РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Зубкова Татьтяна Ивановна

Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6–10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель – формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                  Содержательный раздел

ООП НОО МБОУ СОШ №20

п. 2.2.6.

                                   

                                         Город Новочеркасск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

                                                                                    « УТВЕРЖДАЮ »

                                                                                   Директор МБОУ СОШ № 20

                                                                                      ___________________         Е.И.Юзбекова

                                                                                       Приказ от «___» ________2016 г.  № _____

        

                   

                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   окружающему миру   на   2016-2017 учебный год.

Уровень общего образования: начальное общее образование 1А класс. 

Количество часов   68 часов

Учитель   Зубкова Т. И.

Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 г. № 2/15)

                               

                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по   Окружающий мир» для 1 класса составлена на     основе программы по окружающему миру («Планета знаний» под общей редакцией И. А. Петровой, Москва, АСТ – Астрель, 2011 г.) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным следующими нормативными документами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации» ч.2, ч. 3 п. 6 ст. 28;

- Письмом минобразования РО от 08.08.2014 г. № 24/4.11 – 4851/м «О примерном порядке утверждения  и примерной структуре рабочих программ» с учетом положений  федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования,

-примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,протокол заседания от 08.04.2015г. №2/15);

 -Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;

- Приказом Минобрнауки России от 30.8.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,

- приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.04.2016 г. № 271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории  Ростовской области на 2016-2017 учебный год»;

- приказом МО РФ от 5.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

-приказом МО РФ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 06.10.2009 № 373»;

- Уставом  МБОУ СОШ № 20;

-основной образовательной программой ФГОС НОО МБОУСОШ №20.

       Данная программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю). Программа реализуется   за 68 часов. (резерв 2часа).

        Содержание данного предмета реализуется учебно – методическим   комплексом:

1.  Окружающий мир 1: учебник для общеобразовательных учреждений /

Ивченков, Ивченкова/ - М.: АСТ – Астрель, 2012. - 93 с.

       2.  Рабочая тетрадь / Ивченков, Ивченкова / - М.: АСТ – Астрель, 2016. –I ч, II ч  

Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6–10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель – формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

  Задачи курса:

• систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

• формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

• знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

• социализация ребенка;

• развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

• воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

• формирование самостоятельной познавательной деятельности;

• воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 года. Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как о живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различных видах деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не как самоцель.

В связи со сказанным большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой.

Содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение в курс материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение в начальной школе целесообразно рассматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем – групп таких объектов.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, для формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает также организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода познания выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, выдвигают и обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного или сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают иные формы общения, учатся разрешать конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у обучающихся познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.

Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Она наиболее эффективно позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки – практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.  

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии – формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.    Уроки – практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя. Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

Урок в 1 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов обучения и их сочетания.

В программе выделены «Основные требования к уровню знаний и умений учащихся». Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение.

Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми дети могут овладеть за счет более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.

           ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

                                         по окружающему миру

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


        

        


Содержание учебного предмета – окружающий мир 1 класс

№ п/п

Наименование разделов

Характеристика основных содержательных линий

Лабораторные, практические работы, экскурсии, направления проектной деятельности

Использование резерва учебного времени

Пришла пора учится

Охрана природных богатств. Родной город. Личная гигиена. Объекты явления природы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице.

Человек

Как развивается человек, основные особенности каждого возрастного периода, органы чувств человека, основные условия здорового образа жизни, первые представления о самонаблюдении и самоконтроле.

Природа в жизни человека (I полугодие)

Природа живая и неживая, явления природы, первые представления о воде и воздухе, времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных, мир растений.

Природа в жизни человека (II полугодие)

мир животных, строение и разнообразие животных, движение и питание животных, дикие и домашние животные, необходимость бережного отношения к растениям и животным. Красная книга.

Человек среди людей

Воспитание в детях чувства патриотизма, представление о разных населённых пунктах России, представления о родственных связях, разнообразие занятий людей. История моей семьи, организация выходного дня, организация правильных взаимоотношений между людьми.

                                                          Тематическое планирование по предмету - окружающий мир 1 класс

№ п/п

Наименование

разделов

Общее

Количество   часов

Сроки   изучения

Основное содержание темы

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Универсальные действия

   1.

Пришла пора учиться

  14

1.09-14.10.

Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель – ученик, ученик – ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.

