Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу", 2 класс, УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кузнечихина Галина Сергеевна

Материал может быть полезен при подготовке конспекта урока  по расскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku._2_kl.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Программа «Школа России»

Учитель: Кузнечихина Галина Сергеевна

Тема урока: Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Образовательная цель: закрепление знаний обучающихся о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и применение на практике правила правописания изученных орфограмм.

Задачи:

– актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;

– способствовать развитию познавательного интереса, умения сопоставлять звучание и написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, орфографической зоркости, зрительного восприятия, координации речи с движениями, дикции;

– воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.

Планируемые результаты:

Личностные:

признавать важность учёбы и познания нового,  понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

– проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные:

Регулятивные:

– сверять свои действия с целью и при  необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

– делать вывод на основе обобщения;

– определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Технологии: технология критического мышления, проблемно-диалогического, ИКТ, здоровьесберегающая, игровая технология.

Формы: коллективная, парная, индивидуальная.

Оборудование:  презентация, записи на доске,  аудио запись звуков метели,  индивидуальные карточки, карточки для дифференцированной работы, оценочные листы,  снежинки с буквами Ж, Ш, Щ, Ч, А, У, И.

Межпредметные связи: с окружающим миром, литературным чтением.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

К нам без опоздания приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

Учитель:

- К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Учитель:

-Запишите число, классная работа.

Учитель: 

В гости прилетела

Звёздочка хрустальная

На ладошку села –

От тепла растаяла.   (СНЕЖИНКА)

  1. Минутка чистописания.

Учитель: к нам на урок тоже залетело несколько  снежинок. Возьмите их и переверните. Какие буквы спрятаны на снежинке? (буквы Ч, Щ, Ж, Ш). Поднимите и покажите ребятам.

Учитель: а что мы с этими буквами  можем сделать? (записать)

Учитель: давайте эти буквы свяжем по парам  одной ниточкой. И как Мороз на окне рисует, так и мы составим свой узор в тетради.

Снежинка холодная, морозная, ладошки замёрзли у нас, давайте их согреем. Наберём носиком воздух и плавно подуем на них. Так, а сейчас каждый пальчик тоже погреем ласково. Всё, ладошки и пальчики тёплые, теперь можно написать свой узор в тетради.

Посмотрите, как я это буду делать.

Пишу аккуратно строчную букву Ч, кружочек, соединяю с буквой Щ, отступаю, затем пишу букву Ж, кружочек, а потом Ш. И так рисуем узор до конца строки, не спеша, красиво пишем, соблюдаем высоту, ширину букв.

Оценивание (лист самооценки).

Возьмите красный или синий карандаш  и в минутке чистописания оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселого Смайлика, а, если написали не совсем правильно, то грустного.

3. Орфографическая минутка по пройденной теме.

Упр. 1.

— Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах.

Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звездочка, помощник.

Ответ. ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЧН, ЩН, ЧК, ЩН.

     Оценивание (лист самооценки).

Возьмите красный или синий карандаш  и в Упр. 1  оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселого Смайлика, а, если написали не совсем правильно, то грустного.

  1. Словарная работа.

Декабрь, яблоко,  мороз,  коньки, , петух, малина, снегирь, одежда, пальто,

земляника, ветер, погода.

-Ребята, посмотрите внимательно, какие слова мы сегодня запишем?

-Что  их объединяет? (8 слов связаны с зимним временем  года).

Проверка. Слайд 1.

  1. Самоопределение к деятельности

Слайд 2.

Учитель:

Ребята, а что такое снежинки? (Нет похожих снежинок, у каждой своя форма, у них 6 лучиков, снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и падают  на землю)

а вы согласны, что в слове снежинка:

  1. 3 слога   + (проговорите)
  2. Звуков столько же, сколько букв   + (проговорите)
  3. Ударение падает на 1 слог –
  4. В слове 3 гласных звука + (проговорите)

Итак, СНЕЖЫНКА (слайд 3)

Учитель:

Что такое? Почему не так?

Какое правило я забыла?

Что мы должны помнить? (ответ детей) Учебник с. 11 правило.

-Сформулируйте тему нашего урока.

Правописание буквосочетаний  жи - ши, ча – ща, чу - щу. Слайд 4.

-Используйте слова помощники:

Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)Слайд 5. 

Учиться  (правильно  писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)

-Цель нашего урока формировать практические навыки правописания буквосочетаний.

-Какое правило нам поможет достичь цели урока? 

