Экологическое мероприятие "Наши лесные друзья"
материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Экологическое мероприятие "Наши лесные друзья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_lesnye_druzya.docx277.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ОСШ»

Карагинского района,  Камчатского края

Пока  над нами чистое небо, пока цветут сады и еще поют птицы, и живут с нами наши меньшие друзья – быть жизни на Земле!

C:\Users\Дина\Pictures\по краевым конкурсам 4 четверть 2012\SAM_1090.JPG

Выполнила:

Самарина О.Н.,

Учитель начальных классов

МБОУ «ОСШ»

п.Оссора

Утренник «Наши лесные друзья»

Цель: познакомить младших школьников с различными видами домашних и диких животных, их повадками, средой обитания; прививать умение заботливо, бережно относиться к живым существам.

Целевая аудитория: учащиеся 1 класса

Оформление:

* рисунки «Берегите лес!»; книги «Красная книга Камчатки» (растения и животные)

* творческие работы учащихся; «Березы», «Елочка»;

* экологические плакаты: «Не разоряйте птичьи гнезда», «Все мы звенья одной цепи», «Не разжигайте костер!», «Покормите птиц зимою!»;

* стенгазеты: «Экология и мы», «Животные Камчатки, занесенные в Красную книгу»

Сценарий

Звучит музыкальная композиция П. Мориа «Странница»

2 пары исполняют вальс..

Природа. Здравствуйте, ребята! Вы узнаёте меня? Кто я?

Ответы детей.

Я - Природа. Я великий мастер.  Вечный мастер жизни.                                  Я могу,  Человек, тебе за соучастье

        Подарить - в моей всё это власти -  

        Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час восхода и заката,

        Иву над рекой - и наконец,  солнцем опалённый, рыжеватый

        Хлебный колос - как всему венец…

        Только ты мой дар, моё уменье  не прими за дань! Я не раба!

        Не забудь: ты сам - моё творенье,

        И у нас с тобой одна судьба!

        Да, ты вырос, ты ушёл из детства.

        Шире, что ни год, твои шаги.

        Но не занимайся самоедством!

        И былинку даже, что в наследство  я тебе вручила - береги!

        Даже волка - вдруг он да последний?

        Уничтожишь (зверь - не карандаш!) -

        С помощью сложнейших вычислений  и машин новейших - не создашь.

         Мы с тобой дорогою одною    катимся - ни часа врозь, ни дня…

        И не можешь быть ты надо мною, как не можешь быть и вне меня!

 

Литературная композиция:

     1. Огромен мир, в котором мы живём -

Шумят леса, и реки катят воды.

Весь шар земной - один прекрасный дом

Для человека и природы.

Что шепчет клён? О чём журчит родник?

И почему ночами плачет вьюга?

Язык любви - единственный язык

Для понимания друг друга.

2.  Щенки и котята, стрекозы и птицы,

Друг друга любить мы должны научиться.

Цветы и деревья, слоны и лисицы,

Мы в доме одном живём.

3. И, чтоб наш дом счастливым сохранить,

Одно лишь надо выполнить условье:

Своим друзьям почаще говорить

Слова, согретые любовью.

Пускай друзей прибавится число,

И наша доброта им вечно светит.

Всегда нужны и ласка, и тепло

Всему живущему на свете.

Учитель. Животный мир богат и разнообразен. Мы встречаем наших любимых зверей и птиц везде. Наблюдать за ними очень интересно. Какие они - наши меньшие братья? Об этом вам расскажут артисты 1 «А» класса.

У косули маленькие рожки  и большие грустные глаза.

                Верба клонит к ней свои серёжки,  серебрит копытца ей роса.

         У косули маленькие рожки -  а во взгляде столько доброты!..

        Посмотри, как рады ей дорожки,  мостики, лужайки и цветы!

 

        К нам птица прилетела,  спросила: «Тут не ждут?»

        Сидела и свистела,  наверно, пять минут!

         Мы радовались пенью - мои друзья и я, -

        Весёлому уменью  простого снегиря.

         Но улетела птица -  у птицы столько дел!

        Как жаль, что подружиться   я с нею не успел!

 

        Отчего вздыхает тяжко  симпатичная дворняжка?

        Что так ловит моё слово?  Что сказал я? Что такого?

         Что блестят её глаза?     Что ей хочется сказать?

        Отчего идёт за мной   и идёт ко мне домой?

 

        Отчего я не гоню,   а к себе её маню?

        Отчего я обнимаю?    Ничего не понимаю!

