Урок: «Мой край – Кемеровская область»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Фогель Лариса Николаевна

Данный урок проходил после изучения раздела «Родной край – часть большой страны» по программе «Школа России». Нетрадиционные уроки (уроки – путешествия) комбинированного типа с элементами развивающего обучения нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного. Кроме того, эти уроки повышают творческий потенциал учащихся, активизируют познавательную деятельность.

На разных этапах урока применялись следующие методы проблемно-поисковый и практические методы и организационные формы такие как беседа обобщающего плана, рассказ, учебный диалог, проблемное задание, самостоятельные работы, решение задач на краеведческой основе, тесты, викторины. Творческие задания повышенного уровня, предполагают более углубленное изучение материала, самостоятельный поиск данных для выполнения заданий. Для достижения поставленной цели урока использовались различные формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Содержание учебного материала подбиралось с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

Для снятия статического напряжения на уроке проводится физкультминутка и смена видов деятельности.

Эти уроки развивают умение ценить красоту и богатство родной природы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fogel_l.n._urok_moy_kray.odt152.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеообразовательное учреждение

«Анжерская средняя общеобразовательная школа»

«Мой край – Кемеровская область»

Методическая разработка урока по окружающему миру

Составитель:

учитель начальных классов

Фогель Лариса Николаевна

п. Безлесный

2014 г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Анжерская средняя общеобразовательная школа»

«Мой край – Кемеровская область»

Методическая разработка урока по окружающему миру

        4 класс

Составитель:

учитель начальных классов

Фогель Лариса Николаевна

п. Безлесный

2014 г.

Мой край — Кемеровская область

Окружающий мир 4 класс

Урок-путешествие  

Цель:

Познакомить детей с природными богатствами,  достопримечательностями

Кемеровской области.

Задачи: 

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному              краю.

Учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру.

Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Оборудование: физическая карта России, карта Кемеровской области, атласы «Мир и человек», плакат «Моя Родина – Кузбасс!», DYD-диск «Шум волны», компьютер; экран, гербарий, фотографии, картины с изображением достопримечательностей природы, Красная книга Кемеровской области.

ХОД УРОКА

I Организационный момент

Давайте приступим скорее к работе.

Пусть интересным будет урок!

II Сообщение темы урока

Учитель. Дорогие ребята, сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Мы отправляемся в путешествие. А куда?  Вы ответите потом сами.

Эпиграфом к нашему уроку станет стихотворение    З.Александровой «Родина».

Если скажут слово - Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду - смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка — скромница

И ромашковый бугор...         

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

                                 Но у всех она одна!

Учитель: А что вам вспоминается, если звучит слово «Родина»? (Ответы детей)

Учитель: Да, каждому из вас вспоминается что-то свое, самое дорогое: свой двор, свой дом, родители, друзья, своя школа, класс.

Послушайте ещё одно стихотворение.

Есть возможно, уголок красивей,

Есть богаче, скажем без прикрас,

Но из всей моей России

Ближе к сердцу, наш родной Кузбасс!

Учитель:  О чем эти строки? Соответствует ли это описанию нашему краю?

Почему?

- Сегодня мы совершим путешествие по нашему краю. И в этом нам помогут

географические карты, атласы.

III Проверка домашнего задания

III    Обобщение

Учитель: Ребята, как называется наш край, где мы живём? (Кемеровская область, по-другому ещё называют Кузбасс, Кузнецкий каменноугольный бассейн, земля Кузнецкая).

 Откройте атласы Кемеровской области. Найдите на физической карте Кемеровскую область. Назовите ее географическое положение.

Дети: На севере наша область граничит с Томской областью, на юге и юго-западе с Алтайским краем, на западе — с Новосибирской областью и на востоке — с Красноярским краем.

Учитель: С давних пор на территории Кемеровской области живут разные народы: томские татары, шорцы, телеуты. Эти народы сохранили свои обычаи и культуру. Русские назвали шорцев «кузнецами» за их умение плавить железо и делать оружие. От них и пошло название – Кузнецкая земля.

А это карта нашей области, она тоже будет помогать в нашем путешествии.

 Кемеровская область является богатейшей кладовой полезных ископаемых. А какое главное богатство области вы должны угадать.

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,    

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль.

(Каменный уголь)

В 1851 году было положено начало регулярной добыче угля в Кузнецком каменноугольном бассейне (Кузбассе), крупнейшем в России. На северо-востоке области расположены месторождения бурого угля.

Давайте посмотрим и вспомним какими еще полезными ископаемыми богат наш край. (работа в парах)

(Дети работают с атласом и с картой, находят полезные ископаемые и записывают на доске и в тетрадях)

Каменный уголь, бурый уголь, железная руда, золото, мрамор, известняк, песок, гравий и различные глины, фосфориты, из которых получают удобрения, повышающие урожайность сельскохозяйственных культур.

Учитель: Богат наш край животными и растениями. Пользуясь картой природных зон, самостоятельно заполнить таблицу (табл.2). (Работа в группах) Практическая работа

                                     Растения и животные нашего края        Таблица 2

Растения

Животные

Ель, сосна, лиственница, пихта, береза, осина, кедр, липа …

Марал (крупный олень), косуля, соболь, лисица, барсук, рысь, медведь, белка, волк …

                                                                             

(Используется гербарий.)

