«Из книжной сокровищницы Древней Руси»
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Шабурова Ольга Юрьевна

Цель: формировать представление о возникновении славян­ской азбуки, появлении письменности на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_knizhnoy_sokrovishchnitsy_drevney_rusi.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Этап

Методы и приёмы

Время

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала занятия

Словесный: представление учащимся

1мин

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок!

Подравнялись, подтянулись,

Сели тихо, улыбнулись.

Организуют рабочее место

Настраиваются на хорошую работу

Л: Умение организовать себя. Умение слушать

Мотивационный этап

Повторение

Словесный: ответы на вопросы

Наглядный: просмотр. Иллюстраций

Подгот. к основному этапу знаний

Постановка цели урока, сообщение темы

Словесный: ответы на вопросы.

Подведение к теме урока

Практический: работа с учебником

Словесный: ответы на вопросы

Физминутка

Практический:работа в парах

4 мин

2 мин

3 мин

2 мин

10 мин

5 мин

4 мин

3 мин

5 мин

Карточка 1

Расскажите, что такое кремль.

Карточка 2

В чем важность открытия берестяных грамот?

Карточка 3

Какие сооружения украшали древний Киев?

2. Фронтальный опрос

—  От каких слов произошло слово «город»? (Городить, огораживать.)

—  Что из себя представляли первые города? (Поселки-крепости.)

—  С какой целью города были огорожены стенами? (Такие огороженные поселки надежное убежище при нападении врагов.)

—  Как назывался центр русского города? (Кремль.)

—  Что располагалось внутри кремля? (Княжеский дворец, дома знати, главная городская церковь.)

—  Как назывался стольный град великих князей? (Киев.)

—  При каком князе в Киеве появились замечательные архитектурные постройки? (При Ярославе Мудром.)

—  Назовите эти сооружения. (Золотые ворота, Софийский собор, храмы, каменные дворцы, деревянные терема с затейливой резьбой.)

—  На берегах какой реки расположился город Новгород? (Волхов.)

—  А у какого озера он стоит? (Ильмень-озера.)

—  Каково было местоположение этого города? (На оживленном торговом пути.)

—  Кто жил в Новгороде? (Бояре, купцы, ремесленники.)

—  Что нашли археологи? (Мостовые, берестяные грамоты.)

—  Как назывались заостренные палочки для письма на бересте? (Писала.)

3. Работа в парах

—  Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 1, 2 на с. 17 рабочей тетради. Какое название иллюстрации придумали?

Самоопределение к деятельности

Итак, мы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. И сегодня мы на уроке подробно поговорим о письменности на Руси.

—  Цели этого урока вы определите, восстановив предложения. (Кто на Руси создал славянскую письменность? На чем и чем писали на Руси?)

письменность Кто Руси славянскую на создал? на чем Руси На писали и чем?

Наша с вами задача - найти ответы на поставленные вопросы.

—  Кто создал на Руси славянскую письменность? Ответ вы найдете, прочитав текст.

(Ученики работают с текстом.)

Однажды византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему: «Обратились ко мне славяне с просьбой прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка».

Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла кириллицей.

—  Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.) 

—  Кто и с какой просьбой обратился к византийскому императору?

—  Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.)

—  Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий.)

(См. дополнительный материал к уроку.)

2. Работа по учебнику

—  Прочитайте два абзаца на с. 56 учебника. Сформулируйте свои вопросы по прочитанному тексту.

(Ученики работают самостоятельно. Задают вопросы в виде игры «Ты — мне, я — тебе».)

—  Что такое летопись? (Летопись — описание событий по годам.) Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении

года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето ... не бысть ничего», «В лето ... бысть тишина». В конце XI в. — начале XII в. в Киево-Печерском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись «Повесть временных лет». О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть».

—  Как вы думаете, о чем хотел сказать Нестор? (Перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство»)

—  Прочитайте отрывок из древнего повествования, выполняя задание 1 на с. 19. Найдите слова, которыми историки называют эту летопись. («Повесть временных лет».)

—  Кто написал эту повесть? (Нестор, монах Киево-Печерского монастыря.)

—  Назовите фамилию изобретателя книгопечатания. (Гутенберг.)

—  Как называется запись из года в год? (Летопись.)

—  Подберите синоним к слову «букварь». (Азбука.)

—  Как называют краску желтого цвета? (Охра.)

—  Как называется буква в типографском наборе? (Литера.)

—  Как называется знак древнеегипетского письма? (Иероглиф.)

—  Назовите столицу Византии. (Царьград.)

—  Если буквы расположить по порядку, что получится? (Алфавит.)

—  Запишите все ответы, выполняя задание 2 на с. 19. Какое слово получилось из первых букв этих слов? (Глаголица.)

Вспоминают, анализируют, отвечают на вопросы.

Выясняют тему урока, размышляют о целях урока.

Читают текст, анализируют,

отв на вопросы, комментируют прочитанный текст

Выполняют физ. Минутку

Читают текст, анализируют, комментируют текст,

Отвечают на вопросы

Вспоминают, анализируют, отвечают на вопросы.

Аргументируют, анализируют.

П: Обеспечивают способность к познанию: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование

информации.

К:Высказывают собственную точку зрения

Р:постановка и формулировка проблемы

умение слушать и отвечать на вопросы

Совместно с учителем обнаруживать и формулир. учебную проблему.

Готовность обрабатывать новую информацию

П:Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Л: Умение слушать

Л: Умение слушать

Р: умение отвечать на вопросы, участвовать в диалоге

К:Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

К:Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Подведение итогов занятия

Словесный: ответы на вопросы

2мин

-  Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были получить ответы во время урока. Ответили на них?

-  Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, используя знания, полученные на уроке.

Славянскую письменность создали ... и .... (Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий.)

На Руси писали на... и ..., используя для этого ... и .... (На Руси писали на бересте и пергамене, используя для этого писало и перья.)

Высказывают своё мнение

Отвечают на вопросы

П: систематизац.,  обобщение и использование полученной информации

Л: Умение слушать

Рефлексия

2 мин

-  Понравился ли вам урок? Что интересного, что нового вы узнали?

-  Где можно применить новые знания?

-  Что на уроке у вас хорошо получалось?

-  Над чем еще надо поработать?

-  Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Формируют конечный результат своей работы на уроке

К:Общение и взаимодейств, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Л: Умение слушать


Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала

Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси.

Планируемые результаты:                         

Личностные:  осознавать единство с окружающим миром.

Предметные:

Оборудование: электронное приложение к учебнику, на доске деформированные предложения, карточки для индивидуальной работы, тексты для работы в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира, 4 класс "Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси."

Главной целью урока было познакомить  с историей появления письменности, создания первых книг, с первопечатником Иваном Федоровым, расширять представления учащихся об источнике знаний – книге. Исполдь...

Урок окружающего мира. 4 класс Тема « Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:« Из  книжной сокровищницы  Древней Руси » знакомит учащихся с возникновением письменности на Руси, создателями старославянской азбуки, расскрывает з...

Разработка урока "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (предметная область "Окружающий мир", 4 класс)

Учитель на уроке подводит  учащихся к пониманию необходимости возникновения  образования в Древней Руси, открытия первых школ для детей; формирует  представления о возникновении славянс...

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси» (4 класс)

Технологическая карта и презентация открытого урока по окружающему миру 4 класс «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (Программа "Школа России".)Цель: - формировать представление о возникновении сла...

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок окружающего мира в 4 классе по учебнику Плешакова А.А....

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Урок по окружающему миру в 4 классе....