Открытый урок (развитие речи) Я – сердце маленького человека. Услышь меня.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Кравченко Надежда Александровна

Цели:

1.Развитие речи учащихся.

2.Обогощение словарного запаса

3. Воспитание у учащихся чувства милосердия, доброты, отзывчивости, сострадания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа № 1п. Пангоды»

Открытый урок

(развитие речи)

4 класс

Я – сердце маленького человека. Услышь меня.

Учитель

начальных классов

Кравченко Н.А.

2017

Цели:

1.Развитие речи учащихся.

2.Обогощение словарного запаса

3. Воспитание у учащихся чувства милосердия, доброты, отзывчивости, сострадания.

                                     ХОД УРОКА.           

-Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок и чтобы он прошёл хорошо нам надо хорошее настроение. Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, улыбнёмся солнышку и пусть от наших улыбок на сердце станет спокойнее.

-Тема нашего урока:        СЕРДЦЕ. Я – СЕРДЦЕ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА. На уроке мы с вами узнаем, сколько значений имеет слово СЕРДЦЕ. Попытаемся понять, ЧТО ЗНАЧИТ УСЛЫШАТЬ СЕРДЦЕ человека и как  можно услышать сердце человека. Напишем мини- сочинение,  в котором постараемся передать, что рассказало бы нам сердце, если бы оно могло говорить.  

-Начать наш разговор мне хотелось бы словами из песни        «Сердце человека» слова Н.Добронравова.    

Когда умолкнет дискотека,  

Ты возвращаешься ко мне.

Услышать сердце человека  

Возможно только в тишине.  

Сердце человека  

Услышишь только в тишине. 

-Ребята, что означают слова        «Услышать сердце   человека»?

 (понять, что оно хочет тебе сказать; почему оно так сильно бьётся…)

Это значит, услышать просто стук человеческого сердца? Или услышать что-то другое?

 (услышать, что-то другое)  

Да, эти слова, конечно же, имеют второй смысл. Услышать сердце человека - значит услышать, понять его мысли.  Что он чувствует, переживает, понять его радость, боль. Прикоснуться к святая святых - человеческим чувствам.  

-Что же произойдёт, если стук сердца прекратиться? (ответы детей)

-Как узнают - человек жив или умер?

 Прежде всего, прислушиваются, бьётся ли сердце. Сердце остановилось, значит, человек мёртв

-Сердце человека невелико. Это плотный мускулистый мешочек, размером немного кулака. Сожмите кулак - вот такое сердечко бьётся у вас в груди. Ежедневно оно перекачивает примерно 10 т крови, т.е. целую цистерну, равную весу 2 огромных слонов.      

 -Почему оно не устаёт? (ответы детей)    

 -Потому что отдыхает. Протолкнёт сердце кровь и отдохнёт, протолкнёт и отдохнёт. Иначе не выдержать бы ему круглосуточной работы на протяжении всей жизни.    

-Сердце наше имеет очень сложное строение, оно четырёхкамерное, т.е. состоит из 4 отделов - двух желудочков и двух предсердий. Кровь в сердце не смешивается, потому что между отделами есть «дверцы» - клапаны, которые открываются в одну сторону.  

Вот как о работе сердца рассказывает Н.Кнушевицкая. (дети читают наизусть стихотворение)

В груди у каждого из нас  

И день, и ночь, и всякий час

Мотор стучит чудесный,

Конечно, вам известный.

Любой его назвать бы мог.

Лишь только жизни огонёк

Однажды разгорится-

Начнёт тут сердце биться.  

Оно, как маленький насос,

Совсем не в шутку, а всерьёз  

Качает кровь, качает

И устали не знает.

И если кто из вас сидит,

Читает или пишет,

Оно тихонечко стучит,

И мы его не слышим.    

Но если быстро побежать,

Иль сказку стоит услыхать

Про злого Бармалея,-

Забьётся посильнее.  

Моторчик наш, он непростой,

Он не железный, а живой.

Он тосковать умеет,

И любит, и жалеет.

-Когда сердце бьётся тихо?

(Когда человек спокоен, выполняет нетрудную работу)

-Когда бьётся сильнее?

(Когда человек переживает, выполняет тяжёлую работу, быстро бежит)

-Было ли у вас состояние, когда сердце        «готово выскочить из  груди»? (Приведите примеры)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

И на месте развернитесь,

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Спину прямо все держите,

Раз и два, раз и два!

На друзей мы посмотрели

И за парты тихо сели.

-.Что же такое сердце, если оно не только        «качает кровь», но и «тосковать умеет, и любит, и жалеет»?

-Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.

(Ученик открывает словарь, читает вслух определение)

Даётся 4 значения этого слова:

1.Центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка.

2.(перен.) Этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений.

3.(перен.) Важнейшее место чего-нибудь, средоточие.

4.Символическое изображение средоточия чувств, в виде вытянутого по бокам овала, мягко разведённого сверх, книзу сужающегося и заострённого.

- Какое значение слова чаще используют поэты?(2.) В стихах и прозе часто используют эпитеты. Кто знает, что  такое эпитет.

 ЭПИТЕТ -   образное определение, делающее предмет ярким, образным.    

-Какие эпитеты можете назвать вы?

(Доброе, золотое, каменное, отзывчивое…….)

-Доброго, отзывчивого человека часто называют сердечным, подарки дарят от чистого сердца…

Много в русском языке устойчивых сочетаний со словом        «сердце», наверное, потому, что русские люди многое воспринимают душой, сердцем…Мы их часто слышим, но всегда ли правильно понимаем их значения? У вас на партах лежат файлы с фразеологизмами. Возьмите в руки чёрный фломастер и соедините фразеологизм и его значение. Кто знает, что такое фразеологизм? Давайте прочитаем в словаре:

ФРАЗЕОЛОГИЗМ - устойчивое сочетание слов.

