План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гоголева Дарья Валерьевна

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.

Класс: 2 

Тип урока: повторение

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.

Класс: 2 «б»

Тип урока: повторение

Цель: систематизировать знания о гласных и парных согласных звуках

Задачи:

Образовательные:

- учить определять расхождение в количестве звуков и букв в слове

- показать случаи расхождения в написании и произношении звуков в слабой позиции (безударные гласные, парные по звонкости – глухости согласные на конце слова)

- закреплять умение находить орфограммы в словах

- повторить сведения об акустических и артикуляционных различиях гласных и согласных звуков

- выяснить роль гласных и согласных звуков в различении слов

- закреплять умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость

- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение

- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

Воспитательные:

- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.

- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу

Оборудование: учебник, сказка «Парные и непарные»

Структура урока.

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Актуализация знаний (2 минуты)
  3. Словарно-орфографическая работа (7 минут)
  4. Формулирование темы урока
  5. Работа по теме урока (20 минут)
  6. Закрепление изученного (7 минут)
  7. Итог урока. Рефлексия (2 минуты)
  8. Домашнее задание (1 минута)


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоанализ

Оргмомент

Приветствие.

- Запишите сегодняшнее число (6 октября) и «классная работа».

Настрой на урок

Актуализация знаний

- Ребята, кто нам напомнит, о чем мы узнали на прошлом уроке?

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Чем различаются гласные и согласные звуки?

- Сколько букв используется для обозначения согласных звуков?

- Сколько букв используется для обозначения гласных звуков?

- Всегда ли буква обозначает один и тот же звук?

- Ребята, вспомним, что такое орфограмма?

- звуки мы слышим и произносим, а буквы записываем и читаем

- 21 буква

- 10 букв

- орфограмма – это буква, написание которой объясняется правилом.

Словарно-орфографическая работа

- на доске зашифровано слово.

ИГОПАС

- Какое это слово?

- Как догадались?

- Объясните лексическое значение слова «сапоги».

- Чем интересно это слово?

- Произнесите слово «сапоги» по слогам, определите ударный слог.

- Найдите орфограммы в слове.

- Посмотрите внимательно на пару слов: сапоги-сапог

- Что интересного заметили?

- Запишите эту пару слов в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

- сапоги

- прочитали слово справа налево

- Сапоги – высокая обувь из кожи, резины или другого материала

- са-по-ги . ударение падает на третий слог.

- в первом слоге непроверяемая безударная гласная, ее написание нужно запомнить, во втором слоге – проверяемая безударная гласная, ее написание можно проверить словом «сапог»

- на конце слова сапог слышится парный глухой согласный звук [к], а в слове сапоги парный звонкий согласный звук [г] совпадает с буквой, то есть написание слова сапог можно проверить словом сапоги.

Сообщение темы и цели урока

- Послушайте сказку «Парные и непарные». Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Итак, сейчас мы проверим, верно ли мы предположили.

Парные и непарные

Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость  и громоздкие наряды немного мешали им, и они пыхтели, шипели, свистели от усердия. Вот какие это были пары: Б — П, В — Ф, Г —К, Д — Т,Ж — Ш, 3—С.

Причем буквы Б, В, Г, Д, Ж, 3 звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были слишком звонкие буквы. Они даже голосом себе помогали, чтобы не сбиться с ритма.
А вот П, Ф, К, Т, Ш, С были глухи к музыке, да и голоса у них не было. Они могли только шипеть, пыхтеть, кряхтеть или фырчать, но это им мало помогало.  Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были пары: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке. 
А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Звонкие звуки весело выкрикивали свои имена в такт музыке, глухие робко шептали, как эхо, свои имена. 

Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ. Пар у них не было. Это не парные. С тех пор так и повелось. На праздниках парные танцуют в паре со своим партнером. А непарные просто тихо сидят и смотрят на танцующих. 

- Подтвердились ли наши предположения?

- Почему пары согласных названы странными?

- Назовите парные звонкие согласные.

- Назовите парные глухие согласные.

- Сегодня на уроке, мы должны научиться находить и обозначать в словах орфограммы.

Слушают внимательно учителя и анализируют услышанное

- часто парные согласные заменяют друг друга в словах, произношение и написание слов с их участием не совпадают: дуб-суп

- Б В Г Д Ж З. Они звонкие, потому что произносятся с голосом.

- П Ф К Т Ш С. Они глухие потому что произносятся без голоса, с шумом

Работа по теме урока

- выполним упражнение 57 на странице 47. Посмотрите внимательно на модели слов.

