"Три состояния воды"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру "Три состояния воды" 2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_sostoyaniya_vody.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тема урока: «Три состояния воды»
Цели урока: Познакомить учащихся с тремя состояниями воды
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомиться со свойствами воды в трех состояниях;
- развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, анализ и синтез.
Личностные:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: презентация, видеофрагмент мультфильма «Семья Почемучкиных. Три состояния воды», карточки для групповой работы.
Этап урока Метод и приемы | Время | Содержание урока | УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Мотивационный Словесный: беседа, ответы на вопросы. Практический: выполнение задания. Словесный: беседа | 5 мин. | Озорная капелька Прыгала, скакала. Озорная капелька В небо улетала. Озорная капелька Не найдет покоя, Если не поможешь ей… О воде всё рассказать, Свойствах верные назвать. Работа в группах (по карточкам): Отметьте верное высказывание.
-Самостоятельно проверьте свои ответы со слайда. Поставьте оценку группе. Ответы: Вода прозрачная Вода не имеет запах. Вода не имеет вкуса. Вода прозрачная. Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода текучая. Вода нехрупкая. -Поднимите руки, кто справился без ошибок. Допустил 1 – 2 ошибки. -О свойствах какого вещества шла речь? -Все ли тайны о воде вам известны? -Как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? (узнавать больше о свойствах воды) -Какие цели мы можем поставить на урок? (узнать много нового о воде) | Настраиваться на урок. Работать в группах. Производить самопроверку. Оценивать свою деятельность. Формулировать тему урока. Определять цели и пути их достижения. | Р: принимать и сохранять учебную задачу; Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности; К: формулировать собственное мнение и позицию; П: устанавливать аналогии. |
Постановка учебной задачи и её решение Наглядный: работа с презентацией. Словесный: беседа. Наглядный: просмотр мультфильма. Словесный: беседа. Словесный: рассказ. Наглядный: работа с презентацией. Словесный: беседа. Словесный: рассказ. | 15 мин. | – Сегодня на уроке мы познакомимся с тремя состояниями воды и узнаем, как вода может переходить из одного состояния в другое. – После дождя улицы и крыши домов мокрые. Но появляется солнце, и всё высыхает. Куда исчезает вода? (Она испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе.) – Что происходит с водой в реках, озёрах, морях? (Она испаряется.) – Что происходит с водой в холодную погоду? (Она тоже испаряется, только не так быстро, как в тёплую.) Опыт 1. Нальём в чайник воды и доведём до кипения. Просмотр мультфильма «Семья Почемучкиных. Три состояния воды». - Как называется процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние? Вывод: процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением. – Что произойдёт, если мы закроем носик чайника пробкой? (Она вылетит.) – Что же происходит с паром? (Когда воду кипятят в открытом сосуде, то пар свободно расходится во все стороны. Если сосуд закрыт, то пару некуда деваться, и он начинает с большей силой давить на стенки, ища выход.) – Люди давно заметили это свойство пара и воспользовались им для того, чтобы заставить пар работать. Изобрели паровые машины, которые приводят в движение паровозы, пароходы. Когда построили первый пароход, то сначала никто не хотел на нём плыть. Многие думали, что его приводит в движение «нечистая сила». Не находилось смельчака, который решился бы сесть на пароход. Когда, наконец, нашёлся такой храбрец, строитель парохода прослезился от радости. Почти то же было и с паровозом. Тёмные люди отказывались ехать по железной дороге, считая, что «огненный змей», «нечистая сила» тащат поезд. Опыт 2. – Дышали вы на холодное оконное стекло? чем оно покрывалось? (Покрывается капельками воды.) – Откуда взялась на стекле вода? (Она образовалась из пара, как только он прикоснулся к холодному стеклу. Пар всегда есть в воздухе, если его охладить, он превратится в воду.) – Чайник наш закипает. Подставим холодную ложку. Что с ней произошло? (Она покрылась мельчайшими капельками воды.) – Положим ложку в морозильник. Что с ней произошло? (Она покрылась ледяной корочкой.) - В каком состоянии стала вода? – Внесём её опять в комнату. Что мы видим? (Мы вернули воду в начальное состояние.) – Какой можно сделать вывод? Вывод: вода прошла все три состояния: жидкое, газообразное, твёрдое – Зимой вывешивают мокрое