(распечатать каждому)

Положа руку на сердце                     понравилось

от чистого сердца                               искренне

сердце кровью обливается                забыть кого-либо

сердце не камень                                  откровенно

вырвать из сердца                                почувствовать облегчение  

отлегло от сердца                                 пожалел кого-либо

по сердцу пришлось                            чувствовать сострадание,

                                                               горесть

Давайте проверим, что у вас получилось.

(Положа руку на сердце - откровенно, от чистого сердца - искренне, сердце кровью обливается - чувствовать сострадание, по сердцу пришлось - понравилось, сердце не камень - пожалел кого-либо, вырвать из сердца - забыть, отлегло от сердца - почувствовать облегчение.)

-Ребята, а как вы понимаете смысл слова МИЛОСЕРДИЕ? (на доске появляется слово милосердие)

Это слово образовалось от двух слов милое сердце. А что значит милое сердце? (Доброе,  жалостливое, сострадательное)

-Дома вы должны были порассуждать на эту тему.

(Медицинских сестёр называли сёстрами милосердия. И если врач оказывал физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим и душевным, вселяла веру в выздоровление, давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем - добрым, жалостливым, чутким.)

-А  …. хочет вам рассказать вот какую историю.

( 1945год.) Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля  бледные лица пленных немцев, сбрасывавших его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тётю русским словом «спасибо». Мне было тогда 8 лет: » Как? Ты всё забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемёта, как бомбили, как умерли наши малыши?» А тётя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные». Это был первый в моей жизни урок милосердия.)

-Вы  в этом случае, на чьей стороне? Тёти или девочки?

-Быть злым легко. Легко ответить на хамство хамством, на подлость подлостью. Как ты ко мне, так и я к тебе. Злому не страшны жестокость,  бездушие,  хамство: он сам такой.

Но прежде, чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их дурными. Жалко  злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения. 

А чем их лечить? Добротой, сердечностью,  душевностью.

Милосердие

 включает в себя:

незлобивость, человеколюбие, благотворительность,

сострадание, жалостливость,

отзывчивость, чуткость,

сердечность, душевность, доброту (на доске)

-ПОДГОТОВКА И ПРОВЕРКА МИНИ-СОЧИНЕНИЯ.

-Сердцем человек реагирует на окружающий мир.  А,  как и что чувствует само сердечко? Если бы оно могло говорить, что рассказало бы нам?

(Учитель включает спокойную классическую музыку 3 секунды тишина.)  Учитель спокойным голосом говорит

 Положи руку на сердце, закрой глаза и представь, что это ты стучишь в груди. Ты - сердце.

-В груди какого человека ты бьёшься?

-Что тебя радует?

-А что огорчает?

-О чём ты мечтаешь? (музыка выключается)

-Откройте глаза и всё, что вы сейчас чувствовали, запишите в тетради. Попробуйте сами написать небольшие сочинения,5-6 предложений, а те ребята, которые затрудняются это сделать самостоятельно

переверните  файлы№2 ,которые лежат  на партах  в них  листочки с вопросами они помогут вам написать сочинение (На листках вопросы.1.В груди какого человека ты бьёшься?2.Что тебя радует?3.А что огорчает?4.О чём ты мечтаешь?) дети пишут мини-сочинения.

( ПРИМЕР)        «Я - сердце маленького ребёнка. Я очень устаю за целый день. Ребёнок много прыгает и бегает и мне приходится перекачивать много крови. Когда по телевизору показывают страшные мультфильмы, я сжимаюсь в комочек, мне очень страшно. Я не люблю, когда меня пугают»

-Ребята, кто хочет прочитать своё сочинение?

*ИТОГ  

-Что нужно делать, чтобы вас называли «сердечными» людьми и «сердце кровью не обливалось» глядя на вас?

(Не поступать дурно, заботиться о других)                                

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  

1. Дома вам надо продолжить два предложения:

-Людям очень нужны-

-Людям очень мешают-

(это написано на листочках и лежит на парте)

Слабым ученикам даётся подсказка

(-Людям очень нужны-

-Людям очень мешают-

Выберите подходящие по смыслу слова: доброта,  отзывчивость, грубость, душевность, хамство добросердечность, жестокость, злость, воспитанность, бездушие, подлость, человеколюбие, мягкосердечность, тактичность, милосердие).

2. Найдите пословицы и поговорки о сердце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок развития речи "Изложение с творческими дополнениями "Колокольчики" 3 класс

Зрительное изложение с языковым анализом и творческими дополнениями....

Открытый урок развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности по теме «Раннецветущие растения. Подснежник».

План-конспект открытого урока по предмету развитие речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности....

Конспект открытого урока развития речи в 4 классе по теме «Январь – сечень, просинец, лютовей»

Данный урок позволяет обобщить наблюдения о природе в январе,  отобрать наиболее яркие высказывания поэтов и писателей о природе в январе; использовать отобранный материал для создания январской ...

Открытый урок развития речи по теме «Обучающее изложение с коллективным составлением плана» во 2-м классе

В основе урока лежит заметка "Юная героиня" из "Пионерской правды" о Наташе Зайцевой из города Рославля, спасшей из пожара троих детей. На уроке используется дифференцированная работа. Большое внимани...

Конспект открытого урока развития речи по теме "Зимние игры"

Урок разработан для 2 отделения 2 класса специальной(коррекционной) школы для детей с нарушением слуха.Материал адаптирован....

Открытый урок развития речи "Звуки весны".

Урок представляет собой коллективное написание мини - сочинения – описания на тему "Звуки весны" по опорным словам, используя групповую  и парную форму работы....