Открытый урок по русскому языку на тему: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение», 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Костерина Людмила Геннадьевна

Открытый урок, 3 класс.

Тема: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение»

 

ФИО Костерина Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов.

Цель. Совершенствование умения проверять и правильно писать слова с непроизносимыми согласными; развивать речь и орфографическую зоркость.

Оборудование. Интерактивная доска, ноутбук, карточки с заданием.

 

Структура урока

 

  1.  Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

 

  1. Мозговой штурм. Работа в парах.

 

  1. Определение темы и задач урока

 

  1. Активизация знаний. Работа в группах с карточками.

 

  1. Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными. Поиск решения учебной проблемы.

 

  1. Динамическая физкульт. минутка.

 

  1. Работа по теме урока.

 

  1. Повторение ранее изученного

 

  1.  Работа в группах.

 

  1.  Домашнее задание.

 

  1. Рефлексия. Подведение итогов. Самооценка учеников.

 

Ход урока.

1. Организационный момент

 

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. А сейчас, давайте, поприветствуем друг друга. С каким настроением мы начинаем урок? Если с хорошим настроением, то покажите «плюс», если с плохим-покажите «минус». Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь. Пусть ваша улыбка поднимет настроение другим.

 

Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

-Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

 

 

  1. Интересным

 

  1. Познавательным

 

  1. Развивающим

 

  1. Плодотворным

 

-Чтобы урок получился таким, недостаточно действие одного учителя, необходима ваша помощь.

 

- Какими должны быть на уроке ученики?

 

  1. Активные
  2. Думающие
  3. Работоспособные
  4. Внимательные
  5. Творческие
  6. Дисциплинированные

 

-Вы готовы быть такими?


-В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.

 

2. Мозговой штурм (работа в парах). Слайд

 

  1. Главная часть слова (корень)

 

  1. Опасное место в слове (орфограмма)

 

  1. Пятая буква алфавита (буква «д»)

 

  1. Звуки, который могут свистеть, шипеть, шуметь, но не хочется им петь (согласные)

 

  1. Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)

 

  1. Какие буквы  не обозначают звуков («Ъ» и «Ь»)

 

  1. На какие две группы можно разделить буквы  И, Л, О, Д,  А, Т, В, Ю. (гласные, согласные)

 

  1. В каком суффиксе есть беглая гласная (суффикс ЕК)

 

3. Определение темы и задач урока

 

-Открыли тетради, написали сегодняшнее число, классная работа.

 

-Запишите слова под диктовку:

 

Зима, СОЛНЦЕ, сосулька, снежок.

 

- Что вы заметили, какое слово лишнее? (все существительные с безударной гласной в корне и одно слово с непроизносимой согласной). Как проверить его написание? Какое правило вы знаете? ( Чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной, надо подобрать такое однокоренное слово,  в котором этот согласный произносится отчётливо — СОЛНЕЧНЫЙ или  правописание слова смотрим смотрим в орфографическом словаре).

 

-Определите тему нашего урока. ( Ответ: тема нашего урока «Правописание слов с непроизносимой согласной» ( открыть  запись на доске).

 

- Какие задачи мы ставим перед собой. ( Будем совершенствовать умение проверять и правильно писать слова с непроизносимой согласной, развивать свою речь и орфографическую зоркость.)

 

 

 

4. Активизация знаний. (работа в группах - раздать карточки по группам)

 

Задание 1: узнай слово с непроизносимым согласным по его значению.

Задание 2: выдели непроизносимую согласную

Задание 3: запиши проверочное слово

 

1 группа: Постоянно завидующий человек. (завистник)

2 группа : Любящий повелевать (властный)

3 группа: Тот, кто  принимает в чем-либо участие (участник)

4 группа : Речь, которая звучит, произносится ( устная)

5 группа : Белая бабочка ( капустница)

6 группа : Внутренний орган человека, перекачивающий кровь (сердце)

 

Представитель от каждой группы озвучивает ответ.

