Технологическая карта урока по окружающему миру на тему:"Луг и его обитатели.Многообразие природного сообщества" 3 класс (Перспективная начальная школа)
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) по теме

Мишина Елена Сергеевна

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_21.02.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Школа №:91                                                                                                                                      

Класс: 3 а                                                                                                                                          Студентка: Мишина Е.С, 43гр.                                                                                                                                                        

Учитель:  Силина И.Ю

                                                                                                                                                               

Тема урока: «Луг и его обитатели. Многообразие природного сообщества».

Цель: начать знакомство с лугом как с природным сообществом; обобщить и систематизировать знания о лугах; учить искать и выделять необходимую информацию в тексте; учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований: описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

Планируемые результаты:

Предметные: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы

Личностные: организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.

Оборудование: «Окружающий мир» 3 класс (О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова),презентация.

      Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

 (Словесный : слово учителя)

1 мин

Здравствуйте, ребята.                                            Начинается урок. Он пойдет вам ребята, впрок!

Постарайтесь все понять.

Ведь вы у меня, хотите много  знать!  

-Приветствовать учителя;

-Эмоциональный настрой на урок

Личностные : положительное отношение к уроку.

II.  Актуализация знаний и мотивация

 (Словесный: беседа)

Практический: работа у доски, графический диктант)

5 мин

Сейчас будет интересные задания. Нужно два человека. Кто желает выйти к доске?             1)Расположите слова, (растения) на листе  по лесным этажам: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи и лишайники.                                                              2) Изобразите  пищевую цепочку, сложившую в лесу. (рисунки  животных: побеги, заяц, волк, бактерии)                                                         3)Графический диктант.                                                       В строчку, через запятую. Запишите знак  +, если  утверждение верно,    и  - , если утверждение  неверно.

1- Самый верхний ярус леса образован деревьями.

2- Средний ярус – это мхи и лишайники.

3- В этом сочетании  не будет происходить круговорота веществ: дуб- гусеница- птица – микробы.                                                                                      4- На дереве обитают кроты, землеройки.                        5- Грибы необходимы лесу, потому что  ими питаются многие  животные.

6- Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

7- Жуки-короеды  приносят вред  лесному сообществу.

8- Бурый медведь – хищник.

9- Плоды всех  кустарников человек употребляет в пищу.

10- Все животные и растения  леса   играют одну из ролей: или производитель, или потребитель, или разрушитель.

Проверьте свои ответы  и поставьте оценку  в  свой проверочный лист.

    ( проверь ответы:  +  -  - - + - - -  -  +    

если верно, то оценка  «5» – МОЛОДЕЦ!)

     Давайте обобщим, что мы знаем о природном сообществе Лес.                                                                                 Лес- это  природное общество и вы мне это доказали. Как вы думаете, что важно  для лесного сообщества?(важно чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие, не нарушался  в лесу круговорот веществ.)

1) и 2)Работают у доски, прикрепляют карточки

По окончании диктанта представляют свое решение.

3)Записывают ответы знаками + и –

Проверяют ответы

                                                                   

                                                               

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

                                                                   

П.- Определение основной и второстепенной информации

III. Постановка учебной задачи

 (Практический: самостоятельная работа)

7мин

Ребята, послушайте стихотворение:                                "Что такое луг?"                                                          Что такое луг?                                                                    Ковёр травы вокруг.                                                       Цветов нарядных венчики,                                         Звонкие кузнечики.                                                       Мотыльки игривые,                                                             Жуки неторопливые.                                                                   С мёдом сладким пчёлки,                                                  Песня перепёлки.                                                                Мяты аромат,                                                             Лета нежный взгляд.                                                           Скажите, о чем это стихотворение? Предположите, как звучит тема нашего урока?

Верно, наша тема звучит так «Луг и его обитатели. Многообразие природного сообщества»                     Какие поставим цели?(Мы познакомимся с лугом, как природным сообществом, узнаем какие бывают луга).

Как вы думаете, какие бывают луга? На низких берегах рек раскидываются заливные луга, а вдали от рек располагаются суходольные луга.

