Конспект интегрированного занятия на тему «Гласные буквы и звуки» 1 класс (ОНР)
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Дрянцева Татьяна Николаевна

Конспект интегрированного занятия (логопед,психолог) на тему "Гласные буквы и звуки" 1 класс (ОНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirov.zanyatie2015.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного  занятия на тему «Гласные буквы и звуки»

1 класс (ОНР)

Автор: Дрянцева Татьяна Николаевна

Цели:

  1. Развитие умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.
  2. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности в процессе выделения гласных звуков в словах.
  3. Воспитание доброго отношения к окружающим.
  4. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение).

Форма занятия: занятие – путешествие.

Оборудование: интерактивная доска, слайдовая  презентация к занятию,                       индивидуальные тетради в  косую линейку; печатные  гласные  буквы   (А, О, У, И, Ы); коробочка; карточки со словами СОСНА, ВЕСНА, НОРА, БАНКА, КАМЫШ; цветные карандаши; простые карандаши.

Универсальные учебные действия:

Личностные: учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное), договариваться и приходить к общему решению, работая в паре

Ход занятия

  1. Организационный момент. Сообщение темы.

Психолог

Цель: создать эмоционально положительный настрой на занятии.

Упражнение «Тепло по кругу»

-Давайте встанем в круг ,возьмем друг друга за руки и наше тепло будет передано  друг другу.

     Логопед

-Ребята, вы любите приключения?

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морю звуков и букв

(1 слайд)

 - Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)

 - Чем отличаются гласные звуки от согласных?(Гласные звуки тянутся, поются, при произнесении выдыхаемая струя воздуха  не встречают во рту преграды)

 -Во время путешествия мы закрепим с вами тему: “Гласные звуки и буквы”.  На чём можно отправиться в путешествие? (можно отправиться на поезде или пешком)

- На каком транспорте ещё можно путешествовать? (на корабле, самолёте)

2. Графический диктант.

Цель: Закреплять умение располагать рисунок на листе бумаги, ориентироваться в пространстве, развивать мелкую мускулатуру кистей рук.

 - А на каком транспорте будем путешествовать мы, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание. (Детям  раздаются листочки  в клетку)

- Нашли точку и выполняем следующее задание: 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 2 клетки вправо, 1клетку вверх, 1 клетку влево, 6 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 5 клеток влево, 1 клетку вверх, 1 клетку влево,1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх,7 клеток вправо.

-Я думаю, что вы догадались, на чём мы с вами отправимся искать приключения. ( на яхте с парусами)

Психолог

Цель: научить детей дифференцировать эмоциональные состояния человека

Упражнение «Наберем команду»(эмоции).

Дети из частей складывают лица  людей, представителей команды

Логопед

3. Дыхательная гимнастика.

Цель: Развивать речевое дыхание.

- Но  мы стоим на месте. Как вы думаете, почему? ( потому что нет ветра) — Чтобы появился ветер необходимо выполнить дыхательное упражнение: вдох через нос, выдох через рот.

Дети выполняют упражнение 4 – 5 раз.

- Наша яхта поплыла, и помог нам ветер.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

«Улыбочка»-губы растянуты в улыбке, видны и верхние ,и нижние зубы.

«Хоботок»-губы вытянуть вперед ,как при звуке «у».

«Почистим зубки»-языком «почистить» верхние и нижние зубы с внешней и внутренней стороны.

«Часики» -попеременно касаться кончиком языка уголков рта. Движения выполнять точно ,ритмично не сжимая губами язык.

«Качели»-попеременно касаться кончиком языка  то верхних , то нижних зубов.

-Отгадайте с какими звуками мы будем сегодня работать по беззвучной артикуляции и символам.(А,О,У,И,Ы.)

6. Работа по теме.

Игра “Эхо”.

Цель: Развивать слуховую память и внимание, развитие фонематического слуха. 

- Ребята, вы слышите, ветер доносит какие-то звуки? Повторите, что вы слышите. АУИ ,УАО, АИЫ, ОУИ .

- Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

-Дети, кто-то зовет нас на помощь. Вы видите кого-нибудь? (Нет)

-На море сильный туман и придется спасать на ощупь. Ребята, а спасать кого-нибудь или прийти на помощь – это благородное дело.

Психолог

Игра “Узнай букву на ощупь”.

Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие. Дети поочередно рукой достают из коробочки  буквы: А, О, У, И, Ы. 

-Кого ты спас? (Я спас гласную букву А)

-Кому ты пришел на помощь? (Я пришел на помощь букве О)

-Кому помог ты? (Я помог гласной У)

-Кому оказал ты помощь? (Я оказал помощь букве Ы)

и т.д.

-Дети кого вы спасли?(Гласные буквы)

-Гласные буквы попали в беду и просят помочь им добраться домой на остров . Поможем? (Да)

-Но чтобы дорога показалась короче, я предлагаю вам поиграть с гласными буквами. Детям раздаются гласные буквы: А, У, О, И, Ы.

Логопед

Игра “Разведчики”.

Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.

-Я называю слова, а вы показываете ту гласную букву, которая есть в этом слове: ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, НОС.

- Теперь задание усложним: я показываю вам картинки, а вы кладете перед собой ту гласную букву, которая есть в названии этой картинки.(слайд2)

Детям показываются картинки: ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН. Они выкладывают перед собой гласные буквы.

-Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

На доске дается  правильный образец: О И О Ы О. Дети проверяют выполненное задание.

-Ребята, вспомните и назовите по порядку названия картинок, которые я вам показывала. А помогут вам гласные буквы, которые вы выкладывали.

6. Чтение слов.

На столе разложены  карточки со словами, поделёнными на слоги: СОСНА, ВЕСНА, БАНКА, КАМЫШ, РАНО.

-Послушайте внимательно задание: сложите слово из слогов, назовите слово.

-Запишите это слово графически, поставьте ударение. Откроем тетради и выполним задание.

Дети выполняют задание поочередно у доски: соc|на –о!а,  на|сос — а|`о 

-Дети, вот мы на острове!  

Психолог

7. Физминутка  

Цель: Развивать гибкость и подвижность пальцев, развитие общей моторики.

1) Игры с песком.

2) Подвижная игра «Карлики и великаны».

8. Работа в тетради (в косую линейку).

-Ну, вот мы и на острове. Гласные буквы приготовили для вас свои задания.

Задание 1.

- Запишите гласные буквы, которые находятся в данном слове.

На доску  картинки, рядом напечатано название картинки с пропущенной  гласной буквой: ЛУК – Л _ К, КОТ – К _ Т, СЫР – С _ Р, КИТ – К _Т, РАК – Р _ К, СЛОН – СЛ _Н.Вставляем пропущенные буквы.(слайды3,4)

Задание 2. 

-Запишите эти слова, гласные буквы подчеркните  красным карандашом. 

Игра “Сложи гору”

Цель: Развивать словесно-логическое мышление.

Задание 3. – На острове есть волшебная гора, на которой написан девиз жителей этого острова.(слайд4)

Сделали  дело, гуляем смело.

-Как вы понимаете эту пословицу?

Дети высказывают свое мнение.

-Сколько слов в этом предложении? (Четыре)

Задание 4. Запишите это предложение графически.

|_____ ____, ____ _____.

-Что обозначает вертикальная черта? (Начало предложения пишется с заглавной буквы)

-Как узнать, что предложение закончилось?(В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак)

9. Итог занятия.

Звучит спокойная музыка.

-Ребята, мы помогли гласным буквам добраться до острова , но нам пора отправляться в обратный путь. Глаза закрыли.

Раз, два, три, четыре, пять
В класс вернулись мы опять.

-Как называлась тема нашего занятия?

-На чем мы путешествовали?

-Что вам понравилось на занятии больше всего?

-С чем вам было трудно справиться в путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквамиКласс: 2 Тип урока: закрепление...

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами.Алфавит.

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами.Алфавит.Класс: 2 Тип урока: закрепление...

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.Класс: 2 Тип урока: закрепление...

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.Класс: 2 Тип урока: повторение...

Конспект урока по теме" Гласные буквы Оо - ё"

Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте) 1 класс по УМК "Гармония"...

Урок русского языка по теме "Гласные буквы и звуки." 2 класс.

Презентация сопровождает урок русского языка по теме: "Гласные буквы и звуки". Содержит задания и упражнения для изучения данной темы....

конспект урока по теме "Гласные и согласные звуки"

Конспект урока разработан по теме "Гласные  и согласные звуки" с целью обобщение и систематизация знания о гласных и согласных буквах....