урок окружающего мира 4 класс "Память москвы о героях ВВв 1941-1945 г"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Ступникова Елена Николаевна

Урок окружающего мира о подвигах героев во время освобождения г. Москвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_o_pamyat_moskvy_o_geroyah_voyny.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Память Москвы о героях Вов 1941-1945 годы.

Цели:

  • Актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне и её героях, познакомить с одним из решающих сражений – битвой за Москву.
  • Создать образ Вов, как тяжелейшего испытания , выпавшего на долю всех жителей нашей страны.
  • Учить работать с исторической картой, иллюстрациями, понятиями урока. Учить делать выводы, анализировать, наблюдать.
  • Развивать речь, мышление, память, воображение. Развивать патриотическое чувство, формировать чувство гордости за свою Родину, за подвиги, совершённые советским народом
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважение к людям, к родной истории.

Оборудование: презентация, листы, фонограмма священная война, тест, картинки, исторические сведения о героях презентация., на карточках, сообщения о героях., портреты.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

             - Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!

              - Начинается урок,

                Он пойдёт ребятам впрок.

                Постарайтесь всё понять,

                Интересное узнать.

- Я желаю вам хорошего настроения и успехов!

  1. Актуализация опорных знаний.

            - Скажите, в каком веке нашей истории мы находимся?

            - Какие исторические события произошли в России в начале ХХ века?

            - Сегодня мы продвинемся на несколько десятков лет назад и попадём в тяжёлый, но весьма значимый для нашей  страны исторический период.

1 слайд

             - Прослушайте грамзапись и определите, на пороге какого события нашей страны мы находимся.

Звучит «Священная война»

 ( муз. А.В. Александрова, стихи В.И. Лебедева – Кумача)

               - Как называлась священная война ХХ века? (Отечественная)  

 Стихотворение:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…

Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!

               - С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?

Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа захвачена фашистами.

3.Изучение нового материала.

2  слайд

           - Никогда не забудет советский народ те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года, когда по московскому  радио были прерваны  все передачи и люди услышали сообщение:

(звучит сообщение)

Дети слушают запись сообщения. ( Молотов)

            - (щелчок)  Итак, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

3  слайд

Ви деоролик

На фоне ролика говорить слова:

            - Немецкие войска вероломно напали на нашу Родину. 22 июня 1941 года должен был стать обычным днём. Никто из мирных жителей  не предполагал, что около границ нашей страны, стоят  готовые к наступлению немецкие танки, в боевой готовности находятся  солдаты.

И ровно в четыре часа утра воздух над нашей страной наполнился рёвом моторов самолётов, танков, грузовиков. Громом прокатились орудийные выстрелы. Фашистские самолёты бомбили города, сёла, деревни. Бомбы падали на жилые дома, детские сады, школы, летние лагеря для детей.

Так началась Великая Отечественная война.

       Немцы рассчитывали расправиться с нашей страной за 6 недель.

4 слайд

            - Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники, стоявшие насмерть. Одно из таких сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.

Навсегда в истории Отечественной войны останется подвиг защитников Брестской крепости. Она стояла на границе. В первый же день войны фашистские захватчики атаковали ее защитников. Пограничники оказали яростное сопротивление. Не сумев взять крепость внезапным штурмом, фашистские войска обошли ее и двинулись дальше. Крепость и ее доблестные защитники оказались в глубоком тылу фашистских армий. Целый месяц сражались наши пограничники. Фашисты бомбили крепость с воздуха, с земли ее осыпали снаряды вражеских армий. Но насмерть стояли славные пограничники до последнего солдата. «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» - написал на стене крепости штыком один из последних ее защитников. Так не покорились фашистам пограничники. Они сражались до последнего солдата, до последнего патрона. Долго еще фашисты с опаской обходили развалины Брестской крепости, так и не сдавшейся врагу.

               Её защитники около месяца вели непрерывные бои. И всё же враг двигался вперёд. После ожесточённых упорных боёв фашисты захватили города: Минск, Киев, Смоленск. Под Смоленском у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался вперёд.

У: Как называлась крепость, которая первой приняла удар фашистов?

5 слайд

             - Фашисты нацелили главные удары по 3-ём направлениям. Попробуйте назвать их.

Дети рассматривают карту.

  1. На север – Ленинград.
  2. Центр, главный удар – Москва.
  3. На юг к Чёрному морю.

                    -Предположите, смогли ли немцы покорить нашу страну за 6 недель как планировали? (Нет.)

                     - Почему сорвались планы их молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины. Все люди, все народы Советского союза сплотились перед лицом страшной опасности. Эту войну стали называть Великой Отечественной войной)

  1. Целеполагание.

