"Удивительная жидкость – кровь. Кровь и кровообращение"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сметанина Альбина Леонидовна

"Удивительная жидкость – кровь. Кровь и кровообращение", 3 класс, УМК "Гармония" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayka_krov.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

                

                                                                                         

Конспект урока окружающий мир

Тема:  Удивительная жидкость – кровь. Кровь и кровообращение

Цели и задачи:

-сформировать целостное представление о составе крови и ее функции в организме;

-расширить знания о здровьесберегающей  культуре  младшего школьника;

-расширить  знания о системе кровообращения (основные функции крови, ее состав).

Планируемые результаты

Личностные:

-опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся, делать выбор;

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

- формировать уважительное отношение к здоровому образу жизни;

- уметь называть органы кровообращения, их функции;

- учить измерять пульс. 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник 3 класс "Окружающий мир" 2 часть (Плешаков А. А.), учебная презентация, таблица «Кровеносная система», макет сердца, карточки для работы в группах, индивидуальные карточки с тестами, тонометр, пластилин.

Этапы урока.

Методы.Приемы.

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент.

Мотивационный этап.

Словесный: слово учителя

2 мин

Доброе утро, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу.

- Сядьте ровно, проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.

Проверять свою готовность к уроку.

Приветствовать учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка учебной задачи, целеполагание.

Словесный: слово учителя

Словесный: ответы на вопросы

5 мин

Ребята, отгадайте загадку. Утром на четырех, Днем на двух, Вечером на трех. (Ребенок, взрослый человек, старик)

-Ребята, уже несколько уроков мы изучаем организм человека, узнали много нового и интересного.

-Что служит опорой тела человека? (скелет)

-Из чего состоит скелет человека? (кости)

-Чем покрыто тело человека? (кожа)

-Мягкие части тела человека? (мышцы)

-Зачем мы дышим? (питаем мозг кислородом)

-Какие органы пищеварения вы знаете? (зубы,  язык, пищевод, желудок, печень, кишечник).

-Ребята, что человек получает с пищей? (питательные вещества, витамины, микроэлементы).

-Как же эти полезные вещества попадают к нашим внутренним органам? (предположения детей… с кровью) (На доске открывается слово «кровь»)

-В каком агрегатном состоянии кровь в нашем организме? ( в жидком) (Открывается слово «жидкость»)

-Кровь- это жидкость. Что вы можете сказать о ней? (она красная, большая потеря ведет к смерти и т.д.) Молодцы, так давайте подумаем - эта жидкость простая, или  она может нас чем-то удивить? (может удивить)                                                             Открывается слово «Удивительная»

Посмотрите на слайд. Н., прочитай тему. «Удивительная жидкость – кровь»

Какие цели на урок мы поставим?(узнать из чего кровь состоит, для чего нужна кровь и как она течет в нашем организме)

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Формулировать  тему урока.

Определять цели урока.

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи.

Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Р: целеполагание;

3. Решение частных задач

Словесный: слово учителя

Практический: работа в группах по учебнику

Словесный: вопросы на ответы

Практический: работа в рабочей тетради

Динамическая пауза

Практический: работа в парах

Практический: работа  с планом

Словесный: ответы на вопросы

Практический: самостоятельная работа

Практический: взаимопроверка

3 мин

5 мин

3 мин

2 мин

5 мин

2 мин

3 мин

5 мин

-Давайте вспомним, как мы с вами добываем информацию в школе.

а) можно прочитать в книге

б) понаблюдать

в) спросить у взрослых

г) найти информацию в Интернете

д) узнать из телевизионных передач

-Еще с незапамятных времен люди заметили, что раненое животное или человек, потеряв много крови, умирали. Эти наблюдения привели к мысли, что в крови заключена жизненная сила. Многие века истинное значение крови для организма, ее состав, законы, по которым совершается кровообращение, оставались загадкой. Люди считали, что кровь бывает голубая и красная. Даже существовало понятие «люди с голубой кровью»- короли, принцы, те, кто богат. Но настойчивый ум человека всегда пытается проникнуть в тайны строения человеческого организма.

- Сегодня на уроке мы будем наблюдать, добывать информацию из учебника, узнавать информацию от учителя. Поэтому мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

Нам необходимо узнать, из чего же состоит наша кровь.(стр.32-33 «Окружающий мир» ч.2)

Каждая группа сейчас  получит «Лист планирования»

1 группа:

С.32 Дополнить предложения.

