Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Чайникова Зоя Ивановна

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Красная книга"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

Дата проведения

22 ноября 2018 г.

Предмет

Окружающий мир

Класс

2 класс

Тема учебного занятия

Красная книга  

Тип учебного занятия

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний.

Цели учебного занятия:

  1. Рассказать о Красной книге;
  2. Расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края;
  3. Познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных;
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Средства обучения

Красная книга, презентация с изображениями растений и животных,  занесенных в Красную книгу; листы картона для работы в группах; энциклопедии и животных.

Межпредметные связи

Литературное чтение.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Получат возможность  познакомиться с Красной книгой России и ХМАО - Югры;  обобщат представление о факторах, угрожающих живой природе;  составят свою Красную книгу, осознают ответственность за сохранение природы

Овладеют способностью формулировать выводы по прочитанному тексту, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение; научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; читать текст учебника и использовать полученную информацию  для сообщения.

Научатся проявлять способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Красная книга, исчезающие животные и растения, заповедник, национальные парки.

№ этапа

Этапы учебного занятия

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап

Мотивирование на учебную деятельность

-Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем

И урок сейчас начнём.

Проводит организационный момент.

Позитивный  настрой на урок.

Повторение правил поведения на уроке.

Демонстрируют готовность к уроку, психологически настраиваются на него,  готовят своё рабочее место.

II этап

Актуализация знаний

- Какие породы кошек и собак вы знаете?

- Какая порода вам больше всего нравится?

- Как собака служит людям?

- Какую новую информацию о породах кошек и собак вы узнали дома? (Рассказы детей, выставка рисунков)

Организует проверку пройденного материала.

Принимают участие в диалоге с учителем, отвечая на вопросы.

III этап

Целеполагание, постановка проблемы

- Посмотрите на эти фотографии. Кто на них изображен? Какое фото лишнее? (Слайд 2)

- Ребята, посмотрите на картинку. Как вы думаете, какое это животное?

- Это морская корова. К сожалению, сейчас это животное можно увидеть только на картинках, хотя раньше оно украшало природу нашей Земли.

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

 - Прочитайте тему урока на стр. 88 учебника. (Красная книга).

 - Какие вопросы у вас возникают? (Что такое Красная книга? Как связаны морская корова и Красная книга?).

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

 - Прочитайте задачи урока в учебнике.

(Учитель показывает картинку с изображением домашних животных и морской коровы).

Организует фронтальную работу по выводу темы урока.

Принимают участие в диалоге с учителем, отвечая на вопросы.

Слушают учителя.

Принимают участие в диалоге с учителем.

IV этап

Поиск путей решения проблемы

- Прочитайте, что такое Красная книга, на стр. 88 учебника. Допишите определение.

-Так что же такое Красная книга?

-  Красная книга - это список редких и исчезающих животных и растений. (Слайд 3)

Международная Красная книга была издана в 1966 году. Хранится эта книга в швейцарском городе Морже.  В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Кроме Международной Красной книги, куда записаны живые существа всей Земли, есть и другие. Например, Красная книга России, Красная книга Москвы и Подмосковья, Красная книга Санкт-Петербурга и др.

 Есть и Красная книга ХМАО – Югры. (Слайд 4)

Среди животных в Красную книгу занесены не только звери, но и птицы, некоторые виды рыб и насекомых.

Выполнение задания в рабочей тетради № 1 стр. 35.

 

Мотивирует к деятельности

Организует фронтальную работу, коллективное обсуждение.

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Верю - не верю”. Я предлагаю вам поработать с логическими цепочками. У каждого на листке записаны высказывания, относящиеся к Красной книге. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, на ваш взгляд, то рядом ставьте знак “+”, если неверным, то знак “-”:

(Приложение 1)  

Демонстрирует  Красную книгу РФ и ХМАО – Югры. Знакомит:

- с видами животных и растений, занесенных в Красную книгу ХМАО – Югры;

- с животными, которые находятся под охраной в заповеднике Малая Сосьва. (Среднеазиатский речной бобр)

Находят необходимую информацию

Участвуют в выполнении заданий

Слушают учителя.

