Конспект урока Тема:Героическая летопись Великой Отечественной войны.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Бобринева Лариса Алексеевна

Урок разработан по УМК "Школа России", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om_4_kl.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                Конспект урока

Тема:Героическая летопись Великой Отечественной войны.

Цели. Сформировать представления учащихся о Великой Отечественной войне и её героях.  Развивать интерес к истории родной страны. Воспитывать патриотизм.

 Познавательный аспект:

  • расширить знания учащихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками;
  • дать краткую информацию о некоторых исторических событиях времён ВОВ;
  • расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся.

Развивающий аспект:

  • продолжить развитие общеучебных умений и навыков:
  • поисково-информационных (умение работать с различными источниками информации);
  • учебно-интеллектуальных ( умение анализировать, обобщать, находить ассоциации и пользоваться ими);
  •  огранизационно-познавательных ( умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, вести познавательную деятельность в коллективе).
  • продолжить развивать умение делать выводы;
  • развивать коммуникативные способности.

Воспитывающий аспект:

  • воспитание гуманной, творческой личности, бережно, ответственно относящейся к истории своей страны;
  • воспитание чувства гордости за свою страну.

Оборудование: учебник А. А. Плешакова  «Мир вокруг нас» 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть, карточки с вопросами, с датами; запись песен «Священная война» и «Пусть всегда будет солнце!»; портрет

Г.К. Жукова; плакат «Родина - мать зовет!»; наглядно-дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников» и «День Победы».

                                        ХОД УРОКА:

1. Оргмомент. Проверка готовности рабочего места. 

 Урок хотела бы начать с пословицы: « Мудрым никто не родился, а научился». Впереди у нас много нового и интересного. Поэтому: «Ни минутки не теряем, сразу к делу приступаем».

2. Актуализация опорных знаний. (2 ученика работают по индивидуальным карточкам).

- Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания: «В 20-х годах жизнью страны руководила партия________________________, завоевавшая свою власть в ____________________ войне. Позднее большевиков стали называть______________________. Основным звеном в управлении государством стали_______________. Поэтому и новую власть называли_____________________ .

- Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания: « В______ году на карте появилось новое государство- _______________________________________________

____________________________. Со временем в состав СССР вошло_____ союзных республик. В 1918 году правительство переехало из Петрограда в _____________. Москва стала_____________ Советского Союза».

-фронтальный опрос:

- Кто стоял у власти после 7 ноября?(большевики)

- Как их стали называть позднее?(коммунисты)

- Когда появилось новое государство СССР?(1922г.)

_ Сколько республик входило в состав СССР?

- Какие изменения произошли в государстве? (не было царя, помещиков, фабрикантов и т.д. борьба с неграмотностью)

_ Что напоминала наша страна в то время?(огромную стройку)

- Какие изменения произошли в деревне?(Крестьяне получили землю и объединились в колхозы)

- Лёгкой ли была жизнь в то время?

3. Постановка целей и задач урока.

- послушайте отрывок из стихотворения С.Михалкова «Солдат» и подумайте о чём пойдёт речь на уроке.

Его бомбили – он лежал. К нему летел снаряд.

В него стреляли - он бежал вперёд, а не назад

«Чем дальше я пройду вперед, - мечтал солдатик мой, -

Тем больше хлеба в этот год засеем мы весной.

Чем больше немцев уложу, - смекал он на ходу, -

Тем раньше путь освобожу, скорей домой приду!

 При немцах на моей земле мне не бывать в родном селе…»

И беззаветно потому солдат мой воевал,

И было некогда ему, и он ночей не спал.

- Чему посвящено это стихотворение С.Михалкова? Сформулируйте тему урока.

СЛАЙД 1. ТЕМА УРОКА. Великая Отечественная война и Великая Победа.

- Что вы знаете о ВОВ ? Когда она началась? Сколько лет длилась?

- Когда мы отмечаем День Победы?