Формирование    первоначального представления «окружающего мира». Знакомство с   особенностями содержания предмета «Окружающий мир» и спецификой занятий по этому предмету. Формирование представления о справочной литературе.

 Знакомство  с устройством здания школы и воспитание чувства гордости за школу. Знакомство с правилами поведения в школе и  правилами дорожного движения. Знакомство с опасностями, которые могут возникнуть при нарушении этих правил. Знакомство с соблюдением распорядка дня и  правильного распределения времени.

Рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике.

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).

Называть и различать окружающие предметы и их признаки. Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия. Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе). Устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на рисунки). Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени.

Объяснять значение некоторых дорожных знаков. Обсуждать значение правильной организации распорядка дня.

  2.

Человек

 13

20.10-08.12.

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т.п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Знакомство с содержанием раздела «Человек». Знакомство с основными возрастными периодами жизни человека, и  их особенностями; воспитание заботливого отношения к старикам и детям младшего возраста.  Развитие умения общаться друг с другом, работая в парах.  Фиксирование результатов  своей деятельности в рабочей тетради.  Знакомство со значением органов чувств в жизни человека.  Развитие коммуникативных умений находить необходимую информацию в справочнике, размещённом в учебнике. Знакомство со значением одежды для человека: гигиеническое, эстетическое, профессиональное.  Развитие творческих способностей. Формирование умения понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в процессе общения. Знакомство со  значением положительных и отрицательных эмоций в жизни человека.

Знакомство с некоторыми элементарными приёмами управления собой. Умение выражать отношение к миру в рисунках.

Знакомство с основными правилами гигиены и в необходимости их соблюдения.

Знакомство с причинами инфекционных заболеваний и их профилактикой.

Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их. Составлять устный рассказ из 2-3 предложений (по заданной теме).

Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств, объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки. Объяснять значение правильного питания. Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки, придумывать свои упражнения. Составлять меню. Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам. Оценивать своё эмоциональное состояние и выполнять элементарные приёмы управления собой.

Различать эмоциональные состояния людей. Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать своё поведение и поведение партнёра в процессе выполнения задания в парах. Выполнять задания, тренирующие внимание и память в разнообразных видах деятельности.

Подбирать фотографии родственников и устанавливать их последовательность по возрастным признакам (с помощью членов семьи).

Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему «Одежда» (проектная деятельность по выбору).

   3.

Природа

в жизни человека

  22.

09.12-09.03.  

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды6 год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового)6 корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.

Формирование  первоначального представления о живой и неживой природе и  явлениями окружающей среды. Развитие внимательности, наблюдательности и умения работать со схемами. Знакомство с правилами постановки опытов, со  значением воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней. Формирование  представления о временах года и  развитие творческого воображения.

Знакомство с основными жизненными формами растений. Формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать. Формирование умений работать со схемами и справочником учебника.

Знакомство с разнообразием семян и их значением в жизни растения. Формирование познавательной деятельности  на основе самостоятельного проведения наблюдений и опытов. Формирование знаний об условиях развития растения из семени. Знакомство с основными жизненными проявлениями животных — движением и питанием. Уточнение и систематизироватние представлений, полученных в процессе наблюдений за животными. Знакомство  с некоторыми способами добывания пищи животными. Знакомство с разнообразием  домашних животных и их значением в жизни человека,о необходимости заботы человека о животных..

Формирование первоначального представления о взаимодействии человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека.

Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты и явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями. Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам.

Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой материал, характеризующий времена года. Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные признаки; описывать   растения   по   признакам (цвет, форма, размер). Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений. Характеризовать поведение наблюдаемых животных. Приводить примеры насекомых, рыб, птиц и зверей, называть основные признаки каждой группы; определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку. Объяснять различие между дикими и домашними животными. Составлять Красную  книгу (по  материалам учебника и рабочей тетради), дополнять её. Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их. Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок.

Получать информацию с помощью схем и рисунков.

Самостоятельно проводить простейшие опыты; делать выводы на основе наблюдаемых явлений. Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, по выращиванию растений из черенков домашних растений, луковиц; вести наблюдения; фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. Выбирать форму участия в проектной деятельности.

  4.

Человек среди людей

   19.

10.03-25.05.

Наша страна – Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказывать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.

Знакомство с Россией, её населением, столицей, историческим прошлым, достопримечательностями столицы и других городов. Знакомство с государственной символикой России (герб, флаг). Формирование представления о малой родине; воспитание чувства патриотизма. Развитие пространственных представлений.

