Тема «Зимние праздники» окружающий мир 2 класс
материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Тема «Зимние праздники»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа:                                                                                        Методист:

Класс: 2                                                                                        Студентка: Савченко Мария

Кабинет:

Учитель:

Дата:

Тема «Зимние праздники»

Тип урока: Открытие нового знания

Цели:

- познакомить учащихся с зимними праздниками «Новый год» и «Рождество»

Планируемые результаты:

Личностные:

- развивать устную речь;

- развивать умение формулировать свои мысли;

- развивать внимание, память

Метапредметные:

- умение контролировать и оценивать свои учебные  действия  на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- сотрудничать в совместном  решении поставленной задачи;

- корректировать свою деятельность

Предметные:

- знать особенности Рождественского праздника в странах Запада и России;

- иметь представление о происхождении и особенностях зимних праздников;

- знать о существовании двух типов календаря – гражданского и православного, о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю

Оборудование: учебник 2 класс Плешаков А.А. 2 класс, 2 часть, стр. 24-27, презентация, раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Деятельность учителя

(содержание урока)

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный

1. Мотивационный

2. Актуализация знаний учащихся

Организация рабочего места.

Приветствие

(словесный метод)

Словесный (ответы на вопросы)

Практическая работа, групповая

Проверка

Словесный (ответы на вопросы)

Деление на группы. Упражнение.

Демонстрация. Рассказ.

Наблюдение.

Практический.

10 мин

(1сл) Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Александровна, я студентка ЧПК №1. Сегодня я у вас буду вести урок.

Учитель:

После ответа на вопрос или выполненного задания вы будете получать цветные жетончики.

Красный - молодец!

Зелёный - есть ошибка.

Жёлтый – подумай!

В конце урока подведём итог. Посмотрим, кто больше украсит нашу елочку.

А сейчас ответьте на несколько моих вопросов.

- Как изменились по сравнению с осенью лиственные деревья и кустарники? (2 сл)

- Как выглядят зимой хвойные растения? (3сл)

- По каким признакам можно узнать растения зимой? (4, 5 сл)

Перед вами лежат шишки хвойных деревьев. Соотнесите ветку с шишкой, которую вы знаете. Определите, с какого дерева она отпала. (6 сл)

- Проверка.

ДЕТИ ВЫХОДЯТ С ШИШКАМИ:              с сосновой шишкой (соответственно и с веткой дерева), с кедровой, еловой, с шишкой лиственницы. (7, 8 сл)

- Зачем нужна шишка на дереве? А зачем их так много на дереве?

- Кто питается в лесу семенами этих шишек?

- А семенами каких шишек не прочь полакомиться и вы? Семена в этих шишках называются …? (кедровыми орешками, 9 сл)

(Ядро кедрового орешка – кладень полезных веществ. Они содержат витамины роста. Всего 3 орешка в день восполнят суточную потребность в витамине Е).

Задание 1. (10 сл)

Подчеркните зимние природные явления

1. Журчат ручьи. Солнце восходит поздно и заходит рано. День короткий. Прохладно. Тает снег. Жарко. Метут метели. На небе лёгкие облака. Гололедица. Земля покрыта снегом. Солнце светит, но не греет. Идут дожди Мороз. Ледоход. Река покрыта льдом.

2. Идут тёплые дожди. Реки покрыты льдом. Снегопад. Сосна и ель зелёные. Распустились листья. Зимой дни короче ночи. 25 декабря - день зимнего солнцеворота.

Задание 2.

Подчеркните лишнее растение.

( Ель, сосна, кедровая сосна, можжевельник.)

( Можжевельник, ель, сосна, кедровая сосна, лиственница)

Вы мне рассказали о зимних изменениях в живой и неживой природе. Поэты, писатели, художники, композиторы в своих произведениях тоже описывали зиму.

(Слайды зимнего леса, звучание мелодии)

А чем ещё прекрасна зима? (праздники)

Послушайте стихотворение поэта Сергея Козлова и угадайте, о каком празднике говорит нам поэт? (11 сл)

В декабре метёт позёмка,

Мёрзнет солнышко в окне.

- Тук- тук- тук!

- Войдите!

Ёлка

Вся в снегу пришла ко мне,

Сразу в доме стало тесно,

Жутко, весело, чудесно –

Будто весь огромный лес

Через форточку залез!