- Запишем эти даты в тетрадь с.51 № 3.

4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

УЧИТЕЛЬ.(показ на карте) 1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорилась Австрия, Чехословакия, Франция. 12 европейских стран были захвачены фашистами.

- Как. вы думаете, почему война называлась Мировой? ( были вовлечены многие государства).

- Сегодня на уроке мы вместе составим героическую летопись Великой Отечественной войны. (на доске появляется карточка) 1941г. – год начала войны.

СЛАЙД 2. (мир)

22 июня был выходной день. Спали города и сёла, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о будущем. Ничто не предвещало беды.

РАССКАЗ УЧЕНИКА: 22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолётов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза, по мнению фашистов должно было остаться только воспоминание. Но этим планам не суждено было сбыться. Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов,  командиров и мирных жителей ценой собственной жизни старались сдерживать натиск фашистов.

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ В ПАРАХ.

- Возьмите карточки жёлтого цвета, прочитайте текст и используя аналогию, дополните второй.

В 1812 году против наполеоновских войск сражалась не только армия, но и крепостные крестьяне, помещики дети, поэтому войну 1812 года назвали Отечественной.

В 1941 году нашествие гитлеровских войск отражала не только советская армия, но и весь советский народ. В партизанском движении наряду с мужчинами участвовали женщины и дети. Поэтому война получила название Великой ___________________ .

-Какое слово вы дописали? Почему? ( мнение детей).

РАССКАЗ УЧЕНИКА: Но силы были не равны. В вооружении Красной Армии не хватало новых видов техники: танков, самолётов, артиллерийских орудий, автоматов. Страна только приходила в себя от большой стройки. Но в тот момент страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. СТР.140 Найдите 5 абзац, докажите словами текста, что усилия фронта и тыла слились воедино.

СЛАЙД 3. «РОДИНА _ МАТЬ ЗОВЁТ».

Одно из первых сражений войны произошло у Брестской крепости.

Сюда шли лавиною стальной,

Но расшибались вражьи силы

О город наш берестяной.

Встречала Родина ненастья

Огнём, мечом или штыком,

Чтобы в реке

Орлов  свастик

 Ржавел и гнил металлоломом.

СЛАЙД 4. БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ.

Защитники Брестской крепости около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты. Но враг силён он наступает. В сентябре гитлеровцы окружили Ленинград. (карточка в летопись) НАЧАЛО БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.

СЛАЙД 5. В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ.

РАССКАЗ УЧЕНИКА: Ленинград. С особым упорством фашисты обрушились на Ленинград. Бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада, начались страшные дни Ленинграда. Не было топлива, электричества, вышел из строя водопровод, начался голод. Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы во время блокады. По Ленинграду ходила смерть, но не сдавался  город. 900 дней и ночей находился Ленинград в осаде. Город выстоял, не взяли его фашисты.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ СТР. 142 Перечитайте 2 абзац и найдите информацию о блокаде Ленинграда, которой        не было в рассказе ученика.

СЛАЙД 6. НАЧАЛО НАСТУПЛЕНИЯ НА МОСКВУ. (карточка в летопись).

РАССКАЗ УЧЕНИКА: Падает первый лист. 30 сентября 1941 года фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву. «Тайфун» - так назывался план фашистов. Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты. Более миллиона солдат бросили они на Москву. Началось наступление.

УЧИТЕЛЬ: Известно, что в ноябре немцы были возле самой Москвы.

- Верите ли вы, что 7 ноября в честь Великой Октябрьской революции на Красной площади был устроен военный парад. (мнения детей).

- Как вы думаете, зачем был устроен парад, когда немцы были всего в 15 км от Москвы? (КАРТОЧКИ РОЗОВОГО ЦВЕТА) выберите правильный ответ.

1. Парад был устроен для проверки боевой готовности советских войск.

2. Информация о параде давала силы в борьбе с врагом.

