Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему:
    Тема. Такие разные праздники.

    Киселёва Лариса Николаевна

    Цели.

    1. Сформировать представления о праздниках в России, их различиях и особенностях.

    2. Развивать воображение.

    3. Воспитывать патриотизм.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_22.docx25.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Такие разные праздники.

    Цели.

    1. Сформировать представления о праздниках в России, их различиях и особенностях.

    2. Развивать воображение.

    3. Воспитывать патриотизм.

    Ход урока.

    I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

    1. Загадки.

    - Чтобы узнать тему урока, отгадайте загадки.

    *Сам дней не знает,

    А другим называет. (Календарь.)

    *Годовой кусточек

    Каждый день

    Роняет листочек.

    Год пройдет –

    Весь лист опадет. (Отрывной календарь.)

    2. Стихотворение.

    Открываем календарь –

    Начинается январь.

    В январе, в январе

    Много снегу на дворе.

    Дуют ветры в феврале.

    Рыхлый снег темнеет в марте.

    А в апреле на дорогах лужи.

    Распустился ландыш в мае.

    Одуванчики в июне – только дунь.

    Сенокос идет в июле.

    Собираем в августе урожай плодов.

    В сентябре хлеб молотят села.

    Частый дождик в октябре и ноябре.

    В декабре, в декабре

    Все деревья в серебре.

    -  Кто ввел на Руси новый календарь? (Петр I.)

    - Какие дни календаря показаны красным цветом? (Праздники.)

    - Сегодня на уроке мы узнаем, какие бывают праздники, и познакомимся с некоторыми из них.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. Опрос.

    - Когда появились символы?

    - Что изображено на Государственном гербе России?

    - Как выглядит Государственный флаг Российской Федерации?

    - Что тебе известно о Красном знамени победы?

    - Что вы знаете о Государственном гимне России?

    III. Работа над новым материалом.

    - Что же такое праздник? (Это торжество в честь какого-либо события.)

    - Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь. Назовите праздник, который отмечается зимой, и все его ждут с большим нетерпением. (Новый год отмечается 1 января.)

    - Когда этот праздник наш народ стал отмечать 1 января? (В 1700 году, когда Петр I принял новый календарь.)

    - А когда его отмечали до Петра I?  (В Древней Руси – 1 марта, затем 1 сентября.)

    - Новый год – это любимый праздник для всех. Дарить друг другу подарки – такой обычай живет с античных времен, с римских январских праздников. В первый день января зеленое дерево обычно украшалось подарками. Все ходили в гости к родным и знакомым.

    Какие деревья мы украшаем на Новый год? Сколько елок и сосен погибает каждый год? Как, не нарушая традицию и указ Петра I, решить эту экологическую проблему?

    - Праздник Новый год имеет свою историю.

    С принятием христианства Новый год на Руси в X в. праздновали 1 марта. А начиная с XV в. – 1 сентября. Только в 1700 г. Петр I издал указ о том, что Новый год надо встречать 1 января. В те времена на Красной площади устраивались фейерверки, стреляли из мушкетов и пушек – было всеобщее веселье. А дома украшались сосновыми и еловыми ветками.

    Несмотря на быстрое распространение обычая украшать елку свечами и сладостями, в сельских районах многих стран Европы даже в конце XIX в. елку на Рождество не наряжали. В конце концов под влиянием города елку стали устраивать сначала в сельских школах, а затем этот обычай распространился и на крестьянские дома.

    Новогодняя елка, украшенная блестящими стеклянными игрушками, мишурой, яблоками, орехами, освещенная свечами, а теперь и цветными электрическими лампочками, – явление сравнительно молодое. Большинство исследователей считают, что в таком виде она начала распространяться в XVII в. с берегов Верхнего Рейна, прежде всего из района Эльзаса. Найдены письменные свидетельства о том, что под рождество в Эльзасе ставили маленькие елочки, украшенные яблоками и облатками.

    Есть основание полагать, что сначала многие, во всяком случае европейские, народы украшали свое жилище ветками вишен, яблонь, сливы с таким расчетом, чтобы они расцвели как раз к Новому году. Но ветки расцветали не всегда, что считалось дурным предзнаменованием. И тогда их заменили ветками вечнозеленых растений: елей, сосны, омелы, тиса, можжевельника. По-разному и в разное время встречают Новый год в разных странах. В Индии, например, Новый год встречают 14 января. В этот день взрослые и дети запускают воздушных змеев – это очень красивое, красочное зрелище. Небо становится разноцветным от огромного количества летящих красочных змеев.

