Конспект урока по окружающему миру по теме: "Красная книга"
план-конспект урока по окружающему миру

Медведева Мария Александровна

Урок относитмся к региональному компоненту содержания материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnaya_kniga_2.docx49.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Урок изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Ход урока

Вступительное слово

Учитель

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Александровна, я сегодня проведу у вас урок по окружающему миру.

--Надеюсь, что работа на уроке будет творческая и интересная. Поприветствуйте наших гостей кивком головы и приступаем к уроку.

Учитель

- Ребята, я предлагаю вам отгадать ребус и узнать куда мы сегодня с вами отправимся.  Просигнальте те, кто знает, что такое ребус.

(Ребус – это игра, в которой зашифровано слово)

Отгадайте ребус (СЛАЙД 1)

ребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусыребусы

                                      ребусы 2=П

- Кто догадался?

- Я решила сегодня с вами попутешествовать и отправиться в экспедицию.

- У вас на парте лежат вот такие стикеры (показываю) и ручка, возьмите себе каждый по одному. Задание – на стикере напишите 2-3 словами, что такое экспедиция. Кто напишет, закрепляем его к доске и садимся обратно на место.

- Что первое вам приходит на ум, то и пишите.

- Кто самый смелый, выходите и закрепляйте к доске

- Давайте посмотрим, что получилось. Большинство из вас считают, что экспедиция – это….

- Смотрите, у нас у большинства ребят мысли в одном направлении,т.е все думают, что экспедиция – это….

- Как человеку узнать, правильно ли он определил значение слова? Куда ему посмотреть? (заглянуть с толковый словарь)

- Я заглянула в толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и посмотрите, что он пишет.

- Кто может прочитать?

Слайд 2

Экспедиция - это  поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным заданием.

-У вас была такая мысль на стикерах?

- Как вы думаете, для чего люди отправляются в экспедицию?

(цель э. – получить новые знания и сведения)

- А теперь, я вам предлагаю определить самое главное, цель нашего путешествия. Для это посмотрите на слайды.

Слайд 3
Вот, познакомьтесь, очень добродушное и доверчивое животное –
морская корова 

Слайд 4
А это дикая
лошадь тарпан – обитатель центральной и восточной Европы.

Слайд 5
Здесь необычно раскрашенная
зебра квагга 

Слайд 6
А эта птица с удлинённой шеей, маленькой сизой головкой и клиновидным хвостиком называется
странствующий голубь.

Слайд 7
Обитатель северной Америки –
бескрылая гагарка по внешнему виду напоминает пингвина.

Слайд 8
И ещё одна нелетающая птица
дронт или додо – персонаж книги Льюиса Кэролла « Алиса в Стране чудес»
Я не сомневаюсь, что вам понравились эти замечательные животные, вот только увидеть их в настоящей экспедиции, к сожалению, невозможно, потому что все эти животные вымерли, и их больше нет на нашей планете. 
- Как вы считаете, почему же исчезли эти существа?

У каждого из них своя история вымирания, но общая причина – воздействие человека на природу.
Это воздействие проявляется в двух формах:

Слайд 9
---прямое истребление видов во время охоты 

Слайд 10
----и косвенное воздействие, такое как загрязнение окружающей среды и уничтожение мест обитания животных и растений, т.е. вырубка лесов, распашка степей, осушение болот

И чтобы как-то спасти нашу планету, нас с вами, растения и животных, возникла наука, которая называется экология (прикрепляю понятие на доску)

  • А теперь давайте прочитаем правильное определение экологии 

Слайд  11

  • Да, экология - это наука, изучающая условия существования живых организмов, состояние окружающей среды.

  • А откуда мы с вами можем узнать, какие животные и растения нуждаются в нашей помощи???? (из красной книги) (прикрепляю понятие на доску)

Постановка проблемного вопроса

- А кто знает, что это за книга?

- Почему книга названа Красной?

