План урока окружающего мира на тему "Подземные богатства родного края"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)

Айбике Меджидовна Меджидова

Урок составлен составлен с учетем возрастных, индивидуальный, психологических особенностей учащихся 4 класса. В урок включен материал о подземных полезных ископаемых России и  Республики Дагестан. Использовани такие виды работ, как групповая, коллективная, индивидуальная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе с использованием ИКТ, электронного цифрового ресурса ЯКласс

                                        Тема: Наши подземные богатства.

 

 Подготовила: Меджидова Айбике Меджидовна

               Учитель начальных классов

                                          МБОУ «Многопрофильная гимназия №38»   г.Махачкала  

Цели:

1.  сформировать представления о подземных богатствах;

2.  ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

3. воспитывать бережное отношение к природным богатствам, любовь к родному краю, любознательность.

Задачи:

формирование понятия «полезные ископаемые»;

- давать характеристику полезным ископаемым нашего края;

- учить работать с физической  картой нашего края

Формируемые УУД:

Познавательные – самостоятельно  выделять и формулировать познавательные цели,  осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и со сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Личностные – выражать положительное отношение к процессу познания.

Оборудование: интерактивная доска, нетбуки, презентация, учебник, атлас – определитель, коллекции полезных ископаемых, карта.

                                                         Ход урока.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой к работе.

Приветствие учителя.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко!

Пусть сегодня для нас всех

На уроке сопутствует успех.

II . Определение темы урока и самоопределение к деятельности.

Учитель. Оглянитесь вокруг, что вы видите (пластиковые баночки, цветочный горшочек, ножницы, клей, одеколон, мыло, пенал…).

Учитель. Что  же объединяет все эти предметы?

Ученик. Они созданы человеком и для человека.

Учитель. Из чего они сделаны?

Ученик. Из природного материала, полезных ископаемых.

Учитель. Что такое полезные ископаемые?  

Ученик. Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель. Почему они называются «Полезными»?

Ученик.  «Полезными»  называются  потому,  что они необходимы  

человеку. А  ископаемыми - потому, что их добывают глубоко под землей.

Ученик. Какой же будет тема нашего урока? Сформулируйте тему урока.

Учитель. Полезные ископаемые добываются глубоко под землей и являются нашим богатством, поэтому

Тема нашего урока  «Наши подземные богатства»      Слайд 1.

Учитель. Что бы вы хотели узнать на уроке?  Какие цели  поставите перед собой на этом уроке?

Ученик. Изучить наши подземные богатства, их разнообразие, ознакомиться со свойствами, определить,  какое значение имеют для человека. Научиться определять,  и самостоятельно формулировать основные особенности полезных ископаемых.

                              III . Актуализация знаний.

Учитель. Люди какой специальности  занимается поиском и изучением полезных ископаемы?

Ученик. Геологи.

Учитель. Предлагаю всем на этом уроке стать геологами и заняться изучением полезных ископаемых. Узнать, какими полезными ископаемыми богата наша Республика Дагестан.

 (Класс делится на первичные 6 группы по 5 человек, у каждого свой номер от 1 до 5)

                              IV. Повторение пройденного материала.

  1. Работа по физической карте России. Слайд 2.

Учитель. На прошлом уроке мы говорили о водоемах нашего края

Учитель. Что такое водоемы?

Ученик. Водоемы - это хранилища воды.

Учитель.  На какие группы делятся водоемы? Назовите естественные и  искусственные водоемы.

Учитель. Назовите и покажите на карте моря и реки России. Учащиеся называют моря и реки России и показывают их на карте.

  1. Работа по физической карте Республики Дагестан. Слайд 3

Учитель. Сколько всего рек и речушек на территории Дагестана? (6255)

Учитель. Хотелось бы послушать о водоемах нашего края.

 (Ученики, поочередно,  рассказывают о реках Дагестана: Сулак, Терек, Самур, Рубас, Аварское койсу, Андийское койсу  и показывают на карте. Слайд 4.

Информация от учащихся. Через центральную часть республики протекают реки Терек и Сулак. В Дагестане протекает 6255 рек (в том числе 100 главных, имеющих длину более 25 км и площадь водосбора более 100 км, 185 малых и более 5900 мельчайших), наиболее крупными из них являются Терек, Сулак, Самур, Рубас с притоками. Все реки относятся к бассейну Каспийского моря, однако в море впадает только 20 из них.

- Сколько озер на территории Дагестана? (155 озер) Слайд 5.

Информация от учащихся.

Озеро Дипсус. На территории курорта Каякент находится небольшое термальное озеро Дипсус, где содержатся запасы торфяной лечебной грязи, температура которой 35-42°С.

