Учебное занятие + презентация по окружающему миру в 4 классе "наши подземные богатства"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Глебец Елена Евгеньевна

Организация работы с текстом в парах и парах сменного состава по карточке-алгоритму устанавливающей причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_podzemnye_bogatstva.doc83 КБ
Office presentation icon презентация1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие

УМК «Школа России», окружающий мир, 1 класс.

Тема урока: Наши подземные богатства

Цели:  изучить применение и свойства полезных ископаемых.

Задачи:

1. Развивать  память, логическое мышление.

2. Формировать  умение определять свойства полезных ископаемых; определять область их применения; умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитывать у обучающихся любовь к природе, бережное отношение к ресурсам планеты.

- Вашему вниманию будет представлен фрагмент учебного занятия, разработанный с использованием технологии индивидуально-ориентированной системы обучения. (слайд 1 Название технологии, автор)  

- Учебное занятие по окружающему миру 4 класс УМК «Школа России». (слайд 2 Тема урока: Наши подземные богатства. Цель: изучить свойства, применение и способы добычи полезных  ископаемых.) 

- Что человек называет подземным богатством?  цель: работа с терминами «подземное» и «богатство»  

- Можно ли сказать,  все, что находится в почве, под землей – богатство? Когда оно становится таковым? Цель: рассуждения, многое добываемое человеком под землей им обрабатывается перед прямым применением.

- Откуда появляется «ископаемое», когда оно становится полезным? Цель:   работа с термином «ископаемое», все под землей образовалось в природе, природой.

- Какие полезные ископаемые нашего края вы знаете?

- Итак, подведем итог наших рассуждений: что такое полезные ископаемые, как связаны термины «полезные ископаемые» и «природные богатства»?

2. Открытие нового знания:

 - Итак, торф и уголь – знакомые нам полезные ископаемые. Как вы считаете, от чего будут зависеть способы использования и добыча этих полезных ископаемых? Цель: вывести на характеристику свойств торфа и угля

- Давайте узнаем, как добывают торф и уголь, и каким образом их применяют. Для этого предлагаю вам познакомится с двумя текстами. (тексты заранее лежат на столах)

- Обратите внимание на таблицы ниже текстов, изучите их содержание. (слайд4 Таблица свойств, применения и добычи пол.иск) 

- Я предлагаю вам в ходе чтения текста выделять моменты о свойствах, применении и способе добычи или месторождении торфа и угля (подчеркнуть, выделить). Выполнять работу с текстами мы будем в парах следующим образом: один – читает, второй слушает и старается услышать тот момент в тексте, который необходим для работы с таблицей. Затем, при работе над текстом 2 меняете позицию в паре. (слайд 5. Схема работы в парах).

- Предлагаю обсудить результат работы в парах, расскажите, что выяснили о полезном ископаемом торфе?

- Прошу вас ответить на вопрос: Почему торф необходимо расходовать экономно? Что позволило вам сразу ответить на вопрос?

3. Актуализация знаний. Решение проблемной ситуации.

- Что выяснили о полезном ископаемом каменном угле? Прошу вас ответить на вопрос: Почему месторождение каменного угля нельзя найти в горах, хотя его называют горной породой?

- Ответить на проблемный вопрос можно разными способами. Я предлагаю вам ответить на данный проблемный вопрос с помощью карточки (слайд 6. Карточка псс, автор-разработчик, на столах для работы в парах)

- Обращаю ваше внимание на то, что карточка разбита на несколько тактов: после каждого такта мы организуем небольшую рефлексию. Работать с карточкой вы будите в парах.

4. Рефлексия

-Когда работали в парах, что именно вы делали, как действовали?

- Была ли совместная работа для вас полезной или нет?

-Что вам дала работа с карточкой?

Спасибо за внимание!

Приложения

Карточка для учителя

Основной вопрос

Почему месторождение каменного угля нельзя найти в горах, хотя его называют горной породой?

Задание

Варианты ответов

Варианты ответов, которые можно расценивать как правильные.

1 этап алгоритма

1. Выдели в вопросе следствие. (Что случилось? Что произошло?)

а)   месторождение каменного угля

б)   месторождение каменного угля нельзя найти в горах

в)месторождение каменного угля нельзя найти в горах, хотя его называют горной породой

в)месторождение каменного угля нельзя найти в горах, хотя его называют горной породой

2. Выдели в следствии объект

(Произошло все-таки конкретно что? Что главное произошло?)

а)   месторождение каменного угля

б)   месторождение каменного угля нельзя найти в горах, хотя его называют горной породой

в) месторождение каменного угля

нельзя найти

б)   месторождение каменного угля нельзя найти в горах, хотя его называют горной породой

Ответы учеников

2 этап алгоритма

3.Определи компоненты объекта

(Из чего состоит объект анализа? Из каких частей состоит объект анализа?)

