Конспект интегрированного занятия на тему: «Значение воды для жизни на Земле» в рамках проекта «Экологическая радуга»
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Буянкина Валентина Юрьевна

Актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Ценность идеи грамотного использования природных богатств, ресурсосбережения осознается обществом все в большей степени. Речь идет уже не просто о необходимости получения экологических знаний, а о формировании экологической культуры – системы ценностей и моделей поведения, которые лягут в основу отношения подрастающего поколения к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115

г.о. Самара

Конспект

интегрированного занятия на тему:

«Значение воды для жизни на Земле»

в рамках проекта «Экологическая радуга»

Выполнила

Буянкина Валентина Юрьевна

                                               

2014г.

Цель:

- актуализация и систематизация знаний детей о значении воды для жизни на Земле.

Коррекционно-образовательные задачи:

- формировать познавательный интерес к окружающему миру;

- уметь обобщать данные и делать выводы.

Коррекционно-развивающие задачи:

 - развивать логическое мышление;

 - развивать устную связную речь воспитанников.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать культуру общения.

Технического оснащения: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Программное обеспечение: операционная система Windows XP , текстовый процессор Microsoft Word.

Видеоролик «Значение воды для жизни на Земле»

Организационный момент

Воспитатель

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас  на занятии. И поэтому приготовила вам интересные задания. А начнём мы с загадки.

Вводная часть

Слайд 1  

Чтение стихотворения-загадки воспитанником

 

Спросил на днях малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты? – она в ответ:

- Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу,

Росой искрилася поляна.

- Откуда ты? – спросил росу.

- Поверь – и я из океана.

- Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донёсся шёпот: « Знай, малыш,

И я пришла из океана!

 

Воспитатель

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке и в слезинке,

И в дождинке, и в росинке –

Нам откликнется всегда

Океанская … ( вода )

 

- Как вы думаете, о чём пойдёт наш разговор?

Воспитанники

- О воде

 Воспитатель

- Тема нашего занятия: «Значение воды для жизни на Земле»

Слайд 2    

Основная часть

Воспитатель

- Вспомните всё, что вам известно о значении воды для жизни на Земле.

Воспитанники

- Вода необходима для жизни всего живого.

- В воде живут разные животные.

- Без воды не будут расти сады,  колоситься поля.

Воспитатель

- Составьте с этим, словом предложения.

Воспитанники

- Вода вокруг нас.

- Океаны, моря, озёра, реки – это вода.

- Вода – это туман, роса, дождь, лёд.

- Вода испаряется и замерзает.

- У воды нет ни вкуса, ни запаха.

- Берегите воду.

Воспитатель

- Вашим ответам близка работа Еремина Гриши

Презентация работы  «Вода в природе. Свойства воды»

Слайд 3          

Слайд 4        Название воды произошло очень давно. Водой называли любую влагу, которая необходима для жизни людей, животных и растений.

Слайд 5             На Земле вода есть в океанах и морях,

Слайд 6             в озёрах и реках,

Слайд 7             в ручьях и болотах,

Слайд 8             в росе и тумане.

Слайд 9            Дождь, снег и лёд – это тоже вода

Слайд 10         Свойства воды: жидкая и прозрачная,

Слайд 11         без запаха,

Слайд 12         бесцветная,

Слайд 13         не имеет вкуса.

Слайд 14         Вода растворяет, замерзает, испаряется,

Слайд 15         не имеет форму,

Слайд 16         она течёт.

Слайд 17     Давайте назовём ключи к свойствам воды.  Прозрачная, не имеет вкуса, формы, бесцветная, не имеет запаха, течёт, растворяет, испаряется, замерзает.

Воспитатель

-  Спасибо. Очень интересно рассказал о свойствах воды Гриша и сделал правильный вывод.

Игра «Цепочка».  По очереди каждый из вас даёт характеристику воды.

Воспитанники

- Вода речная, морская, грязная, солёная, пресная, колодезная, ледниковая, ключевая, родниковая, талая, холодная, горячая, кипячёная, отстоянная, прозрачная и т.п.

Воспитатель

- Молодцы. Вы были внимательны, и каждый дал свой ответ.

Вспомним, какие есть источники воды на Земле?

Воспитанники        

 - Океаны, моря, реки, озёра, родники, каналы, водопады, айсберги.

Воспитатель проводит эксперимент (очень быстро раскручивает  глобус)

- Какого цвета вам кажется глобус?

Воспитанники

- Голубого.

Воспитатель

- На глобусе голубым цветом обозначают воду. Почему на глобусе много голубого цвета?

 Воспитанники

- Много воды.

Воспитатель

- На Земле действительно очень много воды. Посмотрите презентацию, которую подготовил Щёлоков Серёжа.

Презентация работы  «Вода в жизни человека, растений и животных»

Слайд 19      

Слайд 20      

  Слайд 21    Вода не только «поит», но ещё и кормит. По морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов.

Слайд 22    Вода «добывает» электрический ток,  работает на электростанциях. Поэтому в наших домах светло, мы пользуемся электротехникой.

Слайд 23    

Слайд 24    Представь, что на Земле вдруг пропала вся вода. Вот как тогда выглядела бы наша планета. Неприятное зрелище, не так ли?

Слайд 25       Без воды человек может прожить только 3 дня.

