Конспект урока по окружающему миру "Путешествие в Солнечную систему"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Зиновьева Екатерина Владимировна

На этом уроке учащиеся обобщат знания  о космосе, создадут условия для закрепления знаний в творческой и исследовательской деятельности посредством развития представлений о движении планет вокруг Солнца через подвижные игры и эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx662.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие в Солнечную систему

ФИО учителя, место работы:  Зиновьева Екатерина Владимировна, МБОУ СОШ №5 п. Ленинский

Предмет: окружающий мир

Цель: обобщить знания детей о космосе, создать условия для закрепления знаний в творческой и исследовательской деятельности посредством развития представлений о движении планет вокруг Солнца через подвижные игры и эксперименты.

Задачи. Образовательные:

- уточнить и расширить знания детей о космосе;

- закрепить знания детей о планетах Солнечной системы;

- вызвать у детей интерес к науке астрономия;

Развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- активизировать словарный запас детей по теме «Космос»;

- развивать связную речь;

- развивать восприятие, внимание, память, мышление;

Воспитательные:

- способствовать формированию коммуникативных навыков, любви к родной стране;

- воспитывать умение оценивать свою деятельность и деятельность других детей.

Материалы к занятию: макет карты Солнечной системы, иллюстрации «Планеты», картинки с изображением детей для игры «Планеты Солнечной системы», пластмассовое ведро, пластмассовый шарик.

Предварительная работа: рассматривание фотографий и иллюстраций, заучивание стихотворений Т. Шорыгиной о планетах.

Словарная работа: «Галактика», «Солнечная система», «звезда», «планета», «орбита», «спутник», «Меркурий», «Венера», «Земля», «Марс», «Юпитер», «Сатурн», «Уран», «Нептун», «телескоп».

Тип урока:         урок - проект.

Используемые технологии: - игровые технологии, технология создания ситуации успеха на уроке, личностно-ориентированные.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: групповая, коллективно-практическая деятельность.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап.

Учитель предлагает выбрать одну из 4 эмблем (эмблемы различаются по цветам).  

- Встаньте в круг, возьмитесь  за руки и поприветствуйте друг друга – пожмите друг другу руки.

Теперь давайте настроимся на совместную работу.

Дышим вместе: на вдохе, легонько сжимаем друга за руки, на выдохе произносим звук «а-а-а».

Готовы? Начали.

Отлично получилось!

Дети  выбирают себе эмблему понравившегося цвета.

Дети проходят за столы с той эмблемой, которую они выбрали.

- дети садятся.

2.Объявление темы занятия.

Как вы думаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие?

- Конечно, говоря о космосе, в первую очередь мы вспоминаем первого космонавта в истории нашей планеты, героя Советского Союза – назовите его - Юрий Алексеевич Гагарин. И его первое космическое путешествие,  которое состоялось  - кто знает, когда? -12 апреля 1961 года. Юрий Гагарин поднялся в космос на ракете «Восток-1», пробыл в космическом пространстве 108 мин и осуществил один единственный оборот вокруг Земли. Он совершил героический подвиг, прославив свое Отечество на все времена! С тех пор прошло уже  … лет. Но люди всей планеты помнят о подвиге, который совершил гражданин нашей с вами страны!

Дети отвечают.

Формирование гражданской позиции, патриотизма, гордости за успехи российской космонавтики

3. Работа по теме.

Хотели ли бы вы отправиться в фантастическое путешествие в космос?

- В полёте каждый космонавт должен выполнять специальные космические правила. Я буду говорить начало правила, а вы все вместе попробуйте его продолжить. Итак...

Космонавт, не забудь...

В далёкий космос держишь путь.

Главным правилом у нас

Выполнять любой приказ.

Космонавтом хочешь стать,

Должен много, много знать.

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

Только дружных звездолёт

Может взять с собой в полёт.

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмём мы на орбиту.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

2).

Вы разделились на 4 команды. Это ваши экипажи, с которыми вы отправитесь в путешествие. Каждая команда пусть выберет командира корабля.

Можем ли мы теперь отправиться в путешествие?

Дети выбирают командира корабля.

Дети отвечают.

3).

А на чем же мы полетим? Нам необходимы космические корабли!

(Приложение 1)

Из деталей танграма по образцу составить ракету и наклеить ее на лист бумаги.

Дать название своему кораблю.

Готовы к полету?  

Дети собирают из частей танграма и наклеивают на лист ватмана космические свои корабли.

Придумывают название кораблей.

4). 

Состояние невесомости.

