Конспект урока по теме" Гласные буквы Оо - ё"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте) 1 класс по УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000e74fc-a95ead0e.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: Киселева Наталья Владимировна

МКОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов

Литературное чтение (обучения грамоте) 

 1 б класс, УМК «Гармония»

Тема урока: Гласные буквы Оо - ё.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

познакомить детей с буквой  ё и её « работой»- обозначать звук –о- и указывать на мягкость стоящего впереди согласного,формировать умение находить в словах букву Ё, знать; читать слова с этой буквой.Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом  (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Оборудование:

«Букварь» М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, 2 часть, Смоленск «Ассоциация XXI век»; звуковые схемы слов, презентация.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

     Этапы урока

                                                                        Содержание

Формируемые УУД

                          Деятельность учителя

             Деятельность учащихся

1.Включение в учебную деятельность

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной проблемы.

Открытие нового знания.

4. Применение нового знания.

5. Подведение итогов урока.

Рефлексия урока.

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки все сели,
Тихо мальчики все сели,
На меня все посмотрели.

 - Давайте улыбнёмся друг другу.  Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

  - Вспомним, с помощью чего мы общаемся?

Слайд 2

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

 - На что делятся слова?

 - Из чего состоят слова?

 - Какие бывают звуки? Слайд 3

- Какими бывают гласные звуки?

 - Какими бывают согласные звуки?

  - Какие гласные буквы мы называем друзьями твёрдых согласных? Слайд 4

 - Какие друзьями мягких согласных?

  -Хотите познакомиться ещё с одной гласной  буквой?

Прочитайте гласные буквы.Слайд 5

- Какую из этих букв можно назвать лишней и почему?

- С какой буквой познакомимся?

 Тема нашего урока «Буква ё» Слайд 6

Посмотрите, дети к нам пришёл гость пёс Стёпа.

Пёс Стёпа принёс нам задания?Слайд 7

Посмотрим! (Выполнить звуковой анализ слова нос).

- Откройте свои тетрадки, выполним звуковой анализ слов. А у доски работает Алина.

- А Стёпа спрашивает: «Как слово нос превратить в слово нёс?»

- Послушайте слова, сравните звуки и определите, на месте каких из них звуковые значки можно оставить, а на месте каких нужно заменить?

- Рядом составьте новую схему – слова нёс. У доски Оля.

- Сравните схемы. Чем они отличаются?

Вывод: Там, где согласный произносится твёрдо, пишется буква «О». Где согласный произносится мягко, пишется буква Ё. Она и командует согласному: звучи мягко!

       Найдите букву ё в Алфавите. За какой буквой она стоит?

Стёпа принёс нам задание: прочитать слогина слайде, но пред чтением проведём дыхательную гимнастику.

«Задуваем свечу» - 4 раза

Вдыхаем через нос, на выдохе произносим слово «пых» - 8 раз

- Читаем слоги Слайд 8

но   -    нё

ло   -    лё

ро   -    рё

по   -    пё

во   -    вё

то    -   тё

со    -   сё

- Следующее задание от Стёпы: придумайте слова, в которых есть буква ё.

- За хорошую работу пёс Стёпа приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки. 
Слайд 9

     Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

- Понравилась вам сказка? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки?
- А давайте проверим! Прочитаем  эти слова, в них есть буква ё. 
(слова напечатаны на доске) Слайд 10

ПЕНЁК 
ЗВЕРЁК 
ВЕСЁЛЫЙ

Слайд 11

- Ребята, в сказке на букву е упали шишки и у неё образовались шишки, скажите, о каких шишках идёт речь?

- А как в русском языке называются такие слова?

- А какие омонимы вы ещё знаете?

Работа по учебнику.

- Откройте «Букварь» на с. 14. Слайд 12

- Найдите новую букву в верхней розовой рамке.

- О чём нам говорят буквы в рамке?

- Буква О и буква Ё нам нужны для звука О.

Нам необходимо завершить схемы. Как зовут девочку? Стёпа нам подсказывает, что имя девочки начинается с твёрдого согласного.

Как зовут мальчика? Если его имя начинается с мягкого согласного?

Физминутка.

- Читаем слоги по строчкам, по столбикам.

-Прочитать рассказ « Первоклассники»-читают хорошо читающие ученики, остальные следят за чтением своих товарищей.

-О ком говорится в тексте?

 -  В каком классе они  учатся?

Самостоятельное чтение ( жужжащее чтение)

- Найдите в рассказе имя Алёша, Алена, Коля.

  - Кто это?

   - На какие две группы можно разделить детей?

  - Подберите к схемам имена детей.

- Вот и подходит к концу урок. Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились?
- Какая это буква, гласная или согласная?
- Что еще интересного запомнили о букве ё?
- А кто нам помог в работе?  Скажем ему спасибо! 

Слайд 13

- Стёпа на прощанье придумал последнюю загадку: 
Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? ( буквой Ё)

Слайд 14

Если наш урок хороший, все похлопали в ладоши.

Вы все молодцы! Спасибо за урок!

- Мы общаемся с помощью речи.

 - Наша речь состоит из предложений.

Предложения состоят из слов.

Слова делятся на слоги.

Слова состоят из звуков.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими;  твердыми и мягкими.

 - А О У ы Э

И Е Я

-Да

А О И У ы Е Я Э Ё

 - Ё

- Ё

Дети составляют схему на магнитной доске.

Букву о поменять на ё.

Требует замены лишь первый звук!

За буквой Е.

Чтение слогов.

- Буква Ё всегда ударная.

Чтение слов

Омонимы.

Буквы О и Ё – гласные и обозначают один звук.

Соня, Стёпа.

Первоклассники.

Мальчики- девочки

«ё»

Гласная.

Делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная. 

Буквой Ё

Личностные УУД

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Познавательные УУД

Членение речи на предложения, слова. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Формирование умения представлять информацию в виде схемы.

Коммуникативные УУД

  1. Формировать умение слушать и понимать других;
  2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
  3. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Формирование умения классифицировать по признакам.

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД

Звуковая структура слова.

Познавательные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Регулятивные УУД

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом:  какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок?

Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Б.Захадер "Буква"Я""

Разработка урока к стихотворения Б.Захадера "Буква"Я""....

Конспект урока обучения грамоте "Буква Ё и её звуковое наполнение"

Одной из главных задач на данном уроке явля­ется формирование универсальных учебных действий. Урок развивает устную речь, внимание, логическое мышление, фонемати­ческий слух, творческие и комм...

Конспект урока литературного чтения «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]».

Конспект открытого урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1  классе «Исполнение ФГОС на первой ступениобщего образования». Тема «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»....

Конспект урока."Звук ц, буквы Цц" 1 класс. Обучение грамоте.

Конспект урока в аспекте формирования универсальных учебных действий....

Конспект урока обучения грамоте "Буква Юю"

Конспект урока обучения грамоте "Буква Ю ю" составлен с учётом ФГОС нового поколения по УМК "Перспектива", урок проводился  в рамках окружного семинара "Формирование универсальных учебных действи...

Конспект урока "Правописание гласных букв, гласная буква И", 1 класс, Школа России + презентация

Правописание гласных букв, буква И1. Организационный момент.1. Артикуляционная гимнастика «Ароматный цветок»2. Актуализация знаний.2. Составьте повествовательное предложение, восклицательное и вопроси...

Конспект урока по теме "Буква Й. Перенос слов с буквой Й" 1 класс ПНШ

Сценарий урока предназнчен для учителей начальных классов, В уроке использованы материалы образовательной платформы Учи.ру....