"Маленькие рыцари"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Синяк Светлана Михайловна

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc70 КБ

Предварительный просмотр:


Урок по окружающему миру в 3 классе.

 Тема: «Маленькие рыцари»

Цель: Формирование представления об общих признаках типа членистоногие.

  • Задачи:
  • Познакомить с особенностями Членистоногие.
  • Показать многообразие данного типа животных
  • Систематизировать знания учащихся о самых распространённых типах членистоногие.
  • Способствовать формированию у учащихся умений сравнивать, делать выводы и обобщать;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Введение в тему урок.

Ребята, я прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о каком животном идёт речь и в конечном итоге определить тему нашего урока.

Нашёл укрытие в цветке

И в восемь глаз глядит,

Заметив муху на листке,

К ней в восемь ног спешит.

Его собратья сети ткут –

Тончайшая работа.

А он, как волк, то там, то тут –

На мух идёт охота!

(Паук)

Пауки относятся к типу ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. На уроке нам предстоит познакомиться с данной группой животных.

2. Изучение нового материала

Внимательно посмотрите на экран и подумайте, почему данная группа животных так называется.

                                 Просмотр слайд-шоу

- Кто готов ответить на поставленный вопрос?   (Ноги состоят из отдельных члеников)

- Что бы вы хотели узнать на уроке по данной теме?

У всех членистоногих, скажу без промедления,

Конечности имеют членистое строение

На несколько отделов разделено их тело.

Отделы из сегментов, такое, братцы, дело.

Скелет у них наружный – хитиновый покров.

Он защитить  способен от всяческих врагов.

Всё это особенности многих животных, относящихся к типу ЧЛЕНИСТОНОГИЕ.

3. Актуализация знаний

- Что такое скелет?  (Твёрдые образования в организме)

- Для чего нужен скелет?   (Для защиты, служит опорой всему телу, к нему прикрепляются мышцы)

- Какой бывает скелет?  (Наружный и внутренний)

- Приведите примеры животных с наружным скелетом.  (Раковины моллюсков)

Маленькие рыцари

Авторы учебника для данной темы дали название «Маленькие рыцари».

- Кто такой рыцарь?  

(По словарю Даля: конный витязь старины, когда ручной бой, меч и латы решали дело)

- А почему авторы учебника для  отряда членистоногих дали название «Маленькие рыцари»?  (Предположения детей)

Ответить на это вопрос вам поможет текст учебника.  (Ученики читают первый абзац)

(У них наружный скелет, который состоит из отдельных члеников, как латы у рыцаря)

Узнать о том, что представляет собой наружный скелет, нам поможет статья учебника. Прочитаем второй абзац.

- Из чего состоит наружный скелет?  (Состоит из неживого вещества – хитина)?

Хитин – это наружный скелет членистоногих животных.

- Скелет растёт вместе с хозяином?  (Нет, поэтому, подрастая, хозяин вынужден сбрасывать свой панцирь и отращивать более просторный)

- Какой образ жизни ведут членистоногие, когда сбрасывают наружный скелет? (Им приходится прятаться, потому что они становятся беззащитными).

К членистоногим относятся  ракообразные, пауки и насекомые.

Всё, что мы с вами будем узнавать о членистоногих, запишем в таблицу

Название

Где живут

Ноги

Крылья

Чем дышат

Пауки

Насекомые

Ракообразные

Пауки

(СЛАЙД С ПАУКОМ)

Что вы знаете о пауках?

Лабораторная работа.

Давайте познакомимся с ними поближе.

Памятка

  1. Внимательно рассмотрите паука (насекомое).
  2. Где можно встретить пауков (насекомых)  на суше или в воде?
  3. Сосчитайте, сколько у него ног.
  4. Есть ли у него крылья?
  5. При помощи чего дышит?
  6. Какие интересные сведения известны вам о данной группе животных?

                 

    Сообщение учителя о пауках.

 По ходу сообщения ученики заполняют таблицу.

Пауки – очень большая группа – около 35 тысяч видов. Пауки – обитатели суши. Все они хищники. У них 8 ног и нет крыльев. И главная их особенность – вырабатывать паутину.

У них сравнительно небольшое тело с паутинной железой на конце. Выделяемая  ею жидкость застывает на воздухе и становится прочнее нейлоновой нити.

(Слайд с паутиной)

Из паутины пауки строят свой дом, домик – кокон для маленького потомства, ловят добычу и даже могут летать на ней. Молодые паучки с помощью паутины расселяются по новым местам. Пауки – хищники, но твёрдую пищу есть не могут. Крепкими челюстями они прокусывают добычу и впрыскивают в неё ядовитые пищеварительные соки. Жертва погибает, а её внутренности растворяются. Тогда паук высасывает содержимое жертвы, а её покров так и остаётся в паутине. 

Органы дыхания паука находятся внутри. Пауки дышат трахеями – это микроскопические трубочки, расположенные внутри тела.

- Что впишите в таблицу?  (Трахеями дышат и пауки, и насекомые)

Почти все пауки ядовиты, но мало кто из них может прокусить кожу человека, поэтому большинство из них совершенно безопасны. Обижать, а тем более убивать пауков нельзя. Они приносят пользу.

