Конспект урока развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. в 3 классе школа 8 вида на тему: «Раннецветущие растения. Подснежник».
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Сахарова Ирина Владимировна

Конспект урока развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности.

в 3 классе на тему: «Раннецветущие растения. Подснежник».

 

Педагог: Сахарова Ирина Владимировна

Автор учебника: Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.3 класс. М. 2013.

Дополнительный учебник: Е.Д. Худенко, И.А. Терехова «Знакомство с окружающим миром». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.3 класс. М., 2004.

Класс: 3

Тип урока:  изучение нового материала.

Цель: расширение представления учащихся о раннецветущих растениях на основе ознакомления с подснежником.

 

Ход урока.

 

I Организационный момент. Психологический настрой.

 

- Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. Тихо сели.

- Сегодня у нас в гостях весёлое Солнышко, с которым мы отправимся путешествовать. За каждый правильный ответ, Солнышко будет Вам дарить свою улыбку. Улыбнулись солнышку, улыбнулись друг другу, улыбнулись мне. Пусть наш урок пройдет интересно и с пользой.

 

II Введение в тему.

 

- А куда же мы отправимся путешествовать,  вы мне скажите сами. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено.

- А какое время года изображено?

- А как вы догадались? Какие весенние приметы вы знаете?

 

- Итак, сегодня мы отправляемся путешествовать в весенний лес.  Мы продолжим говорить о весне, а точнее о его предвестнике. Послушайте загадку, и скажите, о каком цветке пойдет речь на уроке:

              Из-под снега расцветает, 

             Раньше всех весну встречает. –

- О каком цветке сегодня пойдёт речь на уроке?

- Тема нашего урока – «Раннецветущие растения. Подснежник».

- Что Вы хотите узнать на уроке?

- Вы познакомитесь поближе с этим удивительным цветком. Надеюсь, узнаете много нового об этом растении.

-  Для этого давайте продолжим с Солнышком путешествие по весеннему лесу.

 

III Актуализация изученного материала.

 

- Ребята на лесной полянке мы проведем разминку.

 

1)    Артикуляционная гимнастика для языка.

 Работа с чистоговоркой:

 

Сосулька испугалась высоты,

Сосулька от испуга стала плакать.

 

- Читаем хором,  выделяя звук «с» (громко, шепотом).

-Прочитайте 1-ю строчку в вопросительном тоне.

- Прочитайте 2-ю строчку в восклицательном тоне.

 

2) Упражнение на развитие внимания, зрительной памяти.

 

- Рассмотрите картинку. Запомните, кто и что изображено на ней. (Картинка убирается.)

 

 

- Ребята, какое время года изображено на картинке?

- Почему вы так думаете?

- Что нарисовано под деревом? Над деревом?

-  Сколько птиц вы заметили в небе?

- Ребята, что ещё вы не назвали, что помогло Весне прогнать Зиму?

 

IV Изучение нового материала.

 

-Посмотрите, что мы увидели в лесу?      

- Как вы думаете, почему этот цветок называют подснежником?

- Как он выглядит?

- Назовите части этого растения.

 

1)    Работа в тетрадях.

 

- Откройте тетради. Запишите число и тему урока. Зарисуйте подснежник в тетрадь. Подпишите части растения.

- А вот перед нами открылась полянка, на которой можно отдохнуть.

- Давайте все вместе проведём физминутку.

 

Физкультминутка «Подснежники»:

 

На лугу растут цветы                          (Все сидят на корточках)  

Небывалой красоты. (Медленно встают, покачивание с поднятыми руками)

К солнцу тянутся цветы,                            (Встают на носочки.)

С ними потянись и ты.                     (Тянутся к солнцу по часовой стрелке)

Дует ветер с высоты        (Помахивание руками на себя)

Наклоняются цветочки,        (Наклоны направо, налево)

Опускают лепесточки     (Присесть медленно, руки скрестить перед собой)

А потом опять встают               (Медленно встать)

И по-прежнему цветут.                    (Раскрывают руки вверх)

 

2) Рассказ учителя.

- Своё восхищение этим чудом природы великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский выразил в пьесе «Апрель. Подснежник».

- Давным-давно, когда на Земле только начиналась жизнь,  и всё вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть Землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь.

 

- Подснежники приходят к нам прямо из царства вьюг и снега.

- Ребята, какое настроение создаёт эта музыка?

- Действительно, так и видишь, как тянутся вверх подснежники, распускаются цветочки, начинает зеленеть трава, поют птички, всё оживает.

3) Беседа об охране раннецветущих растений.

- К сожалению, многие раннецветущие растения стали очень редки в наших краях. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних букетов. Все ранневесенние растения цветут всего несколько дней.

- Стоит ли рвать эти цветы, если стоят они в доме всего один день, а то и меньше?

- Поэтому эти растения занесены в Красную Книгу.

- Красная Книга – это книга, в которой содержится список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов, которые необходимо оберегать.

