Урок окружающего мира, 3 класс по теме:Маленькие рыцари Программа "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

левицкая светлана владимировна

Урок проводился с применением слайд-шоу, групповая форма работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Тема урока, класс. Урок окружающего мира с использованием презентации по теме:  Маленькие рыцари. 3 класс. Программа «Школа 2100»
  2. Тип урока.             Вводный поисковый урок – 1 час.
  3. Целеполагание (цели урока относительно педагога, относительно учащихся, совместные цели). Знакомство с особенностями строения и образом жизни  насекомых, ракообразных и пауков на основе совместного добывания знаний, работая в группе.
  4. Главная проблема урока. Каковы особенности строения и образ жизни ракообразных, насекомых и паукообразных.

План урока:

  1. Объяснение структуры урока, правила работы в группе
  2. Постановка проблемного вопроса,  целей урока. – 2 мин.
  3. Коллективный сбор учащимися информации о членистоногих 3 мин.
  4. Работа групп по выбранным разделам. их классификация по группам (ракообразные, пауки и насекомые) - 5 мин.
  5. Выступления групп 3 мин.
  6. Оценка выступлений – 1 мин.
  7. Работа групп по добыванию информации о животных из разных источников и составлению рассказа о животных разных групп. - 7 мин
  8. Выступления групп - 10 мин
  9. Оценка выступлений - 1 мин
  10. Видео сообщение – 4 мин
  11. Физминутка-  1 мин
  12. Работа по учебнику, беседа – 6 мин
  13. Рефлексия - 2 мин

Описание хода урока.

II. Актуализация знаний

- Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое и интересное. Возможно, вы сделаете для себя открытие.  Для этого необходимо выполнить задание в группах. Раз работа будет в группах, вспомним правила работы в группе. Слайд № 1.

Посмотрим на следующий слайд (Слайд №2)

-Кого вы видите? (рыцаря и жука)

-В чем сходство?      - Можно ли жука назвать рыцарем?

-Хорошо значит это рыцарь и это рыцарь. А чем они тогда отличаются? (Размером) Значит жука как можно назвать? (маленьким рыцарем)

III. Постановка проблемы

- Как вы думаете, как будет звучать наша тема урока? (маленькие рыцари) Слайд №3

- Тогда скажите, о каких животных мы будем говорить? (о пауках)

- Почему их называют маленькими рыцарями? ( т.к. у них кожа похожа на доспехи рыцаря)

- Что вы хотите о них узнать?

- Сегодня в течение урока мы постараемся ответить на эти вопросы? Слайд №4 (цели урока)

IV. Открытие знаний.

1. Беседа

-Чтобы ответить на первый вопрос обратимся к следующей иллюстрации. Слайд№5

- Кого вы узнали из животных?

-Всю эту огромную группу называют членистоногими!

- Почему они получили такое название?

-Их тела расчленены, как вы это понимаете?

- А вот посмотрите, в самом названии спрятана подсказка?

2. Работа по учебнику.

-Где мы можем найти подтверждение, правильно ли мы рассуждали? (в тексте учебника)

- Прочитайте текст в учебнике на странице 12.

-Что нового вы узнали о членистоногих? Слайд №6

-Какой скелет они имеют?

-Наружный скелет - что это такое?

-Из чего состоит наружный скелет?

-Скелет растет вместе с хозяином?

-Какой образ жизни ведут членистоногие, когда сбрасывают наружный скелет?

Вывод: Правы ли были мы?

3. Работа в группе.

-Каждой группе раздаю иллюстрации, на которых изображены разные животные.

- Ваша задача распределить животных на три группы и дать название каждой группе?

- Как вы назвали группы?

- Каких животных вы отнесли в группу насекомых?     Слайд № 7

Вывод: Так на какие группы делятся членистоногие?    Слайд №8

-Ответ, на какой вопрос мы с вами искали?

-Узнали  ли мы ответ на него?

А теперь нам нужно узнать, чем они дышат, питаются, т. е. какой образ жизни они ведут?

- Ответ на этот вопрос вы будете искать самостоятельно.

- Продолжаем работать в группе.   - Каждая группа будет изучать одну группу животных.

Инструктаж задания.

- Прочитав текст учебника, вы должны ответить на вопросы, заполнить таблицу, и составить связный рассказ о животных.  (задание для каждой группы записано на карточке)

Задание группе 1. (ракообразные)

Прочитайте текст на стр.16. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего. 

Вопросы:  

  1. Рассмотрите иллюстрацию найдите всех представителей животных.
  2. Чем известны дафния и циклоп?
  3. Какие формы ног у  ракообразных?

Представители

Где живут?

Сколько ног?

Чем дышат?

С помощью чего дышат?

План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них  ……. ног.

4.Дышат ракообразные ………. с помощью…………

Задание группе 2.(пауки)

Прочитайте текст на стр.15-16. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:  

  1. Зачем нужна паукам паутина?
  2. Хищники ли пауки? Как они охотятся?
  3. Опасны ли они для человека?

Представители

Где живут?

Сколько ног?

План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них  ……. ног.

4. Пауки ……. (рассказать, как охотятся)……………………

Задание группе 3. (насекомые)

Прочитайте текст на стр.13. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:  

  1. Рассмотрите иллюстрацию, найдите всех представителей животных.
  2. Опасны ли они для человека?

