Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"
план-конспект занятия на тему

Задачи:

 Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rehi.docx288.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Кабоскина И.В. г. Дзержинск МБОУ СОШ №20

Тема: Значение речи в жизни человека

Задачи:

 Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка.

Упражнение №1.

Ребята, представьте, что вы находитесь у реки и запускаете бумажный кораблик. Подуйте на него, чтобы он поплыл далеко-далеко. Вдохнули – плавно выдохнули. Повторяем 2-3 раза.

Упражнение №2.

Чтение стихотворения А.Барто «Кораблик» (написано на доске)

Матросская шапка,

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

- Прокати, капитан!

- О ком это стихотворение?

 (О мальчике, который запускает кораблик)

- Прочитаем стихотворение по ролям: слова мальчика будут читать         мальчики хором, а за лягушку читают девочки.

- О чём лягушки просят мальчика?

- Скажите, а животные могут говорить?

(Нет, только в сказках)

- Как же мы их понимаем?

(Догадываемся по их действиям, движениям, звукам, которые они издают)

  1. Постановка проблемы. Введение в тему.

Работа в парах.

- Попробуйте тоже без слов рассказать друг другу о том, чем вы занимались вчера вечером. Другой должен попытаться догадаться.

- Получилось догадаться?

 (Очень сложно)

- А теперь расскажите об этом с помощью слов и предложений.

Заслушиваются высказывания 2-3 человек.

- Что же людям помогает общаться друг с другом?

(Язык, речь)

- Сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос:

Для чего человеку нужна речь?

- Вы уже поработали в парах, пообщались друг с другом о том, как провели вечер. Скажите теперь, для чего вам нужна речь?

(Для того, чтобы общаться друг с другом)

На доске появляется схема:

        

  1. Наблюдение над значением речи, как средством передачи и усвоения информации.

- А для чего ещё нам нужна речь? Чтобы ответить на этот вопрос поиграем в игру «Умники и умницы».

1) - Отгадайте, из какой сказки эти строки:

«Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат – полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а там стояла дочь купеческая. Пустил младший брат – попала стрела в грязное болото…»

(Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

- Кто поймал стрелу младшего брата?

- Посмотрите на выставку книг и скажите, в какой книге может быть эта сказка?

Дети находят книгу.

- Что произошло в сказке дальше?

(Дети вместе с учителем рассматривают книгу, в это время несколько детей кратко рассказывают содержание сказки)

- Кто из вас захотел прочитать эту сказку, возьмите книгу в библиотеке.

2) – Отгадайте, из какой сказки следующие строки:

«Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она на болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно – конечно, в том случае, если бы не съел её аист…»

(В. Гаршин «Лягушка-путешественница»)

- Найдите эту книгу на выставке.

- Какая история приключилась с лягушкой?

(Она отправилась в путешествие на юг со стаей уток)

- С содержанием этой сказки мы с вами познакомимся немного позднее на уроках чтения.

3) – А сейчас один из знатоков поделится с нами информацией из энциклопедии.

Учитель показывает книгу.

Выступает заранее подготовленный ученик:

«Озёрные лягушки обитают на всей территории России. Их окраска зелёная или тёмно-коричневая. Всю жизнь они проводят в воде или неподалёку от неё. Здесь они подкарауливают насекомых, пауков, червей. При приближении добычи лягушка широко раскрывает рот, выбрасывает липкий язык, к нему приклеивается добыча, которую лягушка заглатывает.»

- Какую информацию о лягушках вы узнали?

- Так для чего же ещё нам нужна речь?

(Чтобы получать различную информацию)

- Откуда люди получают большую часть информации узнаете , отгадав загадку:

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не растение, а с корешком,

Не человек, а с разумом.

                   (Книга)

На доске появляется схема:

        

  1. Наблюдение над значением речи,  как средством воздействия на мысли, чувства, поведение людей.

- А сейчас мы немного отдохнём, проведём физкультминутку.  Встаньте и выполняйте всё, о чём я вам скажу:

Топай, мишка!

Хлопай, мишка!

Повернись кругом, братишка!

Руки вверх, в стороны, вниз!

Улыбайся и садись!

- Скажите, почему вы все вместе дружно выполняли одинаковые   действия, а потом все улыбнулись?

(Мы делали то, что говорили Вы)

- Для чего я пользовалась речью?

(Чтобы управлять нашими действиями)

Вывод: Речь нам ещё нужна для того, чтобы влиять на мысли, чувства и поведение других людей.

На доске появляется схема:

  1. Составление рассказа по циклу сюжетных картинок.

- А сейчас, ребята, мы сочиним рассказ. Художник изобразил его в картинках, а мы будем сочинять при помощи слов и предложений.

- Но сначала я расскажу вам о том, как делают масло:

«Сливочное масло с давних времён люди научились изготавливать из молока. Для этого молоко очень долго взбивали в маслобойке, при этом оно твердело и превращалось в масло.»

 - Наш рассказ будет называться так: «Как лягушка масло взбила».

-Давайте спланируем нашу работу. Что нужно сделать, чтобы сочинить хороший рассказ?

На доске появляется схема:

(Нужно сначала внимательно рассмотреть каждую картинку, подобрать точные, яркие, выразительные слова для рассказа, потом сочинять)

Дети рассматривают картинки и составляют рассказ.C:\Users\Александр\Pictures\ляг1.jpg

Две лягушки залезли в погреб и попали в кувшин с молоком.

C:\Users\Александр\Pictures\ляг2.jpg

Одна лягушка подумала, что барахтаться бесполезно, опустилась на дно и умерла.

А другая лягушка решила бороться за жизнь до последнего, она долго барахталась в молоке, била лапками, пытаясь выбраться.

C:\Users\Александр\Pictures\ляг3.jpg

Из молока лягушка взбила масло и выпрыгнула из кувшина.

- Понравился вам рассказ? Это старая русская притча.  Чему она учит?

(Всегда можно найти выход из трудных ситуаций, не надо отчаиваться, нужно всегда бороться за жизнь до последнего)

- Хорошая речь доставляет людям удовольствие, её приятно слушать, она может многому научить.

 

  1. Обобщение. Подведение итогов урока.

- При помощи чего люди общаются друг с другом?

- А для чего ещё нам нужна речь?

(Дети рассказывают с опорой на схемы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физической культуре "Значение осанки в жизни человека"

МБОУ В-Вознесенская СОШ «Значение осанки в жизни человека»Сюжетно – игровой урокпо физической культуредля 1 класса   Сарана Татьяна Анатольевнаучитель начальных классов...

Урок развития речи в 1 классе "Тело человека и охрана здоровья"

Урок развития речи в коррекционном классе...

Конспект урока по технологии на тему: "Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. (проращивание семян)" 1 класс

Конспект урока по технологии на тему: "Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. (проращивание семян)" 1 класс...

Презентация к уроку развития речи по теме: "Части тела человека"

Презентация к уроку развития речи по теме: "Части тела человека"(2 класс, II вид, II отделение, II вариант)...

Открытый урок (развитие речи) Я – сердце маленького человека. Услышь меня.

Цели:1.Развитие речи учащихся.2.Обогощение словарного запаса3. Воспитание у учащихся чувства милосердия, доброты, отзывчивости, сострадания....