- Ребята, Солнышко спрашивает, кто из вас знает редкие виды растений нашей Ивановской области, которые нужно беречь и не рвать?

- Давайте посмотрим по презентации, какие ещё растения  Ивановской области занесены в Красную книгу?

- Подумайте ребята, к каким последствиям может привести исчезновение раннецветущих растений в нашей местности?

- Сделайте вывод,  как нужно поступать с цветами и растениями, чтобы сохранить красоту и гармонию нашей природы.

4) Работа по карточкам.

- Составьте рассказ по картинке и опорным словам. Что опечалило вас этих картинках? Как надо поступить?

V Закрепление изученного материала.

 1) Работа в парах.

- Откройте конверты. «Осколочные» картинки. Вам нужно восстановить картинку.

- Какой цветок у вас получился?

2) Игра «Да» или  «нет».

- Ребята, Солнышко очень хочет, чтобы мы поиграли в игру «Да» или «нет». Я буду читает предложения, а вы отвечать, бывает так или нет.

1.    Весной, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Так бывает или нет?

2.    Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать их. Так бывает или нет?

3.    На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири. Так бывает или нет?

4.    Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Косяки птиц улетают в теплые края. Так бывает или нет?

- Когда снег в лесу ещё не совсем сошёл, на открытых местах появляются первые цветы. Так бывает или нет?

 

 

 

VI Итог урока.

- Пора возвращаться из путешествия по весеннему лесу и подводить его итог.

-  С каким прекрасным растением мы с вами познакомились?

- Почему этот цветок так называется?

-  Как выглядит подснежник?

- В какое время появляются и расцветают эти цветы?

- Почему нужно беречь это растение и не срывать зря?

- Как называется книга, куда заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных, которых нужно беречь и охранять?

- Ребята, а другие растения  и животных надо беречь, ка вы считаете?

- Верно, беречь нужно все растения и животных, всю нашу прекрасную природу и Землю.

 

Рефлексия.

 

- Солнышко радуется вашей доброте к природе. Улыбнёмся ещё раз солнышку, а теперь друг другу.

-  А теперь Солнышко просит Вас посчитать солнечные улыбки, для того, чтобы поставить оценки.

- Ребята, какое настроение у Вас?

- У меня тоже прекрасное настроение, как и у нашего Солнышка, потому что вы порадовали меня, себя и друг друга.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_podsnezhnik.docx77.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности.

в 3 классе на тему: «Раннецветущие растения. Подснежник».

Педагог: Сахарова Ирина Владимировна

Автор учебника: Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.3 класс. М. 2013.

Дополнительный учебник: Е.Д. Худенко, И.А. Терехова «Знакомство с окружающим миром». Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.3 класс. М., 2004.

Класс: 3

Тип урока:  изучение нового материала.

Цель: расширение представления учащихся о раннецветущих растениях на основе ознакомления с подснежником.

Ход урока.

I Организационный момент. Психологический настрой.

- Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. Тихо сели.

- Сегодня у нас в гостях весёлое Солнышко, с которым мы отправимся путешествовать. За каждый правильный ответ, Солнышко будет Вам дарить свою улыбку. Улыбнулись солнышку, улыбнулись друг другу, улыбнулись мне. Пусть наш урок пройдет интересно и с пользой.

II Введение в тему.

- А куда же мы отправимся путешествовать,  вы мне скажите сами. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено.

- А какое время года изображено?

- А как вы догадались? Какие весенние приметы вы знаете?

- Итак, сегодня мы отправляемся путешествовать в весенний лес.  Мы продолжим говорить о весне, а точнее о его предвестнике. Послушайте загадку, и скажите, о каком цветке пойдет речь на уроке:

              Из-под снега расцветает, 

             Раньше всех весну встречает. –

- О каком цветке сегодня пойдёт речь на уроке?

- Тема нашего урока – «Раннецветущие растения. Подснежник».

- Что Вы хотите узнать на уроке?

- Вы познакомитесь поближе с этим удивительным цветком. Надеюсь, узнаете много нового об этом растении.

-  Для этого давайте продолжим с Солнышком путешествие по весеннему лесу.

III Актуализация изученного материала.

- Ребята на лесной полянке мы проведем разминку.

  1. Артикуляционная гимнастика для языка.

 Работа с чистоговоркой:

Сосулька испугалась высоты,

Сосулька от испуга стала плакать.

- Читаем хором,  выделяя звук «с» (громко, шепотом).

-Прочитайте 1-ю строчку в вопросительном тоне.

- Прочитайте 2-ю строчку в восклицательном тоне.

2) Упражнение на развитие внимания, зрительной памяти.

- Рассмотрите картинку. Запомните, кто и что изображено на ней. (Картинка убирается.)

- Ребята, какое время года изображено на картинке?

- Почему вы так думаете?

- Что нарисовано под деревом? Над деревом?

-  Сколько птиц вы заметили в небе?