а)  каменный уголь

б)  гора

в)  месторождение

г)   нельзя найти

а)   каменный уголь

б)   гора

г) нельзя  найти

4. Сделай описание компонентов. (Что ты про них знаешь? Что отличает? Уточни, при необходимости, значение слов. Выбери наиболее точные и применимые в данном случае характеристики).

Каменный уголь – торф, состоящий из остатков древних растений, который годами спрессовывается в болотистой местности, образуя горную породу.

 Гора – участок земной поверхности  различной возвышенности не имеющий слоя почвы с растительностью.

Нельзя найти – нет возможности видеть

5.Установи связи между компонентами объекта.. (Перефразируй объект анализа, уточняя смысл слов. Составь предложение, уточняющее смысл объекта, чтобы стало понятнее)

Перефразируй объект:

Нет возможности видеть месторождения  горной породы, состоящие из остатков древних растений на возвышенностях земной поверхности не имеющих слоя почвы и растительности.

Ответы учеников

3 этап алгоритма

6.Выдели в следствии дополнительные условия. (А в какой ситуации случилось событие? Где? Когда? Как?  Кто при этом был?

Горная порода

7. Дай их описание. (описание отношений к главному)

  Горная порода – 1. Минералы и твердые полезные ископаемые. 2. твердая кора земного шара, состоящая из  минеральных агрегатов

Ответы учеников

4 этап алгоритма

8. Переформулируй вопрос, т.е. замени прописанный в вопросе объект на «объект + характеристика объекта» и подставь полученные дополнительные условия.

Почему   месторождения торфа, состоящего из остатков древних растений, который годами спрессовывается в болотистой местности, образуя минеральные агрегаты нет возможности видеть на возвышенностях, не имеющих слоя почвы и растительности?

9. Сделай вывод.

В горах нет слоя почвы с растениями, которые, впоследствии отмирая, образуют залежи торфа превращающегося в каменный уголь.

Карточка для обучающихся (выдается 1на пару)

Основной вопрос

Почему месторождение каменного угля нельзя найти в горах, хотя его называют горной породой?

Задание

Варианты ответов

Варианты ответов, которые можно расценивать как правильные.

1 этап алгоритма

1. Выдели в вопросе следствие. (Что случилось? Что произошло?)

а)   месторождение каменного угля

б)   месторождение каменного угля нельзя найти в горах

в) месторождение каменного угля нельзя найти в горах, хотя его называют горной породой

2. Выдели в следствии объект

(Произошло все-таки конкретно что? Что главное произошло?)

а)   месторождение каменного угля

б)   месторождение каменного угля нельзя найти в горах, хотя его называют горной породой

в) месторождение каменного угля

нельзя найти

2 этап алгоритма

3.Определи компоненты объекта

(Из чего состоит объект анализа? Из каких частей состоит объект анализа?)

а)  каменный уголь

б)  гора

в)  месторождение

г)   нельзя найти

4. Сделай описание компонентов. (Что ты про них знаешь? Что отличает? Уточни, при необходимости, значение слов. Выбери наиболее точные и применимые в данном случае характеристики).

5.Установи связи между компонентами объекта.. (Перефразируй объект анализа, уточняя смысл слов. Составь предложение, уточняющее смысл объекта, чтобы стало понятнее)

Перефразируй объект:

3 этап алгоритма

6.Выдели в следствии дополнительные условия. (А в какой ситуации случилось событие? Где? Когда? Как?  Кто при этом был?

7. Дай их описание. (описание отношений к главному)

4 этап алгоритма

8. Переформулируй вопрос, т.е. замени прописанный в вопросе объект на «объект + характеристика объекта» и подставь полученные дополнительные условия.

Почему…..  

9. Сделай вывод.

Приложения

Текст выдается индивидуально каждому

 Текст №1

Торф

Торф – темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свойство торфа – горючесть. Образуется торф в болотах из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за год образуется всего 1 миллиметр торфа. Значит, нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого ценного полезного ископаемого. Торф используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Торф – хорошее удобрение. Из него также получают некоторые лекарства и другие нужные вещества. Использовать торф надо экономно. Вспомни, как медленно он образуется в природе. Торф очень долго горит, поэтому его залежи важно оберегать от пожаров.

Вопрос: Почему торф необходимо расходовать экономно?

Торф

Применение

Свойства

Способы добычи или месторождение

Текст №2

 Уголь

Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Причем сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый, каменный уголь, антрацит. Уголь – горючее полезное ископаемое при горении он дает много тепла. Вот почему в хозяйстве уголь используется как топливо. Кроме того, он служит сырьем для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Добывают уголь в шахтах и карьерах.

Вопрос: Почему месторождение каменного угля нельзя найти в горах, хотя его называют горной породой?

