Главные вкладки

    Открытый урок (развитие речи) Я – сердце маленького человека. Услышь меня.
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Кравченко Надежда Александровна

    Цели:

    1.Развитие речи учащихся.

    2.Обогощение словарного запаса

    3. Воспитание у учащихся чувства милосердия, доброты, отзывчивости, сострадания.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ средняя общеобразовательная школа № 1п. Пангоды»

    Открытый урок

    (развитие речи)

    4 класс

    Я – сердце маленького человека. Услышь меня.

    Учитель

    начальных классов

    Кравченко Н.А.

    2017

    Цели:

    1.Развитие речи учащихся.

    2.Обогощение словарного запаса

    3. Воспитание у учащихся чувства милосердия, доброты, отзывчивости, сострадания.

                                         ХОД УРОКА.           

    -Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок и чтобы он прошёл хорошо нам надо хорошее настроение. Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, улыбнёмся солнышку и пусть от наших улыбок на сердце станет спокойнее.

    -Тема нашего урока:        СЕРДЦЕ. Я – СЕРДЦЕ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА. На уроке мы с вами узнаем, сколько значений имеет слово СЕРДЦЕ. Попытаемся понять, ЧТО ЗНАЧИТ УСЛЫШАТЬ СЕРДЦЕ человека и как  можно услышать сердце человека. Напишем мини- сочинение,  в котором постараемся передать, что рассказало бы нам сердце, если бы оно могло говорить.  

    -Начать наш разговор мне хотелось бы словами из песни        «Сердце человека» слова Н.Добронравова.    

    Когда умолкнет дискотека,  

    Ты возвращаешься ко мне.

    Услышать сердце человека  

    Возможно только в тишине.  

    Сердце человека  

    Услышишь только в тишине. 

    -Ребята, что означают слова        «Услышать сердце   человека»?

     (понять, что оно хочет тебе сказать; почему оно так сильно бьётся…)

    Это значит, услышать просто стук человеческого сердца? Или услышать что-то другое?

     (услышать, что-то другое)  

    Да, эти слова, конечно же, имеют второй смысл. Услышать сердце человека - значит услышать, понять его мысли.  Что он чувствует, переживает, понять его радость, боль. Прикоснуться к святая святых - человеческим чувствам.  

    -Что же произойдёт, если стук сердца прекратиться? (ответы детей)

    -Как узнают - человек жив или умер?

     Прежде всего, прислушиваются, бьётся ли сердце. Сердце остановилось, значит, человек мёртв

    -Сердце человека невелико. Это плотный мускулистый мешочек, размером немного кулака. Сожмите кулак - вот такое сердечко бьётся у вас в груди. Ежедневно оно перекачивает примерно 10 т крови, т.е. целую цистерну, равную весу 2 огромных слонов.      

     -Почему оно не устаёт? (ответы детей)    

     -Потому что отдыхает. Протолкнёт сердце кровь и отдохнёт, протолкнёт и отдохнёт. Иначе не выдержать бы ему круглосуточной работы на протяжении всей жизни.    

    -Сердце наше имеет очень сложное строение, оно четырёхкамерное, т.е. состоит из 4 отделов - двух желудочков и двух предсердий. Кровь в сердце не смешивается, потому что между отделами есть «дверцы» - клапаны, которые открываются в одну сторону.  

    Вот как о работе сердца рассказывает Н.Кнушевицкая. (дети читают наизусть стихотворение)

    В груди у каждого из нас  

    И день, и ночь, и всякий час

    Мотор стучит чудесный,

    Конечно, вам известный.

    Любой его назвать бы мог.

    Лишь только жизни огонёк

    Однажды разгорится-

    Начнёт тут сердце биться.  

    Оно, как маленький насос,

    Совсем не в шутку, а всерьёз  

    Качает кровь, качает

    И устали не знает.

    И если кто из вас сидит,

    Читает или пишет,

    Оно тихонечко стучит,

    И мы его не слышим.    

    Но если быстро побежать,

    Иль сказку стоит услыхать

    Про злого Бармалея,-

    Забьётся посильнее.  