3. Парад был устроен с целью, испугать военного противника.

 УЧИТЕЛЬ: Для защиты родной столицы прибыли воины с Урала, Сибири, Дальнего Востока. (ПОКАЗ НА КАРТЕ). Давайте перенесёмся на поле битвы. Представьте себе, что вы находитесь в окопах, а немцы решили раздавить вас танками. Чтобы подбить танк, надо было бросить в него гранату или бутылку с зажигательной смесью. Как это сделать? (МНЕНИЯ ДЕТЕЙ) Встал тут политрук Клочков и сказал фразу, которую вы узнаете, выбрав её на карточке белого цвета.

СЛАЙД 7. ПОЛИТРУК ВАСИЛИЙ КЛОЧКОВ.

1. С потерей Москвы ещё не потеряна Россия. Приказываю отступать.

2. Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва.

                      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Высоту берет пехота –

В наступлении войска. Маршируем

Как лягушку из болота, Кто-то тянет «языка»

Даже девочкам не спится, им , медсестрам не до сна…

То идет игра зарница (бег на месте)

Не военная игра. (маршировка)

УЧИТЕЛЬ: И в январе 1942 года наша армия перешла в наступление. КАРТОЧКА В ЛЕТОПИСЬ. БИТВА ЗА МОСКВУ.

Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого немцы ещё никогда не терпели такого поражения. В битве за Москву советскими войсками командовал  прославленный полководец Г.К. Жуков. СЛАЙД 8. ПОРТРЕТ ЖУКОВА.

УЧИТЕЛЬ: Потерпев поражение под Москвой, летом 1942 года фашисты начали новое наступление на юге. Для техники нужно было много горючего, а нефтью, из которой его делают, богат советский Кавказ. Чтобы кормить армию, необходимы продукты, хлебом богата советская Кубань. Фашисты стремились к Волге, чтобы захватить Кавказ и Кубань. (ПОКАЗ НА КАРТЕ) 23 августа враги прорвались к Волге и начали штурм Сталинграда.

КАРТОЧКА В ЛЕТОПИСЬ. БИТВА ЗА СТАЛИНГРАД. СЛАЙД 9. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.

РАССКАЗ УЧЕНИКА: Более шести месяцев продолжалась Сталинградская битва. В этой битве впервые были использованы знаменитые миномёты «Катюши». Сталинградская битва переломила ход всей войны. Но враг не успокоился . Шёл 1943 год.  

 СЛАЙД 10. ФОТОГРАФИИ ИЗ МУЗЕЯ.

- Что вы можете сказать об этих фотографиях? Во время какой битвы прославилась наша Поныровская земля?

РАССКАЗ УЧЕНИКА: Стояло лето 1943 года. Прошло 2 года с того дня, когда фашисты напали на нашу Родину. Многое изменилось за эти два года. После поражения под Сталинградом и на Кавказе немцы откатились далеко назад, на запад. В числе многих других городов наши войска освободили и крупный промышленный город Курск. Советские войска глубоко врезались в фашистскую оборону. Образовалась так называемая Курская дуга. Фашисты мечтали о реванше. Они хотели отомстить за поражение под Москвой и Сталинградом, мечтали и надеялись на новые победы. 5 июля фашисты перешли в наступление.

КАРТОЧКА В ЛЕТОПИСЬ. КУРСКАЯ БИТВА.

СЛАЙД 11. СРАЖЕНИЕ ПОД ПРОХОРОВКОЙ.

УЧИТЕЛЬ: 12 июля 1943 года под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. 50 дней продолжалась величайшая битва и закончилась победой Красной Армии.

 « Если битва под Сталинградом – говорил И.В.Сталин, - предвещала закат немецко – фашистской армии, то битва под Курском поставила её перед катастрофой».

УЧИТЕЛЬ: Год 1944. Он знаменит двумя фактами, которые мы добавим в летопись. ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА И ОСВОБОЖДЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ СССР. СЛАЙД 12.

