Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку «Творческая работа по репродукции М.Врубеля «Царевна - лебедь», 4 класс
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Чижова Ильмира Сабиржановна

    Урок развития речи дан по программе УМК "Планета знаний". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_rus._yaz.tsarevna_lebed.docx47.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по русскому языку

    «Творческая работа по репродукции М.Врубеля «Царевна - лебедь», 4 класс

    Чижова Ильмира Сабиржановна,

    Учитель начальных классов

    ГБОУ СОШ № 10 г.Сызрани

    Самарской области

    Цели: Образовательные:

    - формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;

               Развивающие:

    - развивать письменную и устную речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;

    -создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

    - дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;

              Воспитательные:

    - воспитывать самостоятельность и творческую активность;

    - воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыке.

    Планируемый результат

    Предметные умения:

    -формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа и формировать умения распознавать глаголы повелительного наклонения среди других глаголов ;

    Личностные УУД:

    -владение приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы;

    -интерес к предметной деятельности, предложенной в учебнике;

    -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

    Познавательные УУД:

    -умение ориентироваться в своей системе знаний;

    - находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

    -воспринимать смысл предъявляемого текста;

    Регулятивные УУД:

    -учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения;

    -принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, выполнять учебные действия в устной, письменной речи;

    Коммуникативные УУД:

    -использовать речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

    -формулировать собственное мнение и позицию;

    -строить понятные для учеников высказывания;

    Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, аудиозапись арии Царевны-Лебедь из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», раздаточные материалы «Слова для справок»

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    - Ребята, я очень рада вас видеть, видеть ваши улыбки, ваши глаза и, самое главное, ваше желание учиться.

    - Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и  помощь. Готовы?

    - Помните: все в наших руках!  

    2. Целеполагание

    – Сегодня у нас необычный урок русского языка. Недавно на уроках литературы мы говорили о сказках. Иллюстрации к каким сказкам вы сейчас увидите? (демонстрируются слайды 2-6)

    - Отгадайте загадку.

    Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит.

    А сама – то величава,

    Выступает будто пава.

    Сладку речь – то говорит,

    Будто реченька журчит.

    (Царевна – Лебедь)

    - Из какого произведения эти строки? А кто-то помнит её полное название? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди»)

    - Кто автор сказки? (А.С.Пушкин)

    - Как А.С.Пушкин представил в сказке Царевну – Лебедь? (Расскажите)

    - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

    - Сегодня мы будем писать отзыв по картине М.А.Врубеля « Царевна – Лебедь».

    3. Работа с картиной

     - Рассмотрите репродукцию картины М.А.Врубеля « Царевна – Лебедь».

    - Об этом художнике нам сегодня расскажут ребята: (3 ученика выходят)

    Рассказ о жизни М.А.Врубеля.

    1) Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856г. в городе Омске в семье военного юриста. Семья часто переезжала, и Врубель учился в разных школах, но куда бы не забрасывала его судьба, всегда находилось время для занятия рисованием. Отец бережно относился к увлечению мальчика живописью. М.А.Врубель был очень разносторонним художником: писал портреты, иконы, создавал иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина.

    2) Давняя любовь к музыке приводит Врубеля в частную оперу Мамонтова, где он сближается с Н. А. Римским-Корсаковым и принимает участие в оформлении опер "Царская невеста" и «Сказка о царе Салтане». Жена М.А. Врубеля Надежда Забела была талантливая певица. Она первой исполняла заглавные партии в операх «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане…» замечательного русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. М.А.Врубель очень любил музыку этого композитора и как сам художник признавался, что музыка к опере «Сказка о царе Салтане…» вдохновила его на создание картины «Царевна-Лебедь».

    3)  А. Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор. В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения".

    1. Беседа по картине.

    - Какой сказочный герой изображен на картине?

    - Почему художник изобразил вечер?

    - Где происходит событие, изображенное на картине?

    -Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, ресницы, брови, губы, общее выражение лица).

    - Рассмотрите головной убор и платье царевны.

    -Как вы думаете, почему большую часть полотна занимает изображение оперения?

    - Какими вам кажутся эти перья? Что они вам напоминают?

    - Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны?

    -  А какие для изображения природы?

    - Какие чувства вызвала у вас эта картина?

    - Что больше всего привлекло ваше внимание на этой картине?

