Конспект урока."Звук ц, буквы Цц" 1 класс. Обучение грамоте.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Верхоланцева Любовь Петровна

Конспект урока в аспекте формирования универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_ccc_.docx66.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное специальное (коррекционное)                        общеобразовательное       учреждение      для     обучающихся ,

воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VI вида) № 9

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект урока

 (в аспекте формирования универсальных учебных действий)

Класс: 1

Предмет: литературное чтение (период обучения грамоте)

Образовательная система: «Школа России»

Тема: «Звук [ц], буквы Ц ц».

Выполнила: учитель начальных классов

Верхоланцева Любовь Петровна

Санкт-Петербург

23 декабря 2011

Цели урока:

 – дать представление  учащимся о звуке [ц] и буквах Цц, обозначающих этот

звук на письме;

– подвести к осознанию: знать буквы необходимо для жизни.

Этап урока

Содержание

Задачи, направленные на формирования универсальных учебных действий (УУД)

1.

Актуали-зация

Темы

2-3 '

1.Учитель показывает книгу, на которой буквы названия закрыты.

- Ребята, как можно узнать, о чем книга?

- Мы с вами знаем буквы?

Учитель поочередно открывает буквы: К, И, Р, Ц.

- Теперь сможем прочитать название? («Цирк»)

- Добились цели узнать, о чем книга ?

- Какие знания нам пригодились?

- Отгадайте, о какой из этих букв будем говорить на уроке? (О букве Ц, так как эту букву еще не изучали)

УУД познавательное:

формулирование познават.цели, решение задачи-затруднения

2.

Уточнение значения слова «цирк»

2-3'

2.- Что такое цирк?

- Я тоже спросила у библиотекаря, когда брала эту книгу: «Что такое Цирк ?» (Учитель показывает книгу «Толковый словарь»)Она дала Толковый Словарь. Но я не понимаю, почему он так называется…(высказывания детей)

- В словаре дано определение:

Цирк- вид искусства; зрелищное предприятие, представление с участием артистов.

- Если кто-то из вас заинтересуется, то можно помотреть Словарь на нашей книжной полке.

3. - А вот каким запомнил цирк С.Я.Маршак, еще в детстве:

Впервые на арене
Для школьников Москвы -
Ученые тюлени,
Танцующие львы.

Жонглеры-медвежата,
Собаки-акробаты,
Канатоходец-слон,
Всемирный чемпион.

Единственные в мире
Атлеты-силачи
Подбрасывают гири,
Как детские мячи.

Летающие
Кони,
Читающие
Пони.

Выходит борец
Иван Огурец
Веселая сцена

С названием арена.  

-Кто выступает в цирке?                                            

УУД познавательное:

способ информационного поиска

УУД познавательное:

Развитие воображения

3.

Выделение  

звука [ц] в речи

7-8'

4. - Найдите в тексте слова со звуком [ц].               Учитель читает стих-е  повторно.                            – Составьте схему слова «цирк»                               - Какой звук ц?(Учитель ставит на доске синий квадрат-обозначение звука[ц] )                                Аналогичная работа со словами «сцена», «огурец» Т.о. на доске-три синих квадрата- обозначение звука[ц]  

- В  какую группу звуков определим? (в согласные звуки)                                              

- Как узнали, что он согласный (воздух встречает преграду во рту - зубы.)                                                                                            - Как узнали, что он звонкий? (произносим его без голоса)                                                                            - Какой звук [ц]: сделайте вывод? (Всегда согласный и всегда твердый)                                                                     - Посмотрим на таблицу (в учебнике):2-3 детей дают характеристику звуку [ц]:согласный-гласный , твердый- мягкий, звонкий -глухой.

5.  Чистоговорка

Потренируемся  в произношении звука [ц]:

Цы -цы- цы мы помыли огурцы

Цу- цу- цу дали нам по огурцу

  Проговаривание:

- вместе с учителем с одновременным прохлопыванием

-  2-3 ученика и одновременно перекидывают мячик в руках            

                                             

УУД общеучебное:

преобразование информации действием замещения

Коррекция: активизация слуховой и двигат.функций

4.

Обозначение буквы Цц на письме

4-5'

6. –Кто знает, как пишется буква Ц?

