Главные вкладки

    Открытый урок развития речи "Изложение с творческими дополнениями "Колокольчики" 3 класс
    план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

    Оберемко Елена Вячеславовна

    Зрительное изложение с языковым анализом и творческими дополнениями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izlozhenie_kolokolchiki._hod_uroka.doc124.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи в 3 классе
    Тема:

    Изложение зрительное  с языковым анализом и творческими дополнениями

    «Колокольчики»

    (по И. Соколову – Микитову)

                                                                                                                 

                

    Учитель: Петрова Елена Вячеславовна

    ГБОУ СОШ № 464 Пушкинский р-н

    г. Павловск

    2012 г.

    Цель урока:

    1. Развивать умение писать изложения, зрительно воспринятого текста, по составленному сообща плану, используя свои варианты олицетворений, эпитетов, сравнений, метафор.

    Задачи урока:

    Образовательные

    1. Упражняться в определении и различении средств художественной выразительности.
    2. Повторить изученные орфограммы корня, и уметь находить их в тексте.
    3. Организовать работу в парах и группах
    4. Учить анализировать текст с лексической точки зрения.

    Развивающие

          1.   Развивать коммуникативные навыки

    1. Способствовать развитию мыслительных операций анализа и синтеза. Создание условий для развития мыслительных операций, речи, творческих способностей.

          3.    Развивать умение подбирать точные и выразительные слова к тексту.

    Воспитательные

    1. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родному языку.
    2.  Развивать познавательный интерес, умение и желание искать дополнительную информацию к уроку.
    3. Учить видеть красоту и богатство, выразительность русского языка.
    4. Воспитывать желание и умение правильно и грамотно выражать свои мысли.
    5. Создание условий для формирования доброжелательных отношений друг к другу.

    Ход урока:

    1. Фильм «Колокольчики», аудио - стихи А.Толстого «Колокольчики мои» (1,5 мин)

    - Вам приходилось видеть такие цветы на лугу?

    - Какие чувства у вас вызывает эта красота?

    - Как вы понимаете смысл слов «Красота душу лечит»?

    2.Сообщение темы и цели урока.

    -  Тема урока – изложение с творческими дополнениями «Колокольчики».                                              

    - Вы когда-нибудь видели колокольчики? Опишите их.

    - Послушайте, как описал их автор Соколов-Микитов и постарайтесь определить главную мысль текста.

    3. Чтение текста.

                                               Колокольчики.

         Я очень люблю эти простые цветы – веселые колокольчики.

         Выйдешь из лесу на луг и от радости ахнешь. Сколько красуется  цветов, похожих на праздничный хоровод! По всему лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.

         А выше всех, всех веселей – лиловые колокольчики. От лёгкого дыхания теплого летнего ветерка они колышутся, кланяются, радостно приветствуют гостя.

         Всё лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.

                                                         ( По И.Соколову – Микитову)

    4. Анализ текста.

    - Как вы думаете, какова главная мысль рассказа? (Я очень люблю эти простые и милые цветы – колокольчики)

    - Какие слова показывают, что писатель очарован цветами?

    - На что похожи цветы на лугу?

    - Какие слова использовал автор, чтобы назвать окраску разных цветов? ( ромашки, одуванчики, мышиный горошек, колокольчики)

    - Какие цветы особенно поразили писателя? ( колокольчики всех выше, всех веселей)

    - Почему сказано «вышел из лесу»? Может быть «пришёл на луг»? (он неожиданно увидел эту красоту, когда вышел из леса)

    - Что значит «ахнул»? От чего ахнул? (от радости и удивления, увидев неожиданно такую красоту)

    - Как встретили писателя колокольчики? Выдели глаголы. (колышутся от ветерка, кланяются, радостно приветствуют)

    - Почему автор называет колокольчики милыми цветами?

    5. Анализ средств художественной выразительности.

    - Какие средства художественной выразительности используют писатели и поэты?

    (сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры)

     -  Перечитайте текст ещё раз и найдите сравнение. (цветы похожи на праздничный хоровод)

    - ….олицетворение? ( весёлые колокольчики, дыхание ветерка, колокольчики радостно приветствуют гостя, кланяются)

    -….. метафоры? ( колокольчики неслышно звенят)

    - …..эпитеты? ( милые цветы )

     6. Подбор средств художественной выразительности.

