Что такое деньги.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Морозова Галина Владимировна

Урок окружающего мира, 3 класс "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_dengi.odt19.7 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ»

Цели:

Образовательные: познакомить с ролью денег в экономике, способствовать формированию у учащихся представления о деньгах как о средстве приобретения товаров и осуществления платежей; создать условия для ознакомления учащихся с историей денег, с монетами, денежными единицами, сбережениями.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся экономически значимых качеств, повышающих их жизнеспособность, познавательного интереса, речи; расширению кругозора.

Воспитательные: содействовать воспитанию бережливости, добросовестности.

Оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал (монеты: 5 копеек, 10 копеек, старые бумажные деньги, 1 рубль); тест; детские коллекции монет.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1) Работа по тесту «Какая бывает промышленность».

2) Устный опрос.

- Что такое экономика?

-Какие отрасли экономики вы знаете? (Сельское хозяйство, промышленность, транспорт, торговля, строительство.)

- С какой отраслью мы знакомились на прошлом уроке? (Промышленность.)

- Расскажите, какая бывает промышленность? (Устные ответы детей.)

3. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадки:

                   Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

                   У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)

                   Маленькая, кругленькая,

                   Из кармана в карман скачет. (Монета.)

- О чём мы будем говорить на уроке? (Что такое деньги.)

4. Работа по теме урока.

1) Беседа "Из истории денег".

– Что такое деньги?

«Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накоплений». (С. И. Ожегов.)

– Как вы думаете, деньги существовали всегда?

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались товарами.

Гончары меняли горшки, тарелки, земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шкуры, шерсть.

Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная.

Так за 1 барана давали 2 топора и 4 кувшина.

Чтобы упростить обмен товаров придумали деньги. Деньги не должны портиться, легко носиться.

Сначала деньгами являлись предметы: морские раковины, соль, шкурки зверей и даже сушёная рыба.

Самыми удобными оказались металлические деньги. Можно было чеканить монеты любой стоимости. Но металлические деньги были тяжёлыми. Было опасно и неудобно возить.

Люди придумали другой выход. Золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали бумажные расписки на золото. Так появились бумажные деньги.

2)Страничка для любознательных «Русские деньги» (с.70).

Сначала на Руси не было своих денег. Арабские купцы привезли свои серебряные деньги – куны. Половину куны называли резаной – отрезанной куной. 25 кун составляли гривну. Гривны – серебряные слитки различной формы. Если нужно было заплатить половину гривны, ее просто рубили топором пополам. Такую половинку называли «рубль» (от слова «рубить). Позднее появился рубль или рублевая гривна. (Гривна весом 200 граммов.) Половина рубля называлась полтиной и весила около 100 граммов. С 1534 года в Руси введены монеты с изображением всадника с копьем. Они назывались копейными деньгами. Они имели неправильную форму и размер с арбузное семечко. Были и другие монеты: деньга, или денежка (1/2 копейки), и полушка (1/4 копейки).

  • Были ли на Руси  свои деньги?
  • Как появились деньги?
  • Как получилось название «рубль»?

5.Физкультминутка.

6. Продолжение работы по теме.

1) Работа с учебником (с. 66-67).

– Прочитайте текст.

  • Назовите два способа обмена. (Бартер, купля-продажа.)
  • Что такое бартер?
  • Что такое купля-продажа?

– Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, предмета.)

2)Деньги разных стран.

В России — рубль, в Америке — доллар, в разных странах Европы — евро,

в Индии — рупий, в Великобритании — фунт стерлингов, в японии — йена, в Тайланде — бат, в Дании — датская крона, в Иране — иранский риал и т.д.

3)Практическая работа. Работа в группе.

-Рассмотрите 1р. и 1 к.. Сравните их.

-Что на них изображено и написано?

Лицевая сторона — герб, портрет или другой рисунок (аверс- орёл).

Оборотная сторона — номинал, т. е. достоинство (реверс или решка). Надпись на монете называется легендой.

4)«Кто такие нумизматы?»

Нумизматы — это коллекционеры монет. Старинные и современные монеты могут очень многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран.

5)Демонстрация детских коллекций монет.

7. Закрепление.

1)Викторина:

1. Герой какого произведения наивно последовал этому совету: «…На этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»? (Буратино из «Золотого ключика» А. Н. Толстого.)

2. Ответьте, между кем и в каком произведении состоялся такой разговор:

«Клад – это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.

– А зачем?

– А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?

– Я? Про запас.

– Вот и они про запас».

(Между котом Матроскиным и Шариком в произведении Э. Успенского «Про дядю Федора».)

3. Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (Золотые.)

«Все скорлупки золотые.

…Из скорлупок льют монету

Да пускают в ход по свету». 

  4. Кто и в каком произведении часто повторял: «Пиастры! Пиастры!»? (Попугай Флинта из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона.)

2) Задания из электронного приложения по данной теме.

8. Итог урока.

– Что такое деньги?

– Что нужно делать, чтобы иметь деньги? (Трудиться.)

Пословицы и поговорки про деньги:

• Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  • Как вы думаете, будут ли в дальнейшем меняться наши деньги?
  • Можно ли увеличить свои сбережения?  Как?

9.Рефлексия.

– Понравился вам урок? Что нового узнали?

– Что было особенно сложным?

– Довольны результатом своей работы?

– Что помогало вам в работе? (Дружба, взаимовыручка, помощь.) 

10.Домашнее задание:с. 66–69 пересказ.

Творческое задание: нарисовать свои «выдуманные» деньги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

"Что такое деньги"

Конспект урока с презентацией...

"Что такое деньги."

Урок по окружающему миру "Что такое деньги" Мир вокруг нас. Плешаков А.А. То, что взрослому человеку кажется простым и обыденным, для ребенка - интересно и познавательно. Как можно простыми словами ...

"Что такое деньги?"

Конспект урока...

«Финансовая грамота» кружок 3 класс Тема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги».

laquo;Финансовая грамота»   кружок  3 классТема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги»....

Презентация «Финансовая грамота» кружок 3 класс Тема занятия: «Что такое деньги. Бумажные деньги».

Презентация «Финансовая грамота» кружок  3 класс   Тема занятия:  «Что такое деньги. Бумажные деньги»....

Технологическая карта урока+ анимированная презентация по финансовой грамотности на тему: " Что такое деньги? Как появились деньги?"

Технологическая карта урока + анимированная презентация по финансовой грамотности на тему: " Что такое деньги? Как появились деньги?"...