Конспект отрытого коррекционно-логопедического занятия для учащихся 3 класса (ОВЗ). Раздел: Звуки и буквы Тема: Согласный мягкий звук - [ч’] и буквы Ч-ч
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Данный материал будет интересен для работы учителям начальных классов, логопедам.

Тема занятия: Звук [ч’] и буквы Ч-ч. 

Цель занятия: Закрепление акустического навыка распознования звука [ч’] . Профилактика оптической дисграфии (написание буквы Ч  и буквы У)

Задачи: Учить распозновать звук  [ч’]  в словах, словосочетаниях, предложениях. Формировать навыки работы с обобщением, навыки слогового анализа и синтеза. Закреплять навыки правописания Ь-знака после буквы Ч в конце корня слова. Развивать навыки словообразования, согласования существительного с числительным в словосочетаниях и предложениях. Развивать логическое мышление, зрительную и тактильную память, внимание и восприятие.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия. Учитель-логопед: Аверкина Г.Н.

Раздел: Звуки и буквы

Тема: Звук [ч’] и буквы Ч-ч

Цель: Закрепление акустического навыка распознования звука [ч’] . Профилактика оптической дисграфии (написание буквы Ч  и буквы У)

Задачи: Учить распозновать звук  [ч’]  в словах, словосочетаниях, предложениях.

Формировать навыки работы с обобщениями, навыки слогового анализа и синтеза.

Закреплять навыки правописания Ь-знака после буквы Ч в конце корня слова.

Развивать навыки словообразования, согласования существительного с числительным в словосочетаниях и предложениях.

Развивать логическое мышление, зрительную и тактильную память, внимание и восприятие.

Оборудование: ПК, компьютерная презентация, раздаточные карточки, письменные принадлежности.

Ход занятия

I  Орг.момент

Учитель: Я буду произносить слова. Слушайте внимательно и скажите, какой звук повторяется в каждом слове:

Часы                        червяк

Чашка                четыре

Чайник                чемодан

Ученик: Во всех словах повторяется звук [ч’] 

II  Основная часть занятия

1) Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о звуке [ч’] и буквах, которые обозначают звук [ч’] на письме.

  • Характеристика звука [ч’]

Учитель: Скажите, звук [ч’] :

- согласный или гласный ? (согласный)

- звонкий или глухой? (глухой)

- парный или непарный? (непарный)

- твёрдый или мягкий?  (Всегда мягкий)

2) Определение звука [ч’] в словах

Учитель: Заштрихуйте те картинки, в названии которых есть звук [ч’]

Ученик: чашка, чемодан, черепаха, чеснок, чайник, мяч

Ученикам выдается лист с заданием (см.Приложение 1)

Учитель: Зачеркните те картинки, в названии которых нет звука [ч’]

(см.Приложение 1)

  • Определение место изучаемого звука в слове (в начале, середине, в конце)

Учитель: Я произношу слово со звуком [ч’], а  вы определите, в начале, в середине или в конце слова находится звук [ч’]:

Чайник, бабочка, колокольчик, часы, бельчонок, мяч, чашка, черешня, зайчонок, летчик,

3) Упражнения  для профилактики оптической дисграфии

  • На что похожа буква Ч?

А  )С математикой я в мире

Ч   похожа на – четыре.(Запись на доске)

Б) дорисуйте букву Ч, чтобы получился столовый предмет – вилка (Запись на доске).

В) Найдите букву Ч ч на картинке(Выдаются сюжетные картинки с изображением Черепахи Тортилы. На картинке не только буквы Ч, но и Прописные буквы У)

Г) Обведем пальчиком шершавые буквы Ч и У . Обвели букву – назвали слово, название которого начинаться с этой буквы:

Ученик:

У: улитка, утюг, укроп

Ч: чудо, чайник, черновик, чердак

  • Динамическая пауза:

Упражнение на развитие скоординированных движение и повторение  изучаемого звука.

«Динь – динь» –   Хлопки по коленям

«Дон» -  Две ладони – к плечам.

«Чики-чики-чи» - трем ладонь о ладонь в ритм.

«Ла-ла-ла» - правой ладошкой хлопаем по левому колену

«Ла-ла-ла» - левой ладошкой хлопаем по правому колену

        «Чики-чики-чи» - трем ладонь о ладонь в ритм.

4) Учитель: Отгадайте загадку

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет ….. (черепаха)

Ученик: Это черепаха

Учитель: В названии животного есть звук [ч’]. Скажите: звук находится в начале, в середине или в конце слова?

Ученик: звук [ч’] – в начале слова

5) Учитель:  Что вы знаете о черепахах? Расскажите.

Дети рассказывают о черепахах.

Добиваться полных ответов.

Учитель: Прочитаем небольшой текст о черепахе:

(См.Приложение 3)

Текст читают ученики.

Черепахи – одни из самых древних жителей нашей планеты. Они выглядят так, как 200 миллионов лет назад. Обычный возраст этого животного – 150 лет. Бывает, что живут они 200  лет. Сухопутные черепахи неповоротливые и медлительные. У многих народов эти черепашьи качества вошли в поговорки. Морские черепахи плавают быстро. (Изображение черепахи)

Учитель: Почему черепах называют древними животными на нашей планете?

Ученик: черепахи живут очень давно.

Учитель: Изменился ли облик черепахи 200 миллионов лет?

Ученик: Черепахи выглядят сейчас так же, как и 200 миллионов лет назад.

Учитель: Сколько лет живут черепахи?

Ученик: Черепахи живут 150-200 лет.

Учитель: Как быстро передвигаются сухопутные черепахи?

Ученик: Сухопутные черепахи ходят медленно

Учитель: Какие сравнения-поговорки вы знаете, в которых человек сравнивается с сухопутной черепахой?

