Вода - это жизнь. Пьеса для экологического театра.
план-конспект по окружающему миру на тему

 Решение проектной задачи принципиально требует коллективно-распределенной деятельности учащихся — работы в группах (в отдельных случаях в парах). При этом проявляются умения (или неумения) планиро­вать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. В рамках проектной деятельности в классе создан "Экологический театр". Я предлагаю вашему вниманию пьесу экологической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

1

Вода - это жизнь.

Пьеса для экологического театра.

ЦЕЛЬ: осуществление интегрированного подхода в процессе экологического воспитания (связь с музыкой, театром, литературным словом).

ЗАДАЧА: использование занятия в театральном кружке как средства морально - этического и нравственного воспитания.

ОБОРУДОВАНИЕ: - грамзаписи песен Ю.Чичкова "Это называется природа" Дубровина "Песня о царе Горохе"9

  • глобус
  • планшет
  • картины из серии "Природоведение", "Пустыня" , "Весной" и карточки-силуэты
  • животных (выхухоль, лось, лиса), птиц (утки),рыб (вьюн),насекомых (комары)
  • 3-х литровая банка с водой, стакан, пипетка

  • шнур 20 метров
  • розетки с дольками яблока и сухофруктами
  • листы промокательной бумаги
  • карточки "Азбука для тех, кто решил действовать" (материал книг «Экологическа азбука»)

-        стебли комнатного растения огонька

Звучит песня Ю. Чичкова "Это называется природа" .Ребята рассаживаются группами по 6 человек. Отдельно размещаются "корреспонденты".

Ученик:

О люди, мыслю я,

У всех у нас есть мать одна

По имени природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки

В душе ее прекрасные черты

Поля, луга, леса, моря и реки .

Три плода у природы есть:

Вода, земля, и воздух - три ее основы.

Какая бы ни грянула беда - целы они,

Все возродится снова

Учитель:

Поэт назвал три плода природы: землю, воду, воздух. Темами наших уроков были : "Земля и жизнь", "Воздух и жизнь". Прочтите в рабочих планшетах тему занятия "Вода и жизнь

Учитель:

Вода - одно из самых главных богатств Земли. Какое значение она имеет для растений, животных и человека? Пожалуйста, рисунками (карточками) дайте ответ на этот вопрос в планшетах (проверка задания по группам).

1 .Используют для питья

2. Полив растений

  1. Купание, стирка
  2. По лучение электричества

5.Источник атмосферного кислорода (чтобы растение выделило кислород, нужна вода) 6. Для сложных биохимических реакций организма .

Учитель:

Рассмотрите таблицу, сравните с планшетами. Что еще вы можете назвать?

1-й корреспондент:

Я прочитал заметку "земля теряет воду". В ней написано : "Всемирный банк ударил в колокол, по его расчетам грядет безводный век. Население должно увеличится на 45%,запасы воды лишь на 10%.Например,жители Москвы очень расточительно обращаются с водой. Они потребляют 600-700кубометров воды, а норма в Европе -160.И уже весной москвичам придется столкнуться с нехваткой воды ..."

2-й корреспондент :

Трудно поверить, что воды может не хватать. Более 70 % Земного шара покрыто водой.95%-это моря и океаны; 4%- льды Арктики и Антарктиды; 1%- составляет пресная вода.

3-й корреспондент :

А как эти проценты увидеть - понять?

Учитель:

Давайте выразим количество воды в условных мерках.

Опыт - демонстрация:

3-х литровая банка - столько всего воды. Но вода бывает соленая и пресная. Ту воду, которую можно было бы пить пресную (воду рек, озер, родников) - всего-то наберется в полстакана. Но и здесь есть вода загрязнена. Из нее - питьевой воды - пипеткой можно взять, а из нее - только капельку

Вода - главное связующее звено между живым не живым. Она пронизывает все вокруг.

4-й корреспондент:

У животных она составляет половину массы. У утки -400 гр. воды на 1кг веса тела, у коровы -600 гр. А у медузы еще больше: из 100 гр. ее массы -99 гр. - вода.

5-й корреспондент :

В овощах и фруктах так много влаги, что они делаются легкими, если их высушить. В картофеле и мясе в 1 кг веса-700гр.воды. Известна история : путешественник - исследователь Севера -Папанин, попросил инженеров Института питания сделать такой обед, которого хватило бы на полтора года, и он бы ничего не весил. Взяли тонны мяса, овощей, фруктов, громадные котлы борщей, супов и выпарили из них воду. Без нее вся провизия поместилась в несколько десятков жестяных банок.

Учитель :

Давайте убедимся, что это возможно. ("Корреспонденты возвращаются за столы, раздают розеточки с дольками яблока и сухофруктами).

