Конспект урока по окружающему миру: "Заповедники и Красная книга России" 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Халып Марина Сергеевна

Заповедники и Красная книга России. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovedniki_i_krasnaya_kniga_rossii.docx322.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Заповедники и Красная книга России».

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека; 

Планируемые результаты:

Предметные: 

  1. приводить примеры редких и исчезающих растений и животных,
  2. узнавать уже исчезнувших, малочисленных, исчезающих животных и растений, по страницам  Красной книги.

Личностные:

  1. анализировать свои действия и управлять ими.
  2. оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  презентация, конспект.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урок

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Словесный: слово учителя

≈1

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать

Приветствовать учителя.

Л.: знать моральные нормы

Актуализация знаний и мотивация

работа с рисунком

Словесный:   беседа

≈10-13

Рассмотри знаки, изображённые на рисунках. Где можно встретить каждый из этих знаков?

https://nat4-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=555

Как ты думаешь, какое правило отражает каждый из этих знаков?

Напиши эти правила.

Данные знаки можно встретить:

1. В лесу/парке/заповеднике.

2. Около водоёма.

3. В зоопарке.

Знаки отражают следующие правила:

1. Трогать птичье гнёзда запрещается!

2. В это месте можно купаться.

3. Посетителям зоопарка кормить животных запрещено!

Внимательно изучи по таблице прогноз погоды на трое суток.

https://nat4-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=502

 

Прочитай утверждения о погоде, которая ожидается в указанные сутки. Выбери верные утверждения, запиши их номера в специально отведенную строку.

1) В понедельник будет преобладать восточный ветер.

2) В воскресенье температура не опустится ниже нуля.

3) Самая высокая температура ожидается в понедельник днём.

4) С субботы на воскресенье влажность воздуха не изменится.

работать с рисунком

анализировать информацию

Уметь доказывать свою точку зрения

К: Уметь слушать и понимать речь других

П: воспринимать информацию в различной форме.

П: Отвечать на простые и сложные вопросы учителя

К: формулировать собственное мнение и позицию

Постановка учебной задачи

Словесный:      беседа

Формулирование темы и целей урока

≈5-7

 Послушайте отрывок стихотворения и скажите, о чём идёт речь: 
Охраняется этой книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

О чем идет речь в стихотворении?

Что мы делаем для того, чтобы сберечь природу? (Открываем заповедники) 

- Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать? 

Правильно! Тема нашего урока «Заповедники и Красная книга России».

Какую цель мы поставим? 

Воспринимать информацию в различной форме

Формулировать тему и цель урока.

П: Строить речевые высказывания

Р: Уметь определять тему урока с помощью учителя

Формулировать цель урока

Уметь слушать  мнения своего товарища

П: воспринимать информацию в различной форме.

Открытие нового знания

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

Рассказ

Практический:

Работа в группах

Анализ информации

Систематизация

≈23

- Что такое «заповедники»? Где можно найти определение этому слову? 

Заповедники - это место, где всё находится под строгой охраной, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход разрешён только его сотрудникам или научным работникам.

- Ребята, что вы знаете о заповедниках? (Дети предлагают свои версии). 

- Зачем люди создают заповедники? Какие виды заповедников вы знаете? 

- Для того, чтобы пополнить свой багаж знаний - мы с вами отправляемся в экспедицию по заповедным местам. На сегодняшний день в нашей стране насчитывается 101 заповедник, но мы сможем посетить только  некоторые. 

Баргузинский заповедник

Был создан в мае 1916 года. Баргузинский государственный природный биосферный заповедник - один из старейших заповедников России. Создавался с целью восстановления и сохранения популяции соболя. Включает в себя собственно заповедник (263146 га) и биосферный полигон (111176 га).

Северная граница Баргузинского заповедника проходит по водоразделу рек Шегнанда и Иринда, южная - по гребню водораздела левого берега реки Шумилихи, восточная - по водоразделу главного Баргузинского хребта, западная - по акватории озера Байкал на удалении 3 км от береговой линии. Протяженность Баргузинского заповедника вдоль береговой линии Байкала около 100 км.

Кордоны Баргузинского заповедника находятся на мысах Шегнанда и Кабаний, в километре севернее устья реки Большая и в бухте Сосновка.

При прохождении заповедника необходимо обязательно получить разрешение в дирекции и узнать у инспекторов заповедника, где разрешены стоянки. Почти без ограничений стоянки разрешены в пределах биосферного полигона между устьями рек Шегнанда и Кабанья. В пределах заповедной территории стоянки разрешены только на кордонах.

Уссурийский заповедник

В 1932 году для охраны животных был создан Уссурийский заповедник. 99% его территории покрыты лесами. 15 видов растений, встречающихся в заповедники, занесены в Красную книгу России. Из обитателей страниц Красной книги также проживают: черный аист, амурский тигр, гималайский медведь и др. На территории постоянно проводятся научные исследования

Национальный парк Таганай

Почему «Таганай»?  Любители экотуризма приезжают в парк «Таганай» потому, что есть возможность совершить восхождение на одну из гор, находящихся на его территории.