Или

Учитель: О каком человеке говорят, что «он ходит как черепаха"?

Ученик: Так говорят о человеке, который идет очень медленно.

Учитель: Выражение «Ты, как черепаха» еще говорят о тех, кто делает дело очень медленно. Например, выполняет домашнюю работу очень медленно.

Добиваться полных ответов на поставленные вопросы.

Дополнения: Морская черепаха развивает скорость от 4 до 35 км/ч. Чем тяжелее панцирь, и чем она холоднее, тем медленнее черепаха плавает.

6) Лабиринт (См.Приложение 4)

Учитель: задание к лабиринту

Ученик: Морские черепахи всю жизнь проводят в воде и на берег выползают для того, чтобы отложить яйца. Выкопав на берегу ямку, самка откладывает несколько десятков яиц, а затем возвращается обратно в море. Вылупившись на суше из яиц, черепашки сразу спешат к воде? Помоги черепашке невредимым добраться до моря.

Учитель: Где откладывают яйца морские черепахи?

Учитель: Как вы думаете, почему мама-черепаха уходит в море, не дожидаясь, когда вылупятся дети?

Ученик: Черепаха – морская, она не может быть долго на суше.

Учитель: Черепашки вылупятся только через несколько недель, мама-черепаха не может так долго быть на берегу.

Теперь проведите черепашку по тропинкам к морю. По пути соберите буквы.

7)  Учитель: Посмотрите на лабиринт и скажите, какие опасности черепашонок избежал на пути к морю?

Ученики: Черепашонок должен убежать от чайки, крабов.

Учитель: какие буквы вы собрали, когда проводили черепашку к морю? Сложите из букв слово.

Ученик: Получилось слово НОЧЬ

Учитель: После буквы Ч написан Ь-знак. Когда мягкий знак пишем после Ч в конце слова?

Ученик: Ь-знак пишем на конце слова после Ч, если это слово женского рода. Если слово мужского рода, то Ь-знак не пишем.

(См.Приложение 5)

  • Допишите Ь-знак в тех словах, где это необходимо.

ДОЧ___, МЕЧ___, ПЛАЧ___ , МЯЧ___, МЕЧ___,

ДИЧ___, МАТЧ___, КАЛА___.

Дети выполняют задание, объясняют написание слов.

Например: «Дочь – слово женского рода, поэтому после Ч написал Ь-знак»

8) Чистоговорка «ПЕЧКА»

 Ча-ча-ча-ча

Ча-ча-ча-ча – печка очень горяча.

Чи-чи-чи-чи

Чи-чи-чи-чи – печет печка калачи.

Чу-чу-чу-чу

Чу-чу-чу-чу – будет всем по калачу.

Чо-чо-чо-чо

Чо-чо-чо-чо – осторожно горячо.

9) Упражнение «Один-много» (См.Приложение 6)

Учитель: Назовите полным предложением, сколько на картинке изображено черепах.

Ученик: На картинке – одна черепаха. На картинке две черепахи.

На картинке – пять черепах.

10)  Упражнение "Найди рифму" (См.Приложение 7)

 (соединить слова из первого и второго столбиков, чтобы они звучали в рифму)

Подчеркнем буквосочетание ЧК во всех словах. Пишется без Ь-знака

БОЧКА                                        КУЧКА

ВЕРОЧКА                                        ТОЧКА

РУЧКА                                        МЕЧ

ДОЧКА                                        ЖУЧКА

ПЕЧЬ                                        ПОЧКА

ВНУЧКА                                        ДЕВОЧКА

III Подведение итогов

Учитель: С каким звуком мы сегодня выполняли все упражнения?

Ученик: Мы делали задания со звуком [ч’] (согласный, мягкий всегда, глухой).

Учитель: С какой буквой нельзя путать букву Ч?

Ученик: Нельзя путать Ч с буквой У.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Приложение 2

Черепахи – одни из самых древних жителей нашей планеты. Они выглядят так, как 200 миллионов лет назад. Обычный возраст этого животного – 150 лет. Бывает, что живут они 200  лет. Сухопутные черепахи неповоротливые и медлительные. У многих народов эти черепашьи качества вошли в поговорки.

        Морские черепахи плавают быстро. Они всю жизнь проводят в воде и на берег выползают для того, чтобы отложить яйца. Выкопав на берегу ямку, самка откладывает несколько десятков яиц, а затем возвращается обратно в море.

Вылупившись на суше из яиц, черепашки сразу спешат к воде.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Допишите Ь-знак в тех словах, где это необходимо.

ДОЧ___, МЕЧ___, ПЛАЧ___ , МЯЧ___, МЕЧ___,

ДИЧ___, МАТЧ___, КАЛА___.

Приложение 5

БОЧКА                                        КУЧКА

ВЕРОЧКА                                          ТОЧКА

РУЧКА                                        МЕЧ

ДОЧКА                                        ЖУЧКА

ПЕЧЬ                                        ПОЧКА

ВНУЧКА                                        ДЕВОЧКА

Приложение 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс, урок по обучению грамоте по теме "Согласный глухой мягкий звук [щ*]. Буквы Щ, щ"

Презентация к уроку, конспект урока по обучению грамоте в 1классе....

Конспект открытого коррекционного логопедического занятия в 1 классе «А» по теме «Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала »

В данном файле представлен конспект открытого коррекционного логопедического занятия "Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала"....

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).

Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...

Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 1 класса. Тема: Дифференциация парных звонких-глухих согласных звуков Б-П

Коспект занятия по теме "Дифференциация парных согласных [Б-П][Б’-П’]"  можно использовать в работе логопедам, учителям начальных классов. На занятии дети учаться разли...

Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.

Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....