Окружающий мир 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Анна. Дмитриевна.

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Что такое экономика?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Анна Дмитриевна

Предмет, УМК

Окружающий мир, УМК «Школа России»

Класс

2

Тема урока

Что такое экономика?

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель освоения учебного содержания

Создать условия для формирования первоначального понимания понятия экономика, отрасли экономики; освоение данных понятий с целью применения в жизненной ситуации.

Образовательный аспект

Сформировать понятия «экономика»,  отрасли экономики, научить видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики.

Развивающий аспект

Умение определять и формулировать цель на уроке в сотрудничестве с учителем, ставить новые учебные задачи; планировать свое действие в соответствии поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения, на основе его оценки и учета характера, сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Воспитательный аспект

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешной  учебной деятельности.

Технология построения урока: технология проблемно-диалогического обучения

Методы: словесные, наглядные, практические.

Основные термины, понятия

Экономика, отрасли, связи.

Формируемые УУД

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Умения: определять понятие «экономика; называть строительные машины; приводить примеры различных видов транспорта; различать составные части экономики; названия товаров; моделировать взаимосвязи экономики самостоятельным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона, своего города (села) и готовить сообщения об экономике города и села, об отдельных производственных процессах; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

 Регулятивные – умения действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности;  способность ценить научные знания, облегчающие жизнь человека; формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций.

Организация пространства

Формы работ: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы:

  • Текстовые документы:

учебник для 2 класса. Мир вокруг нас. Ч.1 Плешаков А.А.. М.. Просвещение, 2012.

  • Электронные ресурсы: ПК, проектор.
  • Видеоматериалы: презентация «Что такое экономика?»
  • Разного вида изображения: изображения.

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.  Этап мотивации к учебной деятельности. Цель: подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Приветствует

Создает эмоциональный настрой

Называет критерии готовности к уроку

Мотивирует на продуктивную деятельность

Здравствуйте ребята! Садитесь.  Меня зовут Анна Дмитриевна.  Я рада вас видеть.

Вспомните, как нужно правильно сидеть за партой. Я уверена, что у нас все получится.

Приветствуют

Эмоционально настраиваются на урок

Проверяют свою готовность к уроку

Воспринимают речь учителя

Настраиваются на продуктивную деятельность

Л.: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, умение выражать положительное отношение к процессу познания.

Р.: умение настраиваться на продуктивную деятельность.

К.: умение слушать и воспринимать речь учителя.

2 . Актуализация индивидуального опыта (знаний, умений) и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: создать соответствующий эмоциональный настрой, прежние знания сделать актуальными в данный момент.

Актуализирует знания обучающихся.

Делит класс на три группы (1 группа – городские жители, 2 группа – сельские жители, 3 группа - выполняет тест).

Формулирует вопросы.

Давайте вспомним что вы проходили на прошлом уроке. Сейчас вы будете работать по вариантам: первый вариант назовет плюсы и минусы проживания в городе, а второй вариант назовет плюсы и минусы проживания в селе.

«городские жители».  Многоэтажные дома, не надо топить печь – есть центральное отопление, газовая плита, работает общественный транспорт, есть театры, музеи, но большое количество транспорта загрязняет воздух

«сельские жители». Не у всех есть газ, газовые и электроплиты, зато чистый воздух, речка, все в селе знают друг друга, помогают соседям, можно вырастить «чистые» овощи, фрукты и другие продукты питания.

Л.: умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

К.: умение воспринимать речь собеседника, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, умение слушать и слышать учителя и собеседника.

Р.: умение осознать задачу.

П.: осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме, умение определять основную информацию от второстепенной.

3 . Выявление места и причины затруднения.  Цель: осознать в чем состоит недостаточность знаний, умений, навыков обучающихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ребята я вам предлагаю ребус, если вы его отгадаете – узнаете тему урока.

Какое слово зашифровано?

Правильно, а кто догадался, какова тема урока?

-А чтобы проверить правильность нашего предположения, откройте учебник и прочитайте заголовок.

-Итак, тема урока "Что такое экономика?"

Воспринимают речь учителя. Высказывают предположения. Формулируют тему.

Экономика

Л.: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

К.: умение воспринимать речь учителя и собеседника, умение высказывать свое мнение.

П.: формулирование учебной цели и темы урока.

Р.: умение планировать свои действия, умение принимать задачу.

4 . Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построить план урока.

Формулирует вопросы, которые помогут оставить цели на урок.

Каждый день мы слышим слово «экономика» по телевидению, радио, из разговоров взрослых. Знаете ли вы что оно означает и какие отрасли экономики существуют?

Какие цели мы поставим на этот урок?

- Итак, мы познакомимся с понятием «экономика» и узнаем её составные части.

Воспринимают речь учителя. Высказывают предположения. Формулируют  и цели урока.

1 . узнать что такое экономика; 2 . составить список  отраслей экономики; 3 . определить какие существуют связи между отраслями.

Л.: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

К.: умение воспринимать речь учителя и собеседника, умение высказывать свое мнение.

П.: формулирование учебной цели и темы урока.

Р.: умение планировать свои действия, умение принимать задачу.

5 . Реализация построенного проекта выхода из затруднения. Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Показывает картинки.

Обобщает ответы детей.

Обобщает ответы детей.