  • Мы сейчас посмотрим видео и попытаемся проверить, верны ли были ваши предположения.

Просмотр видео «Почему красная книга так называется» 2 мин

- Как вы думаете, верны ли были ваши предположения???

- Кто запомнил после просмотра видео,  о какой красной книге шла речь? (международная)

- Как вы понимаете значение слова международная?

- А как называется страна, в которой мы живём?

 В нашей стране тоже есть своя Красная книга. Издана она была в августе 1978 года. Её разделили на части. Первый то был посвящён животным, а второй растениям.

- А знали ли вы, что в красной книге необычные страницы? Поднимите руки те, кто хочет узнать, что в них необычного.

 - А помогут нам узнать сегодня информацию о страницах юные эксперты, посмотрите на видео и запоминайте информацию.

Просмотр видео «Разноцветные страницы книги»

-  Что же в них необычного? (разноцветные страницы)

- О чём нам говорит каждый цвет страницы???

Кто из вас может предположить, какова же сегодня цель нашей экспедиции??? (узнать об исчезающих видах растений и животных из красной книги)

Ну что ж, для того, чтобы отправиться в путь нужно серьезно подготовиться и собрать все необходимые вещи.

Итак, приступаем к работе, я раздам вам списки одежды и предметов, а вы посоветуетесь и выберете из них те, что вам понадобятся и закрепите их на листок с помощью клея. Работаем в группах.

-Ребята, а что необходимо соблюдать участникам экспедиции??? (Правила поведения и технику безопасности)  Помогайте своим товарищам в группе, не оставляйте их в беде.

Группы выполняют задание «Собираемся в экспедицию».

 - Выходите по 1 представителю из группы, проверим вашу работу.

- Какая одежда и предметы нам понадобятся для экспедиции? (проверяем по слайду)

Слайд 12

- Вещи собрали, теперь отправляемся в путь.

Физминутка «Здравствуй лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес  (Широко развести руки в стороны  
Полный сказок и чудес!  (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками  
Ты о чем шумишь листвою  (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. ( Выполнять покачивания направо-налево) 
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?  (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи.  (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)  
Ты же видишь – Мы свои  (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)

- Теперь наша задача определить куда мы с вами держим путь.

Даже в Международную Красную книгу, ребята, нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Ученые и краеведы ведут свою «Красную книгу Ленинградской области», которая была  издана в 1999-2002 годах. Книга состоит из 3 томов: «Особо охраняемые природные территории», «Растения и грибы», «Животные». (показываю книги)

- Мы сегодня отправимся в экспедицию в одну из особо охраняемых природных территорий, которая занесена в эту красную книгу.

- Как вы думаете, как называются такие территории? (заповедники)

 Наш край богат и имеет такой заповедник.

-Кто знает, как он называется??? (Нижне-свирский государственный природный заповедник) 

Слайд 12

- Я предлагаю вам  не просто отправиться в виртуальную экспедицию в этот заповедник, ведь современные технологии позволяют отправиться куда угодно, не выходя из дома.  А создать свою телепрограмму «Нижне-Свирский заповедник глазами детей».

Слайд 13

-Как вы думаете, люди каких профессий трудятся над созданием программы???  (сценарист, режиссер, оператор, корреспондент)

-А если мы будем работать в прямом эфире и брать репортаж на месте событий, кто будет над этим трудиться?? (корреспондент и видео-оператор)

 - Я предлагаю вам сегодня быть корреспондентами. У  каждой группы  будет своё задание.

Цель нашей программы – изучить территорию заповедника, животных и растений. 

Попрошу подойти по 1 представителю от группы, чтобы определиться с заданием.

-Достаём из файлы все листы. Попрошу взять в руки маршрутный лист с номером 1, положите его на середину стола.

На этом листе план вашей работы. Если вы будете последовательно выполнять задания, то у вас получится отличный репортаж.

