая группа мультфильм Фиксики. Фикси- советы. Береги природу.

После просмотра вам нужно назвать правила друзей природы и раскрасить соответствующие экологические знаки.

После работы  давайте заслушаем  сообщения 1 и 2 группы.

-Молодцы.

Да

Чувства радости, красоты…

Не рвать цветы, не ловить бабочек…

Не будем топтать лесные полянки, передвигаться нужно по тропинкам.

Круглая форма

Называют правила

1.Говорим по очереди, не перебивая друг друга;

2.Внимательно слушаем;

3.Четко высказываем свое мнение;

4. Уважаем мнение собеседника.

1гр.

– не будем срывать цветы

-не будем мусорить

- не будем разводить огонь..

2гр.

-не будем ломать ветки деревьев

-не будем загрязнять воду..

Личностные УУД: Проявляют интерес и понимают, что к природе нужно относится бережно.
Регулятивные УУД: Осознают и принимают проблему «Как защитить природу от жестокости и равнодушия?»
Предметные УУД: Узнают что нужно делать, чтобы защитить природу.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

5.Этап первичной проверки понимания изученного.

-Давайте поиграем в игру «Мы гуляем по лесу»

Я вам называю действия, а вы на правильные поднимаете руки вверх, а на неправильные шагаете на месте.

Если я приду в лесок, то сорву ромашку

Если я конфетку съем, то заберу с собой бумажку

Если я найду гнездо, то покормлю птенца

Буду беречь каждое дерево, веточку, цветочек.

-

+

-

+

Предметные УУД: знать правила поведения в природе.

Личностные УУД:. испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, за сохранение взаимосвязей в природе.

6.Этап закрепления изученного.

-Ребята, почему многие растения и животные встречаются всё реже?

Приведите примеры растений и животных.

А растения и животные нашего края?

- Я предлагаю ваши ответы оформить в виде проекта, продуктом которого станет  Красная книга Брединского района. Обложка книги есть, а все страницы в ней пустые. Нам нужно это исправить. Поработаем в парах.

На столах лежат конверты. Там находятся кусочки фотографий животных и растений нашего района. Вам нужно привести их в порядок и внести в нашу Красную книгу.

Зубр, лотос, женьшень…

Красная книга Брединского района (степная пищуха, водяная ночница, лён многолетний…)

Предметные УУД: приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу

7.Этап применения изученного.

Физкультминутка

Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

-Каковы основные причины сокращения численности растений и животных?

Какие правила друзей природы мы должны соблюдать?

-Давайте откроем рабочую тетрадь на с.62. Самостоятельно выполните 1 и 2 задание.

Проведём взаимопроверку.

Какие ещё правила вы можете предложить?

Выполняют задания.

Коммуникативные УУД:

- умение работать самостоятельно.
- оценивать работу свою и товарищей
Познавательные УУД: 
- самостоятельное решения проблем

поискового характера.

Регулятивные УУД:

-формирование умения принимать и сохранять

цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности.

8.Этап обобщения и систематизации.

-Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относится к природе, чтобы не навредить ей.

-Откройте учебник на с.94-95.

1 группа изучает материал на с.94, а вторая группа на с. 95

Выслушаем лидеров каждой группы.

-Кто из мальчиков вам больше понравился?

-Почему у кузнечика были печальные глаза?

-Только ли нужно беречь и охранять животных, которые входят в Красную книгу?

Открывают

Читают

Рассказывают о прочитанном

Первый мальчик.

Он испугался

Нужно бережно относится ко всем животным и защищать их

Предметные УУД: называть факторы, угрожающие живой природе.

Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение и позицию

9.Этап контроля и самоконтроля.

- Правильно. У вас на партах  лежат тексты. Вам нужно прочитать текст и найти ошибки, допущенные детьми на прогулке, и обоснуйте свои ответы. 

Поездка в лес

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.

«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».

Читают текст.

Находят ошибки.

Предметные УУД: называть причины исчезновения животных и растений, рассказывать о мерах по их охране.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

10.Этап коррекции.

-Кому было трудно выполнять задание?

У кого остались вопросы по теме урока, вы можете сказать «Хочу спросить….»

Хочу спросить…

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы

Предметные УУД: знать правила поведения в природе.

11.Этап информации о домашнем задании.

-Я предлагаю вам на выбор  домашнее задание 3 уровней.

Можно работать в паре, в группе.

1 уровень – создать буклет на тему «Будь природе другом!»

2 уровень - продолжить работу над проектом  «Красная книга Брединского района» подготовить сообщение, презентацию, фильм.

3 уровень – творческое представление темы: «Я- защитник природы».

Записывают домашнее задание

Регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит закреплению, осознание качества и уровня усвоения.

12.Этап подведения итогов занятия.

 Вспомните, какие цели мы ставили  в начале уроке? 

- продолжите фразу. 

Мы узнали -  какие поступки людей разрушают природу?

Мы научились -  защищать природу.

                            читать и рисовать экологические знаки.

-У меня в руках рюкзак. Мы будем передавать его друг другу рассказывать о своих успехах на уроке. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».

Оценивание

Мы узнаем…

Мы научимся ….

-я научился составлять экологические знаки

-я разобрался в новой теме

-я запомнил правила друзей

Регулятивные УУД: учатся взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, адекватно оценивать свою деятельность.

Личностные УУД:

- умение оценивать собственную учебную

деятельность: свои достижения, степень

самостоятельности, инициативности, причины

неудач.

13.Этап рефлексии.

-Представьте, что у вас в руках чашка. Мысленно наполните её своим любимым напитком. Постарайтесь представить рядом с вашей чашкой чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом ещё пустая чашка и ещё, ещё. Отливайте из своей чашки в пустые. Не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. Она снова полна до краёв. Что же случилось? Твоя чашка особенная. Она наполнена твоей добротой. Мы можем отливать из неё, а она всегда будет полной. Ведь чем больше мы отдаём, тем больше получаем взамен.

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Личностные УУД:

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.

"Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...

конспект урока по окружающему миру "Природа и мы"

конспект урока по окружающему миру "Природа и мы"...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Красная книга. Будь природе другом!

УМК "Школа Росии". Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему: Красная книга. Будь природе другом! На уроке использован региональный компонент по Тульской области....

Конспект урока по окружающему миру "Природа России"

Иметь первоначальное представление о разнообразии природы России;совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материал учебника;написать, в каких местах России уже удалось, а в как...

Конспект урока по окружающему миру "Природа в опасности! Охрана природы"

Конспект урока окружающего мира "Природа в опасности! Охрана природы"   Школа России 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Природа. Ценность природы для людей."

Учащиеся познакомятся с разнооб­разием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся договар...

Конспект урока по окружающему миру "Природа. Разнообразие природы"

Конспект урока по окружающему миру "Природа. Разнообразие природы."...