Знакомство с разнообразием

населённых пунктов России (город, посёлок, деревня). Знакомство с тем, как строят дома,. Совершенствование умения задавать вопросы и отвечать на них..

Знакомство с первоначальным представлением о родственных связях, составе семьи; традициях, существующих в семьях; учиться уважать и любить своих родственников, оказывать взаимопомощь в семье. Знакомство с разнообразием занятий людей, их профессиями.

Знакомство  с весенними изменениями в природе. Умение наблюдать за жизнью раннецветущих растений и поведением птиц. Развитие чувство прекрасного.

Формирование представления о факторах, которые могут угрожать безопасности детей (автотранспорт, ядовитые вещества, режущие и колющие предметы и т.д.). Знакомство  с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице. Систематизирование знаний о различных видах транспорта, о правилах поведения в транспорте. Развитие умственных и творческих способностей.

Знакомство с разными вариантами летнего отдыха и основами безопасной жизнедеятельности. Развитие внимательности, наблюдательности и творческих способностей.

Узнавать государственные символы России: гимн, герб и флаг. Обсуждать многонациональность нашей Родины.

Рассказывать по рисункам об изменении облика Москвы, разнообразии населённых пунктов России.

Называть свой домашний адрес; пользоваться сведениями о своём домашнем адресе в случае необходимости.

Составлять рассказ о доме, улице и населённом пункте своего проживания

Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга. Приводить примеры профессий людей. Наблюдать за объектами неживой и живой природы; составлять описание объектов природы по плану; сравнивать ранее наблюдаемые явления в природе с тем, что происходит в настоящее время; объяснять причины некоторых наблюдаемых явлений; фиксировать результаты наблюдений и опытов в рабочих тетрадях. Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Заполнять анкету в рабочей тетради (фамилия, имя, возраст, полный адрес).

Оценивать свои возможности по самообслуживанию и выполнению домашних обязанностей, самостоятельно выполнять некоторые обязанности в семье (одеваться, убирать свою постель, мыть посуду

Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать подарки. Оценивать возможность возникновения опасных ситуаций, обсуждать правила их предупреждения.

Самостоятельно использовать справочник, размещённый в учебнике. Моделировать обстановку комнаты ученика. Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную охрану», «Милицию», «Скорую помощь»,

                                             

                                                     

                                                   

                                                   

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Окружающий мир» 1класс

№ п/п

Дата

Тема урока (лабораторной, практической, контрольной работы и т.д.)

Домашнее задание

01.09.

Пришла пора учиться.

02.09.

Что такое окружающий мир.

08.09.

Ты и твое имя.

09.09.

Экскурсия «Твоя школа».

15.09.

Твоя школа.

16.09.

Экскурсия «Во дворе школы».

22.09.

Во дворе  школы.    

23.09.

Экскурсия. «Вот и лето прошло».

 

29.09.

Вот и лето  прошло.  

30.09.

Экскурсия. « Дорога в школу».

11

06.10

Дорога в школу.

12

07.10.

Твой распорядок дня.

13

13.10.

Экскурсия «Осень».

14

14.10.

Осень.

15

20.10.

 Как ты рос.

                   

16

21.10.

Как ты воспринимаешь мир.

17

27.10.

Как ты воспринимаешь мир.

18

28.10.

Твоё тело.

19

10.11.

Как ты питаешься.

20

11.11.

Твоя одежда.

21

17.11.

Твоя одежда.

22

18.11.

Будь здоров!

23

24.11.

Будь здоров!

24

25.11.

Твоё настроение.

25

01.12

Твоё настроение.

26

02.12.

Будь внимательным!

27

08.12.

Будь внимательным!

28

09.12.

Полна природа удивления.

29

15.12.

Вода и воздух.

30

16.12.

Вода и воздух.

31

22.12.

Экскурсия «Зима».

32

23.12.

Зима.

33

29.12.

Времена год.

34

30.12.

Как устроено растение.

35

12.01.

Как устроено растение.

36

13.01.

Деревья, кустарники, травы.

37

19.01.

Деревья, кустарники, травы.

38

20.01.

Как развивается растение.

39

26.01.

Как развивается растение.

40

27.01.

Растения в нашем классе.

41

02.02.

Растения в нашем классе.

    42

03.02.

Насекомые, птицы, рыбы, звери

43

09.02.

