Главные вкладки

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.
    план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

    Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие  умения находить в слове основу и окончание"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_13.12.10.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа

    с. Калининское Марксовского района Саратовской области

    Конспект

    открытого урока по русскому языку

     в 3 классе

    по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.

    Учитель: Ауташева Ж.Б.

    Дата проведения: 13.12.2010.

    Дата: 13.12.10.

    Тема: Развитие умения находить в словах окончание и основу.

    Цель:  развивать умение находить в слове основу и окончание.

    Задачи:

    1. образовательная – развивать умение находить в слове основу и окончание;
    2. развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
    3. воспитательная –воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.

    Оборудование урока:

                Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 3 класс, часть1.  

                 Картинки Снеговика, Деда Мороза, карточки со словами, схемы слов по

                 частям слова.

    Ход урока

    I. Организация класса.          

    - Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте, уважаемые гости!  

     -Ребята, давайте, улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

    II. Актуализация знаний. Подготовительная работа, введение в тему.

    - Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами отправимся в гости к самому любимому, самому желанному, а к кому вы узнаете чуть позже.

    А вот уже за нами приехал водитель на своем грузовике. А кто он, угадайте.

    Появился во дворе

    Он в холодном декабре.

    Неуклюжий и смешной

    У катка стоит с метлой.

    К ветру зимнему привык

    Наш приятель ...  снеговик.

    Рассказ подготовленного  ученика.

    Снегови́к (он же — Сне́жная ба́ба) — простая снежная скульптура, создаваемая зимой — в основном, детьми. Лепка снеговиков — дошедшая до нас с древних времен детская зимняя игра.

    Предполагается, что на Руси снеговики почитались как духи зимы, и что к ним, как к Деду Морозу, возносили просьбу о помощи, милосердии и уменьшении длительности холодов. Возможно, поэтому в «руки» снеговику придавалась метла — чтобы он мог взлететь в небо. Не исключено, что на Руси некогда верили, что воздух населен небесными девицами, повелевавшими туманами, облаками, снегами, и поэтому в их честь устраивались торжественные ритуалы, включая лепку снежных баб.

    В русских новогодних сказках и мультфильмах часто выступает в качестве спутника Деда Мороза.

    - Он отправится с нами в гости. Догадались к кому? Ну, конечно же, к Деду Морозу!

    - Но Снеговик пришел не с пустыми руками, у него мешок, а в мешке задания, выполнив их, мы с вами доберемся благополучно до нашего важного друга всей детворы – Деду Морозу.

    III. Чистописание. Задание Снеговика.

    - Снеговик  желает, чтобы вы написали букву, с которой начинается его название. Что вы можете рассказать об этой букве?     Сс  

    - На следующей строке запишите сочетание букв, с которых начинается слово «Снеговик»?    сн

    - Какие слова вы можете назвать, начинающиеся на данное буквосочетание? (Снежок, снег, снежинка, Снегурочка)

    - Можно ли назвать их родственными? Почему?

    - Можно ли назвать эти слова «зимними»?

    IV. Словарно – орфографическая работа. Картинный диктант.

    - Снеговик вам предлагает отгадать свои «зимние» словарные слова?  Запишите отгадки и объясните орфограммы. А Снеговик будет их доставать из своего мешка.

    По полю скачет,

    Ушки прячет.

    Встанет столбом -

    Ушки торчком. (Заяц).

    Не снег и не лед,

    А серебром деревья уберет.

    (Иней)

    Есть ребята у меня

    Два серебряных коня

    Езжу сразу на обоих

    Что за кони у меня? (Коньки)

    Кто не ведает границ?

    Кто летит быстрее птиц?

    Он то грозен, то мятежен,

    То как пух весенний нежен.

    Кто свободней всех на свете?

    Догадались? Это... ветер

    Ну и ловкая воровка!

    Все блестящие вещицы

    Очень любит эта птица!

    И она вам всем знакома,

    Как зовут ее? ...(Ворона)

    Без рук, без ног,

    А рисовать умеет. (Мороз)

    В Антарктиде среди льдов

    Ходит в фраке день деньской.

