Главные вкладки

    Конспект открытого урока развития речи в 4 классе по теме «Январь – сечень, просинец, лютовей»
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Корлякова Ирина Викторовна

    Данный урок позволяет обобщить наблюдения о природе в январе,  отобрать наиболее яркие высказывания поэтов и писателей о природе в январе; использовать отобранный материал для создания январской страницы зимнего календаря, учиться строить предложения и тексты о природе в январе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_razvitiya_rechi_v_4_klasse.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока развития речи

    В 4 классе по теме

    «Январь – сечень, просинец, лютовей»

                                             

                                              Корлякова И.В

                                                                    учитель начальных классов

                                Конспект урока развития речи в 4 классе.

    Учитель: Корлякова И.В.

    Тема «Январь – сечень, просинец, лютовей»

    Цель:

    обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь    обучающихся.

    Задачи:  

    обобщить наблюдения о природе в январе,  отобрать наиболее яркие высказывания поэтов и писателей о природе в январе; использовать отобранный материал для создания январской страницы зимнего календаря, учиться строить предложения и тексты о природе в январе.

    Оборудование: мультимедийная установка, тетради по развитию речи, карточки для работы в парах (№1 – пословицы, №2 – подбор определений), тексты художественных произведений.

    Формирование УУД

    Познавательные УУД:

    1)самостоятельно предполагать, какая нужна информация для решения учебной задачи;

    2)развивать умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций, собственных наблюдений;

    3)перерабатывать полученную информацию и использовать для решения учебной задачи.

    Коммуникативные УУД:

    1)развивать умение слушать и понимать других;

    2)высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

    3)умение работать в паре и группе;

    4)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом учебной задачи.

    Личностные УУД:

    1)формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Регулятивные УУД:

    1)самостоятельно формулировать цель и задачи урока после предварительного обсуждения;

    2)учиться составлять план решения проблемы совместно с учителем;

    3)под руководством учителя вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения  работы в соответствии с задачами урока.

    Ход урока.

    1.Актуализация опорных знаний.

    Чтение наизусть учеником стихотворения «Январь»

                          Январь! Прекрасная пора!

                           Начало года, и зима

                           В свои права уже вступила.

                           Пушистым снегом всё укрыла,

                           Как белоснежным полотном.

                           Сковала речку толстым льдом,

                           Посеребрила лес, опушки

                           До самых кончиков верхушки.

                           Уснула тихим, сладким сном

                           Природа до весны кругом.

                           Зима-колдунья на пороге

                           Оберегает сон, в тревоге

                           Снежка подсыплет, и метель

                           Закрутит вихрем канитель.

                           Под толстым снежным покрывалом

                           Проспит природа дней немало!

    У – Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения?

    Д – Потому что речь пойдёт о зиме, о январе. (Слайд №1)

    2.Постановка цели и задач урока.

    У – Почему тема на доске написана не полностью?

    Д – Мы должны выбрать точные определения для этого месяца.

    У – Издавна люди наблюдали за изменениями в природе и, поэтому у каждого месяца появлялись народные названия. Вы видите древнерусские названия разных месяцев. Как вы считаете, какими из них называли январь?

    (На доске карточки с названиями: сечень, листогной, полузимник, просинец, вьюговей, протальник, лютовей, грозник, трескун)

    Д – Я думаю, что название лютовей очень подходит январю, потому что именно в этом месяце раньше были самые сильные морозы (крещенские). От мороза трещали деревья, поэтому январь называли ещё и трескун.

     Д -  Ещё одно название у января – сечень. Так называли январь по двум причинам: 1 – январь рассекает (значит делит) зиму пополам; и 2 – в старину считали, что именно в январе надо было сечь (значит рубить) деревья на участках под пашню.

       Д – А я узнал, что в древности январь называли просинец, так как считали, что в этом месяце начинается возрождение Солнца (прибавляется световой день). Ведь не зря январь назвали в честь бога солнца и света – Януса.

    У – Почему не подходят другие названия.

    У – У нас появились народные названия января: сечень, просинец, лютовей, трескун. (Слайд №2)

    У – Запишите тему урока в тетрадь. Какую цель мы поставим на этом уроке? Давайте определим задачи урока. (…Учитель помогает )

    3.Работа над развитием речи обучающихся.

    А) Работа с пословицами в парах.

    У – Народ мудро подмечал в природе закономерности и выражал свои наблюдения в пословицах и поговорках. Предлагаю поработать в парах и восстановить пословицы. Прочитайте 1 пословицу, как вы понимаете её смысл? (и так каждую) (Слайд №3 по одной пословице)

         

           Январь году начало, зиме серёдка.

