Конспект урока по окружающему миру "Поговорим о добре" в 4 классе, опираясь на Сингапурскую систему обучения
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Догадина Ирина Анатолиевна

Конспект урока составлен  по УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogovorim_o_dobre.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Поговорим о добре

Цели: развивать представления учащихся о добре, потребность в нравственном самосовершенствовании; ориентировать на ценности человеческой личности;  воспитывать стремление совершать добрые дела, уважительное отношение к окружающим

Ход урока

I. Организационный момент        Слайд 1.

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я, урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.

А теперь ко мне все повернитесь.                

Слайд 2.

 - Ребята, подарите  себе  свою  улыбку, попросту  улыбнитесь.

А  чтобы  настроение  наше  оставалось  хорошим, давайте  улыбнёмся  друг  другу.

Садитесь.

Слайд 3

Наш  мир – это  большое  зеркало  и, улыбаясь  кому – то, ваша  улыбка  будет  возвращаться  к  вам  радостью.

II. Проверка домашнего задания   

  1. - Поделитесь своей радостью с другими, уделите внимание тем, кому оно требуется в первую очередь.

Слайд 4.

СИНГЛ РАУНД РОБИН

- Почему пожилым людям нужна твоя помощь?   

2. - Расскажите, как вы помогаете бабушке, дедушке.

Слайд 5.

КЛОК БАДДИС . Свидание на 3 часа, время 1 мин на каждого ученика, начинает тот, кто выше ростом.

III. Сообщение темы и цели урока

Сегодня  мы  с  вами  поговорим  о  качестве, без  которого  человек  не  может  называться  человеком.

             Слово  это  серьёзное, главное, важное.

             То, что  значит  оно, очень  нужно  для  каждого.

              В  нём  забота  и  ласка, тепло  и  любовь.

              В  нём  стремленье  на  помощь  прийти  вновь  и  вновь.

              Это  качество  в  сердце  у  многих  живёт.

              И  о  боли  других  позабыть  не  даёт.

              И  оно  поважней, чем  лица  красота.

              Догадались, что  это? …   (Сердец  доброта!)

- О  каком  же  качестве  пойдёт  речь на сегодняшнем уроке окружающего мира?

- Да, сегодня  мы  будем  говорить  о  доброте, о добром отношении к своим близким, к окружающим, о стремлении совершать добро.

IV. Изучение нового материала

1. Введение в тему          

Слайд 6.

- Как вы понимаете смысл  пословицы:

«Добрый человек придёт, словно свету принесёт»?

Обсуждаем с партнером по плечу

Слайд 7.

- В процессе нашего общения, ребята, мы постараемся  с вами ответить на вопросы:

  • Что такое доброта?
  • Какого человека мы можем назвать добрым?
  • Легко или трудно быть добрым?

 - Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал Анатолий Николаевич Чепуров (читает подготовленный ученик).

Ученик

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

Слайд 8

СТЁ ЗЕ КЛАСС

- С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? Время 30 секунд.

        - Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

        Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое.

Слайд 9.

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова  «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. «Добро - всё положительное, хорошее, полезное, ласковое»

 - В  наше  время  современному  человеку  очень  нужно  сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность. Но многие люди  стесняются  быть  добрыми.

        Слайд 10.

- Первый шаг к доброте – это доброе слово.

- Какие добрые, "волшебные слова" звучат в нашей речи?

РЕЛЛИ ТЭЙБЛ   Работаем с партнером по лицу. Начинают номера 1 и 2.

       Слайд 11.

- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни.

- И есть приветствия и пожелания, в которые входит само  слово "добро":

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
В ДОБРЫЙ ЧАС!
В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ!

- Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет?!

Ответы детей.

Ученик

Если ты сегодня не умножил,

Хоть на каплю чью – то радость в мире –

Значит, день напрасно прожил

Как унылый гость в чужой квартире.

- Тему доброты затрагивали и известные во всём мире писатели.  Послушайте, какие высказывания они посвящали доброте :

Слайды 12-14.