Представители

Где живут?

Сколько ног?

Чем питаются?

План ответа.

1.Представителями являются………….

2.. Они живут………………..

3. У них  ……. ног.

4.Питаются они…………….

Задание группе 4. (насекомые)

Прочитайте текст на стр.15. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:  

  1. Какие насекомые живут одной семьёй?

Название группы животных.

Представители

Где живут?

Сколько ног?

План ответа.

1.Мы подготовили сообщение о таких представителях насекомых как………………………

2.. Они живут………………..

3. У них  ……. ног.

4. У нас в Якутии можно встретить таких насекомых как…………….

 ота по учебнику.ли? (в текстаыцаря)и называют сходства и отличия ссекомые)омых                                              

-В помощь я вам приготовила план ответа.

- 1-я группа изучает ракообразных.     2-я группа - пауков.     3-я и 4-я  группа изучают  насекомых.

- Приступаем к работе. Готовность группы показать сигналом.

4. Выступления  групп.

-Что нового вы узнали? Чем интересна эта группа животных?

Видео сообщение. (Паук - серебрянка) слайд №9

Выступает третья и четвертая группа.

 -Что интересного вы узнали?

-Я тоже для вас сегодня приготовила сообщение про насекомых.

Видео сообщение (про стрекозу) слайд№ 10

Вывод: На какой вопрос мы искали ответ? Узнали? ( каков образ жизни всех групп животных, да узнали)

5. Физминутка.

Немного отдохнем и заодно проверим, как вы усвоили материал.

Когда я буду называть животных, которые относятся к ракообразным вы должны хлопать, когда называю животных, относящихся к группе насекомых вы топаете, а когда же я назову пауков вы стоите тихо. (Муравей, креветка, паук каракурт, бабочка, стрекоза, краб, оса, паук черная вдова, муха, рак.)

6. Беседа

 - Какая самая многочисленная группа? Почему? Слайд с вопросами № 11.

- Следующий вопрос, на который мы должны ответить на уроке: В чем причина многообразия насекомых?

-Если я вам дам задание  - спрятать ключ или книгу в своей одежде. Что для вас будет удобнее спрятать?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Молодцы! А вот теперь вам такой вопрос.

-Без чего насекомые не могут прожить? Что является кормом для насекомых, таких как шмель, оса, бабочки? (цветковые растения)

-Что делают с растением насекомые (опыляют)?  Слайд № 12

- Значит, как можно назвать таких насекомых? (насекомые опылители)

-Вот мы и выявили вторую причину многообразия насекомых.

- Есть ещё одна причина разнообразия.

7. Систематизация полученной продукции.. Работа по учебнику.

-Эту причину мы узнаем, прочитав последний абзац и выполнив задание 3, 4 на стр14.

- Так какая же эта причина?

-От кого они защищаются?       - Как они это делают?

- Посмотрим на примере в задании №3.

-Как замаскировался палочник, и бабочки?

- А вот посмотрите на доску, как замаскировалась эта бабочка?    Слайд № 13.На что она похожа?

-Заметят ли её враги?

-Как же ещё маскируются насекомые?

- О чем хотят сказать эти насекомые своим врагам?

Вывод: (Слайд №14 ) Так какая же группа членистоногих самая разнообразная? Назовите причины, которые мы с вами выявили.

V. Итог урока. Рефлексия

-Что вам особенно понравилось на уроке?

-Как много животных мы сегодня вспомнили с вами, как вы думаете, нужно ли нам охранять окружающих нас животных?

- Благодаря чему мы смогли ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Какие возникли вопросы по теме?

VI. Домашнее задание( выбрать по желанию).

                1. Подготовить рассказ об одном из представителей ракообразных, паукообразных или насекомых.

2.  Вам нужно закончить сказку о насекомом. Вот начало этой сказки: «Жила была пчелка. Звали её Маша. Она была очень красивой и все остальные насекомые ей завидовали. Маша очень любила трудиться и делала она всё с большим удовольствием. Каждое утро все насекомые слушали, как Маша поёт, и им это очень нравилось. Но однажды с пчелкой приключилась невероятная история…»

3. Составить список представителей каждой группы насекомых, ракообразных и паукообразных, пользуясь различными источниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

урок окружающего мира по теме "Экосистема болота" Образовательная программа 2100" 3 класс

Технологическая карта урока Предмет: Окружающий мир. Класс: 3 Количество уроков в неделю: 2 (всего 68 часов в учебный год ). учебная программа: Окружающий мир (авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Дан...

Урок окружающего мира по теме "Органы чувств", УМК "Школа 2100" Вахрушев

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с применением исследовательского метода. В нём подробно прописаны деятельность учителя, деятельность ученика, УУД на всех этапах урока...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь тундры" ОС "Школа 2100" 2 класс

Эта презентация полностью соответствует материалам учебника по теме "Жизнь тундры"....

Урок окружащего мира по теме: Как узнать человека? ( Школа 2100)

Урок окружающего мира по теме: "Как узнать человека", для 4 классов по программе Школа 2100.Урок выполнен в соотвестсвии с требованиям ФГОСа, а также использование интерактивной доски  и что явля...