Озеро Вахчаг – находится на высоте 3700 метров над уровнем моря. Оно небольшое, в его чистой воде на дне можно рассмотреть каждый камешек.

Озеро Хыртана- над его холодными и прозрачными водами нависает огромный снежно-ледовый карниз. Летом от него отрываются большие ледяные глыбы и плавают по зеркальной глади озера.

Озеро Мочохское- образовалось в результате оползня с хребта Танусдирил, запрудившего ущелье реки Мочохтляр в 1963г.

Учитель. Ну а теперь, давайте вспомним правила поведения на воде и около воды. Ответы учащихся.

Учитель. Можем ли водоемы назвать природным богатством и почему? (ответы ребят)

  1. Тест по теме «Охрана воды», проводится с использованием  электронного ресурса ЯКласс.

V. Работа по теме урока.

1. Создание проблемной ситуации, ее решение.

Учитель. Какие полезные ископаемые вам известны?

Ученик.  Гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ, …

Учитель.  Проведем практическую работу. Будем работать в группах.  Каждая группа будет исследовать образцы  полезных ископаемых,  устанавливать его свойства. И определять наличие этого полезного ископаемого в нашем родном крае – Республике Дагестан. Можем ли мы выполнить задание?

Что нам необходимо для решения проблемы?

Ученик. План исследования полезного ископаемого и карта Дагестана. (Приложение 1).

Учитель. План исследования и информацию можете найти в ЯКлассе.

2. Самостоятельный поиск знания в электронном ресурсе Якласс.

А) Теория по теме «Полезные ископаемы» в ЯКлассе

1. Свойства и применение полезных ископаемых.

2. Как добывают полезные ископаемые.

Б) Задание. Заполнить таблицу № 1.  (Работа в группе по 5 человек,  с переходом в  5 групп  по 6 человек)

Каждая группа заполняет таблицу.

Приложение 1.

Название, способ добычи.

Основные свойства

Использование

Предметы

Месторожд

VI. Физминутка.

 

VII. Первичное закрепление Обмен опытом.

Ребята образуют новые группы по 6 человек. 1-я  группа- 6 учеников под №1 прежних групп, 2- я группа – 6 учеников под № 2 прежних групп, и тд.

Обмениваются знаниями, полученными самостоятельно, и заполняют сводную таблицу. Задание  Заполнить таблицу № 2.             Слайд 7.                                                           Приложение 2.                                                                        

Название, способ добычи

Основные свойства

Как используют

Что сделано

В какой части России добыв.

1. Гранит

2. Известняк  

3. Газ,

4. Каменный

5. Нефть

6. Железная руда

 

VIII. Закрепление изученного.

Фронтальный опрос.

  1. Где добывают гранит? Как он выглядит? Где используют? (ответы учащихся)  Слайд 8

Учитель. Гранит состоит из Полевого шпата, слюды и кварца. Цвет гранита определяет Полевой шпат, а блеск придает слюда. Слайд 9.

  1.  Где используется известняк? Какой самый нужный в школе предмет получают из известняка? (ответы учащихся)  Слайд 10.

Информация от ученика по месторождениям Дагестана.

Имеются общераспространенные полезные ископаемые - строительного камня (три месторождения), известняка с запасами 6,7 млн. т, керамзитового сырья (два месторождения) и др. Добыча на них незначительна.[ ]

  1. Какое полезное ископаемое вы не смогли пощупать, потрогать руками? Что о нем узнали? Имеет ли он запах? (Природный газ) (ответы учащихся)  Слайд 13.

Информация от учителя. Это интересно.

Природный газ своего запаха не имеет, он без цвета, без запаха. Но при использовании и подаче газа населению, чтобы утечка газа сразу была замечена в него  добавляются специальные вещества - одоранты . Обычно это этилмеркаптан с запахом гнилой капусты, или тухлого яйца.

 Информация от ученика по месторождениям Дагестана. « Геолого - разведочные работы, проведенные на нефть и газ, выявили ряд нефтегазовых месторождений: Дагогни, Дузлак, Хошмензил, Избербаш, Селли, Гаша, Ачису, Махачкала, Тернаир, Ногайская группа на севере Дагестана. В настоящее время насчитывается около 40 площадей и структур, перспективных в отношении их нефтегазоносное. На базе открытых нефтяных и газовых месторождений выросли новые социалистические города — Дагестанские Огни, Избербаш, рабочие поселки Ачису, Южно-Сухокумск и другие».[1]

  1. Какие полезные ископаемые добывают в шахтах? (Каменный уголь)

Что о нем узнали? (ответы учащихся)  Слайд 14.