    2.  Игра «Картина изнутри»

     – Представьте, что вы находитесь внутри этой картины. Оглянитесь вокруг, рассмотрите, что вы видите, слышите, ощущаете? (описывают свои впечатления) 

    3.Игра «увеличительное стекло»

    – Теперь представьте, что у вас в руках увеличительное стекло. Посмотрите внимательно, наверняка появятся новые детали, которые вы раньше не заметили (слушаем 2-3 чел)  
    – Какой фрагмент картины  вы показали бы более крупным планом? Почему? 
    (Лицо, глаза большие и печальные)

    4. Игра «Квадрокоптер»

    – А сейчас помимо увеличительного стекла у нас появился небольшой летательный аппарат - . квадрокоптер.  Кстати, какие сказочные летательные аппараты вам известны?
    – Итак, отправляемся в путь на квадрокоптере и высаживаемся на  острове Буяне. (Кто хочет, закрывает глаза)
    – Можете потрогать воду (какая она? Холодная, бирюзовая),

    - Почувствуйте запах моря, прикоснитесь  к скалам (тёплые или холодные, скользкие). Оглядываемся назад, смотрим издалека на прекрасную Царевну, хрупкую и изящную, видим, как переливаются драгоценные камни на её венце, сияет роскошное белое оперение, лучи заходящего солнца.

    4.Сравнение музыкального и художественного образа.

    – А теперь включаем слух. Что мы слышим? Какие звуки на этом острове?

     – А вот что услышал композитор Римский-Корсаков. (Слушаем вступление к арии)
    – Как музыка обогатила ваше представление о картине? Что вы слышите, что представляете? 

    -- Подумайте, в какой момент изображена Царевна? (показ видео)

    - Какая музыка сопровождала видео? (Лёгкая, музыкальность её образа, мелодичная, напевная, нежная)

    5. Сравнение литературного и художественного образа.

    – Вернёмся к сказке и посмотрим, какой видел Царевну-Лебедь автор, А.С.  Пушкин. Что подчёркивает Пушкин в образе Царевны? (Красоту)
    – Давайте посмотрим, а как он это делает.
    Пушкин-художник слова, и в его арсенале есть особые изобразительно-выразительные средства. Это эпитеты (свет какой? божий), сравнения (с кем сравнивает? Павой, реченькой). С этими и другими изобразительно-выразительными средствами мы будем знакомиться на уроках русского языка и литературы.

    6. Сравнение описания искусствоведа и художественного образа.

     – Мы с вами  посмотрели, какой представляли  Царевну Врубель, Римский-Корсаков, Пушкин, а вот какой увидел Царевну известный искусствовед И.Долгополов, мы сейчас узнаем. (Чтение текста: «В cамую глубину твоей  души заглядывают широко открытые чарующие  очи  царевны.  Она  словно  все  видит.   Поэтому так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебеди волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми  приветливыми волшебными огнями».)
    –  Понравилось описание? Почему?
    –  Посмотрим, как   Долгополов показывает красоту Царевны, какие части речи помогают ему? 
    –  А давайте проведём эксперимент. В последнем абзаце уберите все прилагательные 
    (вычёркиваем карандашом).
    –  Что изменилось в тексте, что он утратил? 
    (Волшебство, он больше не завораживает)
        Творческую манеру Врубеля отличает декоративность и цветовое богатство. Врубель умел ценить красоту природы, был удивительно талантлив. Он создал множество потрясающих произведений, которые восхищают зрителей великолепием и гармонией.

    7. Словарная работа

    1. Работа с устаревшими словами

    - Обратите внимание на значения устаревших слов, которые необходимо будет использовать в описании картины.

    Пόднизь – нить или сетка с жемчугом, бисером (на старинном женском головном уборе).

    Кокошник – нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью.

    2. Подбор синонимов.

    - При работе с текстом мы с вами не раз говорили о необходимости использования синонимов во избежание повторов. Сегодня мы продолжим эту работу.

    О Врубеле: художник, живописец, творец, создатель картины.

    О картине: полотно, холст, произведение живописи, произведение искусства, художественное произведение, художественное творение.

    О процессе создании картины: написать, создать, изобразить (на), выразить (в), отразить (в).

    О Царевне-Лебеди: сказочная героиня, красавица-царевна, сказочный образ, пленительный образ, царственно-прекрасный образ, воплощение образа дивной музы художника, волшебное превращение, сказочное одеяние, белоснежные крылья, полувоздушное оперенье, жемчужный свет, блистать, драгоценные камни, узорчатый кокошник, жемчужная пόднизь, серебряное кружево фаты,  таинственное мерцание больших печальных глаз, магически притягивающий взгляд, тонкие черты бледного лица, собольи брови, сомкнутые губы.

    О пейзаже: морской пейзаж, сине-лиловые сумерки, розовый свет вечерней зари, призрачный свет, багряные отсветы, огни волшебного чудо-острова.

    О впечатлении от картины: пленять, восхищать, привлекать, вдохновлять, волшебное очарование,  дарить пленительное видение, восхитительное видение, тайна притягательной силы этого художественного творения.

    3. Составление плана

    План  сочинения-отзыва:

    I. Сказочный образ Царевны-Лебеди в произведениях А.С.Пушкина, М.А.Врубеля, Н.А.Римского-Корсакова.

    II. Описание картины:

    - настроение, которое передаёт картина;

    - фон, на котором изображена Царевна;

    - портрет  Царевны (выражение лица, поза, одежда);

    III. Моё отношение к картине М.А. Врубеля .        

    4. Прослушивание образца сочинения – отзыва

      Восхищение и восторг вызывает у зрителя картина М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». При взгляде на это произведение нам хочется воскликнуть: «Сказка, волшебство, необыкновенная красота!» Создаётся впечатление, что какие-то неведомые силы перенесли тебя в то самое царство Гвидона, где творились чудеса, описанные великим русским поэтом А. С. Пушкиным в своей знаменитой сказке. И вот одно из чудес предстаёт перед нами — Царевна-Лебедь, которая явилась воплощением неземной красоты героинь русских народных сказок.