Насекомые, птицы, рыбы, звери

44

10.02.

Жизнь животных.

45

16.02.

Жизнь животных

46

17.02.

Домашние животные.

47

02.03.

Домашние животные.

48

03.03

Береги  природу,  человек!

49

09.03.

Береги  природу,  человек!

50

10.03.

Наша Родина.

51

16.03.

Наша Родина.

52

17.03.

Наш дом.

53

23.03.

Наш дом.

54

06.04.

Наши родственники.

55

07.04.

Наши родственники.

56

13.04.

Хороший день.

57

14.04

Хороший день.

58

20.04.

Экскурсия:  «Весна»

59

21.04

Весна.

60

27.04.

Наша безопасность.

61

28.04

Наша безопасность.

62

04.05.

Наша безопасность.

63

05.05.

Будем вежливы.

64

11.05

Будем вежливы.

65

12.05

Мы едем, едем, едем…,

66

18.05.

Мы едем, едем, едем…,

67

19.05.

Скоро лето.

68

25.05.

Скоро лет.

   

 

                Материально-техническое обеспечение учебного процесса

       Печатные пособия:

  1. Окружающий мир 1: учебник для общеобразовательных учреждений /

Ивченков, Ивченкова/ - М.: АСТ – Астрель, 2012. - 93  с.

  1. Рабочая тетрадь / Ивченков, Ивченкова / - М.: АСТ – Астрель, 2016. –I ч, II ч  
  2. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Обучение в 1 классе по учебнику "Окружающий мир". – М.: АСТ, "Астрель", 2012 г.

       Электронно-звуковое обеспечение:

       - проектор

        -лингофонное устройство

       -доска

       Технические средства обучения:

      - компьютер

      - мультимедийная установка

         Цифровые образовательные ресурсы

       Окружающий мир 1 класс, изд. КИМ, 2007 г.

               

   Согласовано

Протокол заседания методического

совета МБОУ СОШ № 20

от_______ № ___

______________/ Пахолка С.В.

                   

 

 Согласовано

             Заместитель директора по УВР

              _______________ / Величко М.В.

               дата



Предварительный просмотр:

                                                                                  Содержательный раздел

ООП НОО МБОУ СОШ №20

п. 2.2.6.

                                   

                                         Город Новочеркасск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

                                                                                    « УТВЕРЖДАЮ »

                                                                                   Директор МБОУ СОШ № 20

                                                                                      ___________________         Е.И.Юзбекова

                                                                                       Приказ от «___» ________2016 г.  № _____

        

                   

                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   окружающему миру   на   2016-2017 учебный год.

Уровень общего образования: начальное общее образование 1А класс. 

Количество часов   68 часов

Учитель   Зубкова Т. И.

Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 г. № 2/15)

                               

                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по   Окружающий мир» для 1 класса составлена на     основе программы по окружающему миру («Планета знаний» под общей редакцией И. А. Петровой, Москва, АСТ – Астрель, 2011 г.) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным следующими нормативными документами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации» ч.2, ч. 3 п. 6 ст. 28;

- Письмом минобразования РО от 08.08.2014 г. № 24/4.11 – 4851/м «О примерном порядке утверждения  и примерной структуре рабочих программ» с учетом положений  федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования,

-примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию,протокол заседания от 08.04.2015г. №2/15);

 -Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;

- Приказом Минобрнауки России от 30.8.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,

- приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.04.2016 г. № 271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории  Ростовской области на 2016-2017 учебный год»;

- приказом МО РФ от 5.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

-приказом МО РФ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 06.10.2009 № 373»;

- Уставом  МБОУ СОШ № 20;

-основной образовательной программой ФГОС НОО МБОУСОШ №20.

       Данная программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю). Программа реализуется   за 68 часов. (резерв 2часа).

        Содержание данного предмета реализуется учебно – методическим   комплексом:

1.  Окружающий мир 1: учебник для общеобразовательных учреждений /

Ивченков, Ивченкова/ - М.: АСТ – Астрель, 2012. - 93 с.

       2.  Рабочая тетрадь / Ивченков, Ивченкова / - М.: АСТ – Астрель, 2016. –I ч, II ч  

Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6–10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель – формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

  Задачи курса:

• систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

• формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

• знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

• социализация ребенка;

• развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

• воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

• формирование самостоятельной познавательной деятельности;

• воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 года. Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как о живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различных видах деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не как самоцель.