-Отвечать на вопрос;

- Формулировать тему урока;

-Анализировать правило в учебнике;

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

IV. Открытие  нового знания

(Практическая работа по теме)

   

8 мин

Ребята, где в нашей области вы встречали луга?               А чем же луг отличается от леса?                                      Как вы думаете, что такое луг?                                      Давайте узнаем, правы ли вы. (На слайде определение) Как вы думаете, на лугах почва богата перегноем? А почему на лугах очень редко растут деревья и кустарники? Мы с вами уже знаем, что в лесу деревья растут ярусами. А как же тогда травы растут на лугу? Вы совершенно правы, на лугах травы тоже расту ярусами. Давайте посмотрим на слайд и увидим все ярусы луга.

Давайте порассуждаем. Ответим на вопрос  является ли луг природным сообществом? Что вы знаете о луге?                                                                        Происходит ли на лугу круговорот веществ, которых характерен для природного сообщества лес, которое мы недавно изучили? Отличаете ли вы луг от поля?

Поработаем в парах.                                                           Можно ли луг назвать природным сообществом?

 Подтверждение вывода с. 54

Луг – удивительное природное сообщество.

Но для природного сообщества  характерно не только наличие компонентов природы,  но их взаимосвязь.

Изучим поподробнее, узнаем особенности.  

-Слушать  учителя;

Взаимосвязь живой и неживой природы

Неживая природа: Солнце, воздух, ветер, вода, почва, минеральные соли

Живая природа: (производители, потребители, разрушители)

Ярусы

Растения

Животные

Разрушители

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Наблюдать и делать самостоятельны е выводы; устанавливать причинно- следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений

Физминутка

1 мин

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

- Принимают участие в физминутке

V. Первичное закрепление

(Практический : работа в группах)

6 мин

Работа в группах №1-№6

Командирам проверить готовность, получить задания, обсудить, выводы представить по моей команде

1.С. 55. С. 81 Рассказать чем луг отличается от поля?

2.Карточка.Почему почвы лугов плодородны?

Говоря о разрушителях, хочу вас спросить: в лесу разрушители не только некоторые насекомые, бактерии, но и …. (грибы). А на лугу можно встретить грибы?

1.Учебник. Луг в жизни человека с. 79-80

-Почему еще нельзя рвать цветы?

2.Учебник с. 81 Почему нельзя жечь траву на лугу?

Учебник с. 82 Откуда  должна начать свою работу косилка при скашивании травы?

Карточка.К чему приводит распашка лугов?

- Самостоятельная работа в группах 1-6 

Вывод об особенностях природной зоны лес

Круговорот веществ

Отвечают на вопросы по учебнику

(безлесый участок земли, на котором растут только травянистые растения)

(заливные, суходольные)

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу                                                                

VI. Вторичное закрепление

(Практический : самостоятельная работа)

4 мин

Подведем итоги.Наука, изучающая луг – луговедение. А ученые, изучающие луг – луговеды.

Луг – природное сообщество. Особенности (невысокие растения, небольшая ярусность)

Наличие всех компонентов для экосистемы: взаимосвязь живой и неживой природы.

Выводы

Животные, растении, грибы, бактерии не могут существовать независимо друг от друга. Они живут в сообществах. Они приносят пользу друг другу. Поэтому ученые называют луг природным сообществом.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу                                        

VII.Итог урока

 Словесный (беседа)

   

Рефлексия

Домашнее задание

Словесный (объяснение)

2 мин

А луг мы можем назвать природным сообществом? Почему?

О чем мы сегодня говорили на уроке? Чему научились? Что нового узнали?  

Закончите фразы:                                                                                    Теперь я знаю, что……..                                                       Теперь я смогу……..                                                                Меня удивило………                                                               Д\з  Составить памятку «У луга в гостях» (что можно и нельзя делать, отдыхая на лугу), нарисовать природоохранные знаки.

Оценки за урок получили..

-Отвечать на вопросы учителя;

-Оценивать себя и сложность изученной темы;

Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Путешествие по Франции". УМК Школа России. 3 класс

Технологическая карта урока составлена согласно требованиям ФГОС. Цель урока: формирование УУД через технологию РКМЧП у учащихся 3 класса в предметной  области "Окружающий мир" по теме "Путешеств...

Технологическая карта урока русского языка "Существительные. Беглый гласный е, и в суффиксах –ек-, -ик-, -чик-»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цель урока: формирование умения решать орфографические задачи в правописании суффиксов –ик-, -ек- в суффиксах существительных.Задачи урока:Дидактические:Знать алгоритм выбора беглого гласного е,...