- Подберите слова, которые подойдут к данным моделям.

- Какое слово подберем к первой модели?

- Как вы понимаете значение слова «луг»?

- Произнесем слово «луг» все вместе.

- Какой звук слышится на конце слова?

- А теперь произнесем слово «луг» так, как оно пишется.

- Сравните произношение и написание этого слова.

- Запишите в тетрадь слово «луг» и подчеркните орфограмму.

- А теперь посмотрите на следующую модель. Какое слово подобрали к этой модели?

- Как вы понимаете значение слова «лук»?

- Произнесем слово «лук» все вместе.

- Какой звук слышится на конце слова?

- А теперь произнесем слово «лук» так, как оно пишется.

- Сравните произношение и написание этого слова.

- Запишите в тетрадь слово «лук».

- А теперь произнесем еще раз слова «луг» и «лук».

- Чем похожи эти слова? А в чем их отличие?

- Какой вывод мы можем сделать? Всегда ли слова пишутся так, как они произносятся?

- Выполним упражнение 58.

Прочитайте задание. Что нужно сделать?

 - Составим алгоритм выполнения действий.

1 шаг: произнести слово

2 шаг: сравнить произношение с написанием

3 шаг: если написание расходится с произношением, записать это слово в тетрадь, подчеркнуть орфограмму.

- Разберем первое слово вместе.

Произносим [рукаф]. Сравниваем произношение с написанием: слышим [рукаф],  а пишем рукав. Записываем слово рукав в тетрадь, подчеркиваем парную согласную на конце слова, ее можно проверить словом «рукава».

Фронтальная работа с комментированием

- Какие орфограммы встретились в упражнении?

- Чтобы запомнить, как вести себя при встрече с этими орфограммами, послушайте рифмованные строчки.

Если буква гласная

Вызвала сомнение, Ты ее немедленно

Ставь под ударение.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг!

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лед – на льды,

Будешь грамотным и ты!

луг

- луг- участок, покрытый  травянистой растительностью

[к]

- луг

Произношение и написание слова расходится.

- лук

- Лук- огородное или дикорастущее          растение

[к]

- Произношение и написание слова совпадает.

- Произношение совпадает, а написание и лексическое значение различны.

        Совместно с учителем составляют алгоритм действий

Анализируют слово совместно с учителем

- парная согласная на конце слова, проверяемая безударная гласная, непроверяемая безударная гласная.

Внимательно слушают стихотворение и пытаются запомнить

Закрепление пройденного материала 

- Выполним упражнение 60 на странице 49.

- Что нужно сделать в этом упражнении?

- Определите, какая орфограмма есть во всех словах.

- прочитайте все слова из упражнения.

- Какая орфограмма есть во всех словах?

- Запишите слова в алфавитном порядке, подчеркните орфограмму.

- Как расположить слова в алфавитном порядке, если первая буква в этих словах одинаковая?

- Проверяем, что у вас получилось.

Ежи, животные, жилище, лужи, лыжи, ножи, пружина, свежий, уши, чижи

- ЖИ и ШИ пиши с И

Если первые буквы совпадают, то слова ставятся в алфавитном порядке вторых букв в слове

Итог урока. Рефлексия

- Всегда ли обозначение на письме гласных и согласных звуков совпадает с их произношением?

- Когда написание буквы требует применения правил?

- Что интересного и полезного для вас было на уроке?

- Что на уроке вызвало у вас затруднение?

Дети анализируют свою работу на уроке и ее оценивают.

Домашнее задание

Выполнить упражнение 61 на странице 49.

Записывают домашнее задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка для 2 класса на тему "Гласные и согласные звуки и буквы."

Данный урок помогает закрепить знания детей о гласных звуках и буквах....

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Гласные и согласные звуки" УМК Перспектива

Цель урока:Познакомить с двумя разновидностями звуков: гласные и согласные, обучить разграничению и обозначению гласных и согласных звуков, воспитать умение работать под руководством учителя...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Гласные и согласные звуки" УМК Перспектива

Цель урока:Познакомить с двумя разновидностями звуков: гласные и согласные, обучить разграничению и обозначению гласных и согласных звуков, воспитать умение работать под руководством учителя...

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквамиКласс: 2 Тип урока: закрепление...

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами.Алфавит.

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами.Алфавит.Класс: 2 Тип урока: закрепление...

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки.Класс: 2 Тип урока: закрепление...

конспект урока по теме "Гласные и согласные звуки"

Конспект урока разработан по теме "Гласные  и согласные звуки" с целью обобщение и систематизация знания о гласных и согласных буквах....