Группа, которой достался номер 1, вы готовите репортаж о самом заповеднике.

Группа  номер 2, познакомит нас с обитателями данного заповедника, которые указаны у вас на маршрутном листе.

Группа номер 3, , познакомит нас растительным миром заповедника.

Работать необходимо с текстом, который находится на остальных листах, опираясь на  план работы  на маршрутном листе.

Можно пользоваться ножницами, клеем. Информацию для репортажа оформлять на чистый лист.

Время выполнения работы 10 минут.

Каждой команде необходимо будет выбрать корреспондента. Кто будет вести репортаж.

(Наводим порядок на столе)

- Дорогие мои участники, я приглашаю вас на новую телепрограмму «Нижне-свирский заповедник глазами детей».

Первая группа проводит репортаж, я передаю вам микрофон. Представьтесь, пожалуйста, корреспондент  и расскажите по какой теме вы готовили репортаж?

Я сегодня буду видеографом, сопровождать ваше выступление красивыми местами из заповедника.

Слушаем участника 1 группы.

И в конце выступления говорим, репортаж с места события вела… Спасибо за внимание.

Аплодисменты выступающим.

Слушаем выступления 2-3 группы.

- Спасибо за выступления!

- Ребята, у нас с вами сегодня получился настоящий прямой эфир.

У каждой программы есть свой рейтинг. Чем больше голосов набирает программа, тем рейтинг выше. У нас сегодня работало 3 группы. Каждый ребенок возьмет 1 стикер и снизу вверх начнёт закреплять его на доске, чтобы получился рейтинг. Голосуем честно, за выступление, которое понравилось больше других. (можно голосовать за свою группу)

- У нас получилась диаграмма. О чём она рассказывает?(репортаж о …понравился больше, чем все остальные. На 2 месте…. На 3 месте….)

- Ребята, сегодня мы познакомились только  с малой частью живых существ, которым угрожает опасность. А ведь есть ещё много животных и растений, которым требуется помощь человека.  Берегите  природу

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни

- Что сегодня на уроке вас удивило????

- Что сегодня сможете рассказать родителям, когда придёте домой, по нашей теме?

-Ребята, я надеюсь, что когда вы вырастите, будете сами снимать репортажи об особо охраняемых территориях, о животном и растительном мире, которым нужно уделить особое внимание.

-  Берегите этот мир. Любите этот мир

Благодарю  всех детей за  активное участие на  этом уроке.  

ПРИЛОЖЕНИЕ

План

  1. Название заповедника.
  2. Месторасположение заповедника.
  3. Краткая характеристика климата.
  4. Перечень растений и животных, обитателей заповедника.

Ученики

Выбирают заповедник, по которому будут готовить экскурсию, знакомятся с алгоритмом составления рассказа о заповеднике, фиксируют его в тетрадях.
Составляют рассказ – экскурсию о заповеднике, подбирают иллюстрации .
Предъявляют свою экскурсию на всеобщее обсуждение.
(возможно, дома заканчивают работу по составлению экскурсии, начатую на уроке).

 

 Слайд 34

Учитель: 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект окружающего мира по теме "Красная книга , или Возьмем под защиту" с презентацией

Урок- проект во втором классе. Конспект урока составлен с учетом формирования УУД....

План - конспект урока по окружающему миру " Знакомство с Красной книгой"

Цель: : формирование и развитие природоохранных знаний посредством знакомства учащихся с животными и растениями, занесенными в Красную книгу . Задачи: Образовательные: - расширение и конкретизация ...

Урок по окружающему миру по теме "Красная книга" 2 класс

Открытый  урок по окружающему миру во 2  классе по  теме: «Красная книга». Цели:Образовательные: 1. Познакомиться с Красной книгой России.  2. Обобщить предст...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (2 КЛАСС) -КРАСНАЯ КНИГА

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (2 КЛАСС) -КРАСНАЯ КНИГА....