Информация от ученика  Месторождения и проявления каменного угля и горючих сланцев, распространены по Центральному Дагестану полосой площадью около 6000 квадратных километров. Прогнозные запасы, подсчитанные профессором В.В. Мокринским, оцениваются в 145 млн тонн. Однако малые мощности пластов, высокая зональность углей, трудные горно-технические условия разработки исключают перспективы добычи угля в больших количествах. В небольших объемах добыча производилась на Архитском, Акушинском месторождениях, которые пока законсервированы из-за уменьшения разведанных запасов, большой зональности и высокой себестоимости. При условии возобновления добычи каменного угля наиболее перспективным районом является бассейн р. Рубас в Южном Дагестане.[1]

Информация от учителя. Это интересно.

 При добыче каменного угля или нефти, вместе с данными полезными ископаемыми выходит наружу и сопутствующий газ- метан. Много шахтеров раньше погибали,  отравляясь этим газом, или от взрыва,  накопившегося в шахтах  газа. Какой же они нашли выход? Каждая смена шахтеров,  приступая к работе в своей смене, брала с собой клетку с канарейкой. Пока птичка пела, шахтеры работали. А как только она переставала петь, они останавливали работу и выходили на поверхность.

        5.   Что узнали о нефти? Почему ее называют «черном золотом»?  (Ответы детей) Слайд 15.

Информация от учителя На сегодня эксплуатируются 76 нефтяных скважин, газовых скважин нет. Увеличить добычу нефти невозможно из-за высокой степени выработанности месторождений, высокой аварийности. Буровые установки для капитального ремонта скважин изношены. С 1984 года в эксплуатацию не вводились новые скважины.[2]

        6. Оно варилось в доменной печи,

            Чтобы потом нам сделать ножницы, ключи. (Железо)

Где в России добывают железную руду?  Есть ли залежи руды в Дагестане? (ответы учащихся)

Информация от ученика  « Из группы черных металлов на территории Дагестана имеется ряд железорудных месторождений и проявлений. Наиболее крупными из них являются: Присамурское и Присулакское. Первое расположено в междуречье Самура и Курахчая. Руды эти залегают в осадочных породах — песчаниках и глинах в виде прослоек и цепочек сферических конкреций. Содержание железа в них колеблется от 8% до  30%, Ориентировочные запасы руды определены около 4-х миллиардов тонн.  Однако промышленное освоение железорудных месторождений пока не претворено в жизнь ввиду низкого содержания железа в руде по сравнению с разрабатываемыми месторождениями   России . При достижении уровня техники использования железных руд с низким содержанием железа, возможно, будут использованы и железные руды Дагестана».[1] Слайд 16

Итог. Из полезных ископаемых, которыми располагает республика, промышленное значение имеют месторождения нефти, горючих газов, серы, мергелей, кварцевых песков, минеральные источники. Наиболее известные месторождения: нефти и газа - побережье Каспийского моря; кварцевых песков - Карабудахкент; минеральные источники - Талги, Рычалсу, Асты, Махачкала [1].

. Самостоятельная работа с проверкой. Тест в ЯКлассе- индивидуальная работа.

Х. Подведение итогов урока

Учитель. Какими полезными ископаемыми богата наша страна, наша республика?

На какие группы делятся полезные ископаемы? (Рудные, нерудные, горючие).

Можно ли  использованные месторождения восстановить? Почему? (Нет)

Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

Какие знания мы открыли?

ХI. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- Чем? (Мы работали дружно, коллективом, узнали много интересного и полезного)

-Покажите на карточках, какое у вас настроение на конец урока. (Дети показывают карточки, различающиеся по цвету, полученные за ответы во время урока). Желтый цвет- отлично, зеленый- хорошо, синий - нужно еще постараться.

IХ. Домашнее задание.  (Разноуровневое).

Учебник страницы 160-167-для всех.

А) Рассказать об одном ПИ родного края

Б) Найти пословицы, поговорки, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека, например: Твердый, как гранит

В) Подготовить вопросы для блиц-опроса.

Список использованной литературы:

  1. К. Магомедов «Богатства недр Дагестана»
  2. https://vk.com/arhaval [1]
  3. md-gazeta/ ru -Сайт «Молодежь Дагестана»[2]
  4. Саид Ниналалов «Полезные ископаемые Дагестана»/ E-mail: moldag@rambler.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА » ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ (4 КЛАСС) УЧЕБНИК А.А.ПЛЕШАКОВА Учитель начальных классов Меджидова Айбике Меджидовна

Слайд 2

Цели: 1. сформировать представления о подземных богатствах; 2. ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. 3. воспитывать бережное отношение к природным богатствам, любовь к родному краю, любознательность. Задачи: - формирование понятия «полезные ископаемые»; - давать характеристику полезным ископаемым; - учить работать с физической картой нашего края

