Конспект урока ОРКиСЭ на тему Значение труда в жизни человека и общества»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Нагимулина Анастасия Равилевна

Цели деятельности учителя: показать значение труда и профессии в жизни человека

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkise_znachenie_truda_v_zhizni_cheloveka_i_obshchestva.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Значение труда в жизни человека и общества»

Цели деятельности учителя: показать значение труда и профессии в жизни человека

Планируемые результаты

Предметные: Находить связь между изучаемым материалом и собственным опытом, анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять поиск нужной информации,  понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Личностные: формировать  первичные умения по оцениванию ответов одноклассников на основе заданных критериев  оценивания учебной деятельности; формировать представления о ценности труда человека, прививать любовь к труду и уважение к людям труда.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: презентация, раздаточный материал


Этап урока  

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

 УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

М: словесный

1 мин

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Равилевна, и сегодняшний урок мне бы хотелось начать с высказывания:

«В труде — красота человека!» как вы понимаете это высказывание?

Приветствуют учителя

- Здравствуйте!

К: планирование сотрудничества с учителем

II.Актуализации знаний  и мотивация

М: словесный

2 мин

Хорошо, а как вы считаете, что такое труд?

Труд-

  1. Целенаправленная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей
  2. Работа, занятие

В нашей стране работают миллионы людей различных профессий. Все, что нас окружает, - дома, заводы, мосты, автомобили, комбайны, самолеты – изготовлено руками людей.

А какие виды труда вы знаете?

Замечательно, а что такое профессия?

- Ребята, люди каких профессий работают в нашей школе?

 А какие профессии у ваших родителей?

- Труд – основа жизни, источник могущества страны.

- умственный, физический, художественный

- Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность.

Л: включение в учебную деятельность

III.Постановка учебной задачи

М: словесный

(беседа)

Наглядный

(показ презентации)

3 мин

Давайте представим жизнь без труда: в школе, на поле, в магазинах, на производстве никто ничего не делает. Что бы произошло?

Не работает электрик?

Не пришел на работу пекарь?

Врач взял отпуск прямо во время операции?

Чтобы жить, нужно трудиться. Каждый человек еще в школе обдумывает, какую профессию он выберет. В школе вы учитесь работать. Основной труд для вас – это учеба. Как нужно учиться?

 Как понять пословицы «Землю красит солнце, а человека труд», «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»?

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Какие цели мы себе поставим?

Отвечают на вопросы, заданные учителем

Ставят цели и задачи урока

- Значение труда в жизни человека

-Определить роль труда в жизни человека, познакомиться с профессиями

Л: самоопределение к деятельности

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV.Открытие нового знания

М: словесный (рассказ, беседа), наглядный (показ презентации)

Физминутка

17 мин

2 мин

У каждого из вас на парте лежат листы с текстом. Возьмите их и соедините название профессии и место работы человека.

мастерская                          кухонный работник

столовая                              столяр

почта                                    швея

стройка                                почтальон

ателье                                  строитель

Поменяйтесь тестами, проверьте друг у друга.

А теперь посмотрим на экран

(проверка на экране)

Прочитайте стихотворение, представленное на слайде

О каких профессиях говорится в стихотворении? Что вы можете сказать об этих профессиях? Кто из вас встречал представителей этих профессий? Хотел бы кто-либо из вас сам стать представителем какой-либо из этих профессий? А что можно сказать о запахах, принадлежащих к одному или другому виду деятельности? Так ли на самом деле пахнут ремесла? А почему бездельник никак не пахнет?

Молодцы, ребята

Все профессии делятся на 5 групп

 «Человек – человек»: У профессий этой группы один предмет труда – человек. т. е. люди этих профессий работают с людьми (секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, гид-переводчик, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач, учитель.)

«Человек – природа»: Относятся все профессии, связанные с живой  и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за растениями и животными (геолог, метеоролог, пекарь, лесник, эколог, зоотехник, доярка, агроном, растениевод).  

«Человек – техника». К этой группе относятся профессии связанные с производством. Работа с любой техникой, от космических ракет, до наковальни и молота кузнеца (электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, арматурщик, столяр, моторист-рулевой, пилот, водитель, токарь).

«Человек – художественный образ»: К этой группе относятся        профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно – художественной деятельностью (скульптор, художник, портной, , гончар, паркетчик, фотограф, композитор, артист, дирижер,  поэт, певец).

«Человек – знаковая система»: К этой группе относятся                    профессии, которые связаны с использованием устной и письменной речи, работа с документами, цифрами (программист, экономист, фармацевт, радиооператор, стенографистка, чертежник, бухгалтер)

Чтобы немного расслабиться и освежить ваши знания, давайте поиграем. Сейчас перед вами появятся слова, буквы в которых нужно переставить так, чтобы получилось новое слово, обозначающее ту или иную профессию.

  Приглашаю вас в  путешествие по миру профессий.  К людям какой

  профессии, относятся изображения,  которые вы видите сейчас на

  экране

 Слайд № 1– профессия водитель.

  Вопросы к слайду:

  - Чем занимается водитель? Какими качествами он должен обладать?

  (Дети объясняют, что нужно знать и уметь,

  чтобы быть водителем)

  Слайд №2 – профессия учитель.