- Кто из вас может назвать эти праздники?

- А кто готов показать его на календаре?

Выйти и отметить праздничный день фломастером. Сначала подумайте, в каком из них нужно будет поставить отметку?      (12 сл)

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? «Зимние праздники». Какие цели мы поставим на уроке?

(13 сл) Хорошо, а так же:

- знать особенности Рождественского праздника в странах Запада и России;

- иметь представление о происхождении и особенностях зимних праздников;

- знать о существовании двух типов календаря – гражданского и православного, о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю.

Воспринимают на слух информацию, приветствие.

Слушают.

Отвечают на вопросы

Рассматривают картинки со слайда

Анализируют, соотносят картинки

Дети выходят с выполненным заданием

Анализируют, вспоминают изученное.

Выполняют упражнения в группах

Слушают мелодию, рассматривают иллюстрации

Отвечают на вопросы, слушают, анализируют.

Работают с календарём

Формулируют тему и цели урока.

Л: принятие образа хорошего ученика.

  1. Постановка учебной задачи и ее решения

1. Решение частных задач

Объяснение, наблюдение, рассказ

Самостоятельная работа.

Работа по учебнику.

Рассказ, наблюдение.

Работа по учебнику

Наглядный метод

Фронтальная работа

Физ.минутка

Самостоятельная работа (практический)

Самопроверка

Наглядный

Фронтальная работа с классом

Наглядный

Работа по учебнику, наблюдение

10 мин

2 мин

10 мин

10 мин

- Давайте узнаем историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год.

У древних славян год начинался 1 марта, так как в это время начинались работы на полях после зимы. Такое летоисчисление шло по церковному календарю, а по гражданскому календарю славяне отмечали новый год 1 сентября. Однако это часто вызывало путаницу, определенные неудобства и даже напряженные споры. С целью их разрешения митрополитом Феогностом были приняты меры по установлению одной даты Нового года и для церкви, и для мирских людей — 1 сентября.

Откройте учебник на стр. 26 и прочитайте про зимний новый год самостоятельно в пол голоса.

- Что вы узнали нового?

- Кто установил празднование Нового года в России в зимнее время? (император Пётр I) (14 сл)

(15, 16 сл) Во время его правления расширились пределы нашей страны, укрепились её границы, появились новые города, заводы, постоянная армия и флот. По воле Петра на реке Неве построен город Санкт – Петербург – новая северная столица России. Указом императора обновился и календарь (картинки на слайде).

(17 сл) Старый Новый год – это время празднования Нового года, установленного Петром Алексеевичем, по православному календарю, который отстаёт от современного гражданского календаря на 13 дней. (стр. учебника 27)

А у меня есть ещё один календарь. Посмотрите. Чем он не похож на предыдущие календари? (православный,     18 сл) 

- Что вы заметили в нём интересного?

- Выделено ли праздничным днём 14 января?

- Почему в нём выделено 7 января?

Давайте немного отдохнем. (19 сл)

Игра « Верю – не верю» (Берём в руки ручку, листочек. Согласны - ставим «+», не согласны- «-») (20 сл)

- Верите ли вы, что с 1700 года празднуют Новый год? +

- Верите ли, что в каждом доме стали украшать зелёную красавицу? +

-… что это была сосна? -

-… что Старый Новый год празднуют 1 января? -

Проверка. Не забывайте клеить полоски на ладошку.

Перед вами картина Бориса Михайловича Кустодиева « Ёлочный торг» (21 сл)

- Каким словом можно заменить слово торг? (базар)

Рассмотрите картину.

- Что помогло художнику передать в картине ожидание праздника? (Тёплые краски, весёлая суета, многолюдье)

- Попробуйте представить себя покупателями на этом торге. Какую ёлку вы бы выбрали?

- А чем украшали ёлку в те давние времена? (Шишки, орешки, яблоки, конфеты, самодельные игрушки из ваты, дерева и многое другое). (22 - 24 сл)

Какой ещё замечательный, добрый праздник встречают люди огнями гирлянд, наряженными ёлками, ёлочными украшениями? (Рождество Христово)         (25 сл)

- Как вы думаете, от какого слова происходит название этого праздника? (рождение)

- Кто родился в этот день? (Сын божий – Христос)

Давайте откроем стр. 24 и узнаем, как отмечают Рождество в странах Запада.