 

        Раньше всех петух встаёт -  оглушительно поёт:

        «Час настал! Вставать пора!   Начинаем день с утра!»

 

        Через форточку в окошко   к нам пришла чужая кошка.

        Форточка открыта,  кошка вся немытая.

        Мы сказали:  - Здравствуй, кошка.

        Поживи у нас немножко.

                         Звучит песня "Рыжий кот Мурлыка".

Звучит музыка из мультфильма «Трое из Простоквашино». На сцене появляется дядя Фёдор, ест бутерброд с колбасой.

 Навстречу выходит кот Матроскин.

Матроскин. Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.

Дядя Федор (пробует). Ой,  и правда вкуснее! (Угощает кота). А откуда ты знаешь, что меня дядей Фёдором звать?

Матроскин.  Я в вашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне всё видно. Кто хороший и кто плохой.

Дядя Федор. А как тебя зовут?

Матроскин:  Матроскин. Это у меня фамилия такая.

Дядя Федор. Матроскин, знаешь, что? А пошли ко мне жить!

Матроскин. Меня твоя мама выгонит. Скажет, что от меня пользы нет. Вот коровы, например, дают молоко и мясо, птицы - перо и яйца. А мы, кошки, что? Люди держат нас в доме, кормят, считают своими, но не имеют над нами контроля. Мы не соревнуемся на беговой дорожке, как лошади, и не можем перевозить грузы. Мы ловим мышей, но не потому, что вы, люди, этого хотите, а ради собственного удовольствия. Мы возле людей, когда нам хочется.

Дядя Федор. Ну, Матроскин, подожди, может, не выгонит.

Матроскин.  Выгонит! А вообще-то не права твоя мама. И от кошек польза есть. Например, мы можем предсказывать погоду. Если я буду лизать переднюю лапку и приглаживать шерсть на голове - погода будет хорошей. Но если моя лапка касается уха - жди дождя или снега.

Дядя Федор. Как интересно!

Матроскин. Ещё мы, кошки, хорошие лекари. Если заболит у тебя что-нибудь, дядя Фёдор, я лягу на больное место - и всё пройдёт. Я грелкой могу быть - вон какой пушистый и тёплый! А ещё я крестиком вышивать умею и на машинке шить.

Дядя Федор. Ой, Матроскин, я никогда ещё таких котов не встречал! Непременно иди к нам жить!

Уходят под ту же музыку.

Учитель. Ребята, какое у кошек самое любимое лакомство?

Дети: Мыши!

Учитель. Правильно! И сейчас мы с вами поиграем в «Мышеловку».

Под весёлую музыку на сцене появляются дядя Фёдор и кот Матроскин.

Дядя Федор. Ну, Матроскин, вот мы и приехали в деревню.

                        Пошли дом выбирать

     Под  песню «Это знает всякий» на сцене появляется Шарик, танцует.

Шарик. Возьмите меня к себе жить! Я буду вам дом охранять

Матроскин (недовольно). Нечего у нас охранять. У нас и дома-то нет. Ты к нам через год прибегай, когда мы разбогатеем. Тогда мы тебя возьмём.

Дядя Федор. Ты, кот, помолчи. Хорошая собака ещё никому не мешала.

Шарик. Это точно. Ведь мы, собаки, помогаем человеку с давних времён. Первобытные люди жили в пещерах и постоянно боялись за свою жизнь. Они прислушивались к каждому шороху и незнакомому звуку: не подкрадывается ли зверь, враг? А мы, собаки, слышим то, чего не слышит человек, чувствуем запахи, недоступные человеческому обонянию. Особенно мы чутки ночью: ведь в прошлом собаки были ночными хищниками. Мы стали людям верными друзьями: научились сторожить дома-пещеры, лаем подавать сигнал тревоги, охранять и защищать скот, помогать человеку на охоте. И по сей день мы верой и правдой служим людям. Только вот охотник из меня никудышный. Мне зверушек жалко убивать. Я фотоохотой занимаюсь: зверей и птиц фотографирую и дарю им снимки.

Дядя Федор.  Великолепное увлечение! А как тебя зовут?

Шарик. Шарик. Я из простых собак, не из породистых

Дядя Федор. А меня дядя Фёдор зовут. А кота - Матроскин. Это фамилия такая.

Шарик (Подаёт лапу сначала дяде Фёдору, а затем Матроскину. Дядя Фёдор пожимает её с радостью, Матроскин - с отвращением). Очень приятно.. Ну что, возьмёте меня к себе жить? Или мне потом прибегать? Через год?

Дядя Федор. Конечно, возьмём. Втроём веселее.