    В Бирме и Таиланде новогодний праздник воды – Сонгкран – приходит в жарком апреле. Люди поливают друг друга водой в знак особого уважения, устраивают карнавальные шествия. В Гвинее под Новый год по улицам водят слонов, которые символизируют мощь и богатство.

    В Бразилии под Новый год на пляже Капакабана загораются тысячи свечей в честь Морской царицы. Женщины в длинных белых платьях заходят в воду  и разбрасывают лепестки цветов.

    Во Вьетнаме Новый год отмечают между последней декадой января и первой декадой февраля. Вьетнамцы называют свой праздник «тет». Красочно выглядят у них города и деревни, дома украшают гирляндами огней, разноцветными яркими шелковыми лентами. Обычай под Новый год украшать деревья есть во многих странах. Во Вьетнаме непременно в каждом доме встретишь распустившуюся ветку персика, а вместо елки посредине комнаты у них стоит бамбук, украшенный игрушками.

    В Ливане украшают кедр, в Ираке – финиковую пальму. В разных странах есть свои обычаи встречи Нового года. Так, например, в Швеции в Новый год бьют о двери домов старую посуду. Считается, чем больше черепков, тем счастливее будет наступающий год. В Швейцарии жгут чучело, которое изображает старый год... Старый год исчезает в пламени, прихватив с собой и все семейные неурядицы. В Испании существуют ряженые, которые под предводительством старика и старухи ходят по домам и выметают все плохое, что было в старом году. А шотландцы непременно должны принести в дом хозяев лепешку, кусочек угля или торта, чтобы в этом доме всегда было тепло, уютно и сытно.        

    В Болгарии бьют друг друга кизиловыми прутиками. Кизиловое дерево – это символ силы и крепости. И кого коснутся этим прутиком – тому передается вся сила.

    Ну а где же люди предпочитают встречать Новый год?

    Во многих странах Новый год принято встречать дома, а у шведов – в лыжном походе. В Японии, прежде чем сесть за праздничный стол, надо расплатиться с долгами. Корейцы, перед тем как наступит полночь, кланяются уходящему году, а после боя часов – всем родным и друзьям, чтобы любовь и дружба сохранились в новом году. Очевидно одно: в какое бы время ни приходил Новый год к людям в разных странах, какие бы обычаи у народов ни существовали, все вступают в новый год с надеждой на лучшее будущее и желают друг другу счастья!

    - Расскажите, как празднуют Новый год в России.

    - Какие праздники наш народ отмечает в феврале, марте и мае?

    23 февраля – День защитника Отечества.

                                         8 Марта – Международный женский день.

                                                    9 Мая – День Победы.

    - Прочитайте текст «Такие разные праздники» на стр. 175–178 учебника.

    Физминутка.

    Солнце землю греет слабо

    (Руки вверх и вниз),

    По ночам трещит мороз

    (Руки на пояс, наклоны в стороны),

    Во дворе у снежной бабы        

    (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

    Побелел морковный нос

    (Дети показывают нос).

    В речке стала вдруг вода

    Неподвижна и тверда

    (Застыли в какой-либо произвольной позе).

    Вьюга злится, снег кружится

    (Дети кружатся),

    Заметает все кругом

    Белоснежным серебром.

    (Имитируют движения руками).

    Рассказ о празднике.

    23 февраля – День защитника Отечества. В разные годы этот праздник имел разные названия. Сегодня это – День защитника Отечества. Это всенародный праздник. В этот день мы поздравляем всех ныне живущих воинов и вспоминаем героев прошлых сражений.

    8 Марта – Международный женский день. Этот праздник придумала в 1910 году немецкая революционерка Клара Цеткин. По ее замыслу день 8 Марта должен был стать днем борьбы женщин всех стран за свое равноправие. Сегодня этот праздник мы отмечаем как праздник весны, любви, красоты.