Учитель: Природа много дала нашему краю. А как люди относятся к природе?

Дети: Имеются заповедники, заказники — род заповедника, где временно запрещена охота или где под особой охраной находятся растения. Например, Китатский заказник на Золотом Китате. Липовая роща недалеко от села Кузедеева в Горной  Шории. О липовой роще мы заслушаем сообщение ученицы.

Рассказ ученицы: (Приложение 1)

          На территории области растут редкие растения, которые занесены в Красную книгу: горицвет, синий колокольчик, ландыш и др.

В Кемеровской области создана своя Красная книга. Я предлагаю всем посмотреть видеофильм «Красная книга Кемеровской области». (Приложение 2)

Учитель: В нашей области много водоемов. Посмотрите на карту и назовите их (Томь, Кия, Иня, Яя, Чулым и Чумыш). Они имеют много притоков, большинство рек берут начало в горах Кузнецкого Алатау и Горнрй Шории. Есть немало озёр, прудов, водохранилищ. Самое большое озеро в Кемеровской области – Большой Берчикуль в Тисульском районе.   Рассказ ученика о водоемах Кемеровской области.(Приложение 3)

                IV    Физкультминутка    ( DVD – диск «Шум волны»)

 — Представьте, что мы стоим на берегу реки Томь. Вслушайтесь в шум реки. Нам хочется расслабиться и отдохнуть. Мы смотрим далеко вдаль, куда убегает наша речка.

А потом закрываем  глаза и наслаждаемся пением птиц и плеском воды. Мысленно проносимся над нашими пшеничными полями, лугами и  вдыхаем аромат цветов, земляники и грибов. Как красиво кругом! Но вот подул ветерок и мы открываем глаза. Мы ощущаем большой прилив сил и  возвращаемся в класс с умиротворенным состоянием души.

Учитель: Много различной рыбы водится в водоемах области.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Ребята, отгадайте загадку.                                

Я скажу не хвастая,

Рыба я зубастая.

(щука)

           Каких рыб вы еще знаете, которые водятся в наших водоёмах?

 А по живописным берегам рек и озер находятся туристические лагеря, базы отдыха, детские оздоровительные лагеря.

Областной центр Кузбасса – это город Кемерово. Село Щеглово послужило основой для будущего города. В 1721 году в крутых откосах правого берега реки Томи Михайло Волков обнаружил «горючий камень», а в 1914 году была заложена первая в городе шахта «Центральная».

Кемерово является крупнейшим центром химической, машиностроительной, угольной, легкой и других отраслей хозяйства; крупный научный центр и культурный; с 26 января 1943 года  - областной центр.

На карте Кемеровской области  есть замечательные места, где родились, жили и трудились известные люди.

Село Марьевка Яйского района — родина прославленного поэта Василия Дмитриевича Федорова.

Из сел и городов нашей области вышли известные писатели, артисты,  космонавт — Алексей Леонов. О Алексее Леонове мы заслушаем сообщение ученика.

Рассказ ученика: (Приложение

  V  Домашнее задание

Учитель: Я предлагаю вам дома найти материал об экологии нашего края и написать статью в газету. А темы вашей статьи на доске.

YI  Рефлексия

- Если урок доставил удовлетворение, вы довольны своей работой, поднимите зеленую карточку.

- Если урок понравился, поднимите желтую карточку.

- Если вы устали и не желаете возвращаться к этой теме, покажите коричневую карточку.

VII     Итог урока

- Наше путешествие заканчивается. Дорогие ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.  Окружающий мир есть радость для вас и каждый из вас всегда радость для другого… Берегите себя и других. Уважайте и  любите всё, что есть на земле! Я надеюсь, что вы, когда вырастете, будете приумножать славу нашего края, постараетесь сделать его еще лучше и краше.

Благодарю всех за работу!

И закончим наш урок такими словами:

Кузбасс — Родина моя.

Кузбасс — гордость моя.

Вечно юн,  вечно молодой

          Кузбасс наш — твой и мой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Знаешь ли ты свою область?" (о Кемеровской области)

Предлагается тест по Кемеровской области: история, растительный и животный мир, климат....

Открытый урок "Водоёмы Кемеровской области"

Отркрытый урок  "Окружающего мира" 4 класс по Плешакову с использованием групповой формы работы....

70-летие Кемеровской области " Люблю тебя, мой край родной"

К юбилею Кемеровской области было составлено это мероприятие. Оно подойдёт и для классного часа и общешкольного мероприятия....

План - конспект урока по теме "Красная Книга Кемеровской области"

Конспект урока по окружающему миру для учащихся начальных классов по теме "Красная Книга Кемеровской области" с презентацией...

Сценарий мероприятия по краеведению "Родной край" для 3-4 классов (Кемеровская область)

Данное мероприятие разработано для учащихся 3-4 классов по природе родного края (Кемеровская область). Цель: закрепление знаний о природе Кемеровской области....