- Внимание! Внимание! Говорит Центр управления полетом! Сегодня с космодрома школы № 5 п. Ленинский отправляется в межпланетное путешествие космическая эскадра. Объявляется предстартовая готовность!

Обратный отсчет: 10, 9, 8, …, 1, «Поехали!»

- Мы летим.

Ваше тело расслаблено. Ваши движения легкие и плавные. Земля больше не притягивает вас. Вы, как будто, парите в пространстве…

Дети имитируют движения взлета.

Дети имитируют движения в состоянии невесомости так, как они себе это представляют – 1 мин – пока не закончится музыка.

5). Сказка о Солнце и ее детях.

-  «В одном небесном доме жила женщина и было у нее восемь детей, которых мать нежно любила. Дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит, прибежали только шесть. Где же еще двое? И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем: то один, то другой забудет мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к волшебнице Галактика. (На доску вывешивается слово «ГАЛАКТИКА»).

 Выслушала ее волшебница, решила, что негоже небесный порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание восемь непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находиться возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого. Дальше всего от матери будут самые непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – более послушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы – солнышка по круг восемь планет и никуда убежать от него не могут».

6). Солнце и орбиты.

- Ребята, отгадайте загадку:
Кто-то утром не спеша надувает желтый шар,

А как выпустит из рук – станет вдруг светло вокруг.  (Солнце)

- А что такое Солнце?

- Это огромный раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям,  животным. Но на самом Солнце жизни нет, так как там очень жарко.

 

- Семью Солнца называют Солнечной системой. (На доске вывешивается «СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА»). 

- Как вы думаете, ребята, почему?

Ответы детей.

- Верно, потому что главным является Солнце. В семье Солнца царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. (На доске вывешивается слово «ОРБИТА»). 

А теперь посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?

- Да, столько же, сколько и планет – восемь.

- Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия?

Ответы детей.

Выступление детей.

- Мы тему беседы давайте наметим:

Планеты вокруг  танцуют как дети.

Меркурий заводит весь хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех – Великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние два едва различимы –

Малы и холодны, но их различим мы –

Уран и Нептун.

Хоровое прочтение слова.

 Ответы детей.

Они различаются по длине.

7). Поговорим о планетах Солнечной системы.

- Меркурий самая маленькая планета солнечной системы, она находится ближе всего к Солнцу, на ней нет атмосферы, постоянно колеблется температура, поверхность покрыта кратерами. Планета получила свое название в честь римского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг солнца за 88 дней. Днем на Меркурии жара, а ночью ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.

- Венера – вторая планета солнечной системы, выглядит как очень яркая звезда, ее еще называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Ее поверхность скрывают густые облака серной кислоты, покрыта она вулканами, кратерами, горами. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

- Земля – третья планета солнечная системы, единственная населенная живыми существами. Поверхность земли покрыта Мировым океаном, континентами, островами. Спутник Земли – Луна.

- Марс – четвертая по удаленности от Солнца и шестая по размерам планета Солнечной системы, названная на в честь римского бога войны – за свой красный цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Марс меньше Земли. На поверхности  планеты находятся кратеры, вулканы, долины, пустыни. Есть 2 естественных спутника – Фобос и Демос.

Стихотворение Т.  Шорыгиной о планете Меркурий:

Читают ребенок
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета

Залита он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей!

Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит «Меня догоните!»

Дети выбирают по описанию  и выкладывают нужную модель планеты на макеты, которые лежат у них на столах. Т.О. у них к концу занятия должна получиться карта Солнечной системы.

Стихотворение Т.Шорыгиной о планете Венера:

В честь богини красоты

Названа, Венера, ты!

В темных небесах сияешь,
Красотой нас озаряешь!

Стих-е Т.Ш. о планете Земля:

От Солнца – третья по счету планета,

Наша Земля поменьше звезды,

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле – это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке…

Жизнь на Земле вы найдете повсюду –

В самом далеком глухом уголке!

Стих.Т.Ш. о планете Марс:

Марс – таинственная планета,

Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

«Физминутка»

Раз-два стоит ракета          

Три-четыре скоро взлет      

Чтобы долететь до солнца  

Космонавтам нужен год      

Но дорогой нам не страшно

Каждый ведь из нас атлет      

Пролетая над землею              

Ей передадим «Привет»!        

(руки вверх)

(руки в стороны)

(круг руками изобразить)

(руками держутся за щеки и машут головой)

(руки на поясе, поворот корпуса вправо-влево)

(сгибание рук в локтях)

(руки в стороны)

(машут руками)

Поговорим о планетах Солнечной системы.