- Ребята, что ещё вы не назвали, что помогло Весне прогнать Зиму?

IV Изучение нового материала.

-Посмотрите, что мы увидели в лесу?         

- Как вы думаете, почему этот цветок называют подснежником?

- Как он выглядит?

- Назовите части этого растения.

  1. Работа в тетрадях.

- Откройте тетради. Запишите число и тему урока. Зарисуйте подснежник в тетрадь. Подпишите части растения.

- А вот перед нами открылась полянка, на которой можно отдохнуть.

- Давайте все вместе проведём физминутку.

Физкультминутка «Подснежники»:

На лугу растут цветы                          (Все сидят на корточках)  

Небывалой красоты. (Медленно встают, покачивание с поднятыми руками)

К солнцу тянутся цветы,                            (Встают на носочки.)

С ними потянись и ты.                     (Тянутся к солнцу по часовой стрелке)

Дует ветер с высоты        (Помахивание руками на себя)

Наклоняются цветочки,        (Наклоны направо, налево)

Опускают лепесточки     (Присесть медленно, руки скрестить перед собой)

А потом опять встают               (Медленно встать)

И по-прежнему цветут.                    (Раскрывают руки вверх)

2) Рассказ учителя.

- Своё восхищение этим чудом природы великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский выразил в пьесе «Апрель. Подснежник».

- Давным-давно, когда на Земле только начиналась жизнь,  и всё вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть Землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь.

 

- Подснежники приходят к нам прямо из царства вьюг и снега.

- Ребята, какое настроение создаёт эта музыка?

- Действительно, так и видишь, как тянутся вверх подснежники, распускаются цветочки, начинает зеленеть трава, поют птички, всё оживает.

3) Беседа об охране раннецветущих растений.

- К сожалению, многие раннецветущие растения стали очень редки в наших краях. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних букетов. Все ранневесенние растения цветут всего несколько дней.

- Стоит ли рвать эти цветы, если стоят они в доме всего один день, а то и меньше?

- Поэтому эти растения занесены в Красную Книгу.

- Красная Книга – это книга, в которой содержится список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов, которые необходимо оберегать.

- Ребята, Солнышко спрашивает, кто из вас знает редкие виды растений нашей Ивановской области, которые нужно беречь и не рвать?

- Давайте посмотрим по презентации, какие ещё растения  Ивановской области занесены в Красную книгу?

- Подумайте ребята, к каким последствиям может привести исчезновение раннецветущих растений в нашей местности?

- Сделайте вывод,  как нужно поступать с цветами и растениями, чтобы сохранить красоту и гармонию нашей природы.

4) Работа по карточкам.

- Составьте рассказ по картинке и опорным словам. Что опечалило вас этих картинках? Как надо поступить?

V Закрепление изученного материала.

 1) Работа в парах.

- Откройте конверты. «Осколочные» картинки. Вам нужно восстановить картинку.

- Какой цветок у вас получился?

2) Игра «Да» или  «нет».

- Ребята, Солнышко очень хочет, чтобы мы поиграли в игру «Да» или «нет». Я буду читает предложения, а вы отвечать, бывает так или нет.

  1. Весной, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Так бывает или нет?
  2. Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать их. Так бывает или нет?
  3. На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири. Так бывает или нет?
  4. Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Косяки птиц улетают в теплые края. Так бывает или нет?

- Когда снег в лесу ещё не совсем сошёл, на открытых местах появляются первые цветы. Так бывает или нет?

VI Итог урока.

- Пора возвращаться из путешествия по весеннему лесу и подводить его итог.

-  С каким прекрасным растением мы с вами познакомились?

- Почему этот цветок так называется?

-  Как выглядит подснежник?

- В какое время появляются и расцветают эти цветы?

- Почему нужно беречь это растение и не срывать зря?

- Как называется книга, куда заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных, которых нужно беречь и охранять?

- Ребята, а другие растения  и животных надо беречь, ка вы считаете?

- Верно, беречь нужно все растения и животных, всю нашу прекрасную природу и Землю.

Рефлексия.

- Солнышко радуется вашей доброте к природе. Улыбнёмся ещё раз солнышку, а теперь друг другу.

-  А теперь Солнышко просит Вас посчитать солнечные улыбки, для того, чтобы поставить оценки.

- Ребята, какое настроение у Вас?

- У меня тоже прекрасное настроение, как и у нашего Солнышка, потому что вы порадовали меня, себя и друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...

Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.

Тип урока: комбинированный. Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем. Цели и адачи: Коррекционно - обучающая: 1.    Уточнить и...

Открытый урок развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности по теме «Раннецветущие растения. Подснежник».

План-конспект открытого урока по предмету развитие речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности....

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.Продолжительность: 1урок – 45 минут.Класс: 4.Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoint 200...

Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.

Тип урока: комбинированный.Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем.Цели и адачи:Коррекционно - обучающая:1.    Уточнить и расшири...