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». (Л.Н.Толстой).

 «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».                                                                                        (Марк Твен).

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

                                                                        (В.О. Ключевский)

         -Не только слова, но и дела должны быть добрыми.

3. Работа по учебнику

- Рассмотрим ситуации в учебнике на с. 102-103.

 - Перед вами ситуации. Прочитаем их и проанализируем.

  

Физкультминутка   ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР под песню «Дорогою добра»

- А сейчас прочитаем рассказ «Бабочка»  на с. 104  

- Беседа по вопросам.

- Согласитесь ли вы с высказыванием: доброго человека всякая живность любит?

        «Где добро, там и тепло». Хорошо бы научиться  искренне  дарить добро, не ожидая какой – либо выгоды для себя, т.е. бескорыстно. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

- Чтение статьи учебника «Делай добро и не жди награды …» с. 103

- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела и  приносили радость людям?

Слайд 15.

- Отгадайте, о ком пойдет речь?

1.     Этот сказочный герой спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2.     Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3.      Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

4.      Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева) 5. 5. Героиня, которая спасла жизнь озябшей ласточки (Дюймовочка) 

- Читайте, ребята, сказки и берите пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намек - ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»

Слайд 16.

- Итак, ребята, сможете  вы теперь ответить на поставленные в начале урока вопросы?

- Скажите, что такое добро? (Всё положительное, хорошее, полезное, ласковое)

- А какого человека мы называем добрым?

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?  (Этому надо учиться)

- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

Ученик

Добро – словно солнечный лучик!

Согреет – и всё расцветёт.

Оно, как невидимый ключик

От дверцы где радость живёт!

А зло – это чёрные тучи.

Друзей нет, как их не зови.

Со злом не встречаться вам лучше.

Желаю добра и любви!

- Рубрика «Это важно знать» с. 105

- Я благодарю вас всех, ребята, за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

(Слайд 17)

-  В народе говорят:

Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.

        Ухаживайте за своим садом  и не позволяйте ему зарастать сорняками (злыми делами и словами), наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Ученик

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живи на земле.

        - Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы сами должны быть добрыми.

Слайд 18.

ПОМНИ:

Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.

        -  У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.  Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Оценивание детей.

         

V. Д/З: Вчера мы сделали новогоднюю елочку из добрых ладошек. Но ее необходимо нарядить добрыми делами. Для этого вы дома  сделаете новогоднюю игрушку, на которой напишете свою доброе дело, которое вы совершили в этом году. Этих дел у вас, я надеюсь, было много. Но опишите тот поступок, который оставил добрую отметину в вашем сердце.  

А наших гостей мы попросим это написать сейчас, после чего украсим нашу елочку.

Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.

А пока гости пишут, я попрошу вас, ребят, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Подведение итога - Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой на всю жизнь. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

Спасибо. Садитесь.

Слайд 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

Тематическое планирование и конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса. "Система развивающего обучения Л.В. Занкова"

Вашему вниманию представлены:- тематическое планирование;- конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса, по системе Л.В. Занкова....

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Культурные и дикорастущие растения" с применением сингапурской технологии

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Культурные и дикорастущие растения" с применением сингапурской технологии направленно для прочного усвоения учащимися растений леса, луга, поля...

Конспект урока по окружающему миру "О правильном питании" в 4 классе, опираясь на Сингапурскую систему обучения, по УМК "Начальная школа XXI века"

Подробный конспект урока по окружающему миру "О правильном питании" составлен по Сингапурской системе обучения. Урок очень насыщенный и интересный, все новые обучающие структуры описаны. Данный матери...

План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Вода - растворитель" УМК "Перспективная начальная школа" с применением структур Сингапурской методики

Урок проводится в группах в виде лабораторных экспериментов, которые дают возможность самостоятельно наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы....

Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь" ( с применением сингапурской методики обучения)

АННОТАЦИЯ:Цели урока:·         сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;·...