Дает задание.

Формулирует вопросы.

Показывает слайд с изображениями.

Посмотрите на картинки и попробуйте дать определение понятию «экономика».

Экономика – это отношения между людьми.

Эти отношения складываются, когда одни – создают товар, другие – продают его, а третьи – покупают.

Как вы думаете, что может быть товаром?

Товаром могут быть продукты и различные вещи, различные услуги, произведения искусства и даже идеи. И рабочая сила человека идет на продажу, за нее выплачивается заработная плата.

Вы едете на автобусе, покупаете продукты, звоните по телефону, смотрите телевизор, читаете книгу, а экономика всегда рядом с вами.

Как вы думаете, что имеет каждый товар и услуга?

Верно, каждая вещь и услуга в нашем доме имеет свою цену. Цена – это количество денег, в обмен на которые продавец передает единицу товара.  Цена позволяет сравнить вещи и вложенный в них труд. Какой выбор цена нам может подсказать?

Верно. Продолжим знакомиться с экономикой.  Давайте поработаем с учебником. Откройте стр. 104 и прочитайте.

Что же такое экономика?

Верно, теперь перечислите отрасли экономики.

Воспринимают речь учителя. Смотрят картинки. Высказывают свое предположение.

Экономика – это отношения между людьми, это искусство ведения хозяйства и т.д.

Высказывают свои предположения.

Вещи, продукты и т.д.

Цену.

Дорогая та или иная вещь или нет и т.д.

Работают с учебником. Отвечают на вопросы по учебнику.

Экономика – это хозяйственная деятельность людей.

Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля.

Л.: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

К.: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение слушать партнера по общению не перебивая, говорить после того, как закончит собеседник, умение управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка).

Р.: умение планировать свои действия, умение контролировать и адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников.

П.: умение выдвигать гипотезу и обосновывать ее, умение ориентироваться в системе своих знаний: отличать новое от уже известного, умение выделять существенную информацию из текста, умение осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом, умение осуществлять поиск информации в учебнике.

6 . Физминутка. Цель: расширение зрительной активности, снятие утомления и напряжения на уроке.

Рассказывает правила выполнения. Показывает движения.

Ребята, а сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. Слушаем меня внимательно и выполняем движения вместе со мной:

Раз – потопали немножко,

Два – похлопали в ладошки,

Три – головкой повертели,

На четыре – тихо сели.

Молодцы! А теперь продолжим урок.

Воспринимают речь учителя.

Повторяют движения.

Л.: умение расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности, укрепление здоровья.

Р.: выполнять по образцу.

7 . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение обучающимися нового способа действия.

Формулирует вопросы.

Подумайте,  какие части экономики создают нам одежду, обувь, книги, мебель, продукты питания?

Но сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты. Какая часть экономики помогла нам в этом?

Без этой части экономики мы с вами не смогли бы жить, так как оказались бы на улице. Не было бы заводов и фабрик, не было бы  промышленности, так как станки не могли  бы круглый год работать под открытым небом. Какая это часть экономики?

Эта часть экономики помогает доставить материалы для строительства новых домов, обработать землю и доставить зерно на элеватор.

Сельское хозяйство и промышленность.

Торговля

Строительство

Транспорт

Р.: умение осознавать задачу, принимать ее.

К.: умение выслушивать собеседника.

Л.: умение выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

П.: умение представить информацию в вербальном виде.

8 . Самостоятельная работа и проверка по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Организует работу в парах.

Давайте поработаем в паре.  Обсудите какие отрасли экономики работали для того, чтобы вы могли выпить стакан молока.

Молодцы ребята, я вижу материал вами усвоен.

Работают в паре.

Отвечают на вопрос.

Р.: умение соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном, умение осознавать задачу, принимать ее.

К.: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение ориентироваться на позицию партнера в общении, взаимодействии.

Л.: умение выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

П.: умение представить информацию в вербальном виде.

9 . Включение нового знания в систему знаний. Цель: обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных новых ситуациях; проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия.

Раздает кроссворд каждому ребенку.

Давайте разгадаем кроссворд, и каждый для себя сделает вывод о том, как усвоил материал. Затем сравним с эталоном.

Воспринимают речь учителя. Выполняют задание. Проверяют.

Р.: умение соотнести способ действия и его результат с данным эталоном.

К.: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

П.: осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме.

10 . Подведение итогов, рефлексия. Цель: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения границ и применения нового способа действия.

Раздает карточки с неполными фразами.

Ребята, к сожалению наш урок подходит к концу и в заключение нашего урока давайте подведем итог. Достигли ли мы целей нашего урока?

Я предлагаю вам игру. Дополните фразы, которые у вас на карточках.

Слушают учителя.

 

Заполняют карточки.

Л.: анализируют эмоциональные состояния, полученные от деятельности.

11. Д/з. Цель: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, средство сближения обучения и самообразования.

Дает д/з. Рассказывает порядок выполнения.

Перечитайте (уч. стр. 104-107) и ответьте на вопросы

Творческое задание :

 Подготовить сообщения на тему «Денежные суеверия и приметы».

Воспринимают речь учителя. Могут задавать вопросы.

Р.: умение планировать свои действия.

Л.: готовность и способность к самообразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...