"Три состояния воды"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Хакимьянова Регина Данисовна

Конспект урока по окружающему миру "Три состояния воды" 2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tri_sostoyaniya_vody.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тема урока: «Три состояния воды»

Цели урока: Познакомить учащихся с тремя состояниями воды

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомиться со свойствами воды в трех состояниях;
  • развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, анализ и синтез.

Личностные:

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: презентация, видеофрагмент мультфильма «Семья Почемучкиных. Три состояния воды», карточки для групповой работы.

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивационный

Словесный: беседа, ответы на вопросы.

Практический: выполнение задания.

Словесный: беседа

 5 мин.

Озорная капелька

Прыгала, скакала.

Озорная капелька

В небо улетала.

Озорная капелька

Не найдет покоя,

Если не поможешь ей…

О воде всё рассказать,

Свойствах верные назвать.

Работа в группах (по карточкам):

Отметьте верное высказывание.

  • Вода белая.
  • Вода прозрачная
  • Вода имеет запах.
  • Вода не имеет запах.
  • Вода имеет сладкий вкус.
  • Вода не имеет вкуса.
  • Вода прозрачная.
  • Вода мутная.
  • Вода принимает форму того сосуда, в котором находится.
  • Вода имеет круглую форму.
  • Вода текучая.
  • Вода сыпучая.
  • Вода хрупкая.
  • Вода нехрупкая

-Самостоятельно проверьте свои ответы со слайда. Поставьте оценку группе.

Ответы:

Вода прозрачная

Вода не имеет запах.

Вода не имеет вкуса.

Вода прозрачная.

Вода принимает форму того сосуда, в котором находится.

Вода текучая.

Вода нехрупкая.

-Поднимите руки, кто справился без ошибок. Допустил 1 – 2 ошибки.

-О свойствах какого вещества шла речь?

-Все ли тайны о воде вам известны?

-Как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? (узнавать больше о свойствах воды)

-Какие цели мы можем поставить на урок? (узнать много нового о воде)

Настраиваться на урок.

Работать в группах.

Производить самопроверку.

Оценивать свою деятельность.

Формулировать тему урока.

Определять цели и пути их достижения.

Р: принимать и сохранять учебную  задачу;

Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности;

К: формулировать собственное мнение и позицию;

П: устанавливать аналогии.

Постановка учебной задачи и её решение

Наглядный: работа с презентацией.

Словесный: беседа.

Наглядный: просмотр мультфильма.

Словесный: беседа.

Словесный: рассказ.

Наглядный: работа с презентацией.

Словесный: беседа.

Словесный: рассказ.

15 мин.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с тремя состояниями воды и узнаем, как вода может переходить из одного состояния в другое.

– После дождя улицы и крыши домов мокрые. Но появляется солнце, и всё высыхает. Куда исчезает вода? (Она испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе.)

– Что происходит с водой в реках, озёрах, морях? (Она испаряется.)

– Что происходит с водой в холодную погоду? (Она тоже испаряется, только не так быстро, как в тёплую.)

Опыт 1.

Нальём в чайник воды и доведём до кипения.

Просмотр мультфильма «Семья Почемучкиных. Три состояния воды».

- Как называется процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние?

Вывод: процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением.

– Что произойдёт, если мы закроем носик чайника пробкой? (Она вылетит.)

– Что же происходит с паром? (Когда воду кипятят в открытом сосуде, то пар свободно расходится во все стороны. Если сосуд закрыт, то пару некуда деваться, и он начинает с большей силой давить на стенки, ища выход.)

– Люди давно заметили это свойство пара и воспользовались им для того, чтобы заставить пар работать. Изобрели паровые машины, которые приводят в движение паровозы, пароходы.

Когда построили первый пароход, то сначала никто не хотел на нём плыть. Многие думали, что его приводит в движение «нечистая сила». Не находилось смельчака, который решился бы сесть на пароход. Когда, наконец, нашёлся такой храбрец, строитель парохода прослезился от радости.

Почти то же было и с паровозом. Тёмные люди отказывались ехать по железной дороге, считая, что «огненный змей», «нечистая сила» тащат поезд.

Опыт 2.

– Дышали вы на холодное оконное стекло? чем оно покрывалось? (Покрывается капельками воды.)

– Откуда взялась на стекле вода? (Она образовалась из пара, как только он прикоснулся к холодному стеклу. Пар всегда есть в воздухе, если его охладить, он превратится в воду.)

– Чайник наш закипает. Подставим холодную ложку. Что с ней произошло? (Она покрылась мельчайшими капельками воды.)

