Открытый урок окружающего мира на тему: « Насекомые. Кто они?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Давыдова Аида Карменовна

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: урок-путешествие

Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технологии, используемые при проведении урока:

1.      Технология  ЛОО

2.      Технология РКМЧП

3.     Здоровьесберегающие технологии

4.     Информационно-коммуникационные технологии

5.     Игровые технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt3_uroka_nasekomye._kto_oni_.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75 г. СОЧИ ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.П. МАЛЫШЕВА

Конспект

открытого урока  окружающего мира                                                                       на тему: « Насекомые. Кто они?».

1 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: урок-путешествие

Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технологии, используемые при проведении урока:

  1.  Технология  ЛОО
  2.  Технология РКМЧП
  3. Здоровьесберегающие технологии
  4. Информационно-коммуникационные технологии
  5. Игровые технологии

Давыдова Аида Карменовна

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Тема: «Насекомые. Кто они?»

Цель: изучение характерных признаков класса «Насекомые», формирование знаний об отличительных признаках насекомых, их разнообразии.

Задачи:

 Образовательные: способствовать обогащению представлений учащихся о многообразии мира насекомых; формировать новые понятия отличительных особенностей строения насекомых; познакомить учащихся с различными видами насекомых; систематизировать знания уч-ся о группах животных этого класса.

Развивающие: развивать способности наблюдать, мыслить, делать выводы о том, чем отличаются насекомые от других видов животных; способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, воображения.

Воспитательные: способствовать формированию эмоционально – ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию насекомым;  способствовать воспитанию стремления бережно относится к природе в повседневной жизни.

Литература:

Плешаков А.А., Мир вокруг нас: Учебник для 1 класса. – М.: Просвещение, 2007., Поглазова О.Т., Учебник – тетрадь №2 для 1 класса. – Смоленск, Издательство «Ассоциация XXI век, 2005 г.,

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. Обитатели земли. Учебник-тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. Часть 2, - М.Издательство Баласс, 2008 год,

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2007,

Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов_М.:.Просвещение,2006,

Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы.-  Ростов.: Изд-во Учитель, 2003 г.

Жакулина И.В. Мастер-класс. Использование технологии РКМЧП в начальных классах. Модуль

2. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=127030&tmpl=com

Оборудование: компьютер, проектор, экран, листочки с номерами вопросов каждого ученика, нарисованное на ватмане дерево, лист дерева, картинки животных.

Ход урока

I. Организационный момент

1 слайд

II. Введение в тему (Стадия вызова)

1. Игра «Собери пазлы»

- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир, мир живых существ. А вот мир, каких животных мы посетим, вам предстоит узнать самим, собрав пазлы.

2 слайд

(Ссылка настроена на фото животных, кроме божьей коровки)

(За компьютером работают по очереди несколько детей, собирая части мозаики. Здесь предоставляется возможность учителю выбрать вид пазлов и уровень сложности, ориентируясь на свой класс.)

- Посмотрите, кто же это такие? (Бабочка, кузнечик и т.д.) Назовите одним словом как называются эти животные. (Насекомые)

(По щелчку меняется название слайда)

- Мы с вами совершим путешествие в мир насекомых.

- Нам предстоит ответить на вопрос, кто такие насекомые?

2. «Кластер»

3 слайд

(На кластере появляется объект – насекомые)

3. Просмотр фильма «Насекомые»

(Гиперссылка настроена на объект – насекомое. По щелчку по этому объекту начнётся показ фильма.)

- Насекомые самые распространённые обитатели животного мира на Земле. Их более 1 млн. видов. А назвали их так потому, что на теле этих животных есть полосы – насечки. Посмотрите, какие они все разные. (Фильм)

4. Таблица «ЗХУ»

(Учитывая, что данная тема изучается в первом полугодии 1 класса, заполнять таблицу письменно не имеет смысла. Поэтому на данном уроке проговаривается устно.)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- Ребята, а что вы знаете о насекомых?

- Что бы вы ещё хотели о них узнать?

III. Работа по теме урока (Стадия осмысления)

4 слайд

1. Кроссворд

- Ребята, послушайте внимательно загадки и попробуйте отгадать, о ком идёт речь.

1. Прыгает пружинка -

    зелёная спинка.

С травы - на былинку,

    с ветки на тропинку.

2. Над цветком

    порхает, пляшет,

    Веерком узорным

                          машет.

3. Те, с кем рядом я жужжала,

Помнят - у меня есть жало

И на брюшке полоса,

Потому что я - ….

4. Звучит труба басисто.

Не трогайте солиста!

Пускай садится на цветок

И пьёт в антракте сладкий

                                    сок.

5. Не зверь, не птица —

     Нос, как спица.

     Летит — пищит,

     Сядет — молчит.