Слайд 5

Р.Сулак Р.Сулак Р. Аварское койсу Р. Андийское койсу Р. Кара койсу Р. Рубас Р.Самур

Слайд 6

Игранайская ГЭС водохранилище Дипсус Тляратинский заказник Чиркейское водохранилище Миатлинская ГЭС

Слайд 7

Оз.Кезенойам Оз.Мочох Хунзахский р-он ГЭС Оз.Анди Озеро Дипсус Оз.Вахчаг

Слайд 8

Название Где, как добывают Основные свойства Использова ние 1. Гранит Глубоко в земле Твердый, прочный, хорошо полируется Для строительства набе - режных рек , станций метро, памятников,облицовка зданий. Памятник 2. Известняк в карьере Твердый, белого или серого цвета Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк) Мел 3. Газ Глубоко под землей Бесцветный, без запаха, горючий Топливо, пластмасса Газовая плита 4.Каменный уголь шахты глубоко в земле Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи. лекарства 5. Нефть глубоко под землей Жидкая,густая,темно го цвета, с резким запахом Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин мыло В шахтах и в карьерах 6. Железная руда Твердая, плавкая,тяже лая, притягивает металлические пред меты Металлы, основное сырье для машин ножницы

Слайд 9

Известняк - это белый или серый камень. Он образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Известняк- горная порода. Его используют при строительстве зданий(для приготовления строительных растворов- скрепляют кирпичи, штукатурят стены) и дорог. Разновидность известняка – мел, которым пишут на доске, из него делают побелку и зубной порошок

Слайд 10

Бесцветный легкий газ. Горит голубым пламенем, нагревает воду в чайнике, «варит» суп. Образовался из остатков растений и животных. Природный газ - очень хорошее топливо. Его используют в быту, на электростанциях, в котельных, на заводах. Из него получают пластмассы, волокна и др. ценные материалы. Уголь – горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Причем сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь; каменный уголь; антрацит. Уголь используют как топливо, а также для производства красок, пластмасс и других ценных материалов . Нефть - густая маслянистая жидкость темного цвета. У нее резкий запах. Она горюча. Образовалась из остатков растений и животных, которые жили много млн. лет назад. Из нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут) , смазочное масло, вазелин, лаки, пластмассу. Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.

Слайд 11

Торф Известняк Пески стекольные Глина Минеральный источник Строительный материал Песчано-гравийный материал Полезные ископаемые

Слайд 16

Название Где, как добывают Свойства Применение Глина в карьерах Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая Кирпичи , посуда Песок в карьерах Сыпучие крупинки желтого цвета Строительство, дороги, стекло Торф болотистая местность, карьер Горючий, непрочный, легче воды, рыхлый, бурого цвета в нем хорошо видно Топливо, удобрение, подстилка для скота, лекарства

Слайд 17

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Какое ископаемое самое прочное? Гранит Из какого полезного ископаемого получают жидкое топливо? Из нефти В каком полезном ископаемом можно увидеть остатки морских организмов? Какие полезные ископаемые горючи? в известняке Каменный уголь, нефть, газ, торф Какое полезное ископаемое называют «чёрным золотом»? Нефть Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. Торф Что такое полезное ископаемые Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозве .) В каких состояниях встречаются полезные ископаемые? ( жидкие, твёрдые, газообразные). Вещество, которое легче воздуха, хорошее топливо Газ При помощи буровых установок добывают: Нефть, газ

Слайд 18

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА Железная руда - бывает черного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Главное свойство железной руды- плавкость. На металлургических заводах из нее выплавляют чугун, а из чугуна – сталь. Сталь – основное сырье для машиностроения . Добывают железную руду в шахтах или карьерах. В железной руде, кроме железа содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

Урок окружающего мира во 2 классе "Родной край - частица Родины" по программе "Начальная школа XXI века"

Тема: «Родной край – частица Родины»Цели:1.      Познакомить детей с государственными символами города Менделеевска; расширить знания о своем родном городе;2....

Конспект урока окружающего мира на тему: "Достопримечательности родного края" (УМК "Эльконин-Давыдов", 3 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование представлений о достопримечательностях города Челябинска;·        ра...

план урока окружающего мира по теме "Водные богатства нашего края" в 4 классе

Технологическая карта  урока по теме «Водные богатства нашего края»Тип урока: изучение нового материалаЦель:1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Тувы.2. Сформировать ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Водные богатства нашего края» с самоанализом

Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Республики Коми, расширить и углубить природоведческие знания учащихся....

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Твой родной край» УМК "Школа России"

Тема урока: «Твой родной край» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления учащихся о родном крае, изучение географического положения Челяб...