Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Красная книга. Будь природе другом!
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Зайцева Вероника Петровна

УМК "Школа Росии". Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему: Красная книга. Будь природе другом! На уроке использован региональный компонент по Тульской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._krasnaya_kniga.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Тёплое» Тульской области»

учитель начальных классов Зайцева Вероника Петровна

Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема: Красная книга. Будь природе другом!

Цели: 

 образовательная: познакомить детей с Красной книгой РФ, с Красной книгой Тульской области; некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги;  

развивающая: развитие познавательного интереса к изучению природы и её охране, кругозора учащихся;

воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.

Оборудование: мультимедиа-установка, экран, ноутбук.

Х о д   у р о к а.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся …… ,а с чем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:              Не куст, а с листочками,

                                       Не рубашка, а сшита,

                                       Не человек, а рассказывает.

      Дети: книга.

      Учитель: Да, это книга, но она не совсем обычная, а какая, мы узнаем после проверки домашнего задания.

  1. Проверка домашнего задания (тест).

      Слайды  2-5. Комнатные растения.

      Слайды 6-9. Животные живого уголка.

      Слайды 10-13. Про кошек и собак.

 

  1. Изучение нового материала.

Учитель: О какой же книге мы будем сегодня говорить? Это мы узнаем, разгадав кроссворд.

Слайд 14-15.

г

ё

у

ж

ж

с

и

у

б

е

з

д

к

р

а

с

н

а

я

а

б

о

и

я

т

в

о

в

ц

ц

е

л

ч

а

а

л

и

к

а

  1. Вот иголки и булавки,

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(ёжик)

  1. Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(журавли)

  1. Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(бабочка)

  1. Днем спит, ночью летит,

Пищу добывает, всех пугает.

 (сова)

  1. Полосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бежать она не может.

(гусеница)

  1. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(заяц)

  1. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(дятел)

Дети: красная

Слайд 16. Красная книга России.

Учитель: Кто знает, что это за книга? Что в этой книге? О чем она? (0тветы детей) Вот о чем она, почему красная и что означает этот цвет нам и надо с вами выяснить.

Работа по учебнику.

Откройте свои учебники на стр.86-87. Внимательно посмотрите на картинки. Знакомы ли вам эти растения и животные. Давайте прочитаем текст.

Вопросы к тексту:

- О какой книге говорится в тексте? О чем она? Почему красного цвета? К чему призывает этот цвет? Почему две книги?

- Прочтите названия растений в учебнике (венерин башмачок, лотос, женьшень) и животных (дровосек реликтовый, белый журавль (стерх), зубр).

Слайд 17-18.

- Это лишь некоторые растения и животные, которые внесены в Красную книгу.  

Рассказ о Красной книге.

Красным книгам принадлежит особое место – ведь они содержат сведения о тех видах, которые стали редкими и которым грозит опасность исчезновения. Красный цвет  - сигнал тревоги, надвигающейся опасности. В зависимости от того, насколько стали редкими или уже исчезают животные, их относят к одной из шести категорий, соответствующей его статусу по степени угрозы уничтожения. Существует шесть категорий статуса:

Слайд 19.

  1. 0 — вероятно исчезнувшие. Таксоны и популяции, известные ранее с территории (или акватории) Российской Федерации и нахождение которых в природе не подтверждено (для беспозвоночных — в последние 100 лет, для позвоночных животных — в последние 50 лет).
  2. 1 — находящиеся под угрозой исчезновения. Таксоны и популяции, численность особей которых уменьшилась до критического уровня таким образом, что в ближайшее время они могут исчезнуть.
  3. 2 — сокращающиеся в численности. Таксоны и популяции с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии факторов, снижающих численность, могут в короткие сроки попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения.
  4. 3 — редкие. Таксоны и популяции, которые имеют малую численность и распространены на ограниченной территории (или акватории) или спорадически распространены на значительных территориях (акваториях).
  5. 4 — неопределённые по статусу. Таксоны и популяции, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет, либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий.
  6. 5 — восстанавливаемые и восстанавливающиеся. Таксоны и популяции, численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться и приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в срочных мерах по сохранению и восстановлению.

- К сожалению, дети, то, что создавалось природой долгое время, современный человек может уничтожить очень быстро, а вернуть исчезнувших животных мы не можем.

Кто скажет, почему они исчезают? (ответы)

- А связано это с тем, что люди из-за вкусного мяса, из-за красивого меха убивают многих животных. Очень много видов птиц погибли только потому, что их перья стали украшением дамских шляпок.

Также главная причина исчезновения животных – это разрушение их мест обитания, т.е. разрушение их дома.

Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, они начинают разбегаться, и даже могут не успеть вывести детенышей.

Также в реки попадают вредные отходы и рыба гибнет.

Наблюдали ли вы такую ситуацию в наших водоемах? (ответы)

- Люди приносят вред даже неосознавая этого. Вот, например, растение, которое в ваших учебниках под цифрой 2. Как оно называется?

Дети: лотос.

Слайд 20. Лотос.