Не большой островок природы в классе - наш аквариум. Он заселен рыбками.(Дети отвечают, называя рыбок и растения)

Как одним словом их назвать? (водные).Картина озера.

3

Какие еще растения вы можете назвать (лилия, кувшинка) по картинке.

Вывод: Жизнь этих растений зависит от воды.

Дети, на ваших столах стебель с листочками комнатного растения огонька. Докажите, что в нем есть вода.(Размять на промокательной бумаге... /'промокнуть" излом).

Учитель :

Как ухаживать за этим растением? (поливать через день).

Как мы его можем определить ,если оно требует постоянного ухода? (Влаголюбивое)

Назовите такие растения. (Кактус, алоэ).

Почему у одного такие мясистые листья, а у другого их вообще трудно найти? Как они изменились? Почему? (Это растения пустынь. Картина)

Мы с вами, ребята, уже знаем, что в природе живые организмы связаны между собой и со средой обитания, образуя экосистему.

Рассмотрите, дополните экосистемы и расскажите, как связаны с водой растения и животные пустынь.

Демонстрация экспоната. Веревка - 20м - корень

Учитель:

Вода является "домом " для множества растений и животных обитающих в прудах, реках, озерах, морях. Немало растений и животных живут у воды Ребята будут рассказывать о живом мире, а вы обратите внимание на особенности питания, что едят.

Учитель:

Итак, можем мы сказать, что все живое и неживое в целом экосистема? (все они связаны с местом обитания - озером).

Можно проследить связи между собою

Пирамида питания        г.   выхухоль

цепи        рыба

комары - личинки

Учитель:

В природе между ними должно быть подвижное равновесие.

Кто сможет выстроить экологическую пирамиду численности? (можно на доске построить экопирамиду).

Учитель :

Как может разрушиться пирамида? (выпадает звено - погибнет один вид).

Вывод:

Каждое живое существо - звено огромного мира. Уничтожитьодно - разорвать цепочку экологического равновесия.

Учитель:

Все бы хорошо, да не всегда ладит человек с природой.

Не в каком - то царстве, а у нас в государстве, у озера Силач, где как раз коллективные сады разместились...(думаете сказку вам рассказываю? Нет, это присказка, а сказка впереди).

(Звучит песня " О царе горохе...")

Горох:        Отчего не весела, царевнушка, голову повесила? о чем кручинишься?

Несмеяна:      Ой - ой - беда, папенька - царь Горох, в царстве твоем Кто - то губит все живое. Меньше стало рыбок, птичек, бабочек и зверушек поубавилось. Лица белого омыть нечем. Обрадовалась я дождичку, поспешила под его веселые капельки, да только сарафан потом сменить пришлось - весь в дырочках стал, знать ядовитой воды напились тучки, кислотные, вредные дожди - оказались.

Горох:        Знаю, знаю, настроили люди заводов, электростанций, сжигают они топливо и

выбрасывают в воздух (с клубами дыма, да пара) отходы - сернистые газы. Растворяются эти газы в капельках воды и превращаются в кислоту. Соберутся капли в тучу и проливаются па землю губительным дождем.

Несмеяна:       А уж про озеро и говорить нечего. Водоросли мелкие, рачки умирают от вредных веществ; гибнет рыба. И нечем скоро будет питаться птицам и животным. Прямо экологическое бедствие.

Горох:        Знать Яга - Костяная нога безобразит, много от нее горя видывали. О, слышишь, опять над озером летает.

Горох:         Яга, приземляйся, приземляйся...

Яга:


Здорово, соколик, царь - батюшка. Гневаться изволишь?

Горох:        И чего это ты дряхлая, все летаешь, да летаешь над водоемом? Не знаешь разве Указ я издаю: Запрещаю использование двигателей, так как они выделяют выхлопные газы, а в них вредный свинец, который остается в воде и через 100 лет, и губит все живое.

г*

Яга        Не сердись, не гневайся, царь - Горох. Давно моя метла работает от ветра. Смотри лучше,

что мои  Кикиморки у воды набрали. Твердые отходы называются: пакеты, бутылки, бумага, очистки -пищевые отходы. Возьми - ка мои очки, смотри, что на дне видишь?

Горох:


Трубы какие - то, стекло битое, металлолом, да бетон...

Яга:        Это, Царь, строительный мусор. А я знаешь сама, свою избушку на курьих ножках сколько

лет не ремонтирую?

Несмеяеа:      Папенька Горох, а это что такое? (" кость ").

Горох:        Ясно чьих рук дело. Чудо - Юдо трехглавое хулиган. Пора его приструнить. Пойдемте к Юду. Ишь, удумал трехэтажные хоромы строить, а концы, мусор воду сбрасывать. (Поляна, Юдо сидит, чем-то хрустит).