6 слайд

                     - Мы поговорим об одной битве, но очень важной – Битве за Москву. Фашисты планировали захватить город и затопить его, чтобы от него ничего не осталось.

                     - Как вы думаете, взяли ли фашисты столицу нашей Родины – Москву? (В город они так и не попали.)

                     - Какой вопрос у вас возникает? (Почему фашистским войскам не удалось взять Москву?)

                       

                                                                          7 слайд

                      - Прочитайте эпиграф к уроку.

«Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва. (?)»

                      - Почему я поставила вопрос, нам предстоит выяснить, кому принадлежат эти слова. Далее изучая военную историю нашей страны, мы узнаем ответ.

  1. Словарная работа. Работа в парах.

У: - В конце октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошёл к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты.

( Текст «Битва за Москву»)

Осень коснулась полей Подмосковья. Падает первый лист. 30 сентября 1941 года фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву.  «Тайфун» - так назывался план фашистов. Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты. Обойти Москву с севера, с юга. Схватить советские армии в огромные клещи. Сжать. Раздавить. Уничтожить. Таков у фашистов план. Верят фашисты в успех, в победу. Более миллиона солдат бросили они на Москву. Тысячу самолетов, много пушек, много другого оружия. Двести фашистских генералов ведут войска. Возглавляют поход два генерала- фельдмаршала. Началось наступление.

 Для защиты родной столицы прибыли воины с Урала, из Сибири, с дальнего Востока. И в январе 1942 года наша армия перешла в наступление. Враг получил сокрушительный удар и бежал из столицы. До этого он еще никогда не терпел такого поражения. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г. К. Жуков.

  В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии.

        Возьмите карточки с текстом. Ознакомьтесь самостоятельно. Ответьте на вопросы:

-Как назывался план фашистов по захвату Москвы?

- Как понимаете слово тайфун?

- В каком году наша армия отстояла Москву и перешла в наступление?

Кто командовал советскими войсками во время освобождения от  гитлеровцев нашей столицы ?

-8  слайд

- Как вы думаете, что это такое? (аэростат)

- Из чего он сделан?

- Что это такое?    (ежи)

- Для чего устанавливались «ежи»?

- Кто командовал западным фронтом?  (Г.К. Жуков)

9   слайд  - портрет Г.К. Жукова.

Сообщение: Заслуга Г.К. Жукова заключалась в том, что обладая развитой полководческой интуицией и даром стратегического предвидения и прогноза, он чутко уловил существенную перемену в обстановке на фронт, точно определил переломный момент в развитии событий и выбрал наиболее выгодное время для перехода войск от обороны к контрнаступлению. Оно началось именно тогда, , когда немецкие войска, ослабленные потерями, надломленные тяжёлыми боями, уже не выдерживали контрударов Западного фронта. Достигнутая при этом внезапность в действиях в некоторой степени компенсировала отрицательное для нас соотношение сил.

10  слайд

- «Всё для фронта! Всё для победы!» - этот призыв звучал в те годы. Люди трудились без устали, чтобы фронт получил новейшее оружие: автоматы, самолёты, танки.

Физминутка

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Посидим и отдохнём.

И опять урок начнём.

11  слайд

- Многочисленными страницами беспримерных человеческих подвигов украшена история сражений за Москву.

    600 самолётов-истребителей охраняли небо Москвы и среди них истребитель Виктора Талалихина.

   

Ученик читает сообщение. (Подвиг Талалихина)

- Какой подвиг совершил В. Талалихин?

Таран  - способ воздушного боя – нанесение удара по вражескому самолёту винтом или крылом.

12  слайд

- Бои шли не только в воздухе, но и на земле. До сих пор жив в памяти народной подвиг героев-панфиловцев. Генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. (Герой Советского союза, погиб в бою за Москву.)

Ученик читает сообщение. ( подвиг Панфиловцев)

13  слайд

Сообщение: ( Подвиг Клочкова)

- Как погиб политрук Василий Клочков?

- Выполнили ли герои приказ своего командира?

- Чьи слова стали эпиграфом урока?

14  слайд

- В ночь с 5 на 6 декабря войска Советской Армии от обороны перешли в мощное контрнаступление. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Советская Армия одержала первую большую победу. Эта победа под Москвой воодушевила Советских людей.

   В ходе советского наступления к началу января германские войска были отброшены на 100 – 250 км от столицы.

Были освобождены города: Калуга, Тверь, Клин, Истра.

