Рабочая программа «Окружающий мир» 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Агагулян Надия Фатыховна

Рабочая программа курса «Окружающий мир»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx69.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

«Школа №2026»

Рассмотрено                                  Рассмотрено и                               Утверждаю

на заседании МО                          рекомендовано                             Приказ № ______

учителей _____ цикла                  на заседании МС                            от  «    » _______2016 г.

ГБОУ Школа № 2026.                  ГБОУ Школа № 2026                    Директор ГБОУ

Протокол № ______                     Протокол № ______                     Школа № 2026


от «    »________ 2016 г               от «     »________ 2016 г.              ______ / Матвеева Е.Ю./

Руководитель МО                        Руководитель МС
_______ /Зубенко А.В.                ______ /Скоромная Т.И./              

Рабочая программа

 Окружающий мир

 2 класс

Тип класса: общеобразовательный

Учитель: Агагулян Н.Ф., Сек Н.В., Сидорова Л.В.

Рабочая программа курса «Окружающий мир»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы».

Москва, 2016

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

    Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культурно-сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому, данный курс играет, наряду с другими предметами начальной школы, значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности. Формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов при 2 часах в неделю (34 учебные недели)

Учебно-тематический план:

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Где мы живем?

5

2

Природа

20

3

Жизнь города и села

9

4

Здоровье и безопасность

8

5

Общение

7

6

Путешествия

19

Итого

68

Содержание программы (68ч)

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия. Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии. Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из                                            истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности. не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа. Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа. Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности. равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии. Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Перечень обязательных лабораторных, практических,

контрольных и других видов работ

Экскурсии.

Что нас окружает?

Живая и неживая природа.

Осенние изменения в природе.

Зимние изменения в природе.

Знакомство с достопримечательностями родного города.

Весенние изменения в природе.

Формы земной поверхности родного края.

Водоемы родного края.

Практические работы.

Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

Знакомство с горными породами и минералами.

Свойства воды.

Распознавание деревьев, кустарников и трав.

Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.

Приемы ухода за комнатными растениями.

Отработка правил перехода улицы.

Отработка основных правил этикета.

Определение сторон горизонта по компасу.

Основные приемы чтения карты.

Контрольных работ – 6 (по каждому разделу)

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе.

Раздел «Человек и природа».

Второклассник научится:

  • различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
  • использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Второклассник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество».

Второклассник научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Второклассник  получит возможность научиться:

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

        КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Особенности организации контроля

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки.

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты.

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («неудовлетворительно») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Содержательное и методическое обеспечение курса:

1. Окружающий мир: учебник для 2 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

2. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015.

3. Окружающий мир. Тесты. Пособие для учащихся / А. А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2015.

4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас.- М.: Просвещение 2004.

5. Окружающий мир. Рабочие программы А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

       Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

Средства обучения:

1. Наглядные пособия:

1. натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2. гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

5. географические и исторические карты;

6. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

2. Мультимедийное оборудование

1. компьютер

2. медиапроектор

3. DVD-проектор

3. Средства фиксации окружающего мира

1. фото- и видеокамера

4. Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)

5. Набор энциклопедий для младших школьников

6. Измерительные приборы

1. весы

2. термометры

3. сантиметровые линейки

4. мензурки

5. посуда

7. Раздаточный материал

Календарно-тематическое планирование

№ урока*

Дата*

Тема урока*

Основные понятия*

Вид контроля

Домашнее задание

Обеспечение урока*

Где мы живем (5 ч)

1

Родная страна

Имя родной

страны: государственные символы и язык; Россия -

многонациональная страна

учебник; р/тетрадь, физическая карта России, глобус; гимн России; ЭОР

2

Город и село

Характерные

особенности

городских и

сельских поселений

учебник; р/тетрадь, физическая карта России, ЭОР

3

"Родной город" (проект)

"Родной город" (проект)

учебник; р/тетрадь, ЭОР

4

Природа и рукотворный мир

Объекты

природы и

рукотворного

мира

учебник; р/тетрадь, ЭОР

5

Проверим себя

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

учебник; р/тетрадь, тесты; ЭОР

Природа (20 ч)