Слайд 6. Правило.

Учитель: Слайд 7.

  • На какие группы можно разделить эти согласные звуки: [Ж], [Ч'], [Ш], [Щ']? (Звонкие и глухие, мягкие и твердые.)
  • Назовите всегда мягкие звуки. ([Ч'], [Щ'].)

Назовите всегда твердые звуки. ([Ж], [Ш].) Слайд 8.

Учитель:

Послушайте  сказку  про эти звуки. Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом — нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные — Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие — с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ—ШИ, ЧА— ЩА, ЧУ—ЩУ.

Давайте составим эти сочетания. Выходят к доске только те ребята, у которых есть на партах снежинки.  Учитель им добавляет буквы  А, У, И. Соедините  буквы в «пару дружбы», взявшись руками.  Снежинки вешаем на доску.

-Почему после букв Ж и Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж] и  [ш]  были мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

-Почему после букв Ч и Щ , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем буквы А, У, а не Я, Ю? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ч]  и [щ]  были твёрдыми, поэтому писали буквы А, У. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

  1. Фонетическая зарядка

Учитель:

Сейчас я предлагаю вам поработать стоя,

 Итак, на экране Слайд 9.  чистоговорки, мы будем их проговаривать чётко, громко и одновременно шагать. Готовы?

- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.

- Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

- Ща-ща-ща – в пруду поймали мы леща.

  1. Закрепление изученного материала.

Упр. 2.

Игра «Найди ошибки».

Текст написан с ошибками. Найдите их и исправьте. Объясните правильное написание слов. Спишите текст. Подчеркните орфограммы.

Земой птицы галадают. коля повесил в соду кармушки. прилители  птичьки. теперь они сыты.

Проверяем.

Оценивание (лист самооценки).

Возьмите красный или синий карандаш  и в Упр. 2  оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселого Смайлика, а, если написали не совсем правильно, то грустного.

Физ. минутка (Слайд 10-11)  Зрительная гимнастика со снежинкой.

Учитель: немного отдохнём и поиграем с глазками.

Работа в парах. Упр. 3.

Учитель:

Итак, один человек работает на обратной стороне доски, а остальные в парах.

Посовещайтесь с другом по парте, вам нужно вставить пропущенные сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Зада …,   …вель, …раф, …повник,  …до, … ка.

Давайте проверять работу. Девочка читает, а кто работал в паре, сверяет свою работу и девочки.

Проверьте себя, подсказка на экране. (Слайд 12.)

Оценивание (лист самооценки).

Возьмите красный или синий карандаш  и в Упр. 3  оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселого Смайлика, а, если написали не совсем правильно, то грустного.

Какографическая минутка (работа в парах) Упр. 4.

Учитель:

 Что здесь нужно сделать? Что за правило я забыла, когда готовила для вас задание?

Чащя очяровательна  зимой. Пушыстые снега похожы  на лебяжый пух. На снегу строчки и точки. Следы ведут в чящю. Чюдная жызнь в это время в лесу!  

Что нужно знать, чтобы выполнить это задание? (Снежинки на доске).

Давайте проверим вашу работу. Готовы?  (Слайд 13.)

Оценивание (лист самооценки).

Возьмите красный или синий карандаш  и в Упр. 4 оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселого Смайлика, а, если написали не совсем правильно, то грустного.

Работа в паре. Упр. 5.

-Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слова буквы откусили
К себе в норку утащили.

Что же делать? Как же быть?

Буквы нужно возвратить!

-Припишите справа или слева к слогам сочетания жи - ши, ча – ща, чу –щу, так чтобы получились слова.

(Чижи, часы, крыши, туча, мыши, щука, чулок, роща, лужи, шишка)

чи…

…сы

кры…

ту…

мы…

…ка

…лок

ро…

лу…

Оценивание (лист самооценки).

Возьмите красный или синий карандаш  и в Упр. 5  оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселого Смайлика, а, если написали не совсем правильно, то грустного.

Физ. минутка  Слайд 14,  «Жираф»

  1. Дифференцированная работа.

Упр. 6.

-Возьмите карточки. Выберите  сами уровень сложности:

Оранжевый - сложнее, желтый – легче, белый - самый лёгкий.

   КАРТОЧКА 1.

Запиши, одним словом.

  1. Зимой летят с неба __________________________.
  2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала _________________________.
  3. Берёзовая ___________________.
  4. Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________.
  5. Часть колеса машины __________________________.
  6. Чайная пара: блюдце и _________________________.

