План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гоголева Дарья Валерьевна

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.

Класс: 2 

Тип урока: закрепление

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.

Класс: 2 «б»

Тип урока: закрепление

Цель: систематизировать знания о гласных и согласных звуках

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умение видеть различия между звуками и буквами

- повторить сведения об акустических и артикуляционных различиях гласных и согласных звуков

- выяснить роль гласных и согласных звуков в различении слов

- закреплять умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость

- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение

- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

Воспитательные:

- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.

- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу

Оборудование: учебник, презентация

Структура урока.

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Актуализация знаний (2 минуты)
  3. Словарно-орфографическая работа (7 минут)
  4. Формулирование темы урока
  5. Работа по теме урока (20 минут)
  6. Закрепление изученного (7 минут)
  7. Итог урока. Рефлексия (2 минуты)
  8. Домашнее задание (1 минута)


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоанализ

Оргмомент

Приветствие.

- Запишите сегодняшнее число (1 октября) и «классная работа».

Настрой на урок

Актуализация знаний

- Ребята, кто нам напомнит, о чем мы узнали на прошлом уроке?

- А что такое буква?

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Что такое алфавит?

- Как расположить слова в алфавитном порядке?

- знак для обозначения звука

- звуки мы слышим и произносим, а буквы записываем и читаем

Словарно-орфографическая работа

- Пополните свой словарик новыми словами. Спишите слова из учебника в рубрике «Твой словарик» на странице 43, поставьте ударение, красным карандашом подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки, синим – буквы, обозначающие согласные звуки.

- Составьте и запишите предложение с любым из этих слов.

- Как меняется смысл предложения с появлением данных слов?

- Прочитаем слова так, как они пишутся (орфографически)

- А сейчас прочитаем слова так, как они произносятся.

- сравним, что происходит. Сделайте вывод.

- Посчитайте, сколько гласных и сколько согласных вы подчеркнули.

- Кто важнее: гласные или согласные?

- однажды, вдруг, скоро

- Произношение и написание некоторых слов не совпадают, написание таких слов нужно запомнить

- 11 согласных, 6 гласных

Предположения детей

Сообщение темы и цели урока

Проверить ваши предположения поможет сказка. Послушайте ее внимательно.

«Всегда вместе»

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - , и никак…

Кашлянули:

-Кх!

Чихнули:

Пчх!

Зачем то позвали кошку:

-Кс, кс, кс!

И заскучали….

Вдруг:

-Тсс!

Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались.

-А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные.

Они плакали, как малые дети:

-Уа! Уа!

Аукали:

-Ау! Ау!

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):

-БДМ  ВСГД  ВМСТ!

И услышали радостное, но тоже невнятное:

-У-Е-Е-А-Е-Е!

Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:

-БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!

И с тех пор больше никогда не разлучались. Им друг без друга нельзя. Кто же тогда будет образовывать слова?

- Оправдались ли ваши предположения?

- Какой вывод можно сделать?

- Сегодня на уроке нам нужно научиться различать гласные и согласные звуки.

- Гласным и согласным друг без друга нельзя

Работа по теме урока

- Прочитаем стихотворение В.Берестова. Откройте учебник на странице 42 и найдите упражнение 49.

- Что поэт говорит о гласных звуках?

- Как обозначаются гласные звуки на звуковой модели?

- Что поэт говорит про согласные звуки?

- Как обозначаются на звуковой модели?

- Почему гласный звук обозначается просто кружком, а согласный – кружком с перекладиной?

- А как это отражается на звучании?

- Как произносятся согласные звуки?

        

- Может ли звучание гласных напоминать нам звуки природы, животных? Приведите примеры.

- Сделайте вывод, используя текст рубрики «Узелки на память» на странице 44.

- Выполним упражнение 52 на странице 44.

- Прочитайте задание. Какая стоит задача?

- Проанализируем первую модель: слово состоит из трех слогов с твердым согласным и гласными – ворона, корова, сорока.

В тетради нарисуйте звуковую модель слова, а под моделью запишите слова, которые выбрали.

Звуковая модель 2: слово состоит из трех слогов, но второй слог содержит мягкий согласный – Марина, калина, поляна.

В тетради нарисуйте звуковую модель слова, а под моделью запишите слова, которые выбрали.

- Дальше распределяем слова с комментированием.

Звуковая модель 3: слово состоит из двух слогов с твердыми согласными: утка, арка.

В тетради нарисуйте звуковую модель слова, а под моделью запишите слова, которые выбрали.

Звуковая модель 4: слово состоит из двух слогов, первый слог начинается на мягкий согласный – Мила, Рита, сила.

В тетради нарисуйте звуковую модель слова, а под моделью запишите слова, которые выбрали.

Звуковая модель 5: слово состоит из двух слогов с твердыми согласными: рыба, нога, нота, мама.

В тетради нарисуйте звуковую модель слова, а под моделью запишите слова, которые выбрали.

Читают стихотворение

- гласные тянуться, могут кричать, заплакать, убаюкать, петь.

- кружком

- Согласные шелестят, шипят, скрипят, фыркают, шипят, ворчат, свистят.

- кружком с перекладиной

- по отсутствию или наличию преграды для выдыхаемого – при произношении гласных воздух проходит свободно, не встречает преграду воздуха

- при произношении согласных воздух встречает преграду: зу

бы, губы, небо.

- распределить слова по звуковым моделям и записать их.

Совместное выполнение упражнения с учителем

Выполняют упражнение в тетради

Закрепление пройденного материала 

- Выполним упражнение 50 на странице 43.

- Что нужно сделать в этом упражнении?

- Составим алгоритм действий.

1)внимательно посмотреть, догадаться, какие буквы пропущены

2)прочитать слова, вставляя нужную букву

3)записать слова.

- В каком случае легче догадаться, какие слова загаданы? Почему?

- Догадайся, какие слова здесь загаданы.

- согласные позволяют узнать слово, так как их в слове больше.

Итог урока. Рефлексия

- Чем отличаются звуки от букв?

- Что интересного и полезного для вас было на уроке?

- Что на уроке вызвало у вас затруднение?

Дети анализируют свою работу на уроке и ее оценивают.

Домашнее задание

Записать отгаданные слова, используя буквы гласных и согласных звуков из упражнения 50 на странице 43. К любым 5 словам нарисовать звуковую модель слова.

Записывают домашнее задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка для 2 класса на тему "Гласные и согласные звуки и буквы."

Данный урок помогает закрепить знания детей о гласных звуках и буквах....

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Гласные и согласные звуки" УМК Перспектива

Цель урока:Познакомить с двумя разновидностями звуков: гласные и согласные, обучить разграничению и обозначению гласных и согласных звуков, воспитать умение работать под руководством учителя...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Гласные и согласные звуки" УМК Перспектива

Цель урока:Познакомить с двумя разновидностями звуков: гласные и согласные, обучить разграничению и обозначению гласных и согласных звуков, воспитать умение работать под руководством учителя...

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквамиКласс: 2 Тип урока: закрепление...

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами.Алфавит.

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами.Алфавит.Класс: 2 Тип урока: закрепление...

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.Класс: 2 Тип урока: повторение...

конспект урока по теме "Гласные и согласные звуки"

Конспект урока разработан по теме "Гласные  и согласные звуки" с целью обобщение и систематизация знания о гласных и согласных буквах....