6

Неживая и живая природа

Признаки живых существ в

отличие от

неживой природы. Связи

между неживой и живой

природой

учебник; р/тетрадь, ЭОР

7

Явления природы

Явления живой и неживой природы

учебник; р/тетрадь, оборудование для проведения опыта ЭОР

8

Что такое  погода

Погода и погодные явления

учебник; р/тетрадь, образцы термометров;ЭОР

9

В гости к осени. Неживая природа осенью

Наблюдение за осенними

явлениями в

неживой и

живой природе

учебник, р/тетрадь, лаборатория

"Наблюдение за погодой"; ЭОР

10

Звездное небо

Созвездия

Кассиопея,

Орион, Лебедь, Зодиак

учебник; р/тетрадь, картон, пластилин;   ЭОР

11

Заглянем в кладовые Земли

Горные породы и минералы. Гранит и его состав

учебник; р/тетрадь, атлас-определитель;   ЭОР

12

Про воздух…

Воздух.

Значение

воздуха для

растений,

животных и

человека

учебник; р/тетрадь, атлас-определитель;   ЭОР

13

…И про воду

Вода, её

распространение в природе. Значение воды

для растений,

животных и

человека

учебник; р/тетрадь, оборудование для проведения опыта ЭОР

14

Какие бывают растения

Многообразие

растений.

Эстетическое

воздействие

растений на

человека

учебник; р/тетрадь, атлас-определитель;   ЭОР

15

Какие бывают животные

Многообразие

животных.

Зависимость

строения

животных от их образа жизни

учебник; р/тетрадь, книга «Великан на поляне»;   ЭОР

16

Невидимые нити

Связи в природе, между природой и человеком

учебник; р/тетрадь, книги «Великан на поляне», «Зеленые страницы»;   ЭОР

17

Дикорастущие и культурные растения

Дикорастущие и культурные растения, их различие и разнообразие

учебник; р/тетрадь, книги «Великан на поляне», «Зеленые страницы»;   ЭОР

18

Дикие и домашние животные

Дикие и

домашние

животные; их

сходство и

различие;

значение для

человека.

Разнообразие

домашних

животных

учебник; р/тетрадь, ЭОР

19

Комнатные растения

Комнатные

растения, их

роль в жизни

человека

учебник; р/тетрадь, ЭОР

20

Животные живого уголка

Животные

живого уголка; особенности ухода. Роль содержания животных в живом уголке для физического

и психического здоровья

человека

учебник; р/тетрадь, ЭОР

21

Про кошек и собак

Кошки и собаки в доме человека;

их роль в жизни человека

учебник; р/тетрадь, ЭОР

22

Красная книга

Красная книга

России;

необходимость

ее создания

учебник; р/тетрадь, ЭОР

23

Будь природе другом

Влияние деятельности человека на природу; защита окружающей среды

учебник; р/тетрадь, книги «Великан на поляне», «Зеленые страницы»;   ЭОР

24

«Красная книга, или возьмем под защиту»

Составление

собственной

Красной книги

учебник; р/тетрадь, книги «Великан на поляне», «Зеленые страницы»;   ЭОР

25

Проверим себя

Контроль знаний и умений по разделу

учебник; р/тетрадь, тесты; ЭОР

Жизнь города и села (9  ч)

26

Что такое экономика

Экономика и ее составные части; связи между составными

частями экономики

учебник; р/тетрадь; ЭОР

27

Из чего что сделано

Использование природных материалов для изготовления

предметов;

простейшие

производственные цепочки. Уважение к труду человека

учебник; р/тетрадь; ЭОР

28

Как построить дом

Представление о технологии строительства городского и

сельского домов

учебник; р/тетрадь; ЭОР

29

Какой бывает транспорт

Виды

транспорта

учебник; р/тетрадь; ЭОР

30

Культура и образование

Учреждения

культуры и

образования, их роль в жизни человека и общества

учебник; р/тетрадь; ЭОР

31

Все профессии важны

Разнообразие

профессий, их

роль в экономике и в жизни людей

учебник; р/тетрадь; ЭОР

32

"Профессии" (проект)

Разнообразие

профессий, их

роль в экономике и в жизни людей

учебник; р/тетрадь; ЭОР

33

В гости к зиме

Зимние явления в неживой и живой природе

учебник; р/тетрадь; ЭОР

34

Проверим себя

Проверка знаний и умений по разделу

учебник; р/тетрадь; тесты; ЭОР

Здоровье и безопасность (8  ч)

35

Строение тела человека

Внешнее и

внутреннее

строение тела

человека

учебник; р/тетрадь; ЭОР

36

Если хочешь быть здоров

Режим дня

второклассника. Правила личной гигиены. Режим

питания и разнообразие

пищи

учебник; р/тетрадь; ЭОР

37

Берегись автомобиля!