Что посмотреть: На территории парка «Таганай» нетронутыми сохранились весьма ценные экологические системы. Одних туристов привлекают реликтовые леса, а других манят горные тундры и луга. Среди достопримечательностей парка: скала «Три брата», Большая каменная река, Откидной гребень, Двуглавая сопка, Долина сказок, вершины Ицыл, Юрма, Монблан, хребты Малый Таганай и Средний Таганай.

Алтайский заповедник

Его территория значится в списке Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Растительный мир богат: кедровые и пихтовые леса сменяются лиственными, вдоль уникального Телецкого озера раскинулись сосновые леса; на альпийских лугах – многообразие травянистых растений

Сегодня мы еще поговорим о Красной книге. Каждый из вас слышал о ней, но не все знают её историю.
Ученые мира создали Международный союз охраны природы, которые стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее…? (Красная книга) 
Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга?
Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. 
Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите. 

Как устроена Красная книга? 
Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета?
• Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие). 
• Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр). 
• Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран).

  • Белая – численность виду невелика
  • Серая – малоизученные животные
    • Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось). 
    Давайте познакомимся с некоторыми видами животных из Красной книги. 
    Посмотрите на доску.  
    Снежный барс. 
    Снежный барс (ирбис) отличается мягким, пышным и шелковистым мехом, а также впечатляющим длинным хвостом. Зверь имеет пеструю окраску, которая отлично помогает ему маскироваться среди скал и камней. Раньше снежные барсы не представляли редкости, охота на них разрешалась и поощрялась, они считались вредными хищниками, а их шкуры высоко ценились. Такое отношение к этим животным привело к их повсеместному истреблению. 
    Манул. 
    Это дикая кошка. Размеры ее невелики. Длина тела до 60 сантиметров, хвоста до 30 сантиметров, весит он 3-4 килограмма. Животное очень пушистое. Скорости и ловкости у манула недостаточно. Уходя от преследования, кот стремится, как можно быстрее нырнуть в укрытие. Если это ему не удается, то он пускает в ход когти, лапы и зубы. 
    Черный журавль. 
    Всего в мире 14 видов журавлей. В нашей стране обитает 7 видов журавлей. А на Алтае можно встретить журавля-красавку и черного журавля. 
    Эти птицы сейчас находятся под угрозой исчезновения. Пока не поздно, их надо спасать. Журавли очень красивые птицы. У них длинные ноги, длинная шея, длинный клюв, которым они запросто достают насекомых из всех труднодоступных мест. Журавли едят также мелких грызунов, корни растений, ягоды и даже молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и больше никогда не расстаются. Журавли строят очень удобные гнезда на земле, в которые журавлиха откладывает яйца. 
    5.Работа в группах 
    Составить коллаж о защите животных, растений, придумать слоган или призыв к защите животных.

Воспринимать информацию в зрительно-слуховой форме, сравнивать выполненное задание.

Отвечать на вопросы

Уметь обобщать информацию

Воспринимать информацию в устной форме

Анализировать, систематизировать информацию

Воспринимать информацию в зрительно-слуховой форме, сравнивать выполненное задание.

Отвечать на вопросы

Уметь обобщать информацию

Воспринимать информацию в устной форме

Анализировать, систематизировать информацию

П: воспринимать информацию в различной форме.

К:слушать и понимать речь других

П:строить речевые высказывания

К:уметь работать в паре

Р:воспринимать задачу поставленную учителем

Р: уметь самостоятельно делать вывод

П:строить речевые высказывания, отвечать на простые вопросы учителя

К:слушать и понимать речь других

К: Уметь слушать и понимать речь других

П: воспринимать информацию в различной форме.

К: Работать в группе – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

К: Уметь слушать и понимать речь других

П: воспринимать информацию в различной форме.

К: Уметь слушать и понимать речь других

П: воспринимать информацию в различной форме.

К: Работать в группе – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

 

Первичное закрепление

Творческий: представление своего продукта

 Рефлексия

Словесный: самоанализ

≈2

Выступления групп

Над какой темой работали?

Какую цель ставили?

Достигли ли цели?

Что нового узнали?

Итак, на какой лесенке успеха вы находитесь? Возьмите смайлики, которые лежат на партах и прикрепите их в свои домики.

Воспринимать информацию в различной форме

Оценивать свои достижения.

П:строить речевые высказывания, отвечать на простые вопросы учителя

К:слушать и понимать речь других

П.: осуществлять синтез

Р.: осуществлять итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект окружающего мира по теме "Красная книга , или Возьмем под защиту" с презентацией

Урок- проект во втором классе. Конспект урока составлен с учетом формирования УУД....

План - конспект урока по окружающему миру " Знакомство с Красной книгой"

Цель: : формирование и развитие природоохранных знаний посредством знакомства учащихся с животными и растениями, занесенными в Красную книгу . Задачи: Образовательные: - расширение и конкретизация ...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Красная книга"

Урок относитмся к региональному компоненту содержания материала...

Урок по окружающему миру по теме "Красная книга" 2 класс

Открытый  урок по окружающему миру во 2  классе по  теме: «Красная книга». Цели:Образовательные: 1. Познакомиться с Красной книгой России.  2. Обобщить предст...

Презентация по окружающему миру "Животные Международной Красной книги" 4 класс ШР

Эта презентация может бытьт использована на уроках окружающего мира при знакомстве с Международной Красной книгой....