Основу крови составляет…………

Она несет всем органам……………

Она уносит от органов……………….

Красные кровяные тельца -………

Они приносят ко всем органам…

Уносят от органов………………

В этих клетках есть вещество…...

Оно придает крови……….цвет.

Задание: скатать из красного пластилина шарик, положить его между большим и указательным пальцами и слегка сдавить, чтобы получилась лепешка с вдавленной серединкой.

2 группа:

С.33 Дополнить предложения.

Белые кровяные тельца-………..

Они способны……………………

Задание: из белого пластилина скатайте небольшие шарики.

3 группа:

С.33 Дополнить предложения.

Кровяные пластинки-…………….

Они обеспечивают важное свойство крови…….

Благодаря этому свойству кровь…………..

Задание: из синего пластилина скатайте небольшие шарики.

Представители групп выходят к доске, рассказывают о своей клетке и крепят пластилиновые шарики к капле, вырезанной из бумаги. (Я креплю к доске названия клеток- эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и название жидкости- плазма)

-Ребята, в одной капле крови эритроцитов 4-5миллионов, лейкоцитов 6-8 тысяч, тромбоцитов 400 тысяч.

-Так почему же кровь красная?

-Подумайте, что происходит с лейкоцитами, когда вы болеете?

У человека 4,5-5   литров крови.

Какой вывод можно сделать? (функции крови 1.транспортная (эритроциты)

а) дыхательная (перенос кислорода )

б) питательная( питательные вещества)

2.защитная (лейкоциты))

-Что заставляет кровь течь? (сердце) Слово «сердце» исконно русское, родственно слову «середина» (давайте приложим ладонь и послушаем свое сердце)

-Чем является сердце для человека? (насосом)

-Как работает наше сердце? (сокращается и расслабляется)

-Почему наше сердце не устает? (отдыхает, когда расслабляется)

Давайте посчитаем, сколько времени ваше сердце работало и сколько отдыхало, если знать, что работает оно столько же, сколько и отдыхает. (Если 8 лет, то 4 года работало и 4 отдыхало)

-Толчки крови - это пульс. Где мы можем его ощутить, послушать?( на запястье, в углублении шеи правее и левее подбородка)

Практическая работа.

-Сейчас мы проверим свой пульс и запишем его в тетрадь.(с.11 № 26)

( в покое и после 20 приседаний)

-Кто знает, какой аппарат придумали люди для измерения пульса, а также нашего давления? (тонометр) Попробуем измерить пульс при помощи тонометра. Как легче?

-Кто знает, а как, по чем движется кровь, когда «наш насос» ее выталкивает? (предположения детей - по венам, по сосудам и т. д.)

-Сердце, вены, сосуды - это органы системы кровообращения.

Сейчас вы будете работать в парах.(Повторяем правила раб. в парах) Откройте учебник  на с.35.

-Прочтите текст учебника на с. 35, рассмотрите схему движения крови и подготовьте рассказ по плану.(План лежит на каждой парте)

                План рассказа.

1.Где кровь обогащается кислородом?

2.По каким сосудам движется кровь из сердца?

3.К чему подходят артерии?

4.Артерии разделяются на ….

5.Куда сходятся капилляры?

6.Куда кровь течет по венам?

7.Цвет артериальной крови?

8.Цвет венозной крови?

9.За какое время кровь успевает побывать во всех органах и вернуться в сердце? (27 секунд)

-Что произойдет, если мы поранимся? (начнется кровотечение) СЛАЙД 1

-Как остановить кровь? (промыть рану, обработать йодом или перекисью водорода, перевязать рану чистым бинтом, наложить жгут выше раны - рука не более 20 минут, другие части тела не более 1,5 часов) СЛАЙД 2

-Если человек потерял много крови, что ему делают в больнице? (переливание) СЛАЙД 3

-Кто такой донор? (человек, сдающий кровь-«даритель»)

-Можно ли хранить кровь какое-то время? (да, консервируют и хранят несколько месяцев) СЛАЙД 4

-Что должен знать каждый человек о своей крови? (ее группу- их 4)

-Какие болезни сердца, крови  вы знаете? (гипертония- кровь идет с большим напором, малокровие- (анемия), местное или общее уменьшение нормального количества крови или одной из главных ее составных частей.  Возникает или от потери крови при травме, плохого питания, жизни в темных, душных подвалах. Признаки: бледность кожи, слабосилие. СЛАЙД 5

-Как следует заботиться о сердце? (прогулки, занятия спортом, танцами) СЛАЙД 6                           

Сейчас вы будете работать самостоятельно, у вас на партах лежат листочки. Подпишите их. Вам надо будет обвести ручкой тот вариант ответа, который вы считаете правильным.        