          С картины на нас смотрит красивая девушка с прекрасным, но печальным лицом. Её большие карие и необыкновенно красивые глаза смотрят с грустью. Соболиные брови придают взгляду особую выразительность. Бледное лицо обрамляют чёрные волосы, заплетённые в русскую косу. Контраст цветов подчёркивает красоту девушки. На алых губах нет и тени улыбки. Чувствуется, что на душе героини неспокойно. Возможно, она предчувствует расставание, какое- то печальное событие или скучает о ком-то. Её взгляд проникает в самое сердце, пробуждает сочувствие, заставляет сопереживать.

         Голову прекрасной царевны украшает необыкновенной красоты кокошник: замысловатые узоры, самоцветные камни белого, голубого и бирюзового цветов, нежное плетение с мелкими бусинками, выполненное в русских национальных традициях, украшающее лоб — всё сверкает, добавляет красоты и великолепия.

         Со сказочного венца на плечи царевны ниспадает лёгкая прозрачная, словно сотканная из воздуха, вуаль, украшенная серебряной нитью. Героиня нежно держит её, прижимая руку к самому сердцу, как делают девушки в моменты тревоги и переживаний. Нежную руку украшают драгоценные кольца, как бы напоминая о том, что перед нами — царевна.

       За спиной сказочной царевны — огромные белоснежные крылья. В вечернем сиянии они излучают необыкновенный перламутровый свет, который придаёт картине нежность, великолепие, добавляет ощущение волшебства. Крылья символизируют чистоту и невинность героини.

        На заднем плане картины — тёмное, глубокое, неспокойное море, которое почти сливается с таким же тёмным, с багровыми отливами, и мрачным небом. Создаётся ощущение тревоги, надвигающейся опасности. Только светлая полоска неба на горизонте, разделяющая море и грозный небосвод, вселяет надежду на светлое будущее, победу добра над злом и счастливый конец, который традиционно завершает все народные сказки.

          На заднем плане слева изображён чудесный остров с многочисленными строениями и дворцом, окна которого освещены ярким алым светом. Всё это — творение прекрасной Царевны-Лебедь, которая, как и все героини русского фольклора, преданно и беззаветно любит, помогает, поддерживает, вдохновляет на подвиги и восхищает.

        Глядя на картину М. А. Врубеля Царевна-Лебедь, невольно задумываешься о вечных ценностях, начинаешь верить в то, что в нашей обыденной жизни непременно найдётся место удивительному чуду!

    8. Рефлексия

    – Мы очень хорошо поработали, узнали, какой представляли Царевну художник, композитор, поэт, искусствовед (слайд 11) 
    – А какой вы её представляете, какой видите?
    (Зачитываем черновые работы нескольких ребят)
    – А теперь домашнее задание. Составьте черновик сочинения по плану.
    – Справитесь с работой? Что вам поможет? Чем будете пользоваться?
    – А смогли бы мы так живо и ярко представить Царевну без живописного полотна Врубеля, без чарующей музыки Римского-Корсакова, волшебной сказки Пушкина, внимательного взгляда  Долгополова? Помогли они вам
    ?

    На втором  уроке традиционная словарно-стилистическая и орфографическая работа, редактирование черновиков, работа в чистовиках.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по русскому языку на тему:"Правописание приставок и предлогов" в 3 классе

    Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами. Задачи урока:1.      Обра...

    Открытый урок по русскому языку по теме: " Обучающее изложение по теме:" Скворцы".( 3 класс)

    Открытый урок по русскому языку  по теме: " Обучающее изложение по теме:" Скворцы".( 3 класс)...

    Урок русского языка 3 класса "Сочинение-отзыв по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь"

    УМК Школа РоссииТехнологическая карта урокаПрезентация к уроку...

    Конспект урока русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"

    Конспект урока русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"...

    Презентация к уроку русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"

    Презентация к уроку русского языка "Сочинение-отзыв по картине М. Врубеля "Царевна-Лебедь"...

    Конспект урока по русскому языку на тему: Сочинение. Отзыв по картине "Царевна Лебедь"

    Конспект урока по русскому языку на тему: Сочинение. Отзыв по картине "Царевна Лебедь"...

    Материалы для работы над сочинением по картине В.М. Врубеля "Царевна-Лебедь" по русскому языку в 3 классе

    Материалы для работы над сочинением по картине В.М. Врубеля "Царевна-Лебедь" по русскому языку в 3 классе.Представлен план для описания картины, а также работа по развитию орфографической зо...