    9 Мая – День Победы. В этот день радость и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной войны, которые живут сегодня. В этот день принято бывать на местах боев, у памятников воинской славы, на могилах погибших воинов. По традиции здесь возлагают венки и цветы, проводят митинги и парады. Ветераны встречаются со своими однополчанами.

    - Как вы думаете, как называют праздники, которые отмечают люди всего государства?

    Схема.

     

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Дидактическая игра «Узнай праздник».

    *Я маму поздравляю

    С прекрасным днем на свете!

    Ей радости желаю

    И мира на планете.

    Пусть мама будет счастлива,

    Здоровием крепка,

    Пусть маме светит солнышко

    С улыбкой свысока. (8 Марта – Международный женский день.)

    *Как по лесенке, по елке

    Огоньки взбегают ввысь.

    Блещут золотом хлопушки,

    Серебром звезду зажег

    Добежавший до верхушки

    Самый смелый огонек. (Новый год.)

    *Ничего он не боится,

    Надевает рукавицы,

    Смело лезет по стене,

     Каска светится в огне. (День пожарного.)

    *Горит на заставе

    Ночной огонек.

    Начальник не спит,

    Ни на час не прилег.

    Тревожно он смотрит

    В слепое окно.

    Ночь не проходит,

    Все так же темно. (23 февраля – День защитника Отечества.)

    *Об Октябре поет Москва,

    О празднике великом,

    И слышны ее слова

    И русским, и таджикам. (7 ноября – День согласия и примирения.)

    *А я не знал, что я расту

    Все время, каждый час.

    Я сел на стул –

    Но я расту,

    Расту, шагая в класс.

    В один и тот же день

    Я становлюсь на год взрослей. (День рождения.)

    *В моем шкафу теснится к тому том,

    И каждый том на полке – словно дом,

    Обложку-дверь откроешь второпях,

    И ты вошел, и ты уже в гостях. (5 мая – День печати.)

    *Этот день

    Порохом пропах,

    Это праздник

    С сединою на висках.

     Это радость

     Со слезами на глазах. (9 мая – День Победы.)

    *Не в граните вечном и не в смальте

    Этот детский штрих из-под руки.

    Девочка рисует на асфальте –

    Пляшут разноцветные мелки.

    За своей привычною работой

    Позабыла обо всем она.

    И не замечает пешеходов,

    Так она сейчас увлечена.

    Нет в ее рисунке краски черной,

    Солнце в ярком золоте встает.

    Мир ее,

    Ничем не омраченный,

    Светится, играет и поет.

    Все мелок послушный нацарапал –

    Вдруг не так что,

    взрослые, поймем:

    Это солнце.

    Это мама с папой.

    Это я с подружкою вдвоем… (1 июня – Международный день защиты детей.)

    V. Итог урока. Выставление оценок.

    1. Чтение вывода на стр.179 учебника.

    VI. Домашнее задание (cтр. 175–179. Ответить на вопросы «Проверь себя»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка занятия и презентация по изобразительному искусству по теме: "Такие разные бабочки"

    Тема занятия: «Такие разные бабочки» Цель: способствовать созданию условий для приобщения обучающихся к искусству росписи через знакомство с приемами росписи пальцами и создания творческой ...

    Внеклассное занятие ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ

    Конспект внеклассного занятия, посвященного праздникам...

    Презентация "Такие разные праздники"

    Знакомим детей с разными праздниками...

    Такие разные праздники. День Земли (22 апреля).

    Урок - праздник. Электронная презентация прилагается.Цели: создать условия для формирования у младших школьников представления о личной сопричастности окружающему миру, для расширения кругозора и стан...

    Такие разные праздники

    Образовательная: закрепить знания детей о праздниках, познакомить  с новогодними обычаями у разных народов.Воспитательная: воспитать чувство патриотизма, любознательность.Развивающая: развить вни...

    Урок " Такие разные праздники."

    Урок окружающего мира в 4 классе по УМК "Школа России". Тема урока "Такие разные праздники"...

    Внеклассное мероприятие - игра по станциям "Такие разные праздники" Учителя: Сахарова И. В., Прокофьева М. Д.

    Мы все любим праздники! Их много, и они разные - профессиональные, государственные, религиозные и т. д. Мы решили, используя игру по станциям, рассказать учащимся начальной школы какие бывают пра...