Участвуют в выполнении заданий

V этап

Физкультмн

нутка

Игра – пантомима «Люди и деревья».

VI этап

Решение проблемы

 Цвет переплёта книги красный. Он, как сигнал светофора, предупреждает: “Стоп! Трогать животных и растения нельзя! Это опасно для их жизни! Остановись, ты разрушаешь свой дом!”

Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное.

  1. На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим. (Слайд  5-7)  
  2. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить. (Слайд  8-11)  
  3. На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается. (Слайд  12-14)  
  4. На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные. (Слайд  15-17)  
  5. На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика. (Слайд  18-20)  
  6. На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания. (Слайд  21-23)  

Знакомит учащихся с содержанием Красной книги.

Слушают учителя.

VII этап

Самостояте-

льная работа с использова-

нием полученных знаний 

-Я вам  предлагаю создать группу «Юных экологов». У каждой группы на столе  энциклопедии,  конверт с заданием  и  листы  цветного картона для создания  Красной книги. Так как  групп получилось 4, то цветов, с которыми вы будете работать тоже 4. Это черный, красный, желтый, и зеленый цвет. Это цвета страниц нашей Красной книги. Вы получаете в конверте название животного, фотографию и собираете вместе на одном листе: название, изображение и краткое описание.

-Прежде чем работать в группах,  давайте  повторим правила:

- Слушай, что говорят другие.

- Делай выводы об  услышанном, задавай вопросы.

- Говори спокойно ясно, только по делу.

- Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

- Помогай товарищам, если они об этом просят.

- Точно выполняй возложенную на тебя роль.

1 группа. Черная страница  Сумчатый волк.

2 группа. Красная страница

Амурский тигр.

3 группа. Желтая страница Дровосек реликтовый

4 группа. Зеленая страница

Зубр

Включает детей в практическую деятельность.

Распределяет обязанности между группами на время сбора информации.

 Организует  работу в группе.

Работа в группах.           

Обеспечивает контроль  за выполнением

Проверяет умения учащихся пользоваться предложенной информацией.

                                     

Проговаривают правила работы в группе

Распределяют роли: эколог, краевед,  журналист, фотограф, редактор.

Каждый в соответствии со своей ролью выполняет работу.

Работают в группе с полученными материалами для создания страниц «Красной книги»

VIII этап

Систематизация знаний

- Красную книгу мы оставим храниться  у нас в классе и будем продолжать над ней работать.

Группы презентуют свою страницу  Красной книги.

 (Слайд  25-28)  

                             

IX этап

Рефлексия учебной деятельности

- Сейчас я предлагаю оценить работу своей группы.  

Самооценка

1.Если ты старался не подвести группу, тебе было интересно,  и ты справился с заданием,  то наклей на деревце зелёный листочек.

2.Если задания тебе было выполнять трудно, работа показалась  не интересной -  наклей жёлтый листок.                

 Организует самооценку деятельности учащихся.

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Самооценка усвоения материала.

Приложение 1.

1. Красная книга - это список исчезнувших навсегда растений и животных.

2. Существует только одна Красная книга.

3. Красная книга хранится в Швейцарском городе Морже.

4. Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими.

5. Красный цвет книги предупреждает об опасности. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России"

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Красная книга России". УМК "Перспективная начальная школа"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «КРАСНАЯ КНИГА, ИЛИ ВОЗЬМЁМ ПОД ЗАЩИТУ» В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Проект "Красная книга, или возьмём под защиту" реализуется в рамках образовательного курса А.А.Плешаков «Окружающий мир». Проект ориентирован на изучение темы "Красная книга" в большом разделе "П...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Книга - источник знаний" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: расширение представления у учащихся о научно популярных книгах и справочной литературе.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о научно-популярных книгах и справочной литературе.Форми...

Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Звёздное небо – Великая книга Природы"

Цель урока: формирование у обучающихся представления о звёздах, созвездиях как участков звёздного небаЗадачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с правилами наблюдения звёздного неба, ...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Красная книга России. 2 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру «Красная книга России»  2 класс...