выстиранное бельё. Что происходит с бельём? (Оно через некоторое время становится сухим.) – Куда исчезла вода? (Она превратилась в водяной пар.) – Что произойдёт с водой, если мы нальём на дно блюдечка немного воды? (Через некоторое время она испарится.) – Какой вывод можно сделать о свойствах воды? Вывод: везде, где есть вода, при любой температуре воздуха происходит процесс испарения. Мы рассмотрели воду в двух состояниях. А как выглядит вода в твердом состоянии? -Что вы видите за окном? Верно, лед – это и есть твердое состояние воды. -В твердом состоянии сохраняется форма и объем. При пониженной температуре вещество замерзает и превращается в твердое тело. Если высокое давление. | Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Смотреть мультфильм. Анализировать мультфильм. Делать вывод. Отвечать на вопросы. Слушать учителя. Беседовать с учителем. Делать вывод. Отвечать на вопросы учителя. Делать вывод. Слушать учителя. | П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; К: умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; Р: принимать и сохранять учебную задачу; Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
Физкульт.минутка | А теперь мы немного разомнемся. Повторяйте движения за мной. | Повторять движения за учителем. | ||
Решение частных задач Словесный: беседа. Словесный: ответы на загадки | 20 мин. | – Какие свойства воды вы знаете? (Без цвета, запаха, без вкуса, прозрачна, без формы, текуча, в твёрдом состоянии – хрупкая.) – Когда вы наблюдали туман? (После жаркого дня наступает прохладный вечер, и над рекой, в низинах появляется белая пелена тумана. Туман бывает и зимой в морозную погоду.) – Какие ощущения вы испытывали, находясь в тумане? (Сырость, плохая видимость окружающих предметов. Автомобили, трамваи замедляют ход, включают фары, сигналят, чтобы не задавить прохожих, не столкнуться.) – Как образуется туман? (Водяной пар, постоянно находящийся в воздухе, при охлаждении превращается в туман.) – Из чего состоят облака? (Это тоже туман, но только скопившийся высоко над землёй.) – Почему мы говорим, что облака движутся? (Их гонит ветер.) – Отгадайте: Чистен и ясен, как алмаз, Но, бывает, таю. Я от матери рождён, Сам её рождаю. (Лёд.) Меня часто просят, ждут, А как только покажусь, Сразу прятаться начнут. (Дождь.) И не снег, и не лёд, Серебром деревья уберёт. (Иней.) Молоко над рекой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (Туман.) Растёт она вниз головой, Растёт зимою и весной. Но лишь солнце припечёт – Она заплачет и умрёт. (Сосулька.) Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут. (Облака.) Утром падаю всегда – Не дождинка, не звезда И сверкаю в лопухах На опушках и лугах. (Роса.) По небесам оравою Бредут мешки дырявые, И бывает иногда: Из мешков течёт вода. (Тучи.) | Беседовать с учителем. Отгадывать загадки. | К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Принимать и сохранять учебную задачу; Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Р: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; Л: адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; К: контролировать действия партнёра. |
Итог урока. Рефлексия. Словесный: беседа, самоанализ, обобщение | 5 мин. | -Какие тайны природы мы раскрыли на уроке? -Какие три состояния воды вы запомнили? -Перечислите свойства воды в жидком состоянии. -А теперь в газообразном. -Какие свойства не изменились? - Оцените свою деятельность на уроке с помощью цветных карандашей. -Молодцы! Урок окончен. | Подводить итог урока. Проводить самоанализ. Записывать домашнее задание. | Л: положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клубный час "Вода. Свойства и состояния воды"
Занятие проводится в форме космического путешествия. Дети стремятся помочь планете, на которой отсутствует жизнь, и одновременно закрепляют занания о свойствах и состояниях воды....
Урок окружающего мира. Три состояния воды. Значение воды.
Урок посвящен Форуму "Чистая вода-2010"...
Три состояния воды
презентация к уроку...
Электронная презентация к уроку "Окружающий мир" в 1 классе по теме "Три состояния воды"
Электронная презентация к уроку "Окружающий мир" в 1 классе по теме "Три состояния воды"...
Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Три состояния воды"
Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Три состояния воды" (конспект)...
Разработка урока по окружающему миру "Три состояния воды"
Цели:1. обучающая:· формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;·...
Конспект окружающего мира "Превращения и круговорот воды. Три состояния воды" 3 класс
УМК "Школа России"...