«Во времена Древней Руси»
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Шабурова Ольга Юрьевна

Цель:  формировать представление о Древней Руси, русских князьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vo_vremena_drevney_rusi.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Этап

Методы и приёмы

Время

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала занятия

Словесный: представление учащимся

1мин

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок!

Подравнялись, подтянулись,

Сели тихо, улыбнулись.

Организуют рабочее место

Настраиваются на хорошую работу

Л: Умение организовать себя. Умение слушать

Мотивационный этап

Повторение

Словесный: ответы на вопросы

Наглядный: просмотр. Иллюстраций

Подгот. к основному этапу знаний

Постановка цели урока, сообщение темы

Словесный: ответы на вопросы.

Подведение к теме урока

Практический: работа с учебником

Словесный: ответы на вопросы

Физминутка

Практический:работа в парах

Практический: разработка формулы безопасности.

Выполнение теста.

4 мин

2 мин

3 мин

2 мин

10 мин

5 мин

4 мин

3 мин

5 мин

  1. Тест

Вариант 1

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян

б) западных славян

в) южных славян

2. Древние славяне жили:

а) семьями                  б) в одиночку              в) племенами

3. Посуду древние славяне делали из:

а) глины                       б) металла                   в) дерева

4. Бог грома и молнии у древних славян:

а) Зевс                         б) Перун                      в) Марс

5. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

а) ружье

б) лук со стрелами

в) саблю

Вариант 2

1. Поселение древних славян раскинулось:

а) в западной части Европы

б) в восточной части Европы

в) в Центральной Европе

2. Свои дома славяне строили:

а) из камня                 б) из кирпича             в) из деревьев

3. Славяне носили одежду из:

а) льна и шерсти

б)хлопка в) шелка

4. Бортничество — это:

а) изготовление бочек из дерева

б) выдалбливание лодок

в) собирание меда диких пчел

5. К VIII в. восточнославянские племена объединились:

а) в организации

б) в союзы племен

в) в республики

3. Индивидуальное задание на карточке

-  Определите по ключевым словам занятия славян.

1. Соха, цеп, палка, серп, коса, борона, поле, овес, рожь, ячмень, просо, амбар, сусек, пахарь.

2. Лук, стрелы, капкан, западня, рогатина, медведь, куница, белка, бобр.

3. Сом, осетр, судак, щука, налим, карп, бредень, сети, невод, верша.

4. Дикие пчелы, борть, мед, бортник, чурбан.

5. Малина, туесок, земляника, грибы, шишки, корзина, желуди, черника, зверобой, подорожник, орехи.

6. Козы, овцы, коровы, лошади, пастбище, пастух.

Работа по учебнику С. 40-42

(Ученики самостоятельно работают с текстом учебника.)

—  О чем вы можете сказать, что знали, но забыли и текст восстановил ваши знания?

—  Какая информация явилась для вас новой?

—  О чем бы вы хотели узнать больше? (Ответы детей.) Олег продолжал объединение славянских земель. С самого

возникновения Русь ставила перед собой задачи — овладение устьями Днепра и Дуная. В 907 г. начался поход на Византию. В начале лета огромная рать на ладьях двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув ее с одного берега на другой, чтобы не пустить корабли в гавань. Не имея возможности взять город с его могучими стенами прямой атакой, россы высадились на берег, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на колеса, подняли паруса и под прикрытием ладей двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира. Был заключен мирный договор. Объединив славянские земли, отстояв их в борьбе с чужеземцами, Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая, что он обладает какой-то силой, прозвали его Вещим.

4. Обобщение

•   Главой Руси был... (великий князь).

•  Его советники... (бояре — крупные землевладельцы, принадлежащие к высшему слою господствующего класса).

•   Его опора и поддержка... (дружина).

•  Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружина»? (Войско, армия.)

•   Русский князь, который особенно прославился своими военными подвигами,... (Олег).

•  Литературный источник, из которого мы узнали о князе Олеге,... (отрывок из «Летописи временных лет»).

Беседа о русском князе Владимире Красное Солнышко

Летописи рассказали и о другом славном русском князе — Владимире. Давно он княжил на Руси — тысяча лет прошла с тех пор, а люди все еще помнят его. У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком.                                          

—  Как вы думаете, за что могли дать такое прозвание? (Ответы детей.)

Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказy князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева — сигнальные башни.

(См. дополнительный материал к уроку.)

О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добры ни Никитич и Алеша Попович.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Рассмотрите карту на с. 15. Используя карту учебника на с. 41, раскрасьте территорию Древней Руси. Обозначьте торговый путь «из варяг в греки» красной линией.

(Взаимопроверка по учебнику.)

2. Викторина

1. Что являлось главной дорогой, связывающей между собой территории Древней Руси? (Главными дорогами были реки, моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.)

2. С какими морями связывали славян водные пути? (С Черным и Каспийским морями, откуда можно было попасть в Византию и ее столицу — богатый город Константинополь.)

3.  На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси? (На берегу Днепра.)

4.  Кто помогал князю? (Помощниками были бояре, а опорой и поддержкой — княжеская дружина.)

5. Чем занимались князья? (Поддерживали порядок внутри страны, заботились о ее безопасности.)

6. Какой русский князь прославился своими походами? (Князь Олег.)

7. Почему народ его называл Вещим? (Парод удивлялся его удачам. Люди не верили в то, чтобы одному человеку во всем была удача.)

8. Как происходило крещение Руси? (Владимир повелел всем прийти к реке, и священники совершили обряд крещения.)

9. Чем отличается христианство от язычества? (Язычники поклоняются многим богам, ставят идолов.)