Свыше 11. 000 воинов разных национальностей удостоены звания Героя  Советского Союза. И среди них наш земляк, И.А. Омельченко , чьё имя с прошлого года носит наша школа. 
14 слайд    
( дополнительно Омельченко портрет)

(Сообщение об Омельченко)

У : За какой подвиг Омельченко удостоен звания Героя Советского Союза?

У: во время войны героизмом отличались не только взрослые , но и дети. Вот об этом стихотворение читает Магомедов Р.

                    Закрепление. Работа по учебнику с. 100-102

Вопросы:

1….Какую цель втргаясь на нашу землю ставили гитлеровцы?

2……Какую войну вёл …..

3…..Почему после сокрушительных поражений….? Кто командовал Армией в тот исторический период?

4.Назовите дату, когда Германия капитулировала?

5.Назовите героев Вов, которые ценой жизни отстояли столицу…?

6. О  каких символах и памятниках Вов узнали?

В: Почему советским воинам удалось дать отпор непобедимой в те времена немецкой армии?

15  слайд

Тест «Проверьте себя».

У: Работать будете по парам.

Читайте вопрос и на листе вписывайте верный ответ!

  1. Великая Отечественная война началась …. июня ……… года.
  2. Во главе Западного фронта в 1941 году был поставлен ……………………
  3. В воздушном бою пошёл на таран …………………………………………..
  4. У разъезда Дубосеково бой вёл политрук ………………………………….
  5. Отечественная война названа так потому, что …………………………….

Проверка

  1. Итог урока. Рефлексия.

У: Прошло уже более 70 лет со дня окончания Вов, но никогда народ не забудет своих героев!

У: А сейчас как итог нашего урока создадим

 коллективно Боевой листок на тему « Война в памяти моего народа». Работаем по группам 1-й ряд, 2-й ряд и 3-й ряд. Выберите иллюстрации, стихи, сообщения, подходящие к содержанию нашего урока. Создайте свой боевой листок, а потом создадим общий Боевой листок отражающий значение Вов для нашей страны.

.16 слайд (дополнительно)  

Война – 4 года.

1418 дней.

27 000 000 погибших людей.

Это значит 29 человек на каждые 2 м земли.

Это значит 20 человек каждую минуту.

У: Победа нашему народу досталась очень  дорогой  ценой.

Стихи: Именем солнца,

                                       Именем Родины

                                       Клятву даем:

                                       Именем жизни клянемся! (хором)

                                       Павшим героям:

                                       То, что отцы не допели, -

                                        Мы допоем! (хором)

                                       То, что отцы не достроили, -

                                        Мы построим! (хором)

                                        Помните!

                                         Через века, через года –

                                         Помните!

                                         О тех, кто уже не придет никогда, -

                                         Помните!

                                         Не плачьте!

                                         В горле сдержите стоны,

                                         Горькие стоны.

                                         Памяти павших будьте достойны!

                                         Вечно достойны!

                                         Люди! Покуда сердца стучатся –

                                         Помните!

                                         Какой ценой завоевано счастье –

                                         Пожалуйста, помните!

                                                               16  слайд

   

- О каком главном сражении вы узнали?

- Когда произошёл перелом в ходе Великой Отечественной войне?

                –  Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились. Ответили на все поставленные вопросы.
 –  Вы все были дружными, активными, проявили ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема: «Москва – главный город нашей страны» (Начальная школа 21 век)

данный урок разработан и проведён по учебнику «Окружающий мир» (авторы Н.Ф.Виноградова), входящему в состав учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века».Форма проведения урока – урок путеш...

Урок окружающего мира на тему "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."

Данный урок проводился в рамках Занковских чтений....

открытый урок окружающего мира " Оборона Москвы 1941"

На уроке использованы материалы из газет того времени....

урок по окружающему миру 4 класс "Великая Отечественная война 1941-1945 год".

Подвиг легендарного танкиста Героя Советского Союза Бухтуева Михаила Артемьевича ....

Урок окружающего мира по теме Великая Отечественная война (1941–1945 гг.). Судьба родного края в этот период. 4 класс

Урок окружающего мира с использованием краеведческого материала. Помощь обучающимся в осознании исторических событий Великой Отечественной войны родного края....

Конспект урока окружающего мира "Возникновение Москвы", 4 класс, УМК ПНШ

Конспект урока окружающего мира "Возникновение Москвы", 4 класс, УМК ПНШ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Памятники Москвы покорителям космоса" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс, О.Н. Федотова)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование у учащихся представлений о космонавтах и памятниках, установленных им в Москве;Задачи урока:Дидактические:Знать соотечественник...