Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку на тему:"Правописание приставок и предлогов" в 3 классе
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Поляхова Ольга Ивановна

    Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

     

    Задачи урока:

    1.      Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога

    2.      Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

    3.      Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.

    4.      Здоровьесберегающая - обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Коспект открытого урока35.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по русскому языку в 3-м классе: "Правописание приставок и предлогов»

    Поляхова Ольга Ивановна,

    учитель нач. классов

    МКОУ СОШ №1 г. Россошь

    Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

    Задачи урока:

    1.        Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога

    2.        Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

    3.        Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.

    4.        Здоровьесберегающая - обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

    Тип урока: урок обобщения и повторения полученных знаний.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

    Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

    Методические приемы:

    • рассказ учителя,
    • проблемные вопросы,
    • работа над новыми понятиями,
    • творческие задания,
    • практические упражнения.

    Педагогические технологии:

    • элементы технологии проблемного обучения,
    • элементы игровой технологии,
    • здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

    Оборудование для учителя:

    • Доска
    • Экран
    • Презентация к уроку
    • Карточки

    Ход урока

    1.Организационный момент

    Прозвенел звонок,         начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы, мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

    – Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

    Мы рады приветствовать вас в классе
    Возможно есть классы и лучше и краше.
    Но пусть в нашем классе вам будет светло
    Пусть будет уютно и очень легко,
    Поручено нам вас сегодня встречать,
    Но начнем же урок, не будем зря время терять.

    – Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Мы сейчас с вами отправляемся в необычайное путешествие по станциям Грамотных наук. Итак, начнем наш урок. 

    Откройте тетради, запишите число.

    2. Минутка чистописания.  

    Станция «Отгадай-ка».

    – На этой станции вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.

    Дел у меня немало –
    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю
    В лед реки убираю.

    – Что это? (зима)

    – Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв «з», «З»)

    – А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)

    3. Постановка темы урока. Словарный диктант.

    – Мы все еще находимся на станции «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны будете записывать одновременно слова в тетрадь и проверять их по доске.

    http://festival.1september.ru/articles/566046/1.gif

    1. Не снег и не лед, 
      А серебром деревья уберет. (Иней)
    2. Назовите-ка, ребятки, 
      Месяц в этой вот загадке:
      Дни его – всех дней короче,
      Всех ночей длиннее ночи.
      До весны легли снега.
      Только месяц наш пройдет,
      Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
    3. Под Новый год пришел он в дом
      Таким румяным толстяком.
      Но с каждым днем терял он вес
      И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
    4. Верхняя одежда, надеваемая поверх платья, костюма.. (Пальто)
    5. В предложении на службе
      С падежом всегда он в дружбе.
      На него показывает
      И слова все связывает. (Предлог)

    http://festival.1september.ru/articles/566046/2.gif

    1. У избы побывал – 
      Все окно разрисовал,
      У реки погостил –
      Во всю реку мост мостил. (Мороз)
    2. Два коня у меня,
      Два коня.
      По воде они возят меня.
      А вода тверда,
      Словно каменная! (Коньки)
    3. Щиплет уши, щиплет нос,
      Лезет в валенки мороз.
      Брызнешь воду – упадет
      Не вода уже. А лед.
      Даже птице не летится,
      От мороза стынет птица.
      Повернуло солнце к лету.
      Что, скажи за месяц это? (Январь)
    4. Он в берлоге спит зимой
      Под большой сосной,
      А когда придет весна
      Просыпается от сна. (Медведь)
    5. Рядом с дворником всегда.
      Разгребаю снег кругом.
      И ребятам помогаю
      Делать горку, строить дом. (Лопата)
    6. Перед корнем подставляем 
      Эту часть. Как называем? (Приставка)

    4.Работа по теме урока.

    Учитель: Как вы думаете, как называется тема нашего урока? («Предлоги и приставки»). Мы отправляемся в путешествие в страну «Предлогов и приставок» и нас, конечно, будут интересовать слова с приставками и предлогами. Какие цели мы поставим?

    Дети:

    – Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.

    – Во- вторых, мы должны вспомнить, что же такое предлог.

    – В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.

    Учитель: Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет, незабываемое путешествие. Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?

    – Что такое приставка?

    Дети: Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов.

    Учитель: А что такое предлог?

    Дети: Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

    Учитель: А что вы помните о правописании предлогов и приставок?

    Дети: Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.

    Учитель: Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие?

    Дети: Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.

    Учитель: Чему мы будем учиться на уроке?

    Дети: правильно писать предлоги и приставки!

    Учитель: Отправляемся дальше в путешествие!

    1. Усвоение новых знаний и способов действий

    Станция «Поиграй-ка»

    Учитель:

    – Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.

    • Повязка на рукаве – …
    • Шаг без шума – …
    • Переход под землей – …
    • Камни под водой – …
    • Совет без пользы – …
    • Годы до войны – …
    • Значок на груди – …

    Станция «Найди-ка»

    Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)

    Учитель: Запишите слова в 2 столбика по правилам. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

    ЗАДАНИЕ:

    • (за)горой
    • (на)льду
    • (по)бежать
    • (под)сосной
    • (за)мерзнуть
    • (зав)ывает
    • (под)снегом
    • (на)мело
    • (с)катиться
    • (во)дворе
    • (на )горе
    • (под)снежник
    • (по)крывает
    • (на)мело
    • (за)окном
    • (на)катке
    • (за)морозить
    • (с)горы

    – А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак «+», а если неправильно, то знак «-». Поменяйтесь тетрадями – проверяем!

    6. Физкультминутка для глаз «Снежинка».

    Станция «Отдыхай-ка».

