Логопедическое занятие на тему: «Гласные и согласные звуки. Звуки и буквы» с тренировочными упражнениями. 2 класс для детей с УО
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Логопедическое занятие на тему: «Гласные и согласные звуки. Звуки и буквы» с тренировочными упражнениями.
Цель :Учить различать гласные и согласные звуки на основе артикуляционных и акустических признаков.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить понятия «звук» и «буква». Формировать умение различать гласные и согласные звуки. Учить опознавать гласные звуки по артикуляционным признакам (воздух проходит свободно, нет преграды).
Коррекционно-развивающие: Развивать артикуляционную моторику. Развивать фонематический слух. Развивать слуховое и зрительное внимание, память. Развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать умение слушать инструкцию. Формировать положительную мотивацию к занятиям.
Оборудование: Зеркала (индивидуальные). Картинки-символы: Красный квадрат (для гласных звуков), синий квадрат (для согласных звуков). Карточки с буквами (А, О, У, И, Ы, М, Н, П, Т, С – по выбору логопеда). Предметные картинки: аист, утка, осы, мак, нос, сок и т.д. Мяч. Рабочие листы с простыми заданиями (для каждого ребенка). Пластилин или цветные карандаши (красный и синий).
Ход занятия 1. Организационный момент. «Настроим голосок» (2-3 минуты) Цель: Создать положительный настрой, подготовить артикуляционный аппарат.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Садитесь удобно. Сначала мы поиграем с нашими язычками. Артикуляционная гимнастика (проводится по образцу логопеда, с зеркалом): «Заборчик» - широко улыбнуться. «Трубочка» - вытянуть губы вперед. «Часики» - пошевать языком влево-вправо. «Качели» - поднять и опустить язык.
2. Актуализация знаний. «Звук и Буква» (3-4 минуты) Цель: Напомнить разницу между звуком и буквой. Логопед: Ребята, мы с вами знаем, что речь состоит из звуков. Звуки мы произносим и слышим. А вот видим и пишем мы буквы. Буквы – это значки для звуков. Давайте произнесем звук [А]. (Дети хором произносят). Мы его услышали? (Да). А теперь я покажу букву, которая этот звук обозначает. (Показывает букву «А»). Мы ее видим? (Да).
3. Основная часть. «Знакомство с гласными и согласными» (15 минут)
Этап 1. Открытие нового. Гласные звуки. Логопед: Сегодня мы узнаем, что звуки бывают разные. Есть звуки-песенки. Давайте споем песенку куклы Ани: «А-а-а-а». А теперь песенку ветра: «У-у-у-у». А теперь песенку плаксы: «Ы-ы-ы-ы». Тактильное ощущение: Ребята, положите ладошку на свою горлышко. Теперь скажите [А]. Что чувствуете? (Горлышко дрожит, «поет»). Воздух выходит свободно, как будто в трубочку, ему ничто не мешает. Вывод: Эти звуки называются ГЛАСНЫЕ. Они поются. Воздух проходит свободно. Для них у нас есть красный цвет (показываем красный квадрат).
Этап 2. Закрепление гласных. Упражнение «Поймай гласный». Логопед называет цепочку звуков: [А], [М], [У], [С], [О], [Н], [И]. Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат гласный звук.
Этап 3. Открытие нового. Согласные звуки. Логопед: А есть другие звуки. Они не умеют петь. Давайте попробуем спеть звук [М]. Не получается? Воздуху мешают выходить наши губки! Они создают преграду. Положите руку на горлышко. Скажите [М]. Дрожит? (Да, но есть преграда). Скажите [С]. Воздух встречает преграду – язычок. Вывод: Эти звуки называются СОГЛАСНЫЕ. Они не поются. Воздух встречает преграду (губки, зубки, язычок). Для них у нас есть синий цвет (показываем синий квадрат).
Этап 4. Закрепление. Игра с мячом «Гласный-согласный». Логопед бросает мяч ребенку и произносит звук. Ребенок должен поймать мяч и сказать, гласный это звук или согласный. Пример: Логопед: «[О]!» Ребенок: «Гласный!» Логопед: «[П]!» Ребенок: «Согласный!»
4. Тренировочные упражнения (10 минут)
Упражнение 1. «Разложи картинки» (работа у доски/стола). На доске два домика: с красной крышей (для гласных) и с синей крышей (для согласных). Рядом предметные картинки: аист, мак, нос, утка, осы, сок. Задание: Ребенок берет картинку, называет ее и определяет, с какого звука она начинается. Если звук гласный – вешает картинку на красный домик, если согласный – на синий. Упрощение: Логопед сам четко произносит первый звук слова, акцентируя на нем внимание: «М-м-мак. Первый звук [М]. Он какой?».