- Это лотос ореховый, или как его называют индийский! Лотос – замечательное растение, растет в воде, стебли переходят в корневища, а на поверхности воды огромные листья. Когда лотос цветет, то раскрываются крупные розовые цветки.

Жители, где растет это растение, собирали в больших количествах орешки лотоса, употребляя их как семечки. Корневища заготавливались для откорма домашних животных. Это привело к уменьшению численности этого растения. И только внесение в Красную книгу лотоса, помогло его сохранить.

Работа по учебнику (с.88-89)

Прочитайте тексты на стр. 88-89 «Венерин башмачок» и «Зубр».

Что интересного вы узнали? (ответы)

Работа в тетради (с.16-17)

Выполните задания 1,2 на с.16-17.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

 

- А знаете, в нашей области тоже есть животные и растении, которым требуется защита. Кто может сказать, какие животные живут в нашей области. (ответы детей)

Слайд 21. Животные Тульской области.

Животные Тульской области: еж, крот, светлый хорь, горностай, ласка, выдра, лось, заяц-русак, заяц-беляк, лиса, волк, олень, суслик, мышь, белка, кабан, косуля, куница и др.

Слайд 22. Редкие, внесенные в Красную книгу Тульской области.

Редкие: горностай, европейская норка, лебедь шипун, серая утка, филин и др. (http://redbookto.narod.ru/avis.htm)

Слайд 23. Исчезли: бурый медведь, рысь, выхухоль, сурок-байбак.

Слайд 24. Растения Тульской области.

Растения Тульской области: деревья - береза, осина, дуб, клен, липа, лиственница, ель, сосна, кустарники – черемуха, рябина, ива, ольха; орешник (лещина), ольха, бузина, акация (карагана), шиповник, бересклет, жимолость, травы – клевер, лютик, полынь, череда, цикорий, донник, крапива, мать-и-мачеха, пырей, ландыш, кубышки, кувшинки и др.

Слайд 25. Редкие, внесенные в Красную книгу Тульской области (http://redbookto.narod.ru/rasten.htm)

Редкие: росянка, валериана лекарственная, тимьян ползучий (чабрец), сон-трава или простел, ятрышник шлемовидный, меч-трава, венерин башмачок, синюха голубая и др. (фото:http://lidijavk.ucoz.ru/photo/redkie_rastenija/4)

  1. Обобщение.

- Какой вывод можем сделать? Для чего нужна Красная книга? (ответы)

Слайд 26. Вывод.

В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное – что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.

  1. Будьте природе другом – беседа.

- Мы с вами выяснили, что охрана растений и животных – это проблема государственная, а как мы можем помочь животным и растениям? (ответы)

- То есть быть природе другом.

Работа по учебнику (с.90-91)

Рассмотрите схему на с.90.

Слайд 27. Схема.

- Как вы понимаете эти условные знаки? Прочитайте задание.

Дети: рассказывают по схеме о причинах исчезновения животных и растений.

- Сережа и Надя придумали несколько простых правил и нарисовали к ним экологические знаки. Прочитайте их на с.91.

Слайд 28. Правила друзей природы.

- Какие еще правила друзей природы ты можешь предложить? Это вам домашнее задание: придумать правила и нарисовать к ним знаки.

                                                           - А сейчас давайте прочитаем рассказ о кузнечике на с. 92-93 и ответим на вопросы. (дети читают и отвечают на вопросы)

- Какой вывод сделаем? Что говорит нам Мудрая черепаха?

Слайд 29. Вывод.

  1. Наши проекты.

Узнав о Красной книге России, Сережа и Надя составили свою Красную книгу. На с 94-95 изображены растения и животные, которых внесли Сережа и Надя в свою книгу. Знаете ли вы их названия? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» (с.140-141)

- По примеру Сережи и Нади составьте свою Красную книгу. Советы по выполнению работы прочитайте на с.95.

  1. Итог урока. 

Что такое Красная книга? Приведи примеры растений и животных, внесенных в Красную книгу России.

Каковы основные причины сокращения численности растений и животных?

С какими Правилами друзей природы мы познакомились на уроке?

Сделаем вывод: необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем растениям и животным, защищать их.

Слайд 30. Вывод.

  1. Домашнее задание.

С.86-93, прочитать, отвечать на вопросы.

Придумать и нарисовать знаки.

Проект: составить свою Красную книгу (с.94-95).

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс "Красная книга. Будь природе другом" А.А. Плешаков Школа России

Урок проводится во 2 классе. Приложен конспект и презентация...

План - конспект урока по окружающему миру " Знакомство с Красной книгой"

Цель: : формирование и развитие природоохранных знаний посредством знакомства учащихся с животными и растениями, занесенными в Красную книгу . Задачи: Образовательные: - расширение и конкретизация ...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Красная книга России."

Открытый урок по окружающему миру для 3 класса....

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга"

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга"...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Красная книга"

Урок относитмся к региональному компоненту содержания материала...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (2 КЛАСС) -КРАСНАЯ КНИГА

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (2 КЛАСС) -КРАСНАЯ КНИГА....