    Крылья есть, но не летает,

    Лихо в прорубь он ныряет,

    Очень важный господин

    Семенит сюда... (Пингвин )

    (В тетрадях записаны слова: мороз, коньки, иней, ветер, ворона, пингвин, заяц)

    - Это не просто предметы, эти предметы хранят в себе задания.

       

       

      V. Группировка слов по признакам.  Устная работа.

    - На какие две группы можно распределить слова? (одушевленные и неодушевленные). Объясните свой выбор.

    VI. Сообщение темы и цели урока.

     - Сегодня Снеговик впервые у нас в гостях и не все понимает и знает, поэтому мы с вами поможем Снеговику понять: что такое основа и окончание.

    VII. Частичный фонетический разбор слова ЗАЯЦ, КОНЬКИ. (Устно)

    - Найдите слово, где количество звуков и букв не совпадает.  (Коньки – 6 б., 5 зв., заяц – 4 б., 5 зв.). Докажите.

    VIII. Работа по теме урока.

                    А). Устный опрос. Игра «да» или «нет»

    -Окончание- часть слова?

    - Окончание- изменяемая часть слова ?

    - Окончание – часть основы?

    - Окончание – служит для связи слов в предложении?

    - У одного же слова могут быть разные окончания?

    - С помощью окончания образуются новые слова?

    - Что такое основа слова?

    Б) Работа по учебнику.

    1) Упражнение 190

    Выполняют упражнение. Первый «шаг» в задании выполняется коллективно.

    Выделяют основу слова и окончание по алгоритму.

    2) Упражнение 191

    Составить и записать слова по схемам с данным корнем.

    Физкультминутка

    В). Самостоятельная работа по вариантам.

    1) Составляют слова  1 вариант – с корнем  комнат,   2 вариант – с корнем звёзд

    2) Проверка. Взаимопроверка.

    - Какие орфограммы есть в словах? Обозначьте их.

    - Найдите окончание и основу слова.

    - Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Да побыстрее, а то мороз заморозит вас и превратитесь в сосульки.

    IX. Итог урока.

    - Давайте сделаем вывод:

    - Что такое окончание?

    - Что такое основа слова?

    - Составьте и запишите слово по подсказкам:

    А) В слове есть окончание и основа. Основа состоит из трех частей. Каких?

    Б) Корень тот же, что и в слове обмен, в приставке есть два звука Э, которые обозначены буквой е , два мягких согласных звука; суффикс тот же, что в слове травка.

    В) Окончание – 1-ая буква алфавита. Что это за слово? Запишите его и разберите

        по составу.

    - Молодцы!

    - Ну вот, мы и добрались до заветной цели. Мы пришли к нашему другу.

    Он и добрый, он и строгий,

    Бородой до глаз зарос,

    Красноносый, краснощекий,

    Наш любимый ...Дед Мороз

    Вот он Дед Мороз какой!

    Ладно нарисован:

    Вышел с сумкой не пустой

    Перед годом Новым!

    До чего ж хорош старик

    На рисунке этом:

    Улыбается, стоит

    У еловых веток.

    Если лес укрыт снегами,

    Если пахнет пирогами,

    Если елка в дом идет,

    Что за праздник? ... Новый Год! 

    XI. Домашнее задание.

    Стр. 140      № 6



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок русского языка 1 класс "развитие умения находить однокоренные слова, выделять корень

    технологическая карта  к уроку по программе "Школа 2100" Урок-сказка "Путешествие с Русалочкой"...

    Открытый урок по русскому языку на тему: "Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова"

    Данный урок является третьим уроком в изучении темы "Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова"...

    Урок русского языка в 1 классе. "Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень". ОС "Школа 2100"

    Цель:- развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова.- развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание фактуальной информации).Оборудование: учебник, тетрад...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев"

    Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев" (2 класс)...

    Тема: "Развитие умения находить грамматическую основу предложения"

    Урок русского языка во 2 классеТема: "Развитие умения находитьграмматическую основу предложения".Учитель: Криворучко  Н. А....

    Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

    Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...