    Моторчик наш, он непростой,

    Он не железный, а живой.

    Он тосковать умеет,

    И любит, и жалеет.

    -Когда сердце бьётся тихо?

    (Когда человек спокоен, выполняет нетрудную работу)

    -Когда бьётся сильнее?

    (Когда человек переживает, выполняет тяжёлую работу, быстро бежит)

    -Было ли у вас состояние, когда сердце        «готово выскочить из  груди»? (Приведите примеры)

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Вот мы руки развели,

    Словно удивились.

    И друг другу до земли

    В пояс поклонились.

    Ниже, дети, не ленитесь,

    Поклонитесь, улыбнитесь.

    И на месте развернитесь,

    Шаг на месте левой, правой,

    Раз и два, раз и два!

    Спину прямо все держите,

    Раз и два, раз и два!

    На друзей мы посмотрели

    И за парты тихо сели.

    -.Что же такое сердце, если оно не только        «качает кровь», но и «тосковать умеет, и любит, и жалеет»?

    -Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.

    (Ученик открывает словарь, читает вслух определение)

    Даётся 4 значения этого слова:

    1.Центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка.

    2.(перен.) Этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений.

    3.(перен.) Важнейшее место чего-нибудь, средоточие.

    4.Символическое изображение средоточия чувств, в виде вытянутого по бокам овала, мягко разведённого сверх, книзу сужающегося и заострённого.

    - Какое значение слова чаще используют поэты?(2.) В стихах и прозе часто используют эпитеты. Кто знает, что  такое эпитет.

     ЭПИТЕТ -   образное определение, делающее предмет ярким, образным.    

    -Какие эпитеты можете назвать вы?

    (Доброе, золотое, каменное, отзывчивое…….)

    -Доброго, отзывчивого человека часто называют сердечным, подарки дарят от чистого сердца…

    Много в русском языке устойчивых сочетаний со словом        «сердце», наверное, потому, что русские люди многое воспринимают душой, сердцем…Мы их часто слышим, но всегда ли правильно понимаем их значения? У вас на партах лежат файлы с фразеологизмами. Возьмите в руки чёрный фломастер и соедините фразеологизм и его значение. Кто знает, что такое фразеологизм? Давайте прочитаем в словаре:

    ФРАЗЕОЛОГИЗМ - устойчивое сочетание слов.

    (распечатать каждому)

    Положа руку на сердце                     понравилось

    от чистого сердца                               искренне

    сердце кровью обливается                забыть кого-либо

    сердце не камень                                  откровенно

    вырвать из сердца                                почувствовать облегчение  

    отлегло от сердца                                 пожалел кого-либо

    по сердцу пришлось                            чувствовать сострадание,

                                                                   горесть

    Давайте проверим, что у вас получилось.

    (Положа руку на сердце - откровенно, от чистого сердца - искренне, сердце кровью обливается - чувствовать сострадание, по сердцу пришлось - понравилось, сердце не камень - пожалел кого-либо, вырвать из сердца - забыть, отлегло от сердца - почувствовать облегчение.)

    -Ребята, а как вы понимаете смысл слова МИЛОСЕРДИЕ? (на доске появляется слово милосердие)

    Это слово образовалось от двух слов милое сердце. А что значит милое сердце? (Доброе,  жалостливое, сострадательное)

    -Дома вы должны были порассуждать на эту тему.

    (Медицинских сестёр называли сёстрами милосердия. И если врач оказывал физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим и душевным, вселяла веру в выздоровление, давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем - добрым, жалостливым, чутким.)

    -А  …. хочет вам рассказать вот какую историю.

    ( 1945год.) Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля  бледные лица пленных немцев, сбрасывавших его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тётю русским словом «спасибо». Мне было тогда 8 лет: » Как? Ты всё забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемёта, как бомбили, как умерли наши малыши?» А тётя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные». Это был первый в моей жизни урок милосердия.)

    -Вы  в этом случае, на чьей стороне? Тёти или девочки?