     Кто его убьёт,

     Тот кровь свою прольёт.

6. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

7. Ходит ходок

   через потолок,

   Всем надоедает,

   здоровью угрожает.

   А как осень придёт,

Ещё и кусаться начнёт.

8. Домовитые хозяйки

    Пролетают над лужайкой.

    Похлопочут над  цветком -

    Он поделится медком.

9. Кто в лесу без топоров

   Строит избу без углов?

- Вы разгадали кроссворд, молодцы! А как же одним словом назвать всех этих животных? (Насекомые)

5 слайд

- Рассмотрите их внимательно, похожи ли они между собой. Есть ли у них что-то общее? По каким признакам будем сравнивать? (Цвет, размер, количество ног, строение тела)

2. «Кластер»

6 слайд

- Итак, мы выяснили, что у всех насекомых есть по 6 ног, голова, грудь, брюшко и усики.

(На кластере появляются эти объекты, по щелчку их выделение.)

3. Работа с учебником (с.20-21)

- Посмотрите на картинку. Какое из этих животных – насекомое?

- Посчитайте, сколько ног у бабочек, жука, стрекозы.

 - Рассмотрите бабочку. Какая она красивая. Назовите части её тела.

- А как же отличить насекомое от остальных животных? Ведь голова, усики, брюшко есть и у других животных?

- Самым важным признаком отличия насекомых от других животных является то, что у них 6 ног.

 - Посмотрите на рис. на с. 21. Сколько туфелек принёс муравей бабочке? Зачем ей столько?

 - Как вы думаете, можно ли ловить бабочек, а муравьёв? Почему нельзя, они же такие красивые, маленькие?

- Предположите, что за ситуация изображена на картинке. Какое событие?

 - Назовите, каких насекомых вы знаете. Опишите их. Где вы их видели? Почему все насекомые разного цвета? Почему бабочки такие яркие? (Они маскируются под среду своего обитания)

- Где же обитают насекомые? (В воздухе, в почве, в воде.)

(На кластере появляется объект – места обитания – воздух, вода, почва)

7 слайд

(После отгадки появляется фото по щелчку)

- Отгадайте по описанию, о каком животном идёт речь?

Это животное плетёт красивую лёгкую сеть, чтобы поймать себе на обед насекомых. Оно не летает, а тихонько ждёт, когда кто-нибудь попадёт   в  его ловушку.  У  него  восемь ног.

Это животное делает землю плодородной. Роет узкие ходы, чтобы корни растений могли дышать. Его можно найти под старыми корешками. После дождя оно выбирается  на поверхность земли подышать.

Тело этого животного покрыто пушком. Его звук - жужжание.  Только оно
может добраться до пыльцы цветков  клевера своим длинным хоботком. У него шесть ног и есть крылышки.

Это животное быстро летает и умеет бегать   по   потолку.   Очень  любит, когда оставляют крошки на обеденном столе.

- Это насекомые?

- Кто из них насекомое?

(Паук и червяк исчезают при щелчке по фото)

- Почему вы так решили? Докажите.

4. Тренажёр «Собери насекомое»

(Ориентируясь на свой класс, учитель определяет вид работы. На данном уроке работа ведётся группами по три человека за компьютером.)

- Кто у нас получился? (Божья коровка, журчалка) К какой группе животных они относятся? (Насекомые) Докажите.

- А вы знаете, чем питаются эти насекомые?

5. «Кластер»

8 слайд

6. Выступления учеников

(Выступления на основе заранее подготовленного учителем материала или личных наблюдений детей)

 - Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это и бабочки, и муравьи, и жуки, и мухи. Многие насекомые питаются растениями, некоторые бабочки – пыльцой. Но есть среди насекомых и хищники. Например, божья коровка поедает тлей, которые губят плодовые деревья. Стрекоза охотится на комаров и мошек.

- Итак, чем питаются насекомые? (Растениями, пыльцой, другими насекомыми)

- Как называются те, которые питаются травой, пыльцой? (Растительноядные)

 - А те, которые питаются другими насекомыми? (Хищники)

(Появляются объекты кластера – растительноядные, хищники)

7. «Верите ли вы, что…

 - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Верите ли вы, что…». У вас на столах лежат листочки с номерами вопросов. Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а вы, если верите, ставите напротив номера вопроса «+», если не верите – « -.». Работайте в парах.

1. …муравьи бывают пастухами?

2. …есть жуки «санитары»?

3. …божья коровка умеет прыгать?

4. …в природе существует жук – геркулес?

5. …жук – красотел поедает гусениц?

6. …некоторые бабочки улетают зимовать в тёплые края?

7. …надоедливые мухи приносят людям пользу?

8. …пчёлы и стрекозы в полёте могут обогнать велосипедиста?