7.  – Буквы перепутались. Найдите букву Ц.

- На что она похожа?

Вот какая буква Ц –
С коготками на конце.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка.

(Работа с лентой букв)

- Найдем место на ленте букв русского языка. К какой группе относится буква Ц?Какие еще группы букв вы знаете?

Давайте решим: какая модель (в виде круга) может обозначить Ленту букв?

(Дети проводят обсуждение в группах по 3 чел.)

8. Детям раздаются печатные листы с изображением кошки:

- Нарисуйте киске лапки-царапки. Сколько букв ц получилось? Почему? (4 лапки)

Задание: найти в таблице все слоги с буквой ц.

(Дети выполняют.)

- Взаимопроверка: поменяться с соседом листами, проверить и обсудить его работу. Поставить количество ошибок.

-Сколько всего слогов получилось?

- Как можно сделать, чтобы их стало 11? 9? (варианты ответов детей)

Коррекция: развитие зрит.-пространств. ориентировки.

УУД знаково-символич: моделирование.

Коммуникатив. УУД: саморегуляция и взаимоконтроль

Коммуникатив. УУД: саморегуляция и взаимоконтроль

УУД общеучеб: применение математич. Знаний

5.

Смысловое чтение

15-20'

9.  Работа с текстом в учебнике (подготовит.).

9.1-Предлагаю вам в нашей фантазии побывать на представлении в цирке. Вот как изобразил его художник (иллюстрация в Азбуке)

- Что изображено на иллюстрации?

- Кто выступает на арене? (высказывания детей)

9.2 - На слайдах прочитайте слова (слова написаны разным шрифтом в разном оформлении). Какие из них можно использовать к этой иллюстрации? (ученики читают и рассуждают)

Слова: тигр, жонглёр, медведь, ель, собачки, клоун.

9.3  (Работа с программой SST Quick Reader)

На экране по слогам появляются слова по времени:1 слог высвечивается на экране

1 секунду)

- Читаем слова на цирковую тему (из текста):

ко-ль-цо

мо-то-ци-к-л

та-н-цу-ют

9.4 Чтение текста в учебнике.

-Давайте узнаем, о чем говорится в тексте.

• чтение текста учителем:

-О чем говорится в этом тексте?

- Что такое цирк ?

• читает учитель (в замедленном темпе), дети следят по тексту,

-Это рассказ или стихотворение? Почему?

• хоровое чтение с учителем (по предложениям

- О ком говорится в предложении?)

• самостоятельное чтение детей.

- Сколько предложений в рассказе? Как узнать ?

- Найдите восклицательное предлжение. Как его надо прочитать?

- Придумайте название рассказа.

Коррекция: развитие зрит.-пространств. ориентировки

УУД общеучеб : зрит-слуховая координация

6.

рефлексия

3'

- Подведем итог уроку: каких результатов достигли?

- Какую букву изучали на уроке? Для чего нужно знать буквы?

- Сможем теперь прочитать название книги?

- О каком виде искусства говорили? Сможем предположить, о чем и о ком эта книга?

- Что на уроке узнали нового-то, о чем раньше не знали?

- Что на уроке запомнилось больше всего?

На слайде - слово «Спасибо!»

Кому можем адресовать это слово? Почему?

 

УУД личност:

Решение жизненной задачи и умение достигать цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 1 классе (обучение грамоте)

Конспект открытого урока  русского языка (обучение грамоте) в 1 классе в рамках проведения  дней русского языка «Листая любимые страницы»....

Конспект урока "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 1 классе по УМК "Школа 2100"....

Конспект урока.Звук [ц], буква Ц.ц

Цель: знакомство учащихся с новым звуком и буквой...

Конспект урока "Звук и буква. Различение звуков и букв"

Конспект урока по русскому языку в1классе по теме "Звук и буква. Различение звуков и букв".Цель: создать условия для выявления  различий в  понятиях «звук» и «бук...

Урок литературного чтения в 1 классе (обучение грамоте) "Буквы Гг. За грибами!"

В архиве разработки содержатся сценарный план урока обучения грамоте в 1 классе (УМК "Школа России"), презентация, раздаточный материал. Данный урок познакомит первоклассников не только с бу...