Слайд 26        

  Слайд 27      Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды

           

Слайд 28     Вода – одно из главных богатств на земле

Воспитатель

- Данила, в твоей презентации было много интересного и  познавательного материала. Спасибо тебе.

Физкультминутка

 

Рано утром солнце встало,                  (ходьба на месте)

Всем лучи свои послало                      (потягивание)

Вдруг повеял ветерок                          (кисти рук на плечи )                                        

Небо тучи заволок                               (круговые движения локтями)

                                                               

И деревья закачал                                (руки на пояс повороты в стороны)

Дождь по крышам застучал               (частое притопывание на месте)

Барабанит дождь по крышам            

Солнце клонится все ниже                 (руки на поясе, полуприседание с вытягиванием рук вперёд)

Вот и спряталось за тучи                  (руки в замок за голову, прогнуться назад)

Ни один не виден лучик                    (разведение рук в стороны вверх)

 

Воспитатель

- Кажется, на Земле очень много воды, а вот нужной не хватает. Ребята, мы пьём воду солёную или пресную? (ответ)

Человек не может пить солёную воду, а её-то как раз на Земле намного больше, чем пресной.

Предлагаю решить задачу.

Задача

 При утечке из крана воды за сутки набирается одно ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю? (Ответы детей)

1 сутки – 1 ведро

7 дней - ?

1ведро × 7 дней = 7 вёдер (показать наглядно сколько это)

Воспитатель

- Какой вывод?

Воспитанник

- К воде нужно относиться бережно.

Воспитатель

- Я  хочет рассказать вам сказку.

Сказка

  Жила – была прекрасная, белокурая ромашка. Рано утром она вставала и расправляла свои лепестки после долгого сна. Вдруг, однажды, что-то задрожало на ее желтеньком личике. Это капелька росы щекотала ей нос. Ромашка засмеялась, и капелька упала в ручеек. Веселый, быстрый ручеек понес ее вдаль, к бурной реке. Капелька плыла долго – долго и приплыла в море. Здесь она нежилась на солнышке, и у нее на душе стало так легко – легко, что она оторвалась от воды и испарилась, полетела ввысь. А высоко в небе уже кружились миллионы других капелек, которые тоже превратились в пар. Их становилось все больше и больше. Затем они собрались в большие пушистые облака. Капелек было так много, что им стало тесно, и они стали друг друга толкать. Разгневанная туча выгнала непослушных драчунов обратно на землю. И полетели капельки вниз.  А в это время наступила зима. Наши капельки, падая на землю, превращались в белоснежные снежинки. Потом выглянуло солнышко и растопило  снежинки. Они превратились опять в капельки. Капельки собрались в ручеёк…

- Кто продолжит сказку?

Воспитанник

- ручей впадает в реку, а река в море. Солнце греет воду, и она испаряется. Превращается в пар. Пар поднимается, вверх образуя облака. Облака собираются в большие тучи, и идет дождь.

Воспитатель

- верно. Это называется: круговоротом воды в природе.

Воспитатель

- Ребята, а сейчас попробуйте  рассказать о круговороте воды в природе по схеме.                            

Слайд 29    

(ответы воспитанников  по схеме)

Воспитатель

- Ребята,  составьте   картинке в нужной последовательности

Слайд 30    (работа с интерактивной доской)

Воспитатель

- Ребята, мы видели круг (обвести схему рукой) воды в природе.

О воде придумано много пословиц и поговорок. Давайте мы  вспомним некоторые из них.

Воспитанники

Слайд 31      Не плюй в водицу, сгодится напиться.

Слайд 32     Под лежачий камень вода не течёт.

Слайд 33      Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Слайд 34     Воду в ступе толочь, вода и будет.

Слайд 35       Не зная броду, не суйся в воду.

Слайд 36       В воде не тонет, и в огне не горит.

Слайд 37      Замолчал, как воды в рот набрал.

Воспитатель

- Ребята, вам всем знакомо народное творчество. Вы меня этим очень порадовали.

Я хотела-бы провести с вами блицтурнир. Я задаю вопрос, а вы на него быстро отвечаете.

- Не умыться, не напиться

Без воды

Листику не распуститься

Без воды

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек!

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

Вывод:

 

Воспитанник

- Вода – это жизнь!

Воспитатель

- Какое значение имеет вода для жизни? Докажите.

Воспитанники

- Вода – это жизнь, красота и здоровье.

- Вода – помощник человеку (питье, пища, умываемся, купаемся, стираем).

- Вода – удобная дорога.

-Вода – важный помощник для человека. На воде строятся гидроэлектростанции, а это – электричество.

Воспитатель

- В каких трёх состояниях бывает вода?

Воспитанник

- Жидком, твёрдом, газообразном.

Воспитатель

- Что будет с человеком, если его организм не получит достаточного количества воды?

Воспитанник

-Человек погибнет.

Воспитатель

- А что можете сделать вы сейчас для охраны водоёмов?

Воспитанники

- Не загрязнять окружающую среду.

- Отдыхая на природе убирать за собой мусор.

- Разъяснять людям о бережном отношении к воде.

Воспитатель

- Что будет дальше, если мы не будем беречь воду?

Воспитанник

- Всё живое на Земле может погибнуть.

Воспитатель

- Ребята, вы правильно отвечали на занятии.

Заключительная часть

Слайды 38… (32-49)   Воспитатель

- Закончить нашу встречу я хочу такими словами:  «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете»

Антуан де Сент – Экзюпери