  Слайд №3 – профессия капитан корабля.

  Слайд №4 – профессия повар.

  Слайд №5 – профессия космонавт.

Попробуем составить небольшое высказывание  « Кем бы тебе хотелось быть?», используя свои знания об этой профессии.

Алгоритм: Я хочу быть…, потому что…
Игра «Угадай профессию».

Задание заключается в том, чтобы по нескольким словам угадать задуманную профессию.

Стопка ученических тетрадей, указка, классный журнал. (Учитель)

Самолет, небо, высота. (Летчик).

Сумка, газета, письмо. (Почтальон).

Комбайн, поле, зерно. (Комбайнер).

Дом, кирпич, цемент. (Строитель)

Книга, полки, читатель. (Библиотекарь).

Градусник, витамины, белый халат. (Врач)

Кастрюля, кухня, вкусный обед. (Повар)

Работают в парах

Высказывают свои предположения

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение второстепенной и основной информации

Р: саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

V.Первичное закрепление во  внешней речи

М: словесный(беседа)

2 мин

Давайте повторим:

-На какие пять групп делятся все профессии?

-Какие виды труда вы знаете?

Игра «Вопрос-ответ».

-Какой транспорт используют в уборке урожая?

-Какие овощи собирают люди на полях, огородах?

-Что получают из зерна? Из муки?

-Какую продукцию получают на фермах?

Игра «Что было бы, если бы…?»

-Люди не собирали урожай?

-Не поливали огород, сад?

-Не кормили бы животных?

-Не наводили порядок в сёлах, городах?

Настоящий мастер потому и настоящий, что работает на совесть. Труд его приносит людям радость. И тогда люди говорят спасибо мастеру:

Сапожнику – за … (удобную обувь).

Строителю – за … (уютное жилье).

Парикмахеру – за … (аккуратную прическу).

Врачу – за … (помощь людям).

Уборщице – за … (чистоту и порядок).

Портному – за … (красивую одежду).

-О какой профессии вы мечтаете?

Психогеометрический тест.

- А кем хотите стать вы, когда вырастите? Очень трудно правильно сделать свой выбор. В этом нам поможет следующий тест.

На доске геометрические фигуры. Я предлагаю выбрать вам одну из пяти фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник , круг, зигзаг.

Интерпретация:

Квадрат. Трудолюбие, усердие, выносливость, терпение делают Квадрата высококлассным специалистом.

Треугольник. Это форма символизирует лидерство. Треугольник очень уверенный человек. Активен и вынослив. Больше подходит деятельность с быстрой сменой действий: менеджер, директор и руководители разных уровней.

Прямоугольник. В период выбора профессии учесть свой собственный интерес. Прямоугольники легко усваивают все новое.

Круг. Это мифологический символ гармонии. Самый доброжелательный из пяти форм. Им открыт путь во все профессии, связанные с межличностными отношениями: педагоги, врачи, воспитатели, психологи.

Зигзаг. Им подходят любые профессии, где присутствует творчество, начиная от артиста и заканчивая дизайнером.

Каждый труд почетен. Не важно, кем человек работает. Но очень важно, как он работает. От того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. В народе пользуются уважением люди трудолюбивые, а с ленивым работником никто не хочет иметь дела.

- Человек – человек, человек – природа, человек – техника, человек – худ. образ, человек – знаковая система

- физический, умственный, художественный

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации

П: структурирование знаний

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

М: практический (выполнение задания)

10 мин

Вы разделитесь на три группы, по рядам. Каждая группа получит карточку с заданием, которое вы должны будете выполнить

П:выполнение действий по алгоритму

VII.Включение в систему знаний

М: словесный (беседа)

1 мин

Итак, ребята, давайте вспомним высказывание, которое мы обсуждали в начале урока. «В труде — красота человека!» кто скажет, согласен ли он с этой мыслью и почему?

Хорошо, так что же такое труд?

- Труд -

  1. Целенаправленная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей
  2. Работа, занятие

Замечательно, а что такое профессия?

- работа, занятие или создание ценностей

- Профессия – вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и умений.

П: осознанное произвольное построение речевого высказывания

Р: контроль цели

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

VIII.Рефлексия деятельности

М: словесный (анализ)

2 мин

-Что нового вы узнали на уроке?

-О чём вы можете рассказать своим родителям?

- Как вы считаете, насколько важен труд в жизни человека и важен ли он вообще?

Выполняют самоанализ.

Самоконтроль

Р: самоанализ, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физической культуре "Значение осанки в жизни человека"

МБОУ В-Вознесенская СОШ «Значение осанки в жизни человека»Сюжетно – игровой урокпо физической культуредля 1 класса   Сарана Татьяна Анатольевнаучитель начальных классов...

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....

Тестовый материал по теме: "Значение леса в жизни человека"

Тестк проекту «Значение леса в жизни человека»...

Конспект урока по ОРКСЭ по теме: "Значение труда в жизни человека и общества"

Цели деятельности: расширить представление детей о значении труда в жизни обществаПланируемые результатыПредметные: раскрыть роли и значение труда в жизни человека; знать определение понятия «тр...

Урок по физической культуре "Значение осанки в жизни человека"

Сюжетно-игровй урок по физической культуре для 1 класса....