    - На что по вашему похож цветущий луг? ( пёстрый, разноцветный ковёр)

    - Запишите на карточку. ( ученик пишет на медиодоске)

    - Представьте, что цветы на лугу ожили. Что они могли бы делать? ( переговариваются, вздыхают от жары, разбегаются по лугу)

    - На  что похожи лепестки ромашек? (на белые реснички)

    - А жёлтые одуванчики что вам напоминают? (маленькие солнышки)

    - Мышиный горошек меньше всех цветов. Как вы думаете, если он под лепестками других цветов, то как про него можно сказать, что он делает? (прячется или скромно выглядывает)

    - Какой эпитет можно подобрать ещё, чтобы описать ветерок, если он лёгкий и тёплый? ( нежный, ласковый)

    7. Орфографическая подготовка. Работа в парах.

    - Слова, в которых есть изученные орфограммы, выделены тёмным шрифтом,

    а те, что мы ещё не изучали – красным.

    - Найдите в выделенных жирным шрифтом словах, орфограмму «Безударная проверяемая гласная в корне слова». Поставьте над ним цифру – 1, «Проверяемая парная согласная» - 2, « Непроизносимая проверяемая согласная» -3, «словарные слова» - 4. (работа в парах)

    - Проверяем, назовите слова с проверочным словом.

    1. Безударные проверяемые гласные в корне слова

    Колокольчики – колокол

    Простые–просто

    цветы, цветут –цвет

    Весёлые –весело

    Красуются –красный

    Ветерка - ветер

    Желтеют – жёлтый

    Белеют – белый

    2. Проверяемые парные согласные в корне слова

    луг – луга

    хоровод –хороводы

    лёгкого – лёгенький

    3. Непроизносимые проверяемые согласные в корне слова

    праздничный - празден

    радостно – радость

    - Обратите внимание на слово: приветствуют – привет

    4. Словарные слова.

    ветерок

    радость

    горошек

    ромашка

    8. Составление плана.

    - Мы составим план текста, используя из каждой части самое важное предложение или часть его. О чём первая часть, что в ней главное?

                    - О чём говорится во второй части?

                    - ….в третьей?

                    - ….в четвёртой?

    План:

    1. Я очень люблю эти простые цветы – весёлые колокольчики.

    2. Сколько красуется цветов, похожих на праздничный хоровод!  

    выйдешь, ахнешь, синеет, ромашки

    3. А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики.

    выше, тёплого, летнего, колышутся,

    кланяются

    4. Знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.

    неслышно, звенят

    - В каждой части я выписала для вас слова с орфограммами, которые ещё не изучали. Они тоже будут у вас перед глазами во время письма изложения. Правильно списывайте их, если будете использовать.

     Физкультминутка

    9. Пояснение учебной цели. Самостоятельная работа над изложением.

    - Итак, ваша задача: по плану изложить текст, но не в точности, как у автора, а добавляя и свои, новые эпитеты, сравнения, лицетворения, метафоры.

    Прочитайте текст последний раз и, пользуясь планом и своими записями. Приступайте к письму.

    10. Чтение получившихся изложений. Оценка.

    11. Домашнее творческое и исследовательское задание.

    - Домашнее задание сегодня будет у каждого своё, творческое и исследовательское. На самом деле оно уже у вас есть – это сюрприз. Кто будет внимателен и найдёт его в конвертике? ( под крышкой парты прикреплён конверт с заданиями) :

    1.  Почему так названы? Ромашка, колокольчик, мышиный горошек, одуванчик
    2. Что такое – луг, полевые цветы?
    3. Самая красивая фотография луга, букета, полевых цветов
    4. Самая красивая живописная картина с изображением полевых цветов, луга.
    5. Декоративные изделия, вышивка, вязание, плетение с изображением полевых цветов.

    - Прочитайте своё задание. ( 1-2 ученика читают, остальные задания читает учитель со слайда и показывает примеры выполнения). Из ваших ответов и иллюстраций. Фотографий и рисунков мы выполним коллективную работу – проект по окружающему миру «Луговая газета».

    Урок окончен.

                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.

    Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие  умения находить в слове основу и окончание"...

    1 класс- открытый урок "Развитие умений говорения"

    Тема « Развитие умений говорения(диалогическа речь)»Цели урока:-развитие речевых умений говорения,-развитие грамматических умений говорения,-развитие фонетических умений,-формирование навыков диалогич...

    Конспект открытого урока по физической культуре во 2 классе «Развитие физических качеств на уроках гимнастики со спортивно-прикладной направленностью»

    Конспект открытого урока по физической культуре во 2 классе «Развитие физических качеств на уроках гимнастики со спортивно-прикладной направленностью»...

    План - конспект открытого урока по физической культуре в 4 классе, на тему: "Подвижные игры на развитие быстроты и ловкости". Анализ урока.

    МКОУ «Александровская СОШ»Аннотация к разработке  урока по физической культуры в 4 классе. Дата: 20.01.2017г.Класс: 4Предмет: физическая культураРаздел урока: Подвижные игр...