Урок окружающего мира по теме "Семейный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Бухтоярова Светлана Анатольевна

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Семейный бюджет.

Цели: Формирование у учащихся понятие о семейном бюджете.

            Развитие мыслительных операций, внимания, воображения, речи обучающихся.

            Воспитание доброты, дружелюбия,  бережного отношения к близким.

Оборудование: учебник, записи на доске, тетрадь с тестами, раздаточный материал.

Ход урока.

Мобилизующая часть урока.

Приветствие, посадка.

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на работу.

Проверка домашнего задания.

Тестирование. Фронтальная проверка результатов.

Работа над новым материалом.

Читает подготовленный обучающийся:

Маму в магазин провожает сын,

Пять копеек он ей даёт:

«Вот! Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

- Как вы думаете, чего не учёл мальчик? (что на пять копеек ничего не купишь)

- А почему он делает маме такой заказ? (он маленький и не знает цену деньгам)

- А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? (у них нет денег.)

- Сегодня мы поговорим о том, из чего складывается семейный бюджет.

- Из чего могут складываться доходы  семьи? (по ходу того, как дети дают ответы, вывешиваю таблички на доску)

Доходы:  

Зарплата   Пенсия   Стипендия   Пособие

 (в середине – физминутка).

- А теперь мы разделимся на пары. Каждая пара-семья получает таблицу расходов. Вы отмечаете то, на что будут потрачены семейные доходы.

Список товаров и услуг

Товар или услуга

Цена, руб.

Ваш выбор

Лекарства

5

 

Продукты

50

 

Одежда

10

 

Обувь

10

 

Бытовая химия

4

 

Транспорт

10

 

Велосипед

15

 

Музыкальная (спортивная) школа

10

 

Книги

5

 

Компьютер

40

 

Игрушки

5

 

Платежи и налоги

30

 

Диски с мультфильмами

6

 

Посещение цирка

6

 

Посещение боулинга

7

 

Туристическая поездка

80

 

Поход в кино

4

 

Мороженое, конфеты

5

 

Фрукты

8

 

– Выслушаем, что у вас получилось.

– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?

– Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать необходимые платежи.

– А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

– Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей. Сумели ли вы уложиться в эту сумму?

- Поставьте галочки в своих рабочих листах напротив тех пунктов расходов, которые вы считаете обязательными.

- На доске список расходов. А теперь давайте выберем из всех расходов самые важные. (ребёнок убирает карточку и объясняет свой выбор).

Расходы

игрушки

продукты питания

одежда

школьные принадлежности

квартплата

плата за электроэнергию

сладости

плата за газ

лекарства

плата за телефон

туристическая путёвка

непредвиденные   расходы

- Как вы думаете, что такое «непредвиденные расходы»?

-Отметьте свою формулу галочкой и подчеркните формулу, которая будет наилучшей? Объясните почему?

Доходы = расходы

Доходы > расходы

Доходы < расходы

(в середине – физминутка).

Закрепление.

– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? ( премия, наследство.)

– А непредвиденные расходы? ( болезнь, несчастье.)

– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? ( если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения.)

– На чем можно сэкономить? (сладости и излишества в еде;

транспорт (использование проездного билета);

коммунальные услуги (экономия электричества);

одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)

– Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили?

Готовый список советов по экономии семейного бюджета

Совет

Ваш выбор

Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов

 

Уходя из дома, выключайте свет

 

Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику

 

Бережно относитесь к своим вещам

 

Чаще пользуйтесь услугами такси

 

После похода в магазин оставляйте сдачу себе

 

Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы

 

Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону

 

– Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? (нужно много трудиться).

Самостоятельная работа.

– Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа
на каждый вопрос.

Тест

Вопрос

Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара

– Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (Ответ: бюджет.)

– Абсолютно верно! Молодцы!

– Ребята, на электронный адрес нашей школы пришло сообщение "Прошу помочь!". Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. Талантливому скрипачу на покупку скрипки. Врачу-ветеринару на открытие приюта для бездомных собак. Спортсменам-лыжникам для  поездки на соревнования. Обсудите в своей "семье", согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, и прокомментируйте свой выбор.

– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами.

 

Больше работаешь – лучше живешь,

Лучше живешь – больше людям даешь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить ее? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути

Итог урока. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок? Что больше всего запомнилось?

- Что нового для себя вы извлекли?

– Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто будет пользоваться новыми знаниями – безымянный, кому урок понравился – мизинец.

– Всем спасибо за работу на уроке!

Выставление отметок.

Дом.задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Государственный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Государственный бюджет»Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развива...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....

Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"

Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Государственный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о государственном бюджете; формирование понятий «бюджет, доход, расход, налоги»; применение знаний о бюджете в повседневной жизни.Плани...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Государственный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “государственный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определения...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Семейный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “семейный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определениями: &qu...