 - А чтобы проверить верно, ли вы ответили на все вопросы, послушайте мой рассказ.

9 слайд

(По щелчку появление объектов)

В отличие от божьей коровки, которая поедает тлей, муравьи охраняют это насекомое. Точнее, они пасут их как стадо коров, и при этом, так же как мы получаем от коров молоко, получают сладкий нектар от тлей, который затем съедают. Тлю так и прозвали «Муравьиная корова». Надо заметить, что эта медвяная роса, выделяемая тлёй, губит деревья. Таким образом, муравьи делают два добрых дела – кормят семью и охраняют деревья.  

Среди насекомых много жуков. Они умеют быстро бегать и могут летать. Среди них есть хищники и растительноядные. Например, красотел пахучий спасает лес от разных гусениц. Некоторые жуки питаются остатками погибших растений и животных, поэтому их называют «санитарами». Жуки бывают разные и по размеру. Длина жука- голиафа достигает 11 см. А один из самых крупных жуков - жук – геркулес. Его длина бывает 18 см. и половина его длины приходится на рог.

Самые красивые насекомые – это бабочки. Их крылья покрыты разноцветными чешуйками. Осенью одни бабочки улетают зимовать в тёплые страны, другие засыпают до весны. Некоторые бабочки стали редкими и их необходимо охранять. Например, бабочка махаон, занесена в красную книгу России. Как мы с вами можем позаботиться об охране этой бабочки?

Очень опасное насекомое муха. Она является разносчиком многих заболеваний. На лапках мухи можно обнаружить несколько млн. различных микробов. Мухи садятся на продукты и оставляют на них болезнетворные бактерии. Человеку необходимо защищать своё жилище от мух.

А вот и интересный факт  о насекомых. Пчела и стрекоза летают так быстро, что в полёте могут обогнать велосипедиста.

 - Итак, я повторяю вопрос, вы отвечаете на него и обосновываете свой ответ, опираясь на только что услышанные сведения.

- Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы!

8. «Кластер»

10 слайд

- Давайте подумаем, а зачем нужны насекомые в природе?

- А приносят ли насекомые пользу человеку?

(Появляются объекты помощники и вредители)

9. Сообщение учителя о пользе и вреде насекомых, как итог этой беседы.

 

IV. Рефлексия

1. Таблица «ЗХУ»

 - Сегодня на уроке мы много говорили о насекомых. Что же нового вы для себя узнали?

(Устные ответы детей.)

- Итак, давайте ответим на поставленный в начале урока вопрос. Кто такие насекомые? (Насекомые – это живые существа, у которых 6 ног, голова, грудь, брюшко, чувствительные усики. Многие из них приносят пользу природе и человеку, но есть и такие, которые вредят. Некоторые виды насекомых нуждаются в нашей защите.)

2. Составление панно

 У учителя вырезанные фигурки насекомых, пауков, червяков, на доске изображение дерева – яблони,  один лист увеличен. Дети подходят, берут насекомое (или другое животное) и крепят на лист. Затем проверка, все ли животные на листе  - насекомые.

 

3. «Оценка урока»

Каждый ученик прикрепляет на яблоню картинку, соответствующую оценке его работы на уроке.

У каждого ребёнка на столе картинки:

Плод – я узнал много нового.

Цветок – урок прошёл неплохо.

Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком.

Жёлтый листок – мне было не интересно.

V. Дифференцированное домашнее задание

1 уровень (слабый) – раскрасить картинку в учебнике на с. 21.

2 уровень (средний) -  нарисовать насекомое и указать части его тела.

3 уровень (сильный) – нарисовать насекомы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Насекомые", 1 класс.

Урок на тему "Насекомые" 1 класс....

1класс, «Планета знаний» Урок по окружающему миру на тему: Насекомые, птицы, рыбы, звери.

Цель: знакомство  с основными признаками групп животных (рыб, птиц, насекомых, зверей)Задачи:Обучающие: Актуализировать знания о животных; формировать умение классифицировать животных  на гр...

Урок окружающего мира по теме "Насекомые. Маленькие непоседы"

Цели:  познакомить с признаками насекомых, учить определять принадлежность животного к своей группе; вызывать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; учить...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Насекомые" в 3 классе УМК "Начальная школа XXI века"

Презентация знакомит учащихся с хорошо известным насекомым - кузнечиком : строением ,питанием ,повадками и пользе в природе....

Открытый урок по окружающему миру по теме"Насекомые"

Открытый урок по окружающему миру по теме"Насекомые" , 2 класс ,УМК "Школа России"...

Открытый урок по окружающему миру по теме"Насекомые"

Открытый урок по окружающему миру по теме"Насекомые" , 2 класс ,УМК "Школа России"...