- А как у нас отмечают Рождественский праздник? Кто знает, какого числа?

А ещё на небе зажигается самая яркая звезда …

Что это за звезда?– Вифлеемская? (26 сл)

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения. С 7 по 19 января.

Хорошо, молодцы!

Воспринимают на слух новую информацию.

Работают с учебником, самостоятельно читают

Слушают, рассматривают иллюстрации

Работают по учебнику

Работа по календарю, отвечают на вопросы, анализируют

Повторяют движения

Самостоятельно выполняют упражнение

Проверка по шаблону

Рассматривают картину

Отвечают на вопросы

Рассматривают картинки со слайда

Работают с учебником, рассматривают иллюстрации

Отвечают на вопросы

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: осмысленно читают

П: строят рассуждения

М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

Р.-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

П.-понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

П.-ребенок формулирует проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения;

формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся

  1. Итог урока

Словесный

Упражнение (словесный)

3 мин

Наш урок подходит к концу. (27 сл)

Закончите предложения:

- В странах Запада Рождество Христово отмечают…(25 декабря, 7января, 14 января)

- В России Рождественский праздник отмечают…(7января, 1 января, 19 января)

- Новый год празднуют…(1 января,14 января, 7 января)

- Старый Новый год отмечают…(19 января,14 января,1января)

- Что показалось на уроке важным, интересным, что удивило, обрадовало?

-Может быть, что-то осталось непонятным?

Домашнее задание. (28 сл)

Прочитать текст в учебнике (стр.24-27), ответить на вопросы

-А теперь покажите свои ладошки. Из них мы составим ёлочку. Это память о зимних праздниках. (29 сл)

Народные приметы.

На Рождество и солнце играет.

Иней на деревьях в первые три дня Рождественских праздников — к обильному урожаю хлеба.

Если в этот день тепло — весна будет холодная.

В ночь звёзд густо — густо и ягод (гороха) будет, если редко звёзды, то мало и ягод уродится.

Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайным

К сожалению, весёлые праздничные традиции не всегда присутствуют в жизни современных семей, но они делают один праздник непохожим на другой. Яркими красками помогают нам запомнить праздник. Но в каждой семье есть свои традиции встречи зимних праздников Нового года и Рождества Христова, о которых вы расскажите на следующем уроке. Ребята, наш урок подошел к концу.

До новых встреч.

Отвечать на вопросы.

Вспоминают изученное на уроке

Отвечают на вопросы

Анализируют и оценивают свою деятельнось

Запись домашнего задания.

П: строят речевое высказывание


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий зимнего праздника для 1 класса "Здравствуй зимушка-зима"

Мероприятие проводится в начале декабря.Участвуют первоклассники и ученики ,исполняющие указанные в тексте роли в ярких костюмах из 6 -х классов. Мероприятие проводитя в виде соревнования трех команд....

Конспект урока по Изобразительному искусству на тему "«Зимнее дерево». Графика." 1 класс

Конспект урока по Изобразительному искусству на тему "«Зимнее дерево». Графика." 1 класс...

Презентация к уроку мир природы и человека по теме: " Зимняя погода" 1 дополнительный класс коррекционная школа

В презентации представлены понятия: зима, снег, вьюга, метель, сосульки.  P.S. Полная версия презентации на сайте "Мультиурок"...

Презентация к уроку мир природы и человека по теме: " Зимние забавы" 1 дополнительный класс коррекционная школа

Презентация к уроку мир природы и человека по теме: "Зимние забавы" для 1 дополнительного класса по ФГОС коррекционная школа (в формате PDF)...

Открытое внеурочное занятие по программе «Истоки". Теме: «Образ праздника. Пасха» 2 класс

Занятие проводится с целью развития духовно-нравственных основ личности и коммуникативных способностей ребенка; формирование ресурса успеха при совместнойдеятельности детей и родителей; воспитание ува...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"Проект "Праздник поэзии""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: рефлексия. Цель урока: создание условий для создания проекта, посвященного празднику поэзии.Задачи урокаДидактические:Формировать навык самостоятельно находить материал на заданную тем...

Конспект классного часа по теме "Светлый праздник Пасхи" - 3 класс

Форма мероприятия: классный час.Тема мероприятия: "Светлый праздник Пасхи".Цель мероприятия: воспитание уважительного отношения к истории, культуре и традициям своего народа.Задачи мероприят...