 

-Какие мы знаем еще слова, в которых не надо писать непроизносимые согласные? Для этого мы с вами выучили стихотворение, сейчас мы его повторим:

 

Вкусный, гласный, интересный,

Безопасный и небесный.

И чудесный, и прекрасный,

И ужасный, и напрасный-

Этих слов не забывайте,

букву «Т» в них НЕ вставляйте.

 

 

5. Работа по теме урока. ( Запись слов с комментированием)

 

Есть согласные-плутовки.

До чего шалуньи ловки.

Их не слышишь, а пиши.

Проверяй, да не спеши.

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

 

-Я буду диктовать вам слова с непроизносимой согласной, а вы сначала пишете проверочное слово, а потом проверяемое.

 

… - местный    (место)

 

… - честный  (честь)

 

… - здравствуй  (здравие)

 

… - звездный  (звезда)

 

… - радостный  (радость)

 

 

6.  Физкульт. минутка.

 

7. Работа по теме урока.

 

-Задание по рядам. На слух определить слова с непроизносимым согласным звуком.

 

1 ряд.                

 Почему, как человечек,

Весь в мурашках огуречик?

Хоть на солнце он лежит,

От чего же он дрожит?

 

2 ряд.

В синих шариках, ура,

Бабушкина слива.

Буду жить теперь под ней,

Я теперь счастливый.

 

3 ряд

День рожденья-день чудесный,

Радостный, веселый.

Мы желаем на «отлично»

Всем учиться в школе. 

 

( Ребята, в слово ЧУДЕСНЫЙ просится звук Т, но буква не пишется, так как в проверочном слове этой буквы нет)

 

8. Повторение ранее изученного.

 

-Полный фонетический разбор слова ( один ученик у доски)

 

Слово  ЯРОСТНЫЙ [йарасный]- 3 слога

 

Я-[й ] -согл., звонк., непарн.; мягк., непарн.

  - [а]- гласн, ударн.

 

Р-[р]- согл., звонк., непарн.; тверд., парн.

 

О-[а]- гласн, безударн.

 

С-[с]- согл., глух, парн.; тверд., парн.

 

Т-[-]

 

Н-[н]- согл., звонк, непарн., тверд, парн.

 

Ы-[ы]- гласн, безударн.

 

Й-[й]- согл., звонк., непарн.; мягк., непарн.

 

8 букв, 8 звуков.

 

9.  Работа в группах. Слайд.

 

 -Сейчас отправимся в гости к Снежной Королеве и побываем в её залах, где она приготовила для вас задание. Не забываем про правила работы в группах. У каждой группы будет свое задание.

 

1 группа: Составить из букв  слово : С, Н, Е, И, К, Г, О, В ( снеговик)

 

2 группа : Подобрать проверочное слово к слову с непроизносимым согласным : Прелестный ( прелесть)

 

3 группа : Подобрать к слову синоним, близкое по значению слово с непроизносимым согласным : Огромный ( гигантский)

 

4 группа: Подобрать к слову антоним : До свидания ( Здравствуйте)

 

5 группа: Отгадайте ребус : Метла ( «а» уберется) и  Ель= Метель.

 

 

- Сейчас  к доске подходят командиры групп и аргументируют правильность своих ответов.

 

10. Домашнее задание

 

- В орфографическом словаре найти 10 слов с непроизносимыми согласными и записать их с проверочными словами.

 

11. Рефлексия. Подведение итогов. Самооценка учеников.

 

- Наш урок подходит к концу.  Чем мы с вами сегодня занимались на уроке? (изучали правописание слов с непроизносимой согласной)

 

- А теперь каждый проанализирует  свою работу на уроке по всем пунктам.

 

  • Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

 

  • Я использовал правило,  чтобы не ошибиться в написании слов.

 

  • Когда была работа в группах помогал подбирать проверочный слова.

 

  • Внимательно слушал учителя и одноклассников.

 

  • Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы.