    -Быть злым легко. Легко ответить на хамство хамством, на подлость подлостью. Как ты ко мне, так и я к тебе. Злому не страшны жестокость,  бездушие,  хамство: он сам такой.

    Но прежде, чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их дурными. Жалко  злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения. 

    А чем их лечить? Добротой, сердечностью,  душевностью.

    Милосердие

     включает в себя:

    незлобивость, человеколюбие, благотворительность,

    сострадание, жалостливость,

    отзывчивость, чуткость,

    сердечность, душевность, доброту (на доске)

    -ПОДГОТОВКА И ПРОВЕРКА МИНИ-СОЧИНЕНИЯ.

    -Сердцем человек реагирует на окружающий мир.  А,  как и что чувствует само сердечко? Если бы оно могло говорить, что рассказало бы нам?

    (Учитель включает спокойную классическую музыку 3 секунды тишина.)  Учитель спокойным голосом говорит

     Положи руку на сердце, закрой глаза и представь, что это ты стучишь в груди. Ты - сердце.

    -В груди какого человека ты бьёшься?

    -Что тебя радует?

    -А что огорчает?

    -О чём ты мечтаешь? (музыка выключается)

    -Откройте глаза и всё, что вы сейчас чувствовали, запишите в тетради. Попробуйте сами написать небольшие сочинения,5-6 предложений, а те ребята, которые затрудняются это сделать самостоятельно

    переверните  файлы№2 ,которые лежат  на партах  в них  листочки с вопросами они помогут вам написать сочинение (На листках вопросы.1.В груди какого человека ты бьёшься?2.Что тебя радует?3.А что огорчает?4.О чём ты мечтаешь?) дети пишут мини-сочинения.

    ( ПРИМЕР)        «Я - сердце маленького ребёнка. Я очень устаю за целый день. Ребёнок много прыгает и бегает и мне приходится перекачивать много крови. Когда по телевизору показывают страшные мультфильмы, я сжимаюсь в комочек, мне очень страшно. Я не люблю, когда меня пугают»

    -Ребята, кто хочет прочитать своё сочинение?

    *ИТОГ  

    -Что нужно делать, чтобы вас называли «сердечными» людьми и «сердце кровью не обливалось» глядя на вас?

    (Не поступать дурно, заботиться о других)                                

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  

    1. Дома вам надо продолжить два предложения:

    -Людям очень нужны-

    -Людям очень мешают-

    (это написано на листочках и лежит на парте)

    Слабым ученикам даётся подсказка

    (-Людям очень нужны-

    -Людям очень мешают-

    Выберите подходящие по смыслу слова: доброта,  отзывчивость, грубость, душевность, хамство добросердечность, жестокость, злость, воспитанность, бездушие, подлость, человеколюбие, мягкосердечность, тактичность, милосердие).

    2. Найдите пословицы и поговорки о сердце.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок развития речи "Изложение с творческими дополнениями "Колокольчики" 3 класс

    Зрительное изложение с языковым анализом и творческими дополнениями....

    Открытый урок развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности по теме «Раннецветущие растения. Подснежник».

    План-конспект открытого урока по предмету развитие речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности....

    Конспект открытого урока развития речи в 4 классе по теме «Январь – сечень, просинец, лютовей»

    Данный урок позволяет обобщить наблюдения о природе в январе,  отобрать наиболее яркие высказывания поэтов и писателей о природе в январе; использовать отобранный материал для создания январской ...

    Открытый урок развития речи по теме «Обучающее изложение с коллективным составлением плана» во 2-м классе

    В основе урока лежит заметка "Юная героиня" из "Пионерской правды" о Наташе Зайцевой из города Рославля, спасшей из пожара троих детей. На уроке используется дифференцированная работа. Большое внимани...

    Конспект открытого урока развития речи по теме "Зимние игры"

    Урок разработан для 2 отделения 2 класса специальной(коррекционной) школы для детей с нарушением слуха.Материал адаптирован....

    Открытый урок развития речи "Звуки весны".

    Урок представляет собой коллективное написание мини - сочинения – описания на тему "Звуки весны" по опорным словам, используя групповую  и парную форму работы....