Упражнение 2. «Раскрась звук» (работа за столом). Раздайте детям листы, на которых нарисованы крупные буквы (А, О, У, М, С, Н). Инструкция: Раскрась букву в красный цвет, если она обозначает гласный звук, и в синий цвет, если она обозначает согласный звук. Помощь: Перед раскрашиванием ребенок должен назвать звук, который обозначает эта буква, и определить его тип.
Упражнение 3. «Слепи букву» (развитие мелкой моторики). Дети из пластилина красного цвета лепят букву «А» (как самую простую), а из синего цвета – букву «С» или «Н». Это закрепляет цветовое обозначение.
5. Итог занятия. Рефлексия (2-3 минуты) Логопед: Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? С какими звуками мы сегодня играли? (С гласными и согласными). Как мы узнаем гласный звук? (Он поется, воздух идет свободно). Какого цвета мы обозначаем гласные звуки? (Красного). А согласные? (Синего). Похвала: Вы сегодня очень хорошо работали! Особенно хорошо слушал(а) Петя, старательно раскрашивал(а) Маша и т.д. Рекомендации логопеду: · Дозировка: Если ребенок устал, сделайте динамическую паузу (например, «Если услышишь гласный звук – подними руки вверх, если согласный – присядь»). Индивидуальный подход: Одним детям давайте более простые задания (просто повторить звук), другим – более сложные (самостоятельно назвать). Повторение: Ключевой принцип. На следующем занятии обязательно повторите этот материал, прежде чем двигаться дальше Положительная оценка: Хвалите за любую попытку, за малейший успех. Это создает ситуацию успеха и мотивирует детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс Урок 3 29.09.2025 г.
Логопедическое занятие на тему: «Гласные и согласные звуки. Звуки и буквы» с тренировочными упражнениями.
Цель :Учить различать гласные и согласные звуки на основе артикуляционных и акустических признаков.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить понятия «звук» и «буква». Формировать умение различать гласные и согласные звуки. Учить опознавать гласные звуки по артикуляционным признакам (воздух проходит свободно, нет преграды).
Коррекционно-развивающие: Развивать артикуляционную моторику. Развивать фонематический слух. Развивать слуховое и зрительное внимание, память. Развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать умение слушать инструкцию. Формировать положительную мотивацию к занятиям.
Оборудование: Зеркала (индивидуальные). Картинки-символы: Красный квадрат (для гласных звуков), синий квадрат (для согласных звуков). Карточки с буквами (А, О, У, И, Ы, М, Н, П, Т, С – по выбору логопеда). Предметные картинки: аист, утка, осы, мак, нос, сок и т.д. Мяч. Рабочие листы с простыми заданиями (для каждого ребенка). Пластилин или цветные карандаши (красный и синий).
Ход занятия 1. Организационный момент. «Настроим голосок» (2-3 минуты) Цель: Создать положительный настрой, подготовить артикуляционный аппарат.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Садитесь удобно. Сначала мы поиграем с нашими язычками. Артикуляционная гимнастика (проводится по образцу логопеда, с зеркалом): «Заборчик» - широко улыбнуться. «Трубочка» - вытянуть губы вперед. «Часики» - пошевать языком влево-вправо. «Качели» - поднять и опустить язык.
2. Актуализация знаний. «Звук и Буква» (3-4 минуты) Цель: Напомнить разницу между звуком и буквой. Логопед: Ребята, мы с вами знаем, что речь состоит из звуков. Звуки мы произносим и слышим. А вот видим и пишем мы буквы. Буквы – это значки для звуков. Давайте произнесем звук [А]. (Дети хором произносят). Мы его услышали? (Да). А теперь я покажу букву, которая этот звук обозначает. (Показывает букву «А»). Мы ее видим? (Да).
3. Основная часть. «Знакомство с гласными и согласными» (15 минут)
Этап 1. Открытие нового. Гласные звуки. Логопед: Сегодня мы узнаем, что звуки бывают разные. Есть звуки-песенки. Давайте споем песенку куклы Ани: «А-а-а-а». А теперь песенку ветра: «У-у-у-у». А теперь песенку плаксы: «Ы-ы-ы-ы». Тактильное ощущение: Ребята, положите ладошку на свою горлышко. Теперь скажите [А]. Что чувствуете? (Горлышко дрожит, «поет»). Воздух выходит свободно, как будто в трубочку, ему ничто не мешает. Вывод: Эти звуки называются ГЛАСНЫЕ. Они поются. Воздух проходит свободно. Для них у нас есть красный цвет (показываем красный квадрат).