В связи со сказанным большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой.

Содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение в курс материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение в начальной школе целесообразно рассматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем – групп таких объектов.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, для формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает также организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода познания выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, выдвигают и обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного или сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают иные формы общения, учатся разрешать конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у обучающихся познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.

Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Она наиболее эффективно позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки – практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.  

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии – формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.    Уроки – практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя. Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

Урок в 1 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов обучения и их сочетания.

В программе выделены «Основные требования к уровню знаний и умений учащихся». Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение.

Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми дети могут овладеть за счет более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.

           ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

                                         по окружающему миру

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


        

        


Содержание учебного предмета – окружающий мир 1 класс

№ п/п

Наименование разделов

Характеристика основных содержательных линий

Лабораторные, практические работы, экскурсии, направления проектной деятельности

Использование резерва учебного времени

Пришла пора учится

Охрана природных богатств. Родной город. Личная гигиена. Объекты явления природы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице.

Человек

Как развивается человек, основные особенности каждого возрастного периода, органы чувств человека, основные условия здорового образа жизни, первые представления о самонаблюдении и самоконтроле.

Природа в жизни человека (I полугодие)

Природа живая и неживая, явления природы, первые представления о воде и воздухе, времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных, мир растений.

Природа в жизни человека (II полугодие)

мир животных, строение и разнообразие животных, движение и питание животных, дикие и домашние животные, необходимость бережного отношения к растениям и животным. Красная книга.

Человек среди людей

Воспитание в детях чувства патриотизма, представление о разных населённых пунктах России, представления о родственных связях, разнообразие занятий людей. История моей семьи, организация выходного дня, организация правильных взаимоотношений между людьми.

                                                          Тематическое планирование по предмету - окружающий мир 1 класс

№ п/п

Наименование

разделов

Общее

Количество   часов

Сроки   изучения

Основное содержание темы

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Универсальные действия

   1.

Пришла пора учиться

  14

1.09-14.10.

Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель – ученик, ученик – ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.

Формирование    первоначального представления «окружающего мира». Знакомство с   особенностями содержания предмета «Окружающий мир» и спецификой занятий по этому предмету. Формирование представления о справочной литературе.

 Знакомство  с устройством здания школы и воспитание чувства гордости за школу. Знакомство с правилами поведения в школе и  правилами дорожного движения. Знакомство с опасностями, которые могут возникнуть при нарушении этих правил. Знакомство с соблюдением распорядка дня и  правильного распределения времени.

Рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике.

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).

Называть и различать окружающие предметы и их признаки. Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия. Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе). Устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на рисунки). Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени.

Объяснять значение некоторых дорожных знаков. Обсуждать значение правильной организации распорядка дня.

  2.

Человек

 13

20.10-08.12.

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т.п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Знакомство с содержанием раздела «Человек». Знакомство с основными возрастными периодами жизни человека, и  их особенностями; воспитание заботливого отношения к старикам и детям младшего возраста.  Развитие умения общаться друг с другом, работая в парах.  Фиксирование результатов  своей деятельности в рабочей тетради.  Знакомство со значением органов чувств в жизни человека.  Развитие коммуникативных умений находить необходимую информацию в справочнике, размещённом в учебнике. Знакомство со значением одежды для человека: гигиеническое, эстетическое, профессиональное.  Развитие творческих способностей. Формирование умения понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в процессе общения. Знакомство со  значением положительных и отрицательных эмоций в жизни человека.

Знакомство с некоторыми элементарными приёмами управления собой. Умение выражать отношение к миру в рисунках.

Знакомство с основными правилами гигиены и в необходимости их соблюдения.

Знакомство с причинами инфекционных заболеваний и их профилактикой.

Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их. Составлять устный рассказ из 2-3 предложений (по заданной теме).

Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств, объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки. Объяснять значение правильного питания. Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки, придумывать свои упражнения. Составлять меню. Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам. Оценивать своё эмоциональное состояние и выполнять элементарные приёмы управления собой.

Различать эмоциональные состояния людей. Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать своё поведение и поведение партнёра в процессе выполнения задания в парах. Выполнять задания, тренирующие внимание и память в разнообразных видах деятельности.

Подбирать фотографии родственников и устанавливать их последовательность по возрастным признакам (с помощью членов семьи).

Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему «Одежда» (проектная деятельность по выбору).

   3.