- В чём состоит особенность пауков?  ( У них есть паутинная железа)

- Чем питаются пауки?

Большинство пауков не страшны для человека, но есть и опасные, ядовитые,

Каких ядовитых пауков вы знаете? ( слайд с ядовитыми пауками)

(КАРАКУРТ, ТАРАНТУЛ)

Физминутка

Пчёлы в ульях сидят и в окошки глядят.

Порезвиться захотели – друг за другом полетели.

Поговорим о насекомых.

- В кого вы сейчас превращались? (в пчёл)

- А кто такие пчёлы?

- Что вы знаете о насекомых?

- Чем же пауки отличаются от насекомых?

Насекомые – самая разнообразная группа животных. Но почему?

Внимательно посмотрите на экран, возможно, здесь вы найдёте ответ на вопрос. (видеосюжет)

- В чём причина многообразия насекомых?  (Предположения детей)

А теперь проведём эксперимент. Перед уроком я дала одному ученику ключ и книгу, чтобы он спрятал их в своей одежде. Сейчас я попрошу выйти его к доске. А другой ученик попробует найти спрятанные предметы.

- Что удалось найти быстрее?

- Что было искать труднее?

- Почему?  (Маленький размер)

- Какой вывод можно сделать? (Чем меньше предмет, тем больше возможности его спрятать)

Так и насекомые приспособились – маленький размер позволил им хорошо приспособиться к условиям жизни.

- Какова первая причина многообразия насекомых?  (Мелкий размер)

Насекомые – самая совершенная группа  наземных животных. Все насекомые имеют 6 ног, а очень многие – крылья.

- Что впишите в таблицу?  (6 ног и крылья)

Чтобы узнать о другой причине многообразия животных, посмотрите на экран.

Слайд-шоу с цветковыми растениями.

- Почему я вспомнила о цветковых растениях?(Потому, что насекомые – опылители. Они питаются пыльцой и нектаром растений).

Это ещё одна причина многообразия насекомых. Есть ещё одна причина. О ней вы узнаете,  посмотрев видеосюжет.

- Назовите третью причину многообразия насекомых. (Образ питания: они могут жевать, грызть, сосать, лизать.  Разнообразие типов питания позволяет на оном растении обитать множеству насекомых, которые не мешают друг другу)

Вы выделили три причины многообразия насекомых, но есть ещё одна причина – защита от врагов. Одни насекомые стараются замаскироваться, другие – спрятаться, третьи – напугать.

Работа в парах

Некоторые насекомые как бы предупреждают своей окраской: «Опасно!  Ядовито!». Другие стараются спрятаться, замаскироваться. У вас на столах в конвертиках есть карточки с изображением насекомых. Ваша задача состоит в том, что необходимо распределить их на две группы: тех, кто старается напугать и тех, кто хочет остаться незамеченным и объяснить свой выбор. Чья пара справится – поднимает руку.

 ( Маскировка: палочник, бабочка-пяденница и др.  Напугать- …)

Летом насекомые размножаются. Они откладывают яйца, из которых выходят личинки. Некоторым  предстоит пройти сложный путь превращений. Из яиц выходят личинки, совсем непохожие на родителей. Чтобы превратиться во взрослое насекомое, такая личинка должна вырасти и стать неподвижной куколкой. В ней-то и происходит чудесное превращение.

 Так личинки и взрослые разделили свои обязанности: личинки питаются и растут, а взрослые заняты размножением и расселением. Некоторые взрослые насекомые совсем не едят: откладывают яйца и погибают.

Давайте рассмотрим превращение бабочки. (слайд с превращением насекомых)

Раздавливая ногой отвратительную,

Ползучую, жирную гусеницу,

Разве ты знаешь,

Какую бабочку ты раздавил?

Этот странный дом без окон
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём,
Спит без просыпу всю зиму,
А зима промчится мимо.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, сонюшка
 !
Под весенним ярким солнцем
Гусенице не до сна –
Стала бабочкой она!

В. Солоухин

                             4. Итог. Рефлексия.

-  О каком типе животных вы узнали на этом уроке?

- Какие группы членистоногих вы знаете?

                            5. Домашнее задание

Прочитав статью учебника на с.95 самостоятельно заполните графу в таблице «ракообразные». Также к следующему уроку подготовьте (по желанию ) сообщение о пресмыкающихся или рыбах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 3 класс по теме:Маленькие рыцари Программа "Школа 2100"

Урок проводился с применением слайд-шоу, групповая форма работы....

Презентация открытого урока в 3 классе по окружающему миру по теме: "Маленькие рыцари" (по программе "Школа 2100")

Данная работа выполнена на тему: «Маленькие рыцари». Работа  выполнена учителем ГОУ СОШ №618 Приморского района Григорьевой Аллой Михайловной. Работа включает в себя настоящую аннотацию и автор...

3 класс-Окружающий мир конспект урока+ презентация Маленькие рыцари

Материал может быть использован на уроке окружающего мира ОС " Школа 2100", 3 класс....

Маленькие рыцари

Конспект урока с проблемно-диалогической технологией...

"Маленькие рыцари"

Презентация к уроку "Окружающего мира"...

Конспект урока "Маленькие рыцари"

Тема урока: « Маленькие рыцари»Цель:  Развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.             Формировать умения:- вы...