конспект урока по теме "Гласные и согласные звуки"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Загаина Наталья Анатольевна

Конспект урока разработан по теме "Гласные  и согласные звуки" с целью обобщение и систематизация знания о гласных и согласных буквах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_glasnye_i_soglasnye_zvuki.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гласные и согласные звуки

Цель: обобщение и систематизация знания о гласных и согласных буквах.

Формирование УУД:

1. личностные: мотивация учения;

2. познавательные: поиск и выделение информации, выбор оснований для сравнения;

3.коммуникативные: сотрудничество и самостоятельность в поиске и сборе информации;

4. регулятивные: контроль,  планирование.

Ход урока

  1. Организационный момент

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Каждый день – всегда, везде,  

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим. –

        Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!.

  1. Работа над дикцией.

Запоминание и проговаривание скороговорки.

Вылили мыло в ванну

И вымыли мылом Ваню.

  1. Актуализация знаний.

Опрос учащихся

 - Из чего состоит наша речь?

 - Что такое предложение?

 - Сколько слов может быть в предложении?

 - Из чего состоит слово?

 - Сколько может быть слогов в слове?

  1. Определение темы и цели урока

Прослушать запись шума класса во время перемены.

- Что вы слышали? (Разговаривают дети)

- Значит, разговаривают люди тоже звуками.

Цель нашего урока ????— КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ.

  1. Работа над темой урока

- Повернитесь друг к другу и понаблюдайте, как мы произносим звуки.

- Ребята, залетел комар. (Хором: з-з-з-з-з.)

- В гости к  нам прилетела стрекоза. (С-с-с-с-с.)

- Заглянула к нам пчела. (Ж-ж-ж-ж-ж.)

- Волк завыл. (У-у-у-у-у.)

- Собака зарычала. (Р-р-р-р-р.)

-Ребенок удивился. (О-о-о-о-о)

Одновременно на доску учитель выставляет буквы, обозначающие произносимые учащимися звуки.

-Молодцы! Сколько звуков нас окружает, которые издают насекомые, животные,

человек! Мы можем слышать шорох, скрип, шелест. Всё имеет свои звуки.

- Из чего состоят слова?  

-Каждое слово тоже состоит из звуков, которые стоят в строгом порядке. Это речевые звуки.  Вот сегодня мы и будем разбираться в звуках человеческой речи. Какие они?

- Все ли звуки вы произносили одинаково? (Нет)

- Какие звуки произносились легко? (А, у, о)

- С помощью чего произносились эти звуки? (Воздуха, голоса)

- Какие это звуки, ребята?  

-Послушайте про них стихотворение:

 

Воздух свободно идёт через рот,  

Нет препятствий разных

Голос участвует, голос зовёт

Звук получается … (гласный)

- Все певцы и певицы распеваются на этих звуках.

- Давайте и мы попробуем! Споём «В лесу родилась ёлочка» на звук [а]

В лесу родилась ёлочка (а-а-а-а-а-а ….)

Теперь на звук  [у]  (у-у-у-у-у …)

-Звуки легко поются, воздух свободно проходит, произносятся с помощью голоса (в старину голос называли «глас») – поэтому звуки называются гласными: а, о, у, ы, и, э. Их ровно шесть и легко всех перечесть: а, о, у, ы, и, э.

-Их ещё называют «гласные – красные».

-Кто знает почему? (Гласные звуки обозначают на схемах красным цветом.)

На доску вывешивается условный знак гласных звуков.

- А вот другие звуки произносятся с трудом; мешают преграды: губы, зубы, язык.

-Согласные звуки согласны шелестеть, шептать, свистеть, фыркать, скрипеть, но не хочется им петь.

- Попробуйте за мной повторить звуки: [ф],  [д],   [т],   [л],  [м],  [р]

                                                                     [ф’], [д’], [т’], [л’], [м’], [р’].

- Согласные произносятся резко, не тянутся, встречают преграду при произношении.

На доску вывешивается условный знак согласных звуков.

- Итак, ребята, сделайте вывод: на какие две группы делятся звуки.

VI.  Закрепление темы урока

  • Игра «Узнай гласный звук»

Я буду называть слова, если вы слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы хлопаете, если с согласного – молчите.

Слова: машина, аист, урок, кукла, ириска, эхо, шишка, Оля.

-А теперь Игра - наоборот «Узнай согласный». Когда слышите первый согласный звук в слове – хлопок в ладоши.

Слова: утро, кино, фонарь, арбуз, игра, носорог, щенок.

  1. Работа по учебнику

Откройте учебник на с. 15

 - У меня вопрос на иллюстрации избранено деревня или город? Докажите.

- Как нужно вести себя около воды?

 - Почему опасно нырять в реку?

- Кто сидит у реки между ив?

 - Какое время суток изображено на картинке?

 - Давайте составим предложение и запишем схему предложения в тетрадь.

 - Мы свами составляли схемы предложений, а теперь будем составлять схему слов

- Давайте вернемся к иллюстрации. Назовем предметы.

 - Одинакова ли мы произносим звуки?

 - Чем отличаются звуки?

Звуки в схемах обозначаются вот таким значком. (демонстрация)

 Работа в парах

Один называет любое слово, второй составляет схему слова.

  1. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

 - на с. 16 соотнесем рисунки к схемам

VIII. Самооценка.

Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, все получалось (ВЕСЕЛЫЙ СМАЙЛИК)

- Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки (ГРУСТНЫЙ СМАЙЛИК)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Парные согласные звуки в середине слова"

Урок русского языка в 3 классе по учебнику А.В.Поляковой. Цель урока:    - учить различать сильные и слабые позиции парных согласных в словах;     -  упражнять...

Конспект урока по обучению грамоте "Согласные звуки [т], [т`], буквы Т, т.". ФГОС

Урок построен на материале электронного приложения к учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" ФГОС....

Конспект урока произношения 1 класс. Согласный звук [ч].

Данный конспект  создан для проведения урока произношения в школе V вида (для детей с ТНР). Главная задача - формировать правильное произношение звука, умение чётко проговаривать и  давать х...

Конспект урока русского языка "Непроизносимый согласный звук"

Урок русского языка знакомит учащихся с проблемой непроизносимого согласного звука и учит решать данную проблему. Урок начинается с разминки, которая показывает и развивает сообразительность, быстроту...