10. Легко ли народ принял новую веру? (Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до наших дней, например колядование.)

11. Чем еще язычество отличается от христианства? (Язычники приносили жертвы богам, даже человеческие. А новая вера учила думать не только о своем благе, но и о благе ближнего, сплачивала людей.)

3. Работа с пословицами

—  Как вы думаете, какая из пословиц и поговорок больше соответствует теме нашего урока и почему?

•   Без добрых дел вера мертва.

•   Я, слава богу, крещеный человек.

•   Земля русская вся под Богом.

•   Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

 

Вспоминают, анализируют, отвечают на вопросы,

Рассматривают иллюстрации

Выясняют тему урока, размышляют о целях урока.

Читают текст, анализируют,

отв на вопросы, комментируют прочитанный текст

Выполняют физ. Минутку

Читают текст, анализируют, комментируют текст,

Отвечают на вопросы

Вспоминают, анализируют, отвечают на вопросы.

Аргументируют, анализируют.

П: Обеспечивают способность к познанию: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование

информации.

К:Высказывают собственную точку зрения

Р:постановка и формулировка проблемы

умение слушать и отвечать на вопросы

Совместно с учителем обнаруживать и формулир. учебную проблему.

Готовность обрабатывать новую информацию

П:Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Л: Умение слушать

Л: Умение слушать

Р: умение отвечать на вопросы, участвовать в диалоге

К:Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

К:Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Подведение итогов занятия

Словесный: ответы на вопросы

2мин

Какова была цель урока?

—  Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 45 учебника.)

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

Высказывают своё мнение

Отвечают на вопросы

П: систематизац.,  обобщение и использование полученной информации

Л: Умение слушать

Рефлексия

2 мин

—  Какие знания и умения помогли справиться с работой?

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать?

Формируют конечный результат своей работы на уроке

К:Общение и взаимодейств, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Л: Умение слушать


Дополнительный материал

Русские князья

Слово «князь» происходит от славянского «конязь» — конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племен, а когда приходили враги, становились военачальниками.

Одним из первых русских князей был Владимир Красное Солнышко. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а еще труднее защищать ее. Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги.

Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости, а от крепостей до самого Киева — сигнальные башни с кострами: если печенеги появятся у Зарубинского брода, то сигнальный огонь увидят в Витичеве, а витичевский сигнал будет виден в самом Киеве. Заботился Владимир о Русском государстве, о русском народе. Любой мог прийти на княжеский двор к праздничному столу.

О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Дела князя Владимира были понятны народу и оценены им — вот откуда такое прозвище.

В 988 г., больше тысячи лет назад, князь Владимир Красное Солнышко ввел на Руси новую религию — христианство. В те времена христианская религия — вера в Иисуса Христа — была распространена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что, если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами.

Первыми Владимир окрестил киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда нужно приходить. «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый или нищий, — да будет мне враг!» — объявил князь.

В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за крещением. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.

Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввел христианство и в других русских городах, а в Киеве главная улица в память об этом событии до сих пор называется Крещатиком.

Конечно, не сразу укрепились русичи в новой вере. Еще долгое время они только назывались христианами, так как не отказались от языческих обрядов и празднеств. Даже в настоящее время не забыты языческие обычаи, например колядование.

Став христианином, Владимир, как рассказывает летописец, совершенно переменился: из сурового и жестокого сделался добр и ласков ко всем, к нищей братии щедр. Опасаясь греха, он не хотел даже казнить разбойников. По воскресеньям и другим христианским праздникам князь устраивал у себя пиры, на которые сходились со всей земли Русской бояре, духовного звания люди. Больным, тем, кто мог приходить на княжеский двор, князь приказывал развозить по домам хлеб, мясо, мед. За то и любил его очень народ русский.

За свои заслуги Владимир причислен церковью к лику Святых и назван равноапостольным, ибо, подобно апостолам, приобщил к христианской вере целую страну.

Еще более распространилась, а главное — укрепилась христианская вера при сыне Владимира Святого — Ярославе, прозванном Мудрым. ,   Ярослав был сам очень усердный христианин.

Значение крещения Руси

Церковь взяла под защиту несчастных и обездоленных, заботилась о сиротах, больных, стариках.

Годы крещения Руси стали началом начального образования русичей. Школы стали появляться при каждом монастыре.

Появились церковные суды. Церковные судьи решали дела по справедливости. Из того времени к нам пришло выражение «судить по-божески»

Стало бурно развиваться зодчество. Иконописная живопись в храмах, церковное пение, искусство проповеди — все шло от Церкви. Первые и последующие памятники письменности на Руси были вдохновлены Церковью.

К чему бы ни обратились мы, во всем нравственном и общественном устройстве начала Руси есть основание христианской веры.

Тема: «Во времена Древней Руси»

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала

Цель:  формировать представление о Древней Руси, русских князьях.

Планируемые результаты:                         

Личностные:  проявлять внимание, желание больше узнать.

Предметные:

Оборудование: электронное приложение к учебнику, репродукции картин «Богатыри» В.М. Васнецова и «Богатырь» М.А. Врубеля, тесты по вариантам, карточка для индивидуальной работы, карта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Во времена древней Руси

Презентация к уроку....

"Во времена древней Руси"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...

театрализованное представление "Во времена Древней Руси"

Конспект внеклассного мероприти с элементами театрализации....

Времена Древней Руси презентация

Презентация по окружающему миру программа "Школа 2100" 3 класс "Моё Отечество"...

Повторение: "Времена Древней Руси. Времена Московского государства"

Конспект урока для 3го класса. Окружающий мир. Моё отечество.Урок построен по технологии модерации  (с использованием АМО)....

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...