 РАССКАЗ УЧЕНИКА: 1944 год. Советская армия наступала. Удары, которые нанесли наши войска по фашистам, были роковые для них. Начались годы поражений, фронт растянулся на многие километры от Баренцева моря на севере до Чёрного моря на юге. Фашисты метались, не зная, где, в каком месте Советская Армия нанесёт очередной удар. Именно после победы на Курской дуге был освобожден Севастополь, снята блокада Ленинграда.  Враги неохотно расставались с захваченной советской землёй. Шли упорные бои в Украине и Белоруссии. Но не было силы, которая смогла бы остановить порыв наших войск. Советская Армия дошла до германской границы.

УЧИТЕЛЬ: Чем же знаменит 1945 год?

СЛАЙД 13. КАРТИНА «ПОБЕДА».

РАССКАЗ УЧЕНИКА: Шёл 1945 год. Великая Отечественная война против фашистских захватчиков приближалась к концу. Разгромив врагов на своей земле наши войска протянули руку помощи странам Европы (Польше, Румынии, Болгарии Венгрии и другим странам.) 16 апреля началось последнее из гигантских сражений – битва за Берлин. Через две недели Красное знамя Победы развевалось над зданием Рейхстага. Был подписан документ, в котором германское командование признало своё поражение. День 9 мая стал Днём Победы.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР.144. Просмотрите текст и скажите, кто руководил штурмом Берлина?

УЧИТЕЛЬ: Мы с вами составили героическую летопись войны. У каждой войны есть свои герои. Свыше 11 тысяч воинов удостоены звания Героя Советского Союза, среди них 11 человек наших земляков – поныровцев. Звание города – герои получили Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Тула, КИЕВ, Сталинград (Волгоград), Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Смоленск, Мурманск, брестской крепости присвоено звание «Крепость - герой». Война четыре года, 1418 дней, 27 миллионов погибших – это значит 29 человек на каждые 2 метра земли, это значит 20 человек каждую минуту. Война коснулась каждой семьи, народ никогда не забудет своих героев.

Люди! Покуда сердца стучатся – Помните!

Какой ценой завоёвано счастье -  пожалуйста, помните!

Почтим память павших герой минутой молчания.

5. Рефлексия.

- Скажите, какие чувства возникали на протяжении нашего урока?

- Вспомним. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

-- Откуда прибыли воины для защиты Москвы?

- Какое знаменитое сражение произошло под Курском?

- Кто руководил нашими войсками в битве за Москву и Берлин?

- Назовите антоним слову «война».

6. Итог урока.

- Что нового  вы узнали о героических событиях в истории родной страны?

7.Дом. задание. Уч. С. 140 -145, вопросы «Проверь себя». Составьте вопрос, опираясь на героическую летопись, что я ещё хочу знать о ВОВ.

СЛАЙД 14. МИР!

Ещё Александр Невский сказал: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Нам надо жить трудиться, учиться, растить детей, радоваться солнцу. Нам не нужны чужие земли, нам не нужна война!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру 4 класс "Героическая летопись Великой Отечественной войны"

Цель урока: формирование представлений обучающихся о ВОв., героизме советского народа....

"Дети войны". Конспект занятия по внеурочной деятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"  «Дети войны»Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классовЦель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг...

Внеклассное мероприятие посвященное Дню Победы: «Песенная летопись Великой Отечественной войны»

Актуальность данного мероприятия: Молодое поколение все меньше помнит те события, которые происходили у нас в стране в 1941-1945 годах. Поэтому все острее стоит проблема патриотического воспитания под...

Конспект урока окружающего мира "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока окружающего мира (4 класс)Тема: Великая Отечественная война и Великая победаЦель: формировать представления о Великой Отечественной войнеПланируемые результаты:Предметные:-Уметь ра...

Героическая летопись Великой Отечественной войны

Героическая  летопись Великой Отечественной войны. Классный час....

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...