1.Дыхание и питание клеток в организме обеспечивается:

а) нервами;

б) кровью.

2.Красной делают кровь:

а) лейкоциты;

б) эритроциты;

в) плазма.

3.Борются с инфекциями, ядами, микробами:

а) лейкоциты;

б) эритроциты;

в) тромбоциты.

4.Помогают остановить кровь при порезах и ранах:

а) лейкоциты;

б) эритроциты;

в) тромбоциты.

5. У взрослого человека крови:

а) 4,5-5 литров;

б) 2,5-3 литра;

в) 6,5-7 литров.

6. Кровеносную систему человека составляют:

а) сердце, трахея, легкие;

б) сердце, сосуды, легкие;

в) сердце, вены, сосуды.

Поменяйтесь листочками друг с другом. Сравните работу вашего соседа с работой со слайда.

Ключ к тесту.(1.б, 2.б, 3.а, 4.в, 5.а, 6.в)

Отвечать на вопросы.

Анализировать текст.

Повторять правила работы в группах.

Работать в группах.

Дополнять предложения.

Катать шарик из красного пластилина

Дополнять предложения

Катать шарик из белого пластилина.

Дополнять предложения

Катать шарик из синего пластилина.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Выполнять

физические упражнения.

Отвечать на вопросы учителя.

Повторять правила.

Рассматривать схему движения крови.

Работать с планом.

Отвечать на вопросы.

Выполнять самостоятельную работу.

Проверять работы.

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме;

К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме;

П: развитие умения анализировать познавательный объект;

П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи;

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме;

П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи;

П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи;

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме;

К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

4. Итог урока.
Рефлексия.

Домашнее задание.

Словесный: слово учителя

5 мин

- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

-В начале урока вы ставили перед собой цель узнать о составе крови и ее функции.

-Что вы узнали?

-Считаете ли вы сведения, полученные на уроке, важными для вас?

-А где эти знания пригодятся в жизни?

Домашнее задание

- Откройте дневник, запишите домашнее задание. Стр.32-36 в учебнике, вопросы на стр.36, № 1–2 . Откройте учебник, просмотрите вопросы, кому не  понятно задание, поднимите руку.
- Всем спасибо за урок, с вами было приятно работать.

Отвечать на вопросы.

Проводить самоанализ.

Записывать домашнее задание.

Л: определяют личностный смысл изучения темы;

Р: умение давать самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительная жидкость- кровь.

Урок по окружающему миру в 3 классе (УМК Гармония) с использованием исследовательской технологии....

Организм человека: "Удивительная жидкость кровь", 3 класс УМК "Гармония"

Презентация создана к уроку оружающего мира в 3 классе УМК 2Гармония" (Пошлазова) по теме "Организм человека: удивительная жидкость кровь"....

Урок окружающего мира по теме" Кровь. Система кровообращения" с использованием интерактивной доски.

Тема урока  Кровь. Система кровообращения.Задачи урока: познакомить учащихся с составом крови и ее функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения; продолжить формирова...

Урок по окружающему миру с использованием ТКМ по теме:«КРОВЬ. ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ».

Тема урока: «КРОВЬ. ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ». Место урока в теме: изучение нового материалаЦель: познакомить детей с органами системы кровообращения; дать представление о работе сердца, крове...

Удивительная жидкость - кровь.

Презентация к уроку....

Методическая разработка по окружающему миру по теме Бесценная жидкость - кровь.

Данная методическая разработка позволит учителю наглядно объяснить учащимся, что такое "кровь", рассказать о составе и группах крови,  о малом и большом круге кровообращения и о работе ...

Окружающий мир 3 класс УМК «Гармония» Тема: Удивительная жидкость – кровь. Кровь и кровообращение

Окружающий мир 3 классУМК «Гармония»Тема:  Удивительная жидкость – кровь. Кровь и кровообращение...