   КАРТОЧКА 2.

Вставьте подходящие по смыслу слова.

______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.

Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.

  КАРТОЧКА 3.

Вставь пропущенные орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".


Дятлы.

Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.

 Проверка по одному человеку.

Оценивание (лист самооценки).

Возьмите красный или синий карандаш  и в Упр. 6  оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселого Смайлика, а, если написали не совсем правильно, то грустного.

  1.  Рефлексия.

Учитель: 

-Какие правила мы повторим, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих  ж, ш, ч, щ? Слайд 15.

В сочетаниях жи –ши

Только и всегда пиши!

В сочетаниях ча – ща

Пишем только букву а.

В сочетаниях чу – щу

Пишем только букву у!

 Упр. 7.

(Письмо под диктовку.  Один ученик работает на доске.)

Запиши. Вертикальной чертой раздели  слова для переноса.

       Чайник, щука, чашка, уши, лыжи, чай.

(Взаимопроверка. Ученик, работавший у доски, открывает решение. Остальные учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)

Оценивание (лист самооценки).

Возьмите красный или синий карандаш  и в Упр. 7  оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселого Смайлика, а, если написали не совсем правильно, то грустного.

Учитель:

- Вы весь урок сами оценивали свою работу. Внизу оценочных листов изображен круг. Превратите его в Смайлик. Веселый Смайлик – я работал  хорошо, грустный – у меня не совсем всё получилось.

- Поднимите свои листы самооценки вверх и покажите мне, а затем своим одноклассникам. Посмотрите, какие у нас  замечательные результаты!

  1. Подведение итогов урока. Слайд 16.
  • С какими орфограммами познакомились на уроке?
  • Что должны помнить о написании этой орфограммы?

            Активно мне сегодня  помогали …

  1. Домашнее задание (записано на обратной стороне доски)

Стр. 11 упр. 15 (устно).

Учитель:

- Спасибо всем за работу на уроке, вы – умнички! Урок окончен! Слайд 17.

Листок самооценки.      

Чистописание.        

Упр. 1.

Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах (например, чк, чн).

        Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звездочка, помощник.

Словарная работа.

Выпиши слова, подходящие для зимнего времени года.

 Декабрь, яблоко,  мороз,  коньки, петух, малина,  снегирь, одежда, пальто, земляника, ветер, погода.

Упр. 2.

Текст написан с ошибками. Найдите их и исправьте. Объясните правильное написание слов. Спишите текст. Подчеркните орфограммы.

         Земой птицы галадают. коля повесил в соду кармушки. прилители птичьки. теперь они сыты.

 Упр. 3.

Посовещайтесь с другом по парте, вам нужно вставить пропущенные сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Зада …,   …вель, …раф, …повник,  …до, … ка.

Упр. 4.

Найди и исправь ошибки, как учитель.

       Чащя очяровательна  зимой. Пушыстые снега похожы  на лебяжый пух. На снегу строчки и точки. Следы ведут в чящю. Чюдная жызнь в это время в лесу!  

Упр. 5.

Припишите справа или слева к слогам сочетания жи - ши, ча – ща, чу –щу, так чтобы получились слова.

чи…

…ка

…сы

…лок

кры…

ро…

ту…

лу…

мы…

…шка

Упр. 6.

-Возьмите  с парты карточки. Выберите  сами уровень сложности:

Оранжевый - сложнее, желтый – легче, белый - самый лёгкий.

Упр. 7.

Запиши слова, которые диктует учитель.  Вертикальной чертой раздели  их  для переноса.

Поменяйся тетрадями с соседом, проверь  работу  по образцу на доске, ошибки исправляй  карандашом.

   КАРТОЧКА 1.

Запиши, одним словом.

  1. Зимой летят с неба __________________________.
  2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала _________________________.
  3. Берёзовая ___________________.
  4. Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________.
  5. Часть колеса машины __________________________.
  6. Чайная пара: блюдце и _________________________.

   КАРТОЧКА 1.

Запиши, одним словом.

  1. Зимой летят с неба __________________________.
  2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала _________________________.
  3. Берёзовая ___________________.
  4. Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________.
  5. Часть колеса машины __________________________.
  6. Чайная пара: блюдце и _________________________.

   КАРТОЧКА 1.

Запиши, одним словом.

  1. Зимой летят с неба __________________________.
  2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала _________________________.
  3. Берёзовая ___________________.
  4. Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________.
  5. Часть колеса машины __________________________.
  6. Чайная пара: блюдце и _________________________.