 

-На доске вы видите снеговика, если на уроке вам было все понятно и ясно, прикрепите  зеленые снежинки на снеговика. Если  не до конца понятно, есть сомнения-значит желтые снежинки. Если вам надо еще  поработать над темой, значит на снеговика прикрепите красные снежинки.

 

-Спасибо за урок, мне с вами было приятно работать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._neproiznosimye_soglasnye.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок, 3 класс.

Тема: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение»

ФИО Костерина Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов.

Цель. Совершенствование умения проверять и правильно писать слова с непроизносимыми согласными; развивать речь и орфографическую зоркость.

Оборудование. Интерактивная доска, ноутбук, карточки с заданием.

Структура урока

  1.  Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

  1. Мозговой штурм. Работа в парах.

  1. Определение темы и задач урока

  1. Активизация знаний. Работа в группах с карточками.

  1. Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными. Поиск решения учебной проблемы.

  1. Динамическая физкульт. минутка.

  1. Работа по теме урока.

  1. Повторение ранее изученного

  1.  Работа в группах.

  1.  Домашнее задание.

  1. Рефлексия. Подведение итогов. Самооценка учеников.

Ход урока.

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. А сейчас, давайте, поприветствуем друг друга. С каким настроением мы начинаем урок? Если с хорошим настроением, то покажите «плюс», если с плохим-покажите «минус». Посмотрите на своего соседа и улыбнитесь. Пусть ваша улыбка поднимет настроение другим.

Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

-Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

  1. Интересным

  1. Познавательным

  1. Развивающим

  1. Плодотворным

-Чтобы урок получился таким, недостаточно действие одного учителя, необходима ваша помощь.

- Какими должны быть на уроке ученики?

  1. Активные
  2. Думающие
  3. Работоспособные
  4. Внимательные
  5. Творческие
  6. Дисциплинированные

-Вы готовы быть такими?


-В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.

2. Мозговой штурм (работа в парах). Слайд

  1. Главная часть слова (корень)

  1. Опасное место в слове (орфограмма)

  1. Пятая буква алфавита (буква «д»)

  1. Звуки, который могут свистеть, шипеть, шуметь, но не хочется им петь (согласные)

  1. Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)

  1. Какие буквы  не обозначают звуков («Ъ» и «Ь»)

  1. На какие две группы можно разделить буквы  И, Л, О, Д,  А, Т, В, Ю. (гласные, согласные)

  1. В каком суффиксе есть беглая гласная (суффикс ЕК)

3. Определение темы и задач урока

-Открыли тетради, написали сегодняшнее число, классная работа.

-Запишите слова под диктовку:

Зима, СОЛНЦЕ, сосулька, снежок.

- Что вы заметили, какое слово лишнее? (все существительные с безударной гласной в корне и одно слово с непроизносимой согласной). Как проверить его написание? Какое правило вы знаете? ( Чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной, надо подобрать такое однокоренное слово,  в котором этот согласный произносится отчётливо — СОЛНЕЧНЫЙ или  правописание слова смотрим смотрим в орфографическом словаре).

-Определите тему нашего урока. ( Ответ: тема нашего урока «Правописание слов с непроизносимой согласной» ( открыть  запись на доске).

- Какие задачи мы ставим перед собой. ( Будем совершенствовать умение проверять и правильно писать слова с непроизносимой согласной, развивать свою речь и орфографическую зоркость.)

4. Активизация знаний. (работа в группах - раздать карточки по группам)

Задание 1: узнай слово с непроизносимым согласным по его значению.

Задание 2: выдели непроизносимую согласную

Задание 3: запиши проверочное слово

1 группа: Постоянно завидующий человек. (завистник)

2 группа : Любящий повелевать (властный)

3 группа: Тот, кто  принимает в чем-либо участие (участник)

4 группа : Речь, которая звучит, произносится ( устная)

5 группа : Белая бабочка ( капустница)

6 группа : Внутренний орган человека, перекачивающий кровь (сердце)

Представитель от каждой группы озвучивает ответ.