- Юпитер – пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

- Сатурн – шестая планета от Солнца и вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера. Сатурн опоясывают кольца, которые состоят из частичек льда, камней и пыли. Вокруг планеты обращается 62 спутника. Титан – самый крупный из них.

- Уран – седьмая по удаленности от Солнца планета Солнечной системы. Это самая холодная планета Солнечной системы с температурой – 224˚С. Ядро Урана состоит в основном изо льда и горных пород. Имеет 27 спутников.

- Нептун – восьмая и самая дальняя планета Солнечной системы. Имеет 12 спутников, самый крупный – Тритон. В атмосфере Нептуна бушуют самые сильные ветры среди планет Солнечной системы. Ядро состоит изо льда и горных пород.

Ст.Т.Ш. о планете Юпитер:

Юпитер больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год!

Ст. Т.Ш. о планете Сатурн:

Сатурн – красивая планета,

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Ст.Т.Ш. о планете Уран:
Уран – лежебока и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,
Сорокалетие длится там день

И сорокалетие – ночь!

Ст. Т.Ш. о планете Нептун:

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.

8). Опыт «Почему планеты не падают?»

Опыт. Кладу в ведро пластмассовый шарик, переверну его – шарик падает. Начинаю вращать ведро все выше над головой – шарик уже не падает.

- Что произойдет, если подбросить вверх какой-либо предмет? Кто знает почему?

- Правильно, потому что его притягивает Земля – это земное притяжение. Но, оказывается, Солнце тоже притягивает к себе планеты. Это явление называется солнечным притяжением.

-Тогда, почему же планеты не падают на Солнце? Покажу вам один фокус.

Вывод: когда предметы очень быстро вращаются вокруг Солнца, они не падают.

Дети отвечают.

9. Наука астрономия.

- Дети, послушайте, о ком эта загадка?

В дверь, в окно

Стучать не будет,

Телескопом сотни лет

Изучает жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …

- Как называется наука, которая изучает небесные тела?

Астроном.

Астрономия

10. Вывод:

- Мы с вами сейчас составили карту Солнечной системы, давайте еще раз повторим названия и расположение планет.

«Солнечная система»

Встречает первым солнечные бури

Неуловимый, маленький……………..

Второй, за ним, летит ……………………

С тяжелой, плотной атмосферой.

А третьей, кружит карусель,  …………. святая колыбель.

Четвертый -………,

планета ржавая,

Красно-оранжевая самая.

Пятый -……......... 

- очень уж большой

На звездном небе, виден хорошо.

Шестой -………….,

в шикарных кольцах,

Очаровашка, под лучами Солнца.

Седьмой -……….,

прилег, как лежебока,

Ведь труден путь его далекий.

Восьмой -……….,

он – газовый гигант –

В красивой голубой рубашке франт.

Меркурий

Венера

Земли

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

11.

- Объявляется предстартовая готовность!

Обратный отсчет: 10, 9, 8, …, 1, «Поехали!»

- Внимание! Посадка.

 Поздравляю вас с успешным возвращением на планету Земля!

Приложение 1

Ракета 1 уровень сложности                Ракета 2 уровень сложности

C:\Users\пользователь\YandexDisk\на завтра\Танграм\Решения\2.jpg                        C:\Users\пользователь\YandexDisk\на завтра\Танграм\Задания\12.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Планеты солнечной системы"

Данный урок проводится вторым в 4 классе по программе "Школа России", А.А.Плешаков....

Конспект урока по окружающему миру "О правильном питании" в 4 классе, опираясь на Сингапурскую систему обучения, по УМК "Начальная школа XXI века"

Подробный конспект урока по окружающему миру "О правильном питании" составлен по Сингапурской системе обучения. Урок очень насыщенный и интересный, все новые обучающие структуры описаны. Данный матери...

Конспект урока по окружающему миру «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока по окружающему мируПрограмма: Школа РоссииКласс: 4Тема урока: «Планеты Солнечной системы»Цель: создать условие для ознакомления детей с планетами Солнечной системыЗадачи:Дид...

Конспект урока по окружающему миру «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока по окружающему мируПрограмма: Школа РоссииКласс: 4Тема урока: «Планеты Солнечной системы»Цель: создать условие для ознакомления детей с планетами Солнечн...

Конспект урока по окружающему миру «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока по окружающему мируПрограмма: Школа РоссииКласс: 4Тема урока: «Планеты Солнечной системы»Цель: создать условие для ознакомления детей с планетами Солнечн...