Горох:        Здравствуй трехглавое, давай отчет, зачем озеро загрязняешь? Рыба гибнет, растения отмирают, озеро мелеет. А костей, насорил по берегам.

Юдо:        Это недоразумение. Я и мяса давно не ел. Мясоедом был мой папаша, а я - вегетарианец.

Вот видишь, репа, морковка, клюква в сахаре. Это мой обед и чувствую себя превосходно. Думаю еще ЗООлет проживу. А уж добрым я сиал - просто страсть. Берите, угощайтесь, без вредных веществ, без нитратов.

Юдо: А тебе Несмеянушка, я цветов нарвал:  ирисы, ландыши, колокольчики, купальницы, мать - и -

мачеха.

( Появляется Иванушка)

Иван:        Народу, народу сколько. Здравствуйте царь, Несмеянушка, ребята. Знать опять беда

приключилась в царстве? (отвечают).

Иван: Помогу, чем смогу. А вот за цветы тебя, Дракоша, надо, наказать. Не имеешь права эти цветы рвать!

Юдо: Это почему?

Иван: У ребят спроси почему? ( Они записаны в красной книге, т.к. их мало и они могут исчезнуть с лица земли).

Яга:        Птичек надо охранять, змей, бабочек, а я , кто меня будет охранять? Про меня что в книге

сказано?

Иван:

сберечь.


Ты существо сказочное, если есть на земле заповедник сказочный, значит можно и тебя

Яга:        А заповедник это кто?

Иван:        Эх, бабуся, это что. Ребята, кто ответит на вопрос Ягуси? (Ответ).

Яга:        На- ко, испей водички, соколик, небось все мозги закипели от великих знаний!

Иван:         Не спеши, бабушка. Прежде чем воду пить из водоема, надо ее следовать! Прежде всего рассмотреть!

Яга:


И что?

Иван:        Вода должна быть ( спрашивает ребят - прозрачная,светлая).

Яга:        И всего - то!

Иван:        Должна быть без запаха (Яга нюхает).

Яга:        А теперь все?

Иван:        Лучше всего ее прокипятить

Яга:        А если сил нет ждать? Как быть? ( Ребята отвечают - отфильтровать: через платок, песок,
уголь).

Яга: Все, замучил, не буду пить из озера, слышишь, ручеек. Из него напьюсь. ( Запись: капает вода)

Дети отвечают.

Юдо:        Какие развитые, ребята! Все знают!

Иван:         Да нет, мы только учимся. Мы еще только азбуку экологических знаний проходим. Хотите с нами поработать? Вы и сами найдете ответ, что надо сделать, чтобы беречь воду!

  1. Закрывайте плотнее водопроводные краны, чтобы из них не капала вода.
  2. Экономь воду, когда моешь посуду или стираешь.
    3 Чистишь зубы - воду бери из стакана

4. Лучше в доме иметь 2 крана: один - брать воду для стирки, 2-для питья.

Несмеяна:     Ребята, так может мы все вместе и на вопрос ответим то же озеро замусорил, забросал его грязными отходами, извел рыбу, птицу? ( ответ - сами люди).

Ученик:       И знают люди про свои беды, пишут об этом в газетах, а справиться не могут
Яга:        Может заповедник сделать
9

*

Царь:       Может близко к озерам не подходить! Издать указ и точка.

Учитель:        Трудный этот вопрос. Давайте над этим подумаем вместе Может и мы сможем помочь взрослым. Приносите к следующему занятию рисунки - проекты " Как сберечь озеро". Чтобы могли мы любоваться Уралом - батюшкой, его богатой природой. Чтобы смогли мы утром выпить из крана стакан чистой воды. И послушать голоса, веселые голоса окружающей природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пьесы для детского театра

Очень интересный поучительный спектакль!...

Конспект интегрированного занятия на тему: «Значение воды для жизни на Земле» в рамках проекта «Экологическая радуга»

Актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Ценность идеи грамотного использования природных богатств, ресурсосбережения осознаетс...

Экологическая игра "Вода - это жизнь"

Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.Задачи:1) информирование учеников о важности охраны и сохранение ресурсов пресной воды и водных ресурсов в целом;2) расширение знаний детей ...

Пьеса для кукольного театра

Пьеса на татарском языке для младших школьников....

Пьеса для кукольного театра

Пьеса на татарском языке для младших школьников....

Экологический урок по теме «Вода – наша жизнь!»

Цель урока: - Экологическое воспитание подрастающего поколения; показать необходимость воды для всего живого на Земле; научить детей бережно относится к воде....

Методическая разработка классного часа "Вода - источник жизни. Ценность воды" для детей с ОВЗ. Экологическое воспитание.

Методическая разработка классного часа "Вода - источник жизни. Ценность воды" для детей с ОВЗ, имеющих умственную отсталость в рамках "экологического воспитания".  Данная разр...