Уголь

Применение

Свойства

Способы добычи или месторождение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебное занятие по окружающему миру, 4 класс , УМК «Школа России», А.А.Плешаков, разработанное с использованием технологии ИОСО (индивидуально-ориентированная система обучения) Автор технологии А.А.Ярулов

Слайд 2

НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА Цель: изучить свойства, применение и способы добычи полезных ископаемых

Слайд 3

1. Текст№1 « Торф » Таблица №1 2. Таблица №2 Текст№2 « Уголь » Схема работы в парах

Слайд 4

Торф Применение Свойства Способы добычи или месторождение

Слайд 5

Свойства Легкий, впитывает влагу, рыхлый, непрочный, хорошо горит. Служит для удобрения полей, для подстилок скоту, для отапливания помещений. - Образуется из остатков растений на болотах. торф

Слайд 6

Уголь Применение Свойства Способы добычи или месторождение

Слайд 7

Свойства Твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. каменный уголь

Слайд 8

Карточка-алгоритм авторы-разработчики: Минова М.В., Крутень О.А Основной вопрос Почему месторождение каменного угля нельзя найти в горах, хотя его называют горной породой? Задание Варианты ответов Варианты ответов, которые можно расценивать как правильные. 1 этап алгоритма 1. Выдели в вопросе следствие. (Что случилось? Что произошло?) а) месторождение каменного угля б) месторождение каменного угля нельзя найти в горах в) месторождение каменного угля нельзя найти в горах, хотя его называют горной породой 2. Выдели в следствии объект (Произошло все-таки конкретно что? Что главное произошло?) а) месторождение каменного угля б) месторождение каменного угля нельзя найти в горах, хотя его называют горной породой в) месторождение каменного угля нельзя найти

Слайд 9

2 этап алгоритма 3. Определи компоненты объекта (Из чего состоит объект анализа? Из каких частей состоит объект анализа?) а) каменный уголь б) гора в) месторождение г) нельзя найти 4. Сделай описание компонентов. (Что ты про них знаешь? Что отличает? Уточни, при необходимости, значение слов. Выбери наиболее точные и применимые в данном случае характеристики). 5. Установи связи между компонентами объекта.. ( Перефразируй объект анализа, уточняя смысл слов. Составь предложение, уточняющее смысл объекта, чтобы стало понятнее ) Перефразируй объект:

Слайд 10

3 этап алгоритма 6.Выдели в следствии дополнительные условия . ( А в какой ситуации случилось событие? Где? Когда? Как? Кто при этом был? 7. Дай их описание . ( описание отношений к главному) 4 этап алгоритма 8. Переформулируй вопрос, т.е. замени прописанный в вопросе объект на «объект + характеристика объекта» и подставь полученные дополнительные условия. Почему….. 9. Сделай вывод.

Слайд 11

3 этап алгоритма 6.Выдели в следствии дополнительные условия . ( А в какой ситуации случилось событие? Где? Когда? Как? Кто при этом был? 7. Дай их описание . ( описание отношений к главному) 4 этап алгоритма 8. Переформулируй вопрос, т.е. замени прописанный в вопросе объект на «объект + характеристика объекта» и подставь полученные дополнительные условия. Почему месторождения торфа, состоящего из остатков древних растений, который годами спрессовывается в болотистой местности, образуя минеральные агрегаты нет возможности видеть на возвышенностях, не имеющих слоя почвы и растительности? 9. Сделай вывод. В горах нет слоя почвы с растениями, которые, впоследствии отмирая, образуют залежи торфа превращающегося в каменный уголь.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру для 3 класса по теме: "Наши подземные богатства".

Презентация к уроку - проекту по окружающему миру: "Наши подземные богатства" поможет учащимся  легко усвоить данную тему. Красочные слайды привлекают внимание детей и вызывают стремление ответит...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Природные богатства и труд людей – основа экономики»

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Природные богатства и труд людей – основа экономики»...

Сценарий учебного занятия английского языка, окружающего мира и художественного труда в 4 классе по теме «Животные природных зон России»/

Целью проведения данного учебного занятия является ознакомление с новой лексикой, развитие навыков говорения, чтения, письма по теме «Среда обитания животных» на английском языке, актуализация знаний ...

Окружающий мир. Тема: Наши подземные богатства. 4 класс

Вначале урока повторяется тема водоёмы.На уроке используется краеведческий материал "Водоёмы Саратовской обл", коллекция полезных ископаемых.Провести урок помогает диск "Уроки Кирилла и...

План урока окружающего мира на тему "Подземные богатства родного края"

Урок составлен составлен с учетем возрастных, индивидуальный, психологических особенностей учащихся 4 класса. В урок включен материал о подземных полезных ископаемых России и  Республики Дагестан...

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Водные богатства"

Конспект урока и презентация  по окружающему миру на тему "Водные богатства"...