– Положим ложку в морозильник. Что с ней произошло? (Она покрылась ледяной корочкой.)

- В каком состоянии стала вода?

– Внесём её опять в комнату. Что мы видим? (Мы вернули воду в начальное состояние.)

– Какой можно сделать вывод?

Вывод: вода прошла все три состояния: жидкое, газообразное, твёрдое – Зимой вывешивают мокрое выстиранное бельё. Что происходит с бельём? (Оно через некоторое время становится сухим.)

– Куда исчезла вода? (Она превратилась в водяной пар.)

– Что произойдёт с водой, если мы нальём на дно блюдечка немного воды? (Через некоторое время она испарится.)

– Какой вывод можно сделать о свойствах воды?

Вывод: везде, где есть вода, при любой температуре воздуха происходит процесс испарения.

Мы рассмотрели воду в двух состояниях. А как выглядит вода в твердом состоянии?

-Что вы видите за окном? Верно, лед – это и есть твердое состояние воды.

-В твердом состоянии сохраняется форма и объем. При пониженной температуре вещество замерзает и превращается в твердое тело. Если высокое давление.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Смотреть мультфильм.

Анализировать мультфильм.

Делать вывод.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Беседовать с учителем.

Делать вывод.

Отвечать на вопросы учителя.

Делать вывод.

Слушать учителя.

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

К: умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Физкульт.минутка

А теперь мы немного разомнемся. Повторяйте движения за мной.

Повторять движения за учителем.

Решение частных задач

Словесный: беседа.

Словесный: ответы на загадки

20 мин.

– Какие свойства воды вы знаете? (Без цвета, запаха, без вкуса, прозрачна, без формы, текуча, в твёрдом состоянии – хрупкая.)

– Когда вы наблюдали туман? (После жаркого дня наступает прохладный вечер, и над рекой, в низинах появляется белая пелена тумана. Туман бывает и зимой в морозную погоду.)

– Какие ощущения вы испытывали, находясь в тумане? (Сырость, плохая видимость окружающих предметов. Автомобили, трамваи замедляют ход, включают фары, сигналят, чтобы не задавить прохожих, не столкнуться.)

– Как образуется туман? (Водяной пар, постоянно находящийся в воздухе, при охлаждении превращается в туман.)

– Из чего состоят облака? (Это тоже туман, но только скопившийся высоко над землёй.)

– Почему мы говорим, что облака движутся? (Их гонит ветер.)

– Отгадайте:

Чистен и ясен, как алмаз,

Но, бывает, таю.

Я от матери рождён,

Сам её рождаю. (Лёд.)

Меня часто просят, ждут,

А как только покажусь,

Сразу прятаться начнут. (Дождь.)

И не снег, и не лёд,

Серебром деревья уберёт. (Иней.)

Молоко над рекой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман.)

Растёт она вниз головой,

Растёт зимою и весной.

Но лишь солнце припечёт –

Она заплачет и умрёт. (Сосулька.)

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(Облака.)

Утром падаю всегда –

Не дождинка, не звезда

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах.

(Роса.)

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течёт вода.

(Тучи.)

Беседовать с учителем.

Отгадывать загадки.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Принимать и сохранять учебную задачу;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

П:  ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Р: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;

Л: адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

К: контролировать действия партнёра.

Итог урока. Рефлексия.

Словесный: беседа, самоанализ, обобщение

 5 мин.

-Какие тайны природы мы раскрыли на уроке?

-Какие три состояния воды вы запомнили?

-Перечислите свойства воды в жидком состоянии.

-А теперь в газообразном.

-Какие свойства не изменились?

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью цветных карандашей.

-Молодцы! Урок окончен.

Подводить итог урока.

Проводить самоанализ.

Записывать домашнее задание.

Л: положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час "Вода. Свойства и состояния воды"

Занятие проводится в форме космического путешествия. Дети стремятся помочь планете, на которой отсутствует жизнь, и одновременно закрепляют занания о свойствах и состояниях воды....

Урок окружающего мира. Три состояния воды. Значение воды.

Урок посвящен Форуму "Чистая вода-2010"...

Три состояния воды

презентация к уроку...

Электронная презентация к уроку "Окружающий мир" в 1 классе по теме "Три состояния воды"

Электронная презентация к уроку "Окружающий мир" в 1 классе по теме "Три состояния воды"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Три состояния воды"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Три состояния воды" (конспект)...

Разработка урока по окружающему миру "Три состояния воды"

Цели:1.     обучающая:·        формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;·...