Природа

в жизни человека

  22.

09.12-09.03.  

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды6 год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового)6 корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.

Формирование  первоначального представления о живой и неживой природе и  явлениями окружающей среды. Развитие внимательности, наблюдательности и умения работать со схемами. Знакомство с правилами постановки опытов, со  значением воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней. Формирование  представления о временах года и  развитие творческого воображения.

Знакомство с основными жизненными формами растений. Формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать. Формирование умений работать со схемами и справочником учебника.

Знакомство с разнообразием семян и их значением в жизни растения. Формирование познавательной деятельности  на основе самостоятельного проведения наблюдений и опытов. Формирование знаний об условиях развития растения из семени. Знакомство с основными жизненными проявлениями животных — движением и питанием. Уточнение и систематизироватние представлений, полученных в процессе наблюдений за животными. Знакомство  с некоторыми способами добывания пищи животными. Знакомство с разнообразием  домашних животных и их значением в жизни человека,о необходимости заботы человека о животных..

Формирование первоначального представления о взаимодействии человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека.

Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты и явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями. Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам.

Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой материал, характеризующий времена года. Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные признаки; описывать   растения   по   признакам (цвет, форма, размер). Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений. Характеризовать поведение наблюдаемых животных. Приводить примеры насекомых, рыб, птиц и зверей, называть основные признаки каждой группы; определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку. Объяснять различие между дикими и домашними животными. Составлять Красную  книгу (по  материалам учебника и рабочей тетради), дополнять её. Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их. Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок.

Получать информацию с помощью схем и рисунков.

Самостоятельно проводить простейшие опыты; делать выводы на основе наблюдаемых явлений. Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, по выращиванию растений из черенков домашних растений, луковиц; вести наблюдения; фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. Выбирать форму участия в проектной деятельности.

  4.

Человек среди людей

   19.

10.03-25.05.

Наша страна – Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказывать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.

Знакомство с Россией, её населением, столицей, историческим прошлым, достопримечательностями столицы и других городов. Знакомство с государственной символикой России (герб, флаг). Формирование представления о малой родине; воспитание чувства патриотизма. Развитие пространственных представлений.

Знакомство с разнообразием

населённых пунктов России (город, посёлок, деревня). Знакомство с тем, как строят дома,. Совершенствование умения задавать вопросы и отвечать на них..

Знакомство с первоначальным представлением о родственных связях, составе семьи; традициях, существующих в семьях; учиться уважать и любить своих родственников, оказывать взаимопомощь в семье. Знакомство с разнообразием занятий людей, их профессиями.

Знакомство  с весенними изменениями в природе. Умение наблюдать за жизнью раннецветущих растений и поведением птиц. Развитие чувство прекрасного.

Формирование представления о факторах, которые могут угрожать безопасности детей (автотранспорт, ядовитые вещества, режущие и колющие предметы и т.д.). Знакомство  с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице. Систематизирование знаний о различных видах транспорта, о правилах поведения в транспорте. Развитие умственных и творческих способностей.

Знакомство с разными вариантами летнего отдыха и основами безопасной жизнедеятельности. Развитие внимательности, наблюдательности и творческих способностей.

Узнавать государственные символы России: гимн, герб и флаг. Обсуждать многонациональность нашей Родины.

Рассказывать по рисункам об изменении облика Москвы, разнообразии населённых пунктов России.

Называть свой домашний адрес; пользоваться сведениями о своём домашнем адресе в случае необходимости.

Составлять рассказ о доме, улице и населённом пункте своего проживания

Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга. Приводить примеры профессий людей. Наблюдать за объектами неживой и живой природы; составлять описание объектов природы по плану; сравнивать ранее наблюдаемые явления в природе с тем, что происходит в настоящее время; объяснять причины некоторых наблюдаемых явлений; фиксировать результаты наблюдений и опытов в рабочих тетрадях. Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Заполнять анкету в рабочей тетради (фамилия, имя, возраст, полный адрес).

Оценивать свои возможности по самообслуживанию и выполнению домашних обязанностей, самостоятельно выполнять некоторые обязанности в семье (одеваться, убирать свою постель, мыть посуду

Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать подарки. Оценивать возможность возникновения опасных ситуаций, обсуждать правила их предупреждения.