Этап 2. Закрепление гласных. Упражнение «Поймай гласный». Логопед называет цепочку звуков: [А], [М], [У], [С], [О], [Н], [И]. Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат гласный звук.
Этап 3. Открытие нового. Согласные звуки. Логопед: А есть другие звуки. Они не умеют петь. Давайте попробуем спеть звук [М]. Не получается? Воздуху мешают выходить наши губки! Они создают преграду. Положите руку на горлышко. Скажите [М]. Дрожит? (Да, но есть преграда). Скажите [С]. Воздух встречает преграду – язычок. Вывод: Эти звуки называются СОГЛАСНЫЕ. Они не поются. Воздух встречает преграду (губки, зубки, язычок). Для них у нас есть синий цвет (показываем синий квадрат).
Этап 4. Закрепление. Игра с мячом «Гласный-согласный». Логопед бросает мяч ребенку и произносит звук. Ребенок должен поймать мяч и сказать, гласный это звук или согласный. Пример: Логопед: «[О]!» Ребенок: «Гласный!» Логопед: «[П]!» Ребенок: «Согласный!»
4. Тренировочные упражнения (10 минут)
Упражнение 1. «Разложи картинки» (работа у доски/стола). На доске два домика: с красной крышей (для гласных) и с синей крышей (для согласных). Рядом предметные картинки: аист, мак, нос, утка, осы, сок. Задание: Ребенок берет картинку, называет ее и определяет, с какого звука она начинается. Если звук гласный – вешает картинку на красный домик, если согласный – на синий. Упрощение: Логопед сам четко произносит первый звук слова, акцентируя на нем внимание: «М-м-мак. Первый звук [М]. Он какой?».
Упражнение 2. «Раскрась звук» (работа за столом). Раздайте детям листы, на которых нарисованы крупные буквы (А, О, У, М, С, Н). Инструкция: Раскрась букву в красный цвет, если она обозначает гласный звук, и в синий цвет, если она обозначает согласный звук. Помощь: Перед раскрашиванием ребенок должен назвать звук, который обозначает эта буква, и определить его тип.
Упражнение 3. «Слепи букву» (развитие мелкой моторики). Дети из пластилина красного цвета лепят букву «А» (как самую простую), а из синего цвета – букву «С» или «Н». Это закрепляет цветовое обозначение.
5. Итог занятия. Рефлексия (2-3 минуты) Логопед: Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? С какими звуками мы сегодня играли? (С гласными и согласными). Как мы узнаем гласный звук? (Он поется, воздух идет свободно). Какого цвета мы обозначаем гласные звуки? (Красного). А согласные? (Синего). Похвала: Вы сегодня очень хорошо работали! Особенно хорошо слушал(а) Петя, старательно раскрашивал(а) Маша и т.д. Рекомендации логопеду: · Дозировка: Если ребенок устал, сделайте динамическую паузу (например, «Если услышишь гласный звук – подними руки вверх, если согласный – присядь»). Индивидуальный подход: Одним детям давайте более простые задания (просто повторить звук), другим – более сложные (самостоятельно назвать). Повторение: Ключевой принцип. На следующем занятии обязательно повторите этот материал, прежде чем двигаться дальше Положительная оценка: Хвалите за любую попытку, за малейший успех. Это создает ситуацию успеха и мотивирует детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква "А".
Представляю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 2-го класса с ОНР-3. Первое занятие по теме. Цели и задачи представленного занятия следующие: уточнение артик...

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами
План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквамиКласс: 2 Тип урока: закрепление...

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами.Алфавит.
План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами.Алфавит.Класс: 2 Тип урока: закрепление...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).
Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных и согласных звуков"
Учит детей различать гласные и согласные звуки и буквы....

Конспект отрытого коррекционно-логопедического занятия для учащихся 3 класса (ОВЗ). Раздел: Звуки и буквы Тема: Согласный мягкий звук - [ч’] и буквы Ч-ч
Данный материал будет интересен для работы учителям начальных классов, логопедам.Тема занятия: Звук [ч’] и буквы Ч-ч. Цель занятия: Закрепление акустического навыка распознования звука [ч&r...

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме "Гласные и согласные звуки. Звук [а], буква А. Звук [м], буква М." для учащихся 1 дополнительного класса (с интеллектуальной недостаточностью)
Цель занятия: Закрепление знаний о звуках [м], [а], и буквах М-м, А-а. Материал может быть использован в работе учителями начальных классов и логопедами. (Иллюстративный материал использов...