Тема: «Водоемы нашего края».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Татьяна Михайловна Кухта

Урок окружающего мира во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Водоемы нашего края" "Оз.Байкал, р.Селенга" Цель: формирование представлений о разнообразии водоемов, их обитателей и охраны

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Урок-Окружающий мир  2 класс

               Тема: «Водоемы нашего края»

Цель: познакомить с водоемами нашего края

Задачи: формировать представления о водоемах нашего края, углубить знания о                                         разнообразии растений и животных Байкала, об уникальности озера и последствиях влияния деятельности человека на живые и неживые организмы, развивать умение работать с текстом, выделять главное, делать выводы, развивать познавательный интерес к изучению природы родного края, воспитывать бережное отношение к окружающей природе, стремление сохранить нашу уникальную планету Земля.

Оборудование: Красная книга

                           Презентация

Ход урока:

I.    Организационный момент, сообщение темы и целей урока (Слайд 1)

Создание эмоционального настроя. Дети слушают звуки плеска воды, шума моря.

Прослушав эти звуки, подумайте и скажите. о чём пойдет речь на уроке?

        Да, мы продолжаем знакомство с водоемами, но узнаем  больше о водоемах нашего края.

II.    Актуализация опорных знаний.

  1.  Отгадая кроссворд,  предлагаю  вспомнить, то что узнали  на прошлом уроке.

По горизонтали:

  1. Река или ручей, впадающие в другую, большую реку (приток)
  2. Естественное или искусственное углубление с водой (пруд)
  3. Начало реки (исток)
  4. Место впадения реки в море (устье)
  5. часть океана, в которой горько-соленая вода (море)

По вертикали:

  1. Место скопления или хранения воды (водоем)

                                                                                            (Слайд 2-7)

Итак поговорим о водоёмах нашего края?

Как называется наша республика, район?(Слайд 8)

III. Работа над новой темой.

 Беседа. Отгадайте загадку:

                                                                                Течет, течет, не вытечет

                                                                                Бежит, бежит – не вытечет (река)

Каждая река имеет название. А как называется большая  река, которая протекает в нашем селе   (Слайд 9)  Расскажите, что вы знаете о реке Селенге.

Селенга – одна из крупных рек Бурятии, ее исток в Монголии, находится за пределами России. В нее впадает много рек и речушек. В России она протекает только в Бурятии.

-Назовите, какие небольшие реки впадают в реку Селенгу (Чернуха, Вилюйка, Кабанья, Качик, Поперечная и другие). (Слайд 10)

Чернуха и Вилюйка – притоки. Эти речушки берут начало в горах. Поразмышляйте и скажите, почему такое название «Чернуха»? (весной с гор вода течет грязная, черная – поэтому и чернуха).

Но ведь исток Вилюйки тоже в горах, почему же у нее другое название? (виляет, много поворотов, извивается).

Итак: Чернуха и Вилюйка впадают в (главную для них) реку Селенгу.

А куда же впадает река Селенга? (В озеро Байкал). Где ее устье? (около Байкала).

  Рассказ учителя о Байкале.

Озеро Байкал находится на юго-востоке нашей страны. Границы озера – в Бурятии и Иркутской области. (Слайд 11) Байкал известен во всем мире, его изучают даже из космоса. (Слайд 12)

Говоря о Байкале, приходится часто употреблять слово «самое». (Слайд 13) Байкал – самое глубокое озеро в мире. В нем самое большое количество пресной (несоленый, питьевой) воды. Среди всех озер мира самая прозрачная  - байкальская вода, в ней даже на глубине 40 метров хорошо видны все предметы, которые находятся на дне озера. По сравнению озерами… В Байкале самое большое  количество видов растений и животных. И сейчас с некоторыми из них мы познакомимся более подробно.

Работа в группах.                                                                                                                 

Озеро Байкал.

Человек издавна пользуется природными богатствами Байкала и прибайкальской тайги.

Растительный мир побережья Байкала богат. Преобладают хвойные деревья: сосна, пихта, кедр, ель.

В прибайкальском лесу растет много ягоды: голубика, шиповник. В августе брусника образует сплошной красно-ягодный ковер. Встречаются черно-синие ягоды черники.

Украшают берега Байкала и красивые цветы: подснежники, клевер, гвоздика, желтушник.

Растения удерживают влагу. И берега водоемов, покрытые растительностью, меньше разрушаются.

Животный мир Байкала очень разнообразен. Многие животные нигде, кроме Байкала, не встречаются.

В тайге обитают белка, медведь, волк, лоси, соболь.

На островах Байкала много птиц: чайки, утки, гуси, цапли, орлы. Встречаются и лебеди-кликуны.

В водах Байкала живут различные рыбы: омуль, хариус, щука, осетр, голомянка. Интересна рыба-голомянка. Это полупрозрачная рыба, которая почти наполовину состоит из жира. Сквозь хвостовую часть можно даже прочитать текст из крупных букв.

Живет в Байкале и необычное животное-нерпа.

Государство придает большое значение охране Байкала. Многие растения и животные занесены в Красную книгу. И чтобы сохранить это богатство, люди должны соблюдать правила поведения на природе:

  1. не разорять гнезда птиц
  2. не оставлять огонь без присмотра
  3. не выкапывать цветы с корнем
  4. не портить деревья
  5. не засорять водоемы

Изучайте природу, учитесь защищать все живое и неживое на Земле.