Самостоятельно использовать справочник, размещённый в учебнике. Моделировать обстановку комнаты ученика. Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную охрану», «Милицию», «Скорую помощь»,

                                             

                                                     

                                                   

                                                   

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Окружающий мир» 1класс

№ п/п

Дата

Тема урока (лабораторной, практической, контрольной работы и т.д.)

Домашнее задание

01.09.

Пришла пора учиться.

02.09.

Что такое окружающий мир.

08.09.

Ты и твое имя.

09.09.

Экскурсия «Твоя школа».

15.09.

Твоя школа.

16.09.

Экскурсия «Во дворе школы».

22.09.

Во дворе  школы.    

23.09.

Экскурсия. «Вот и лето прошло».

 

29.09.

Вот и лето  прошло.  

30.09.

Экскурсия. « Дорога в школу».

11

06.10

Дорога в школу.

12

07.10.

Твой распорядок дня.

13

13.10.

Экскурсия «Осень».

14

14.10.

Осень.

15

20.10.

 Как ты рос.

                   

16

21.10.

Как ты воспринимаешь мир.

17

27.10.

Как ты воспринимаешь мир.

18

28.10.

Твоё тело.

19

10.11.

Как ты питаешься.

20

11.11.

Твоя одежда.

21

17.11.

Твоя одежда.

22

18.11.

Будь здоров!

23

24.11.

Будь здоров!

24

25.11.

Твоё настроение.

25

01.12

Твоё настроение.

26

02.12.

Будь внимательным!

27

08.12.

Будь внимательным!

28

09.12.

Полна природа удивления.

29

15.12.

Вода и воздух.

30

16.12.

Вода и воздух.

31

22.12.

Экскурсия «Зима».

32

23.12.

Зима.

33

29.12.

Времена год.

34

30.12.

Как устроено растение.

35

12.01.

Как устроено растение.

36

13.01.

Деревья, кустарники, травы.

37

19.01.

Деревья, кустарники, травы.

38

20.01.

Как развивается растение.

39

26.01.

Как развивается растение.

40

27.01.

Растения в нашем классе.

41

02.02.

Растения в нашем классе.

    42

03.02.

Насекомые, птицы, рыбы, звери

43

09.02.

Насекомые, птицы, рыбы, звери

44

10.02.

Жизнь животных.

45

16.02.

Жизнь животных

46

17.02.

Домашние животные.

47

02.03.

Домашние животные.

48

03.03

Береги  природу,  человек!

49

09.03.

Береги  природу,  человек!

50

10.03.

Наша Родина.

51

16.03.

Наша Родина.

52

17.03.

Наш дом.

53

23.03.

Наш дом.

54

06.04.

Наши родственники.

55

07.04.

Наши родственники.

56

13.04.

Хороший день.

57

14.04

Хороший день.

58

20.04.

Экскурсия:  «Весна»

59

21.04

Весна.

60

27.04.

Наша безопасность.

61

28.04

Наша безопасность.

62

04.05.

Наша безопасность.

63

05.05.

Будем вежливы.

64

11.05

Будем вежливы.

65

12.05

Мы едем, едем, едем…,

66

18.05.

Мы едем, едем, едем…,

67

19.05.

Скоро лето.

68

25.05.

Скоро лет.

   

 

                Материально-техническое обеспечение учебного процесса

       Печатные пособия:

  1. Окружающий мир 1: учебник для общеобразовательных учреждений /

Ивченков, Ивченкова/ - М.: АСТ – Астрель, 2012. - 93  с.

  1. Рабочая тетрадь / Ивченков, Ивченкова / - М.: АСТ – Астрель, 2016. –I ч, II ч  
  2. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Обучение в 1 классе по учебнику "Окружающий мир". – М.: АСТ, "Астрель", 2012 г.

       Электронно-звуковое обеспечение:

       - проектор

        -лингофонное устройство

       -доска

       Технические средства обучения:

      - компьютер

      - мультимедийная установка

         Цифровые образовательные ресурсы

       Окружающий мир 1 класс, изд. КИМ, 2007 г.

               

   Согласовано

Протокол заседания методического

совета МБОУ СОШ № 20

от_______ № ___

______________/ Пахолка С.В.

                   

 

 Согласовано

             Заместитель директора по УВР

              _______________ / Величко М.В.

               дата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа окружающему миру 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...

рабочая программа окружающего мира для 3 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО для 3 класса УМК "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...

Свидетельство проекта инфоурок (Рабочая программа окружающему миру)

Свидетельство проекта инфоурок  (Рабочая программа окружающему миру)...