                       Пойдём с нами дом для жилья выбирать.

Учитель. Как мы с вами узнали, Шарик очень любит фотоохоту. Он сделал несколько снимков, чтобы подарить другим животным, и попытался подписать их. Но вот беда: разговаривать по-человечески Шарик выучился, а правильно писать слова у него ну никак не получается! Буквы всё время путаются, меняются местами. Помогите Шарику расставить буквы на места, и мы узнаем, кого же он сфотографировал.

     Слова-загадки:

БРУСКА (барсук)                                СИЛА (лиса)

АБНАК (кабан)                        ЛЬОБОС (соболь)

ВЬДЕДЕМ (медведь)                  КУТА (утка)

Учитель. Так и стал дядя Фёдор жить в Простоквашино. И люди в деревне его полюбили. Потому что мальчик не бездельничал, а всё время делом занимался. Узнали люди, что он зверей любит, и стали ему разных зверушек приносить. Птенец ли от стаи отбьётся, зайчонок ли потеряется, сейчас же его берут - и к дяде Фёдору. А он с ними возится, лечит и на волю выпускает.

(Обращается к зрителям). Ребята, вспомните, пожалуйста, какая птица жила в доме дяди Фёдора?

Дети: Галчонок Хватайка!

Под фонограмму песни «Частушки Карлсона» (или любую другую весёлую музыку) на сцене появляется галчонок Хватайка, «облетает» один круг, останавливается перед зрителями.

Хватайка. Кто там? Кто там?

Дядя Федор (выходит). Привет, Хватайка. Значит, Матроскину всё-таки удалось научить тебя разговаривать?

Хватайка. В этом нет ничего удивительного. Ведь у нас, птиц, главным инструментом общения является звук. Если нас лишить звукового общения, мы просто умрём. И раз я живу у вас, мне ничего не осталось, кроме как научиться вашему языку - ведь ты, дядя Фёдор, по-птичьи не понимаешь.

Дядя Федор. Это верно. Звери и птицы ищут с нами общий язык, а особо талантливые даже могут вести с людьми осмысленный разговор. Вероятно, в древности люди и животные понимали друг друга. Но со временем мы такую способность потеряли. Вот братья по планете и решили сами восстановить справедливость, сделать шаг навстречу. И Шарик с Матроскиным - не единственные осмысленно разговаривающие животные на нашей планете.

Хватайка. С нами, птицами, это понятнее - наша жизнь связана со звуками. Но говорящие кошки, собаки, слоны - в это поверить трудно. И всё же…

Дядя Федор. В Баку кот Мэси мог назвать себя по имени, говорил «Спасибо», «До свидания». А однажды залез на занавеску и на окрик: «Сойди немедленно!» - нахально заявил: «Не сойду».

Хватайка. У дочери немецкого писателя Томаса Манна собака по кличке Арлекин писала под диктовку на специальной пишущей машинке диктанты, нажимая носом на клавиши. Однажды Арлекин не захотел писать и в присутствии многих свидетелей напечатал: «Плохой пёс!»

Дядя Федор. Попугай Франтик из Луганска знает 700 слов - словарный запас как у ребёнка в 2,5 года. Однажды попросил: «Я кушать хочу. Поджарь картошечки». «Некогда», - ответила хозяйка. «Я хочу картошечки», - настаивал Франтик. «Да чего тебе далась эта картошечка?» - не выдержала хозяйка. Франтик на миг умолк, как бы выдерживая театральную паузу, после чего выдал потрясённой женщине:

- Я тебя люблю, а ты кричишь!

С тех пор хозяйка не повышает голос на Франтика: боится его обидеть.

Учитель.Много лесных друзей было у дяди Фёдора. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, с кем же дружил наш герой.

 Итак,  1 загадка.

Кто по ёлкам ловко скачет  и взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,  сушит на зиму грибы?

Ответ детей : белка.

Под фонограмму «Песни бельчонка» (1-й куплет) на сцене появляется белочка, танцует.

Белка. Когда вы заметите меня в лесу, посмотрите, какая я быстрая и ловкая. Делать большие прыжки мне позволяет лёгкое гибкое тело, сильные задние лапы и большой пушистый хвост, которым я рулю в воздухе.

Цвет моей шубки не всегда одинаковый: летом я ярко-рыжая, а зимой - серая. Это делает меня незаметной среди заиндевевших ветвей и помогает спасаться от врагов.

Еда моя разнообразна: люблю молодую древесную кору, грибы и ягоды, орехи и семена шишек, могу даже выпить птичьи яйца. Живу в дуплах деревьев и среди густых ветвей.