-Какие мы знаем еще слова, в которых не надо писать непроизносимые согласные? Для этого мы с вами выучили стихотворение, сейчас мы его повторим:

Вкусный, гласный, интересный,

Безопасный и небесный.

И чудесный, и прекрасный,

И ужасный, и напрасный-

Этих слов не забывайте,

букву «Т» в них НЕ вставляйте.

5. Работа по теме урока. ( Запись слов с комментированием)

Есть согласные-плутовки.

До чего шалуньи ловки.

Их не слышишь, а пиши.

Проверяй, да не спеши.

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

-Я буду диктовать вам слова с непроизносимой согласной, а вы сначала пишете проверочное слово, а потом проверяемое.

… - местный    (место)

… - честный  (честь)

… - здравствуй  (здравие)

… - звездный  (звезда)

… - радостный  (радость)

6.  Физкульт. минутка.

7. Работа по теме урока.

-Задание по рядам. На слух определить слова с непроизносимым согласным звуком.

1 ряд.                 

 Почему, как человечек,

Весь в мурашках огуречик?

Хоть на солнце он лежит,

От чего же он дрожит?

2 ряд.

В синих шариках, ура,

Бабушкина слива.

Буду жить теперь под ней,

Я теперь счастливый.

3 ряд

День рожденья-день чудесный,

Радостный, веселый.

Мы желаем на «отлично»

Всем учиться в школе.  

( Ребята, в слово ЧУДЕСНЫЙ просится звук Т, но буква не пишется, так как в проверочном слове этой буквы нет)

8. Повторение ранее изученного.

-Полный фонетический разбор слова ( один ученик у доски)

 

Слово  ЯРОСТНЫЙ [йарасный]- 3 слога

Я-[й ] -согл., звонк., непарн.; мягк., непарн.

  - [а]- гласн, ударн.

Р-[р]- согл., звонк., непарн.; тверд., парн.

О-[а]- гласн, безударн.

С-[с]- согл., глух, парн.; тверд., парн.

Т-[-]

Н-[н]- согл., звонк, непарн., тверд, парн.

Ы-[ы]- гласн, безударн.

Й-[й]- согл., звонк., непарн.; мягк., непарн.

8 букв, 8 звуков.

9.  Работа в группах. Слайд.

 -Сейчас отправимся в гости к Снежной Королеве и побываем в её залах, где она приготовила для вас задание. Не забываем про правила работы в группах. У каждой группы будет свое задание.

1 группа: Составить из букв  слово : С, Н, Е, И, К, Г, О, В ( снеговик)

2 группа : Подобрать проверочное слово к слову с непроизносимым согласным : Прелестный ( прелесть)

3 группа : Подобрать к слову синоним, близкое по значению слово с непроизносимым согласным : Огромный ( гигантский)

4 группа: Подобрать к слову антоним : До свидания ( Здравствуйте)

5 группа: Отгадайте ребус : Метла ( «а» уберется) и  Ель= Метель.

- Сейчас  к доске подходят командиры групп и аргументируют правильность своих ответов.

10. Домашнее задание

- В орфографическом словаре найти 10 слов с непроизносимыми согласными и записать их с проверочными словами.

11. Рефлексия. Подведение итогов. Самооценка учеников.

- Наш урок подходит к концу.  Чем мы с вами сегодня занимались на уроке? (изучали правописание слов с непроизносимой согласной)

- А теперь каждый проанализирует  свою работу на уроке по всем пунктам.

  • Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

  • Я использовал правило,  чтобы не ошибиться в написании слов.

  • Когда была работа в группах помогал подбирать проверочный слова.

  • Внимательно слушал учителя и одноклассников.

  • Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы.

-На доске вы видите снеговика, если на уроке вам было все понятно и ясно, прикрепите  зеленые снежинки на снеговика. Если  не до конца понятно, есть сомнения-значит желтые снежинки. Если вам надо еще  поработать над темой, значит на снеговика прикрепите красные снежинки.

-Спасибо за урок, мне с вами было приятно работать!