    (гимнастика для глаз)

    Руки за спинку, головки назад

    Глазки пускай в небо глядят

    Головки опустим – на парту гляди

    И снова на верх – где снежинка летит?

    Глазами повертим, поищем её

    И снова писать. Не много ещё.

    1. Станция «Грамотей-ка»
    1. – Продолжаем наше путешествие. Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.

    Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.

    1. Работа с учебником (стр. 132, упр. 259)

    Учитель: Выполняем упражнение. Прочитайте предложение:

    - Что Вы заметили в предложении?

    - Есть ли предлог?

    - А как Вы считаете, между предлогом и словом можно поставить вопрос, или какое – либо слово?

    Дети: Да, можно (доказывают).

    Учитель: Напишите в тетради преобразованное предложение.

    - Назовите и подчеркните орфограммы в этом предложении.

    - Подчеркните главные члены предложения и подпишите части речи.

    - Выпишите словосочетания.

    3) Работа по вариантам:

    1-й Вариант – 2 и 3 предложение;

    2-й Вариант – 4 и 5 предложение.

    8. Закрепление пройденного материала.

    Станция «Подумай-ка»

    (работа в группах)

    Карточка 1

    Прочитайте выразительно, озаглавьте текст, 
    3-е предложение разберите по членам предложения и частям речи.


    Зимой русский лес сказочен и чудесен. 
    Снег украшает пушистые ветки деревьев. 
    Смолистые шишки висят на елях. 
    В серебряном уборе стоят красавицы-берёзки.

    Карточка 2

    Вставьте пропущенные буквы. 
    Подчеркните предлоги и выделите приставки.

    В лес примч…лся первый сне…
    Попр…сился на ночлег.
    Перепуганный не в шутку,
    Примерять стал зайчик шу…ку.
    Без иголки, без портного
    Шу…ка новая готова.

    Карточка 3

    Составьте из слов каждой строки предложения. 
    Подчеркните предлоги и приставки.


    Морозы, трескучие, на, стояли, улице.
    Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
    Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

    Карточка 4

    Выделите приставки в словах. 

    Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. 
    Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо, 
    прикрылась пушистым хвостиком. Затихла непогода. 
    Вылезла белка из гнезда. Вкусная еда у пушистого 
    зверька запасена в кладовой. (7 слов)

    1. Работа по культуре речи

    Станция «Проверяй-ка»

    (Проверочная работа по карточкам)

    Карточка 1

    – Докажи правильность своего ответа.

    – Какие словосочетания подчёркивают красоту зимнего леса?

    Карточка 2

    – Объясни пропущенные орфограммы.

    – Какую шубку стал примерять заяц?

    – Для чего ему новая шубка?

    Карточка 3

    – В чём смысл этого текста?

    – Для чего нужны кормушки?

    – На каких уроках мы об этом говорили?

    – У кого из вас есть кормушка для птиц?

    Карточка 4

    – Как зимует белка?

    – Ребята, вы, наверное, устали и я предлагаю вам еще немножко отдохнуть.

    10. Физкультминутка

    С ПРИ- приставкою – присесть,
    С ПО- приставкою – подняться
    С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
    С ПО- приставкой – посмеяться,
    С ВЫ- – вытягиваем руки,
    С О- – опустим их опять.
    Вот и все настало время
    С ПО- – зарядку повторять.
    С ЗА- – зарядку завершать.

    1. Тест

    Выбери правильное утверждение, обведи букву:

    П.   Приставки со словами пишутся  слитно

    Г.   Приставки со словами пишутся  раздельно

    Я.   Приставка служит для образования   новых слов

    Л.   Приставка служит для связи слов в предложении

    К.   Предлоги пишутся слитно со  словами

    Т.   Предлоги пишутся раздельно со  словами

    Ь.   Предлог – часть речи

    Я.   Предлог – часть слова

    - Прочти слово из обведенных букв.  (пять)- Молодцы

    12.  Подведение итогов.

    Наш урок подошел к концу.

    – Какую тему мы изучали на уроке?

    - Как вы думаете, мы справились с поставленными целями?

    - Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?

    Закончите предложение:

     - «Сегодня я узнал …»

    - «У меня получилось …»

    - «Было трудно …»

    - «Было интересно …»

    - «Теперь я умею …»

    – Ребята, отгадайте шараду.

    Корень мой находится в цене, 
    В очерке найти приставку мне 
    Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
    Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)

    Оцените свою работу на уроке. У каждого из вас на столе лежит солнышко. Если Вам понравился урок,  и было всё понятно, то изобразите на солнышке улыбку. Если урок не понравился, и что-то осталось не понятно – изобразите на нем грусть. Солнышки повесьте на доску, что бы в классе стало светлее и теплее.

    Спасибо за работу, урок окончен

    13 Домашнее задание (диференцированное)

    1. Упр.260

    2. Написать о зиме 4-5 предложений, выделить приставки и предлоги.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" для 3 класса

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок"...

    Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание парных согласных в корне слова"

    Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание парных согласных в корне слова"...

    Открытый урок по русскому языку по теме: "Правописание приставок и предлогов"

    Цель урока: Научить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать. Продолжить работу над развитием речевой деятельности. Задачи урока:Обучающая: Закреплять умения в ...

    Открытый урок по русскому языку по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»

    Формирование умения подбирать проверочные слова для слов с безударными  гласными в корне; развитие творческого  мышления....

    Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу", 2 класс, УМК "Школа России".

    Материал может быть полезен при подготовке конспекта урока  по расскому языку....

    Открытый урок по русскому языку на тему: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение», 3 класс

    Открытый урок, 3 класс.Тема: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение» ФИО Костерина Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов.Цель. Совершенствование умения проверять и...