           Январю-батюшке – морозы, февралю – метелицы.

           С января солнце на лето поворачивает, а зима на мороз.

           Если в январе март, то в марте бойся января.

           Январь – сухой и морозный, быть жаркому лету.

    У – Где нам могут пригодиться пословицы и поговорки о январе?

    Д – Они пригодятся при составлении январской странички «Зимнего календаря»

    Б) Работа с текстами художественных произведений по фотопейзажам в группах.

    У – Каждое время года вызывает у нас особые чувства. Вспомните, как после хмурой и ненастной осени мы живём в ожидании зимней сказки. Недаром в народе называют зиму волшебницей. Как вы думаете, почему? Готовясь к уроку, вы прочитали много произведений о зиме. Поэты и писатели тонко подмечали чудеса зимы и ярко описывали их в своих произведениях. Предлагаю найти яркие высказывания поэтов и писателей, подтверждающие фотопейзажи:  (Слайды №4, 5, 6, 7, 8)

        (  снег,      деревья,      берёза,       иней,      узоры на стекле)

    У – В чем вам помогут прочитанные высказывания поэтов и писателей?

    Д – В написании сочинения о январе.

    В) Подбор определений к существительным в парах.

    У – Вы узнали много нового о январе, отобрали яркие высказывания поэтов и писателей о природе в январе. Но этого недостаточно, чтобы написать сочинение о январе, надо учиться строить предложения.  Поработайте в парах и подберите точные определения к именам существительным : солнце, ветер, снег, снежинки, иней, мороз, наряд, деревья, берёза,  настроение.

    У – Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.

    Г) Физминутка ( релаксация под музыку )

    У – Предлагаю отдохнуть, совершив небольшое путешествие в зимний лес. Закройте глаза, сядьте поудобнее и представьте… Скромно вошла зима в берёзовую рощу, и сразу всё заискрилось, побелело. Ударил мороз и распушил серебристым  инеем каждую веточку. Оделись деревья в белоснежные наряды. Выглянуло яркое солнце из-за верхушек берёз, и засверкала роща сотнями огоньков! Смотрит чародейка-зима на свою работу и радуется: сказка, да и только!

    Д) Работа с деформированным текстом, исправление речевых ошибок. (Текст с ошибками на экране) (Слайд №9, 10)

        1.Белая берёза оделась в белоснежный наряд. Её длинные ветви с пушистой бахромой тихо покачивались. Всё искрилось и переливалось огоньками бриллиантов. Какое было великолепие!

        2.Долго стояла оттепель. Вдруг подул сильный ветер. А ночью стукнул сильный мороз.

        3.Что за красота была утром, когда взошло солнце! Деревья и кусты засверкали будто серебряные. Серебристый иней осыпал каждую веточку словно блестящими белыми цветочками.

    У – В подборе точных определений вы поупражнялись, а теперь поработаем с текстом. Прочитайте текст и подумайте, в каком порядке должны следовать абзацы? Почему вы так думаете? Какие речевые ошибки вы заметили? Как их можно исправить?

    (Исправленный текст на слайде №11)

        1.Долго стояла оттепель. Вдруг подул резкий северный ветер. А ночью ударил сильный мороз.

        2.Что за красота была утром, когда взошло солнце! Деревья и кусты засверкали будто хрустальные. Серебристый иней осыпал каждую веточку, словно блестящими цветочками.

       3.Кудрявая берёзка оделась в белоснежный наряд. Её длинные ветви с пушистой бахромой тихо шевелились. Всё искрилось и переливалось огоньками бриллиантов. Какое было великолепие!

    У – Перечитайте текст. Как его можно озаглавить (Зимняя сказка)

    Е) Творческие задания по выбору.

    У – Настало время поработать самостоятельно. Какие виды заданий вы можете предложить?

    Д – Сочинение, стихи, сказка, предложения.

    У – Выберите наиболее интересное и посильное задание. Словарь у вас в тетради и на карточке. (Предлагается 2 варианта карточек с деформированными предложениями)

    (Слайд №12)

    У - Кто хочет поделиться своими успехами?

    Дети читают свои работы.

    4.Подведение итогов урока.

    У – Над чем мы сегодня работали? Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами? Чем полезен урок развития речи?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"

    ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель:    -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...

    План- конспект открытого урока по математике (1 класс) по теме: "Закрепление вычислительных навыков".

    План-конспект открытого урока содержит весь материал занятия. УМК "Школа России"....

    Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

    Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

    Конспект открытого урока развития речи по теме "Зимние игры"

    Урок разработан для 2 отделения 2 класса специальной(коррекционной) школы для детей с нарушением слуха.Материал адаптирован....