Правила

безопасного

поведения на

улицах и

дорогах

учебник; р/тетрадь; ЭОР

38

Домашние опасности

Правила безопасного

поведения в

быту

учебник; р/тетрадь; ЭОР

39

Пожар!

Правила

противопожарной безопасности

учебник; р/тетрадь; ЭОР

40

На воде и в лесу

Правила

безопасного

поведения на

воде и в лесу

учебник; р/тетрадь; ЭОР

41

Опасные незнакомцы

Опасные

ситуации при

контактах с

незнакомыми

людьми

учебник; р/тетрадь; ЭОР

42

Проверим себя

Проверка знаний и умений по разделу

учебник; р/тетрадь; тесты; ЭОР

Общение (7 ч)

43

Наша дружная семья

Семья как

единство близких людей

учебник; р/тетрадь; ЭОР

44

«Родословная» (проект)

Родословная"

(проект)

учебник; р/тетрадь; ЭОР

45

В школе

Классный и

школьный

коллектив.

Этика общения с одноклассникам

и, учителями и руководством школы

учебник; р/тетрадь; ЭОР

46

Правила вежливости

Культура поведения; правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками

учебник; р/тетрадь; ЭОР

47

Ты и твои друзья

Характер взаимоотношений между сверстниками; правила поведения в гостях

учебник; р/тетрадь; ЭОР

48

Мы – зрители и пассажиры

Правила поведения в общественных местах

учебник; р/тетрадь; ЭОР

49

Проверим себя

Проверка знаний и умений по разделу

учебник; р/тетрадь; тесты; ЭОР

Путешествия (19 ч)

50

Посмотри вокруг

Горизонт. Линия

горизонта.

Стороны

горизонта.

Форма Земли

учебник; р/тетрадь; карта полушарий; ЭОР

51

Ориентирование на местности

Ориентиры.

Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам.

Компас

учебник; р/тетрадь; карта полушарий; компас; ЭОР

52

Формы земной поверхности

Равнины и горы. Холмы и овраги.

Красота гор

учебник; р/тетрадь; карта полушарий; компас; ЭОР

53

Водные богатства

Водные

богатства нашей планеты. Части реки. Красота моря

учебник; р/тетрадь; физическая карта России; компас; ЭОР

54

В гости к весне

Весенние

явления в

неживой и

живой природе

учебник; р/тетрадь; физическая карта России; компас; ЭОР

55

Россия на карте

Карта. Как

читать карту.

Правила показа объектов на настенной карте

учебник; р/тетрадь; физическая карта России; компас; ЭОР

56

"Города России" (проект)

"Города

России"

(проект)

учебник; р/тетрадь; физическая карта России; ЭОР

57

Путешествие по Москве

Москва -

столица нашей Родины

учебник; р/тетрадь; карта Москвы; ЭОР

58

Московский Кремль

Московский

Кремль - символ нашей Родины

учебник; р/тетрадь; карта Москвы; ЭОР

59

Город на Неве

Санкт-

Петербург -

северная столица России

учебник; р/тетрадь;  ЭОР

60

Путешествие по планете

Карта мира.

Океаны и

материки, их

изображение на карте

учебник; р/тетрадь; карта полушарий; ЭОР

61

Путешествие по материкам

Особенности

природы и

жизни людей на разных

материках.

Части света:

Европа и Азия

учебник; р/тетрадь; карта полушарий; ЭОР

62

Страны мира

Физические и

политические

карты.

Политическая

карта мира.

учебник; р/тетрадь; карта полушарий; Политическая карта мира; ЭОР

63

«Страны мира» (проект)

Страны мира"

(проект)

учебник; р/тетрадь; карта полушарий; Политическая карта мира; ЭОР

64

Впереди лето

Летние явления в неживой и живой природе

учебник; р/тетрадь; ЭОР

65

Проверим себя

Проверка знаний и умений по разделу

учебник; р/тетрадь; тесты; ЭОР

66

Презентация проектов "Родословная", "Города России", "Страны мира"

Представление

результатов

проектной

деятельности

учебник; р/тетрадь; ЭОР

67

Презентация проектов "Родословная", "Города

России",

"Страны мира"

Представление

результатов

проектной

деятельности

учебник; р/тетрадь; ЭОР

68

Обобщение знаний

Обобщение знаний

учебник; р/тетрадь; ЭОР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....