   КАРТОЧКА 1.

Запиши, одним словом.

  1. Зимой летят с неба __________________________.
  2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала _________________________.
  3. Берёзовая ___________________.
  4. Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________.
  5. Часть колеса машины __________________________.
  6. Чайная пара: блюдце и _________________________.

   КАРТОЧКА 1.

Запиши, одним словом.

  1. Зимой летят с неба __________________________.
  2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала _________________________.
  3. Берёзовая ___________________.
  4. Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________.
  5. Часть колеса машины __________________________.
  6. Чайная пара: блюдце и _________________________.

   КАРТОЧКА 1.

Запиши, одним словом.

  1. Зимой летят с неба __________________________.
  2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала _________________________.
  3. Берёзовая ___________________.
  4. Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________.
  5. Часть колеса машины __________________________.
  6. Чайная пара: блюдце и _________________________.

 

  КАРТОЧКА 2.

Вставьте подходящие по смыслу слова.

______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.

Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.

 

   КАРТОЧКА 2.

Вставьте подходящие по смыслу слова.

______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.

Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.

   КАРТОЧКА 2.

Вставьте подходящие по смыслу слова.

______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.

Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.

   КАРТОЧКА 2.

Вставьте подходящие по смыслу слова.

______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.

Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.

   КАРТОЧКА 2.

Вставьте подходящие по смыслу слова.

______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.

Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.

   КАРТОЧКА 2.

Вставьте подходящие по смыслу слова.

______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.

Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.

 КАРТОЧКА 3.

Вставь пропущенные орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".


Дятлы.

Тре___т  морозы. В  лесу  ти____на. Только  дятлы  сту___т   по  стволам. Они  и____т   пи____   под   корой. Дятлы   любят   долбить   ____шки.  Там   они   и____т   вкусные   семена.

 КАРТОЧКА 3.

Вставь пропущенные орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".


Дятлы.

Тре___т  морозы. В  лесу  ти____на. Только  дятлы  сту___т   по  стволам. Они  и____т   пи____   под   корой. Дятлы   любят   долбить   ____шки.  Там   они   и____т   вкусные   семена.

 КАРТОЧКА 3.

Вставь пропущенные орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".


Дятлы.

Тре___т  морозы. В  лесу  ти____на. Только  дятлы  сту___т   по  стволам. Они  и____т   пи____   под   корой. Дятлы   любят   долбить   ____шки.  Там   они   и____т   вкусные   семена.

 КАРТОЧКА 3.

Вставь пропущенные орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".


Дятлы.

Тре___т  морозы. В  лесу  ти____на. Только  дятлы  сту___т   по  стволам. Они  и____т   пи____   под   корой. Дятлы   любят   долбить   ____шки.  Там   они   и____т   вкусные   семена.

 КАРТОЧКА 3.

Вставь пропущенные орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".


Дятлы.

Тре___т  морозы. В  лесу  ти____на. Только  дятлы  сту___т   по  стволам. Они  и____т   пи____   под   корой. Дятлы   любят   долбить   ____шки.  Там   они   и____т   вкусные   семена.

 КАРТОЧКА 3.

Вставь пропущенные орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".


Дятлы.

Тре___т  морозы. В  лесу  ти____на. Только  дятлы  сту___т   по  стволам. Они  и____т   пи____   под   корой. Дятлы   любят   долбить   ____шки.  Там   они   и____т   вкусные   семена.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Обобщение знаний по разделу "Звуки и буквы" 2 класс.

План - конспект урока по русскому языку с использованием игровых моментов. Программа "Школа России" 2 класс....

Открытый урок по русскому языку по теме : "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях." 4 класс

Урок - закрепление по теме : "Словосочетание. Способы слов в словосочетаниях"....

Открытый урок по русскому языку «Знакомство со способом действия при анализе состава слова» (2 класс)

Знакомство с правильным способом действий при разборе слова по составу...

Открытый урок по русскому языку и окружающему миру по теме «Правописание НЕ с глаголом» УМК Школа России

Открытый урок по русскому языку и окружающему миру по теме: «Правописание НЕ с глаголом» был дан в единый методический день....

Открытый урок по русскому языку по теме:"Буквосочетания ЧК, ЧН."

Данный урок был разработан для городского конкурса "Педагог года-2015", в котором я принимала участие.Предназначен для 1 класса,работающего по программе "Школа России"....