Учитель. Ребята, слушайте 2 загадку.

Не барашек и не кот,  носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,  для зимы - другого цвета.

Ответ детей : заяц

Звучит «Песенка зайца» (1-й куплет), зайцы - русак и беляк - появляются.

Танец зайцев

Заяц-русак. Привет! Я - заяц-русак.

Заяц-беляк. А я - его брат, заяц-беляк.

Заяц-русак. Люди называют нас трусами, и это правда. Но именно это качество спасает нас от хищников - ведь при малейшем шорохе мы пускаемся в бегство.

Заяц-беляк. Передвигаемся мы прыжками, так как наши задние лапы намного длиннее передних. Нор мы себе не роем, а живём прямо в траве. Питаемся корой молодых деревьев, зеленью, морковью, капустными кочерыжками.

Заяц-русак. Так же, как и у белок, в разное время года цвет наших шубок неодинаков. Летом мы серые, а зимой переодеваемся в белые шубки. Только мой брат белеет целиком, а у меня спина всегда остаётся серой.

Учитель. Ребята, догадайтесь-ка, кто же теперь появится здесь.

Работящие зверьки  строят дом среди реки.

Если в гости кто придёт,  знайте, что из речки вход.

Ответ детей: Бобры.

Под фонограмму «Песенки бобрят» (1-й куплет) бобры выходят на сцену.

     Танец бобров

Бобр 1. Мы - очень крупные грызуны, которые ведут полуводный образ жизни. Наш густой мех не намокает в воде, на задних лапах есть плавательные перепонки, а хвост, которым мы работаем, как веслом, широкий, плоский и покрыт чешуйками.

Бобр 2. Наши передние зубы длинные, без корней и растут постоянно. Глаза маленькие, уши короткие. Мы прекрасные пловцы: за пять минут проплываем под водой аж 750 метров!

Бобр 1. Живём мы колониями, то есть не поодиночке, а большими скоплениями зверьков. Для жилья строим хатки из древесных стволов, сучьев и ветвей, которые скрепляем озёрным илом и грязью. Вход в наши хатки всегда находится под водой, и это спасает нас от хищников. Питаемся мы в основном древесиной.

Учитель. Ребята, слушайте ещё одну загадку.

Трав копытами касаясь,  ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,  рога раскинув широко

Ответ детей: Олень, лось.

Под фонограмму песни «Лесной олень» (1-й куплет) на сцене появляются олень и лось, танцуют.

     Олень. Мы - олени и лоси - очень красивые животные. Моя шкурка светло-коричневого цвета, а в детстве на ней были ещё и белые пятна. Поэтому я и называюсь пятнистым.

Когда я вырос, пятнышки пропали. Осталось одно - под хвостом. Это пятно служит для наших детей маяком в лесу.

Мою голову украшают ветвистые рога. В конце зимы я их сброшу, а на этом месте начнут расти новые. Молодые рога называются пантами. В специальных оленьих питомниках в конце июня люди спиливают у нас и у моих собратьев - маралов такие рога и добывают из них лечебное вещество - пантокрил. В природе существуют и другие виды моих собратьев - благородный и северный олени, но из их рогов пантокрил не добывается.

Кормом для меня служит растительная пища. Летом я питаюсь травой, а зимой - корой и молодыми ветками деревьев.

В небольших количествах мои родственники встречаются по всей территории России, но основное место нашего обитания - Дальний Восток, а у северного оленя - тундра.

Лось. Мои голова и туловище всегда тёмно-коричневые, а ноги могут быть и белыми. На ногах у меня мощные копыта, а голову украшают крепкие рога, которые я, как и олень, тоже сбрасываю в конце зимы. Но мои молодые рога ценности для людей не представляют.

Так же, как и олень, я питаюсь растениями: летом ем листья деревьев и кустарников, а зимой - их ветки. За один день могу съесть больше 10 кг.

Учитель. А теперь догадайтесь, с какими же птицами дружил дядя Фёдор.

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает

В полях ночует, коноплю ворует. (Воробей)

Каждый год я к вам лечу - зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой  ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

Спинкою зеленовата,  животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка  и полоска шарфика. (Синица)

Птицы появляются на сцене, танцуют.

Воробей.  Мы, воробьи, ваши давние знакомые, потому что в огромном количестве обитаем около человеческого жилья и изо дня в день будим вас по утрам весёлым чириканьем. Птички мы небольшие, юркие, цвет оперенья - серо-коричневый. Гнёзда строим в основном на деревьях, но можем приютиться и под крышами домов. После дождя любим купаться в лужах.