На столах лежат эти  тексты. Задание: каждый должен прочитать весь текст, но в группах будут разные задания.

Задание для первой группы:

Найти и обсудить, какие растения можно увидеть на побережье Байкала. Руководитель группы решит, кто из вас будет отвечать, а остальные дополнять.

Задание для второй группы:

Найти и обсудить то, что вы узнаете о животном мире Байкала. Руководитель группы, также решит, кто будит отвечать, а кто дополнять.

Задание для третьей группы:

Найти и обсудить то, как люди должны сохранить богатства Байкала. Руководитель решит, кто будет отвечать, а кто дополнять.

Физминутка:

                                               «Только в лес мы вошли,

                                               Появились комары,

                                               Дальше по лесу шагаем,

                                               И медведя мы встречаем,

                                               Дальше по лесу идем,

                                               Перед нами водоем

                                          Прыгать мы уже умеем,

                                          Прыгать будем мы смелее,

                                          Раз два, раз два позади уже вода,

                                          А теперь идем мы в класс,

                                          Там послушаем рассказ».

Проверка работы в группах.

  1. группа. Какие растения можно увидеть на побережья Байкала? (Слайд 14) (хвойные, кустарники, цветы). (Слайд 15-17)

Что вы знаете о кедре? (Кедр – это сибирская сосна. Ее высота 35-40 м. А на кедре вкусные орехи, которые прячутся в больших шишках).

Какую роль выполняют растения в жизни Байкала? (Растения удерживают влагу. И берега водоемов, покрытые растительностью меньше разрушаются).

Руководитель дает оценку: (в группе работали все хорошо… лучше всех…)

     II группа. Расскажите, что вы узнали о животном мире Байкала. (Слайд 18) (звери, птицы, рыбы). (Слайд 19-21)

Что вы знаете о соболе? (Соболь – красивый зверек, который ценится мехом, чет теине мех, тем дороже его шкурка. Прибайкальский соболь самый темный и поэтому ценится высоко).

Кто расскажет об омуле? (Омуль – самая промысловая рыба. Весом до 5 кг, длина до 50 см. Живет до 25 лет, ценится из-за своего нежного вкуса).

Руководитель дает оценку.

Дополнение учителя к ответам детей (Слайд 22)

Нерпа.

Нерпа – это байкальский тюлень. Интересна нерпа тем, что сородичи ее живут в соленой воде, а нерпа живет в пресной воде. И как она попала в Байкал до сих пор для ученых загадка. Спит она под водой. Живет до 55 лет, вес взрослого до 130 кг. Детеныша называют белек, его вес до 4 кг. За сутки взрослая нерпа съедает от 3 до 5 кг пищи ( в основном – рыба). Скорость движения под водой 10-20 км/ч. Ныряет на глубину до 400 м.

    III группа. Как люди могут сохранить богатства Байкала? (Слайд 23) (Растения и животные занесены в Красную книгу потому,  что их стало меньше . Надо, чтобы люди не убивали животных, и берегли растения.  Поэтому все должны соблюдать правила поведения на природе). (Слайд 24)

Руководитель группы дает оценку.

IV.Проверка знаний.

Сегодня мы узнали много нового о водоемах. И сейчас попытаемся проверить свои знания. Посмотрим, как вы запомнили названия водоемов. У вас на столах лежат схемы. Вам нужно на схемах написать названия водоемов, о которых мы сегодня говорили.

А как пишутся названия водоемов? (с большой буквы)

Итак, приступаем к выполнению.

Самопроверка. Самооценка. (Слайд 25)                                                                                      Игра «Что лишнее»  Почему?

Чернуха, Вилюйка, Селенга, Байкал (озеро, а не река)

 

Чем отличается озеро от реки? (нет истока, устья)

V.Итог – на доске в 2 столбика. Прочитайте внимательно слова, и подойдите к той доске, на которой все слова относятся к теме сегодняшнего урока:

устье                        улица

Байкал                    озеро

Чернуха                   город

притоки                   реки  

водоемы                  водоемы

VI. Домашнее задание – приготовить сообщение о растениях и животных, из Красной книги. Подумать, почему нельзя мыть транспорт даже у маленькой речки?

   

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...

Конспект урока по теме: "Водоемы нашего края". 4 класс "Окружающий мир" по учебнику А.А. Плешакова

Урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс, учебник А.А. ПлешаковаДанный урок разработан по теме: Водоемы нашего края" Цель урока: познакомить учащихся с водоемами, находящимися на территории Рам...

Водоемы нашего края. Значение водоемов и их охрана.

Урок окружающего мира в 4 классе с применением регионального компонента....

Урок по окружающему миру на тему: "Водоемы нашего края", 4 класс

Цель урока: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю....

Презентация на тему "Водоемы нашего края"

Презентация знакомит второклассников с водоемами родного края, правилами поведения на природе...

тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс

тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс...

урок окружающего мира 4 класс по теме "Водоемы нашего края"

урок окружающего мира 4 класс по теме "Водоемы нашего края"...