Снегирь. Люди назвали нас снегирями, потому что мы с первым снегом появляемся возле человеческих жилищ. На лето мы улетаем в более холодные места. На голове у меня чёрная шапочка, крылья и хвост тоже чёрные, шея, грудь и передняя часть брюшка красные, а задняя часть брюшка белая.

Синица. Я - очень нарядная птичка. У меня чёрная головка, ярко-белые щёчки, жёлто-зелёные спинка, грудь и брюшко и сине-чёрный хвостик.

Я смелая птичка, и человека почти не боюсь. Поэтому в городе строю свои гнёзда рядом с человеческим жильём. А в лесу люблю гнездиться на вершинах елей.

Снегирь. Я питаюсь семенами-летучками ясеня, подсолнечными и конопляными семечками, но самое любимое моё лакомство - морозные ягоды калины и рябины.

Синица. Я ем семена подсолнечника, конопли и ягод и очень люблю кусочки несолёного сала.

Воробей. Я питаюсь мошками, гусеницами, личинками насекомых, хлебными крошками, мелкими зёрнами - просом, ячменём. Но недостатка в пище мы не испытываем только в тёплое время года. Зимой же, когда всё вокруг заметает снегом, нам приходится очень туго. Остаётся только одна надежда - на вас, люди.

Стихотворение «Покормите птиц зимой!».

        Покормите птиц зимой!

        Пусть со всех концов  к вам слетятся, как домой,

        Стайки на крыльцо.

         Небогаты их корма,  горсть зерна нужна,

        Горсть зерна - и не страшна  будет им зима.

         Сколько гибнет их - не счесть!

        Видеть тяжело!

        А ведь в нашем сердце есть  и для птиц тепло.

         Разве можно обижать?

        Улететь могли,  а остались зимовать

        Заодно с людьми.

         Приучите птиц в мороз  к своему окну,

        Чтоб без песен не пришлось  вам встречать весну.

 

Все участники выходят на сцену, выстраиваются в два ряда.

Исполняется песня «Мир похож на цветной луг».

Учитель. Хочу рассказать вам, ребята, о Красной книге - книге о животных и растениях, которым грозит опасность исчезновения.

Много разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились; другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить; третьих выловили хищники. Но в конце концов люди поняли: если не помочь природе, животных будет гибнуть всё больше. Чтобы этого не случилось, учёные создали официальную книгу - Красную книгу. Её цвет как бы говорит нам: Стоп, остановись! Дальше так нельзя! В Красную книгу мира  записано 295 видов зверей и 312 видов птиц, которых уже нет на планете Земля или осталось совсем мало.

        Показывает 2 тома «Красная книга Камчатки»

Учитель. Вы никогда уже не увидите в природе морскую корову или саблезубого тигра - они просто вымерли. Всё реже людям могут встретиться красный волк, снежный барс (или ирбис), заяц-беляк, гималайский медведь, галапагосский пингвин, кавказский тетерев, морская черепаха и даже некоторые виды лягушек и мелких грызунов.

Но записать животное в Красную книгу - ещё не значит сохранить его. Ребята, помните об этом. Ведь животные - братья наши меньшие, наши друзья.

Звучит песня «Не дразните собак»

Завершился наш проект «О братьях наших меньших» И я надеюсь, что вы будете заботиться о своих друзьях – животных.

Пока  над нами чистое небо, пока цветут сады и еще поют птицы, и живут с нами наши меньшие друзья – быть жизни на Земле.  

Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая сказка "Лесной спецназ"

Фото постановки этой сказки можно посмотреть в альбоме. Экологическая сказка - ЛЕСНОЙ СПЕЦНАЗ ИЛИ КТО СПАСЁТ ЗЕЛЁНЫЙ ЛЕС.  ( можно ставить как кукольную сценку) Здравствуйте! Отправляем в...

Презентация "Экологическая игра "Лесное казино"

Приложение к внеклассному занятию по окружающему миру. Экологическая игра "Лесное казино"...

Экологический праздник "Лесная история"

Презентация экологического проекта...

Наши лесные друзья - ежи

Яркая и красочная презентация. Описание жизни ежей в природе. Их повадки, питание, особенности жизни в неестественных условиях обитания....

Наши лесные друзья - ежи

Яркая и красочная презентация. Описание жизни ежей в природе. Их повадки, питание, особенности жизни в неестественных условиях обитания....

Внеурочное занятие по изо 1 класс"Лесные друзья"

Внеурочная деятельность в 1 классе....